г. Пермь |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А60-17802/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
с участием (в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел") представителя акционерного общества "РН-Транс" Муратшина Р.И. по доверенности от 02.11.2020, а также представителей Уральское УГЖДН Ространснадзора Мозыревой Е.П. по доверенности от 16.04.2021 и Кайгородова Н.В. по доверенности от 16.04.2021,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Уральского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 июля 2021 года по делу N А60-17802/2021
по заявлению акционерного общества "РН-Транс" (ИНН 6330017677, ОГРН 1026303117092)
к Уральскому управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 6659118799, ОГРН 1056603160712, сокращенное наименование - Уральское УГЖДН Ространснадзора)
об отмене постановления о назначении административного наказания от 09.04.2021 N 13133/21,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "РН-Транс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Уральского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, административный орган) от 09.04.2021 N 13133/21.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 июля 2021 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Уральского УГЖДН Ространснадзора N 13133/21 о назначении административного наказания от 09.04.2021.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе административный орган приводит доводы о том, что указанные должностным лицом в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении обстоятельства, свидетельствуют о том, что грузоотправителем (АО "PH-Транс") допущены нарушения установленных требований и правил перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, что подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств и свидетельствует о наличии в деянии общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ. Управление указывает, что 21.02.2020 начал действовать Приказ Минтранса России от 29.07.2019 N 245 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума", в связи с чем устанавливается презумпция вины грузоотправителя: из пункта 8 Правил следует, что грузоотправитель является ответственным за исправность котла, арматуры, люков, прокладок, правильность заполнения вагона-цистерны, обеспечение безопасности в пути следования; в пункте 26 прописаны обязанности грузоотправителя, в том числе из пункта 26.2 следует, что грузоотправитель обязан герметично закрыть крышки загрузочного люка, бункера, сливоналивной арматуры, заглушек технологических отверстий; из пункта 49 следует, что перед наполнением вагонов-цистерн газами грузоотправитель должен провести осмотр наружной поверхности, проверить исправность и герметичность арматуры, наличие остаточного давления и соответствие газа назначению вагона-цистерны.
В судебном заседании представители Управления на доводах жалобы настаивали.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Представитель заявителя доводы отзыва на жалобу поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением по результатам расследования в отношении АО "РН-Транс" составлен протокол от 09.04.2021 об административном правонарушении N 13133/21 и 09.04.2021 вынесено постановление о назначении административного наказания N 13133/21 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с постановлением, акционерное общество "РН-Транс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом в действиях Общества вины, и соответственно, состава вменяемого административного правонарушения.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 11.14 КоАП РФ нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N17-ФЗ) одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью.
Согласно статье 20 Закона N 17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона N 17-ФЗ грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, а так же погрузки и выгрузки.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Закон N18-ФЗ) опасным грузом признается груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Статьей 3 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определено, что "Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности".
По правилам абзаца 2 статьи 20 Устава железнодорожного транспорта техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
Абзацем 3 статьи 20 Устава железнодорожного транспорта определено, что подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, проводятся грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами.
Абзац 4 указанной статьи прямо регламентирует то, что перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов.
Пунктом 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом Минтранса России от 29 июля 2019 г. N 245 установлено, что грузоотправитель является ответственным за исправность котла, арматуры, люков, прокладок, правильность заполнения вагона-цистерны, обеспечение безопасности в пути следования, порчу груза в результате налива в непредназначенный или неочищенный вагон-цистерну, вагон бункерного типа, а также за последствия неправильного их использования.
Из материалов дела установлено, что 05.03.2021 в 12 час 05 мин. в составе поезда N 3319 (индекс 7932-108-7859), прибывшего на 5 путь приемоотправочного парка станции Егоршино, осмотрщиком вагонов Ксель А.А выявлен пролив опасного груза ЗО/ООН 1202 ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ, 3, АК315 из нижнего сливного прибора вагона-цистерны N 57502593. О данном случае осмотрщик вагонов Ксель А.А. сообщил приемосдатчикам груза и багажа Королевой Л.В., Карлиной С.В. По результатам осмотра поезда N3319 приемосдатчиками груза и багажа Королевой Л.В., Карлиной С.В. подтвержден пролив опасного груза из нижнего сливного прибора вагона - цистерны N57502593 интенсивностью 1 литр в минуту.
Информация о проливе груза передана приемосдатчиками груза и багажа Королевой Л.В., Карлиной С.В. начальнику станции (далее - ДС) Власову С.С. и всем причастным согласно схеме оповещения.
В 14 час. 13 мин вагон N 57502593 переставлен маневровым порядком для устранения пролива опасного груза на обесточенный путь N 18а станции Егоршино с четной стороны, согласно TP А станции, предназначенный для ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами.
05.03.2021 в 15 час. 07 мин. в соответствии с требованием "Регламента взаимодействия Свердловской ж.д. - филиала ОАО "РЖД" с профессиональными аварийно-спасательными формированиями при возникновении чрезвычайных ситуаций при транспортировке опасных грузов", утвержденного распоряжением от 13.06.2019 N СВЕРД-710/р, для устранения пролива груза ДГС Галыгиным И.А. вызваны работники АО "ЦАСЭО", вызов принят оперативным дежурным Гемрановым С.Г. АО "ЦАСЭО".
05.03.2021 в 15 час. 33 мин. к месту ликвидации аварии на специализированном автомобиле ГАЗ-330273 (Газ Фермер) со специальным оборудованием (специализированные кусачки, специализированный ключ) прибыли в количестве 5-ти человек специалисты АО "ЦАСЭО" начало аварийно-спасательных работ АО "ЦАСЭО".
05.03.2021 с 16 час. 09 мин. специалистами АО "ЦАСЭО" с крышки верхнего загрузочного люка цистерны снято исправное ЗПУ грузоотправителя Блок-Гарант ЗМ N РЖДР2570867. Силами АО "ЦАСЭО" пролив груза устранен путем затягивания штанги нижнего сливного прибора через верхний загрузочный люк на один оборот, далее специалистами АО "ЦАСЭО" вскрыта предохранительная крышка нижнего сливного прибора, произведена проверка отсутствия течи из нижнего сливного прибора, после проверки крышка нижнего сливного прибора закрыта плотно, герметичность обеспечена, далее специалистами АО "ЦАСЭО" закрыт верхний загрузочный люк, на крышку верхнего загрузочного люка цистерны установлено ЗПУ ТП-2800-02 РЖДА 2293068, предоставленное стрелком ВОХР Устьянцевым А.В.
05.03.2021 в 16 час 30 мин. специалистами АО "ЦАСЭО" проведен контрольный осмотр цистерны на отсутствие течи груза, время окончание работ специалистов АО "ЦАСЭО" по устранению инцидента.
Проведение дополнительных мероприятий по ликвидации последствий пролива на основании информации представителей работников центра охраны окружающей среды, не требуется.
С момента обнаружения пролива до устранения причины пролива вагон N 57502593 находился под непрерывной охраной стрелка ВОХР Устьянцева А.В.
На устранение пролива опасного груза специалистами профессионального аварийно-спасательного формирования АО "ЦАСЭО" затрачено 2 часа 17 минут.
По результатам контрольной перевески вагона недостача массы груза превышает норму на 980 кг.
Указанные обстоятельства подтверждаются документами, приложенными к протоколу об административном правонарушении, а именно: актами общей формы; актом служебного расследования данного случая; протоколом разбора у начальника станции Егоршино и другими материалами.
Факт нарушения АО "РН-Транс" требований федерального законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта по случаю течи опасного груза (топливо дизельное АК-315), выявленной на станции Егошино Свердловской железной дороги 05.03.2021 у вагона N 57502593, в составе поезда N 3319, подтверждается материалами дела и не опровергнут заявителем, в связи с чем, событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находиться дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, прежде всего, протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, исследование вопроса о наличии события административного правонарушения, о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу о привлечении к административной ответственности.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.
Из смысла и содержания указанных норм права следует, что, принимая постановление о привлечении общества к административной ответственности, административный орган должен установить не только факт совершения административного правонарушения, но и вину общества в его совершении.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исследовав и оценив представленные в дело документы по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о недоказанности административным органом в действиях общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Так, административным органом не исследованы возражения общества, а также представленные документы, при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела, надлежащая оценка данным доказательствам не дана.
Вместе с тем обществом указано, что представителями АО "РН-Транс" совместно с представителями ОАО "РЖД" перед наливом произведены следующие действия:
- визуально оценена степень загрязнения наружной и внутренней поверхности цистерны;
- проверено отсутствие в цистернах посторонних предметов;
- установлено отсутствие внутри цистерн наличия мазеобразных отложений, льда или воды;
- установлено отсутствие остатка нефтепродукта в котле цистерны;
- проверена степень загрязненности (замазученности) колпака, крышки, рабочей площадки и лестницы цистерны;
- проверено техническое состояние шарнира крышки люка, спецлаза люка или выступа крышки, наличие бензостойкой резиновой прокладки в спецлазе люка;
- проверено техническое состояние гаек-барашков, обеспечивающих герметичность закрытия крышки колпака;
- установлено наличие заглушки патрубка нижнего сливного прибора, прижимного винта и проверено его техническое состояние;
- проверено техническое состояние лестниц, крепления стенок, перил, поручней, ограждений и настила рабочих площадок.
- проверено положение и техническое состояние запорной арматуры на продуктовых коммуникациях, а также исправность всех сливоналивных устройств, плотность соединений телескопических труб.
Согласно пункту 2.1.20 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утв. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, техническое состояние и пригодность под перевозку опасных грузов кузовов специализированных вагонов, а также их арматуры и оборудования определяет грузоотправитель.
Перед погрузкой груза в вагон, АО "РН-Транс" предъявило работнику железной дороги свидетельство о техническом состоянии вагона или контейнера-цистерны, включая его арматуру и оборудование, гарантирующее безопасность перевозки этого груза. Номер свидетельства работник вагонного хозяйства отразил в книге формы ВУ-14.
В соответствии с Технологией профилактики течи груза через нижний сливной прибор при погрузке вагонов-цистерн на путях необщего пользования участков железнодорожных филиала АО "РН-Транс" в Республике Башкортостан заключенной 22.02.2018 приемосдатчик груза и багажа ОАО "РЖД" совместно с представителем грузоотправителя, произвел осмотр вагона-цистерны на наличие течи нефтепродукта через нижний сливной прибор, путем открытия (представителем грузоотправителя) крышки-заглушки каждого погруженного вагона.
Неисправностей и недостатков в ходе осмотра не было. Течь сливного прибора отсутствовала, крышка-заглушка закрыта и произведено навешивание ЗПУ с осуществлением дальнейших приемосдаточных операций.
В случае выявления в процессе совместного осмотра признаков течи нефтепродукта, вагон к перевозке не принимается, а грузоотправителем принимаются меры по ее устранению, путем протягивания упорной штанги клапана нижнего сливного прибора через верхний загрузочный люк вагона-цистерны. Затем нижний сливной прибор дополнительно осматривается и при отсутствии признаков течи нефтепродукта вагон повторно предъявлен к осмотру приемосдатчиком груза и багажа ОАО "РЖД".
Так же в рамках заключенного АО "РН-Транс" и ФГП ФО ЖДТ России договора на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом пунктом 4.7 предусмотрено, что под охрану не принимается груз, в вагоне (контейнере) с коммерческими неисправностями, угрожающими сохранности перевозимого груза до их устранения.
Указанный вагон принят ФГП ФО ЖДТ России без замечаний, к коммерческому и техническому состоянию, что подтверждается актом серии П N 63403 от 27.02.2021.
В пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" указано, что арбитражным судам следует иметь в виду, что согласно статье 20 Устава обязанность по проверке технической исправности котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн перед наливом возложена на грузоотправителя. Если же грузоотправитель не выполнил указанные обязанности и вследствие технической неисправности котлов, арматуры и универсальных сливных приборов произошла утрата или недостача груза при перевозке, обязанность по возмещению грузополучателю (грузоотправителю) стоимости утраченного либо недостающего груза на перевозчика возложена быть не может.
Управлением документально не опровергнуто, что вагон N 57502593 на момент погрузки прошел техническое обслуживание, признан перевозчиком технически пригодным для перевозки данного груза и подан после прохождения техобслуживания под налив 18.02.2021.
После приема к перевозке вагон N 57502593 прошел ряд станций и пунктов технического и коммерческого осмотра в исправном состоянии без наличия течи груза, что подтверждается отсутствием оперативных донесений о неисправностях.
Статьей 796 ГК РФ установлено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Согласно пункту 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик должен доказать, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли, как указано в статье 796 ГК РФ, вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.09.2012 N 3659/12, приняв груз к перевозке и оформив документы, перевозчик фактически подтвердил (засвидетельствовал документами) соблюдение грузоотправителем требований Правил перевозок грузов наливом и факт отсутствия течи у вагона-цистерны при его отправке.
Как верно указано судом, обстоятельства перевозки вагонов и соблюдения регламентов движения, маневрирования и роспуска с сортировочных горок, при рассмотрении данного случая не были предметом исследования административным органом.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом данной нормы суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом в действиях общества вины и, таким образом, состава вменяемого административного правонарушения.
Убедительных доказательств для переоценки указанного вывода административным органом не приведено.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями для отмены или изменения судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 июля 2021 года по делу N А60-17802/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17802/2021
Истец: АО "РН-ТРАНС"
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в лице Уральского управления государственного железнодорожного надзора