г. Пермь |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А60-10890/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сусловой О.В.,
судей Григорьевой Н.П., Муталлиевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой М.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, ООО "СВК Лайтинг",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2021,
вынесенное судьей Воротилкиным А.С.,
по делу N А60-10890/2021
по заявлению ООО "СВК Лайтинг" (ОГРН 1169658120830, ИНН 6679101105, г. Екатеринбург)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046602689495, ИНН 6658040003, г. Екатеринбург),
третье лицо: инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046604027414, ИНН 6661009067, г. Екатеринбург),
о признании недействительным отказа в государственной регистрации,
при участии
от заявителя: не явились,
от заинтересованного лица: не явились,
от третьего лица: не явились,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СВК Лайтинг" (далее - заявитель, общество "СВК Лайтинг") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган) с требованием о признании незаконным решения от 31.12.2020 N 69708А об отказе в государственной регистрации ликвидации общества "СВК Лайтинг".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 21.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обществом "СВК Лайтинг" подана апелляционная жалоба, в которой оно просит отменить решение в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт.
Регистрирующим органом и третьим лицом представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых они просят оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 07.10.2021 отказано в приобщении к материалам дела справки о проведении выездной налоговой проверки от 24.08.2021 на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанный документ изготовлен после вынесения обжалуемого судебного акта и подтверждает обстоятельства, которые возникли после вынесения решения по настоящему делу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) общество "СВК Лайтинг" зарегистрировано в качестве юридического лица 21.10.2016.
Обществом "СВК Лайтинг" в адрес регистрирующего органа 24.12.2020 представлены документы (вх. N 69708А):
- заявление о ликвидации юридического лица по форме N Р15016, утвержденной приказом ФНС России от 31 августа 2020 года N ЕД-7-14/617@ (далее - заявление по форме N Р15016);
- ликвидационный баланс от 23.12.2020;
- решение участника общества "СВК Лайтинг" от 23.12.2020;
- документ об уплате государственной пошлины.
Данные документы представлены для осуществления государственной регистрации, связанной с ликвидацией общества "СВК Лайтинг"; заявителем являлся Вареник И.А. - ликвидатор общества "СВК Лайтинг".
Регистрирующим органом ИФНС России по Ленинскому району города Екатеринбурга в отношении общества "СВК Лайтинг" 28.12.2020 принято решение о проведении выездной налоговой проверки N 19/Р.
Предметом выездной налоговой проверки являются вопросы правильности исчисления своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов, страховых взносов за период с 01.01.2017 по 17.07.2020.
Регистрирующим органом ИФНС России по Ленинскому району города Екатеринбурга в отношении общества "СВК Лайтинг" сформировано уведомление от 28.12.2020 N 19/У о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (копия уведомления прилагается).
Регистрирующим органом 31.12.2020 принято решение об отказе в государственной регистрации N 69708А на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129 - ФЗ).
Решением Управления ФНС России по Свердловской области N 13- 06/04553@ от 12.02.2021 года отказ инспекции в государственной регистрации от 31.12.2020 N 69708А признан правомерным.
Основанием для обращения с настоящим иском послужило несогласие общества "СВК Лайтинг" с решением регистрирующего органа от 31.12.2020 N 69708А об отказе в государственной регистрации ликвидации общества.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 4, 5, 8, 9, 20, 21, 23 Закона N 129-ФЗ, статьями 61, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом принятого налоговым органом решения от 28.12.2020 о проведении в отношении общества "СВК Лайтинг" выездной налоговой проверки счел, что у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для принятия решения о государственной регистрации и внесении сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации общества "СВК Лайтинг".
Судом первой инстанции принято во внимание, что наличие решения о проведении выездной налоговой проверки проверяется регистрирующим органом на дату принятия решения о ликвидации юридического лица, в связи с чем то обстоятельство, что на момент подачи обществом "СВК Лайтинг" 24.12.2020 документов на государственную регистрацию решение о проведении выездной налоговой проверки еще не было принято, не имеет правового значения. Решение о проведении выездной налоговой проверки принято в рамках реализации налоговым органом своих полномочий в связи с осуществлением мероприятий налогового контроля в соответствии с требованиями статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговое законодательство не устанавливает срок, в течение которого налоговый орган должен вручить организации решение о проведении выездной налоговой проверки.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что решение о выездной налоговой проверке принято уже после принятия обществом ликвидационного баланса и сдаче 24.12.2020 документов в регистрирующий орган на государственную регистрацию; решение о проведении выездной налоговой проверки общество не получало и по факту проверка налоговым органом не проводилась.
По мнению заявителя жалобы, на момент регистрации юридического лица в связи с ликвидацией решение о выездной налоговой проверке не имело юридической силы.
Данные доводы не принимаются апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктами 2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Из материалов дела усматривается, что указанный перечень документов предоставлен заявителем в регистрирующий орган 24.12.2020 в соответствии с распиской в получении документов за вх. N 69708А.
Основания, при наличии которых регистрирующий орган вправе принять решение об отказе в государственной регистрации предусмотрены положениями пункта 1 статьи 23 Закона N 129 - ФЗ.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации (подпункт "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129 - ФЗ).
При этом подпунктом "в", пункта 4 статьи 20 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.
Поскольку до вступления в силу итогового документа по результатам выездной налоговой проверки закон запрещает представление сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса, которое является промежуточным этапом процедуры ликвидации, представляется невозможным и проведение заключительной стадии этой процедуры - внесение в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица.
Из материалов дела усматривается, что регистрирующим органом ИФНС России по Ленинскому району города Екатеринбурга в отношении общества "СВК Лайтинг" 28.12.2020 принято решение о проведении выездной налоговой проверки N 19/Р. Предметом выездной налоговой проверки являлись вопросы правильности исчисления своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов, страховых взносов за период с 01.01.2017 по 17.07.2020.
Далее регистрирующим органом ИФНС России по Ленинскому району города Екатеринбурга в отношении общества "СВК Лайтинг" сформировано уведомление от 28.12.2020 N 19/У о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Также ИФНС России по Ленинскому району города Екатеринбурга в отношении общества "СВК Лайтинг" сформировано требование от 28.12.2020 N 97393 о представлении документов.
После чего решением ИФНС России по Ленинскому району города Екатеринбурга N 19/П от 11.01.2021 выездная налоговая проверка в отношении общества "СВК Лайтинг" приостановлена.
Основанием приостановления выездной налоговой проверки являлась необходимость истребования документов в соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации иных организаций.
Согласно отзыву третьего лица в настоящее время проводится анализ документов, запрошенных в рамках ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Выездная налоговая проверка в отношении заявителя не завершена.
Вышеуказанные материалы, касающиеся инициирования и проведения выездной налоговой проверки, 29.01.2021 направлены в адрес общества, а также в адрес ликвидатора общества "СВК Лайтинг" в лице Вареник И.А., что подтверждается списком N 104 внутренних почтовых отправлений ИФНС России по Ленинскому району города Екатеринбурга, согласно которому:
- почтовое отправление (почтовый идентификатор 80093356837945), направленное в адрес общества "СВК Лайтинг", согласно информации, размещенной на сайте АО "Почта России" (https://www.pochta.ru) 02.03.2021 возвращено отправителю;
- почтовое отправление (почтовый идентификатор 80093356837952), направленное в адрес ликвидатора - Вареник И.А. согласно информации, размещенной на сайте АО "Почта России" (https://www.pochta.ru) 09.02.2021 вручено адресату почтальоном.
В связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняются ссылки заявителя жалобы о неполучении материалов, связанных с проведением выездной налоговой проверки в отношении общества "СВК Лайтинг", равно как и доводы о том, что фактически выездная налоговая проверка не проводится.
Кроме того, налоговое законодательство не устанавливает срок, в который налоговый орган должен вручить организации решение о ее проведении. Налоговый орган вправе передать решение и после начала проверки, при этом начало выездной проверки не зависит от того, когда организация получила решение о ее проведении (Письмо Минфина России от 17 февраля 2016 года N 03-02-07/8635).
Также не имеют правового значения доводы заявителя о том, что на момент оформления промежуточного ликвидационного баланса и подачи документов на государственную регистрацию заинтересованному лицу решение о выездной налоговой проверке еще не было принято, поскольку наличие решения о проведении выездной налоговой проверки проверяется регистрирующим органом на дату принятия решения о ликвидации юридического лица и налоговый орган при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки не ограничен сроками, установленными для предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемому должнику.
Сроки, установленные статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (не менее 2-х месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации), не идентичны сроку принятия решения о проведении в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки, которое может быть принято до того момента, пока правоспособность юридического лица не прекращена в связи с его ликвидацией либо по иным основаниям.
Таким образом, поскольку до вступления в силу итогового документа по результатам выездной налоговой проверки закон запрещает представление сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса, которое является промежуточным этапом процедуры ликвидации, ликвидация общества "СВК Лайтинг" до завершения мероприятий налогового контроля в установленный законом срок завершена быть не могла, что повлекло принятие инспекцией обоснованного решения об отказе в государственной регистрации от 31.12.2020 N 69708А на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Доводы ответчика об отказе судом первой инстанции в отложении судебного разбирательства отклоняются апелляционным судом, поскольку данное обстоятельство не привело к принятию неправильного судебного акта, заявитель не был лишен возможности изложить свою позицию в письменном виде и заблаговременно направить ее в арбитражный суд; в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания, не является препятствием в проведении судебного разбирательства.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2021 по делу N А60-10890/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.В. Суслова |
Судьи |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10890/2021
Истец: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА, ООО "СВК ЛАЙТИНГ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕРХ-ИСЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА