город Воронеж |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А36-4695/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Частного образовательного учреждения дошкольного образования "Счастливые дети": Тесленко С.А. - представителя по доверенности N 015 от 05.07.2020 (сроком по 05.07.2022); Буркова Ю.С. - представителя по доверенности N 015 от 05.07.2020 (сроком по 05.07.2022)
от Управления образования и науки Липецкой области: Мурзиной Т.П.- представителя по доверенности от 05.07.2021 N ЛЗ-1613, выданной сроком на один год, предъявлено удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Частного образовательного учреждения дошкольного образования "Счастливые дети" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.04.2021 по делу N А36-4695/2020, по исковому заявлению Частного образовательного учреждения дошкольного образования "Счастливые дети" г.Липецк о взыскании с Управления образования и науки Липецкой области, задолженности по выплате субсидии в размере 343 694,78 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Частное образовательное учреждение дошкольного образования "Счастливые дети" (далее - истец, ЧОУДО "Счастливые дети") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением о взыскании с Управления образования и науки Липецкой области (далее - ответчик, Управление образования) задолженности по выплате субсидии в размере 343 694 руб. 78 коп.
Решением от 14.04.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ЧОУДО "Счастливые дети" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что Закон Липецкой области от 11.12.2013 N 217-03 "О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций" в части методики определения норматива финансирования (приложение N 1), противоречит нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: а) Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования" (далее - ФГОС ДО): общим положениям (п.п.: 1.4; 1.6); б) Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 08-1002 "О направлении методических рекомендаций" (далее - Методические рекомендации). Ссылается на то, что при расчете норматива финансирования в спорный период не применялись коэффициенты возраста воспитанников, среднемесячной заработной платы работников общего образования субъекта РФ, а также лиц принимающих участие в реализации образовательной программы. Считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на преюдициальность обстоятельств, установленных в рамках дела N 3а-33/2020, рассмотренного Липецким областным судом.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Управление образования возражало на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, что Частное образовательное учреждение дошкольного образования (ЧОУДО) "Счастливые дети" с 2011 года является социально-ориентированной некоммерческой организацией, расположенной по адресу: г. Липецк, ул. Циолковского, д.23, площадью 1500 кв.м.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Законом Липецкой области от 17.12.2019 N 318-03 "Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" и Постановлением администрации Липецкой области от 03.03.2020 N 94 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям" (далее - Порядок N 94), между Управлением образования и науки Липецкой области и ЧОУДО "Счастливые дети" 30.03.2020 заключено Соглашение N 93 "О предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям" (далее - Соглашение N 93).
Из искового заявления следует, что в период с января по февраль 2020 года ЧОУДО "Счастливые дети" осуществило, расходы связанные с выплатой заработной платы за январь - 371428,53 руб., февраль - 359595,87 руб.: со страховыми взносами на выплату страховой части трудовой пенсии (ПФР) - 178296,11 руб., со страховыми взносами на выплату страховой части трудовой пенсии за 01.2020 (ПФР) - 74285,71 руб., со страховыми взносами на выплату страховой части трудовой пенсии за 02.2020 (ПФР) - 71919,18 руб., с взносом на обязательное страхование от несчастных случаев. Регистрационный номер в ФСС 4800247302 - 1462,05 руб.
Данная информация, в соответствии с пунктом 4.2 Соглашения N 93, была предоставлена в Управление образования и науки Липецкой области которое в январе текущего года возместило истцу 356706 руб., а в феврале 356586,67 руб.
Полагая, что у Управления образования перед ЧОУДО "Счастливые дети" имеется задолженность по выплате субсидии в размере 343 694,78 руб. истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал, при этом правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 13); финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в подпункте 13 приведенного пункта (подпункт 13.2).
Аналогичные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования закреплены в пунктах 3 и 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Как следует из части 1 статьи 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (пункт 2 части 3 статьи 11 этого же федерального закона).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N1155, определяющий требования к кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, устанавливает, что реализация образовательной программы дошкольного образования обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 3.4.1).
Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объёме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом типа организации, осуществляющей образовательную деятельность, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности образовательной программы дошкольного образования, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и должны быть достаточными и необходимыми для осуществления организацией, осуществляющей образовательную деятельность: расходов на оплату труда работников, реализующих образовательную программу дошкольного образования; расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в том числе специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья; расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности; иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации образовательной программы дошкольного образования (пункт 3.6.3).
Субъект Российской Федерации при определении окончательного размера субвенций и субсидий для целей реализации образовательных программ дошкольного образования должен исходить из одних и тех же критериев в расчёте на численность воспитанников.
Данный правовой подход сформулирован в Апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 11-АПА19-8.
Положения пункта 6 Порядка N 94, также устанавливает, что размер субсидий определяется исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, рассчитанными в соответствии с Законом Липецкой области от 11.12.2013 N217-03 "О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций" (далее Закон Липецкой области N217-03).
Таким образом, положения названного пункта определяют требование по общей количественной численности детей.
В Методических рекомендациях по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования (письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 года N 08 -1408 и от 31 июля 2014 года N 08-1002) разъяснено, что за счёт бюджета субъекта Российской Федерации должна быть обеспечена оплата труда следующих категорий работников, осуществляющих в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования: воспитатели, в том числе старшие воспитатели; прочие педагогические работники, с учетом требований примерных образовательных программ дошкольного образования, в том числе руководители, работники, инструкторы по физкультуре, концертмейстеры, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, руководители физического воспитания, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, методисты и прочие; учебно-вспомогательный персонал, в том числе младшие воспитатели, помощники воспитателей и прочие; административно-управленческий и обслуживающий персонал, за исключением персонала, обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода и оказание услуг по присмотру и уходу за детьми (в настоящее время действуют одноименные Методические рекомендации Минобрнауки России от 31 июля 2014 года N 08-1002).
Порядком N 94 утвержден и определён объём предоставления субсидий на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям на 2020 год.
На основании пункта 4 Соглашения N 93 главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субсидий, является Управление образования и науки Липецкой области. Получателями субсидий являются частные дошкольные образовательные организации, зарегистрированные и осуществляющие образовательную деятельность на территории Липецкой области по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
В соответствии с распоряжением администрации Липецкой области от 09.06.2008 N 246-р "Об утверждении Положения об управлении образования и науки Липецкой области" Управление не осуществляет функции государственного контроля (надзора), за исключением полномочий по государственному контролю (надзору) в сфере образования, переданных Российской Федерацией в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Вместе с тем, являясь главным распорядителем средств областного бюджета (п. 2.6 Положения), в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляет полномочия по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту.
Исходя из правовой позиции истца, ЧОУДО "Счастливые дети" осуществило, в период с января по февраль 2020 года, расходы связанные с выплатой заработной платы за январь - 371428,53 руб., февраль - 359595,87 руб.: со страховыми взносами на выплату страховой части трудовой пенсии (ПФР) - 178296,11 руб., со страховыми взносами на выплату страховой части трудовой пенсии за 01.2020 (ПФР) - 74285,71 руб., со страховыми взносами на выплату страховой части трудовой пенсии за 02.2020 (ПФР) - 71919,18 руб., с взносом на обязательное страхование от несчастных случаев. Регистрационный номер в ФСС 4800247302 - 1462,05 руб.
Данная информация, в соответствии с пунктом 4.2 Соглашения N 93, была предоставлена в Управление образования и науки Липецкой области которое в январе текущего года возместило истцу 356706 руб., а в феврале 356586,67 руб.
По утверждению истца долг Управления образования перед ЧОУДО "Счастливые дети" составил - 343694,78 руб., однако, истцом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), производится в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ).
Такие нормативы установлены Законом Липецкой области от 11.12.2013 N 217-03 "О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций" (далее - Закон Липецкой области N 217-03).
Законом Липецкой области N 217-03 установлены нормативы финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций и порядок определения субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) на территории Липецкой области.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Липецкой области N 217-03 размер субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях определяется исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, определенными статьей 3 Закона Липецкой области N 21703.
Согласно частям 1-4, 6 статьи 3 Закона Липецкой области N 217-03, нормативы финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение дошкольного образования (далее - нормативы финансирования) рассчитываются на одного воспитанника в возрасте от 2 месяцев до 8 лет в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону.
В нормативы финансирования включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная часть оплаты труда, компенсационные и стимулирующие выплаты, отчисления на уплату страховых взносов), приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.
В нормативы финансирования не включаются расходы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг.
Нормативы финансирования используются для расчёта объёмов субвенций местным бюджетам из областного бюджета на финансирование муниципальных дошкольных образовательных организаций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Нормативы финансирования утверждаются ежегодно Законом Липецкой области об областном бюджете.
В силу пункта 6 Порядка определения объёма и предоставления субсидий на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям, утвержденного Постановлением администрации Липецкой области от 03.03.2020 N 94 (далее - Порядок) субсидия предоставляется в объёме, рассчитанном исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, рассчитанными в соответствии с Законом Липецкой области N 217-03.
Законом Липецкой области от 17.12.2019 N 318-03 "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" предусмотрены нормативы финансирования расходов исходя из одного воспитанника.
Субсидии в объёме 38 341 000 руб., на 2020 год на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям в соответствии с государственной программой Липецкой области "Развитие образования Липецкой области", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 29 ноября 2013 года N 534 "Об утверждении государственной программы Липецкой области "Развитие образования Липецкой области" предоставляются частным дошкольным образовательным организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Липецкой области.
Таким образом, субсидии предоставляются в объёме, рассчитанном исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, рассчитанными в соответствии с Законом Липецкой области от 11.12.2013 N 217-03 "О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций".
На федеральном уровне закреплено, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, составляет предмет полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, законодатель определяет, что расчёт субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, осуществляется в соответствии с нормативами, определенными для обеспечения упомянутых выше государственных гарантий.
Региональный законодатель при определении окончательного размера субвенций и субсидий исходит из одних и тех же критериев в расчете на численность воспитанников.
Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм, следует вывод о том, что финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях осуществляется в соответствии с нормативами финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций, при этом размер субсидий определяется исходя из численности воспитанников.
Исходя из требований пункта 3 Порядка, для получения субсидий на цели, предусмотренные пунктом 1 Порядка, претенденты, отвечающие условиям и требованиям, приведенным в Законе об областном бюджете, представляют главному распорядителю средств областного бюджета в сфере образования и науки, в том числе, заявку на получение субсидии по форме согласно приложению 1 к Порядку с указанием в ней количества воспитанников и отнесением их к определенной возрастной группе.
Согласно пункту 7 Порядка, для возмещения затрат получатели субсидии представляют уполномоченному лицу, в том числе, отчёт о контингенте воспитанников по форме согласно приложению 2 к Порядку.
Форма отчёта о контингенте воспитанников, содержащегося в приложении 2 к Порядку предусматривает указание количества воспитанников с отнесением их к той или иной возрастной группе (до 3 лет, свыше 3 лет), а также длительность пребывания воспитанников в дошкольной группе (8 - 10 часов, 10,5 - 12 часов и т.д.). Наличие данных сведений в форме отчёта обусловлено необходимостью применения правильного норматива финансирования для образовательной организации.
Таким образом, предоставление субсидии на возмещение затрат осуществляется на основании представленной информации о контингенте воспитанников, исходя из их численности, зависящей от возрастной категории, и в соответствии с нормативами финансирования, утвержденными Законом Липецкой области об областном бюджете от 17.12.2019 N 318-03 "Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" (приложение 14, 15).
Согласно отчётам истца о контингенте воспитанников за январь и февраль 2020 года, представленным в Управление 27.03.2020 и подписанным руководителем организации Ильиным С.А., главным бухгалтером Поворотовой Н.С., в январе 2020 года организацию посещало 28 воспитанников до 3 лет и 45 воспитанников возрастом свыше 3 лет. Длительность пребывания воспитанников в дошкольной группе в январе 2020 года составляла 10,5-12 часов.
В феврале 2020 года организацию посещало 28 воспитанников до 3 лет и 43 воспитанника возрастом свыше 3 лет. Длительность пребывания воспитанников в дошкольной группе в феврале 2020 года составляла также 10,5 - 12 часов.
Исходя из представленных истцом в Управление (ответчику) сведений о контингенте воспитанников, ответчиком был произведен расчёт. Для расчёта окончательного размера субсидии, подлежащей предоставлению дошкольной образовательной организации за отчётный месяц, объём денежных средств, рассчитанных на возмещение расходов по оплате труда суммируется с объёмом денежных средств, рассчитанных на возмещение учебных расходов. В результате произведённого расчёта объём финансирования за январь 2020 года составил 365586,67 руб., февраль 2020 года - 356706 руб. Представленный суду ответчиком расчёт в ходе судебного разбирательства истцом не опровергнут, при этом истцом не было представлено доказательств позволяющих установить наличие какой-либо задолженности по выплате указанной субсидии.
Указанные в исковом заявлении суммы фактически понесённых расходов организации не свидетельствуют о наличии задолженности ответчика перед истцом.
Кроме того, согласно пункту 3.1 Соглашения N 93 от 30.03.2020, заключенного между сторонами о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям, субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению (ответчику) как получателю средств областного бюджета, на цели, указанные в пункте 1.1 раздела I настоящего Соглашения, в размере, рассчитанном исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, рассчитанными в соответствии с Законом Липецкой области N 217-03.
Согласно пункту 3.3 указанного соглашения, перечисление субсидии осуществляется на основании приказа Управления (ответчика) в сроки, предусмотренные Порядком предоставления субсидии: не позднее пятого рабочего дня со дня, следующего за днем издания приказа о выплате субсидий.
Согласно платежным поручениям N 1591 от 31.03.2020 и N 1585 от 31.03.2020, субсидии за январь и февраль 2020 года были перечислены истцу 01.04.2020 на основании приказов Управления "О перечислении субсидии из областного бюджета" от 31.03.2020 N 453 и N 454 соответственно.
Таким образом, ответчиком в полной мере были исполнены обязательства, предусмотренные соглашением N 93 от 30.03.2020 года о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям. Субсидии были рассчитаны в соответствии с законодательством и перечислены в полном объёме в срок, установленный Порядком и Соглашением.
Рассматривая заявление истца от 05.04.2021 исх. N 23 о не применении при вынесении решения нормативного правового акта - закона Липецкой области от 11.12.2013 N 217-03 "О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций", в части Методики определения норматива финансирования (приложения N 1), так как он противоречит нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым отразить следующие.
Решением Липецкого областного суда от 11.09.2020 по административному делу N 3а-33 в удовлетворении исковых требований НОУДО ДС "Маленькая страна", ЧОУДО "Счастливые дети", ИП Покшивановой М.С., ИП Лебедева Д.А., ИП Нестеровой Н.Ю. к администрации Липецкой области, Липецкому областному Совету депутатов о признании недействующими закона Липецкой области от 11.12.2013 N 217-ОЗ "О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций", Приложения 14 и 15 закона Липецкой области N 130-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов", Приложения 14-15 Закона Липецкой области N 224-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" было отказано. В рамках вышеуказанного дела истцами оспаривался закон Липецкой области "О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций", Закон Липецкой области N 318-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" в редакциях до внесения в них изменений соответственно 31.07.2020 года и 04.09.2020 года. Решение Липецкого областного суда от 11.09.2020 года вступило в законную силу 10.12.2020 года.
В силу п. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В обосновании заявленных требований о полном возмещении расходов по оплате труда, истец ссылается на Закон Липецкой области от 17.12.2019 N 318-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 года и на плановый 2021 и 2022 годов", а именно - п. 2 приложения 27, согласно которому субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям предоставляются, в том числе, по следующему направлению затрат:
- расходы на оплату труда работников, оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Вместе с тем, судом принято во внимание, что приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1014 был утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, согласно пункту 13 которого в группы в образовательных организациях могут включаться как воспитанники одного возраста, так и разных возрастов (разновозрастные группы). При этом, пунктом 6 Порядка установлено, что субсидия предоставляется в объёме, рассчитанном исходя из численности воспитанников в соответствии с нормативами финансирования, рассчитанными в соответствии с Законом Липецкой области от 11 декабря 2013 года N 217-ОЗ "О нормативах финансирования муниципальных дошкольных образовательных организаций".
По утверждению ответчика указанная норма вытекает из норм федерального законодательства, а именно, пунктов 3, 6 части 1 статьи 8, частей 2 и 5 статьи 99 Закона "Об образовании в РФ", устанавливающих возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, в соответствии с определяемыми органами государственной власти субъектов РФ нормативами в расчёте на одного обучающегося.
В соответствии с указанным порядком расчёта нормативов, пунктом 2 статьи 6, приложением 14 к Закону N 318-ОЗ от 17.12.2019 "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" были установлены нормативы финансирования расходов дошкольный организаций по оплате труда с начислениями на одного воспитанника, которые и были применены ответчиком при расчёте субсидии истцу.
С учётом изложенных обстоятельств, является обоснованной правовая позиция ответчика о том, что расходы по оплате труда возмещаются в составе субсидии не по фактическим затратам истца на получение субсидии, а в соответствии с указанными нормами действующего законодательства, действующими на момент спорных правоотношений, которые и были правомерно применены ответчиком. Ответчиком в полном объёме были исполнены обязательства, предусмотренные Соглашением N 93 от 30.03.2020 года о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям, которые были рассчитаны в соответствии с законодательством и перечислены истцу полностью и в срок, установленным вышеуказанными Порядком и Соглашением.
Таким образом, доводы ответчика при рассмотрении настоящего спора логически и системно взаимосвязаны, соответствуют обстоятельствам рассматриваемого спора.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих доводы ответчика, истец суду не представил.
С учётом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.04.2021 по делу N А36-4695/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-4695/2020
Истец: Частное образовательное учреждение дошкольного образования "Счастливые дети"
Ответчик: Управление образования и науки Липецкой области