г. Владимир |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А43-7189/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Микрокредитной компании "Ваш инвестор" (ОГРН 1135476100870, ИНН 5407487242) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12 июля 2021 года по делу N А43-7189/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Микрокредитной компании "Ваш инвестор" о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по делу от 11.01.2021 N 052/05/28-2087/2020 недействительным и несоответствующим пункту 1 части 3 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 138-ФЗ "О рекламе", при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Ощепкова Никиты Андреевича
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от ответчика - не явился, извещен;
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Ваш инвестор" (далее - заявитель, общество, ООО МКК "Ваш инвестор") с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - ответчик, Нижегородский УФАС России) по делу N 052/05/28-2087/2020 от 11.01.2021 недействительным и несоответствующим пункту 1 части 3 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 138- ФЗ "О рекламе".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Ощепков Никита Андреевич (далее - третье лицо, ИП Ошепков Н.А.).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12 июля 2021 года требования, заявленные ООО МКК "Ваш инвестор", оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО МКК "Ваш инвестор" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43- 7189/2021 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная копания "Ваш инвестор" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области.
ООО МКК "Ваш инвестор" считает решение суда первой инстанции незаконным и противоречащим действующему законодательству о рекламе, поскольку не доказан факт невозможности восприятия теста рекламы, а также судом фактически не рассмотрены доводы ООО МКК "Ваш инвестор" и мотивы, их отклонения.
В судебное заседание представители заявителя, ответчика и третьего лица не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в ходе осуществления контроля за соблюдением требований рекламного законодательства специалистами Нижегородское УФАС России выявлено транспортное средство с государственным регистрационным номером С366КМ 152, на заднем борту которого размещена информация следующего содержания: "Ваш Инвестор Сервис займов под залог ПТС 8 (831) 363-14-59 займ за 28 минут Лучшая МФО поможем все сложить 95 одобренных заявок Авто остается у вас". В левой части рекламного сообщения мелким шрифтом размещен дополнительный текст.
По данному факту, поскольку данное рекламное сообщение содержало признаки нарушения пункта 1 и пункта 2 части 3 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), Нижегородским УФАС в отношении ООО МКК "Ваш Инвестор" возбуждено дело по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", о чем вынесено 06.10.2020 определение N 052/05/28-2087/2020.
11 января 2021 года по результатам рассмотрения материалов дела комиссия Нижегородского УФАС признала ненадлежащей и противоречащей требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" рекламу ООО МКК "Ваш Инвестор" "Ваш инвестор Сервис займов под залог ПТС....", размещенную на борту транспортного средства с государственным регистрационным номером С366 КМ 152.
Не согласившись с решением Нижегородского УФАС от 11 января 2021 года, ООО МКК "Ваш инвестор" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением.
По мнению заявителя, со стороны ООО МКК "Ваш инвестор" отсутствует нарушение п. 1 ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст.28 ФЗ "О рекламе", так как в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт невозможности восприятия текста рекламы со стороны обычного потребителя. Спорный текст рекламы размещен с учетом размеры шрифта и цветовой гаммы, который позволяет обычному потребителю воспринимать без каких-либо препятствий. Кроме того, по мнению заявителя, специалисты УФАС России не могут осуществлять оценку рекламы с позиции обычного потребителя, поскольку обладают всеми необходимыми специальными знаниями и умениями, а должны были в силу своих полномочий представить доказательства, обосновывающие их требования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Комиссия Нижегородского УФАС России обоснованно пришла к выводу о том, что реклама ООО МКК "Ваш Инвестор": "Ваш инвестор Сервис займов под залог ПТС....", размещенная на борту транспортного средства с государственным регистрационным номером С366КМ 152, является ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Как установлено судом и не оспаривается заявителем, рекламодателем спорной рекламы является общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания "Ваш Инвестор" (ИНН 5407487242; ОГРН 1135476100870; адрес (место нахождения: 630007, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Фабричная, д.55, оф. 408).
31 октября 2018 между ООО МКК "Ваш инвестор" и ИП Ощепковым Н.А. (Исполнитель) заключен договор оказания услуг по размещению рекламы N 11, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика разместить рекламно-информационный материал, указанный в договоре, а заказчик обязуется оплатить оказываемые услуги исполнителем в порядке и на условиях, установленных договором.
Согласно макету, рекламно-информационный материал должен размещаться на заднем стекле транспортного средства (автобуса) со следующим текстом: "Ваш инвестор Сервис займов под залог ПТС 8 (831) 262-14-59, займ за 28 минут, лучшая МФО, 95% одобрения заявок, Авто остается у вас. ООО МКК "Ваш Инвестор". Лицензия ЦБ РФ N 651303550004037 ИНН 5407487242. Подробные условия на сайте vashinvestor.ru ПО ВЕРСИИ ПРЕМИИ ИП П.А. СТОЛЫПИНА В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ ЖУРНАЛА "БАНКОВСКОЕ ДЕЛО".
В данном случае, указанное сообщение является рекламой финансовой услуги, так как направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - ООО МКК "Ваш Инвестор", товаром являются услуги по предоставлению займов.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Требования к рекламе финансовых услуг установлены статьей 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество.
В рассматриваемом случае, как верно указал суд первой инстанции, в рекламном сообщении наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займов, отсутствует.
Таким образом, рекламное сообщение противоречит требованиям части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 года N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе" рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся, таким образом, необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.
В соответствии с пунктом 29 указанного Постановления Пленума ВАС РФ, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим, использование в рекламе терминов в превосходной степени "самый", "лучший", "абсолютный", "N 1" и т.п. должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Подобные утверждения необходимо сопровождать ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной. Таким образом, подобные утверждения необходимо сопровождать ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных.
В рассматриваемом случае, в рекламном сообщении уточняющие данные, подтверждающие достоверность информации "Лучшая МФО", отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорная реклама противоречит требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 и 28 ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
В пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснено, рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом к рекламе в частности о включении в рекламу сведения или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре.
При этом, важным критерием для оценки читаемости рекламы выступает место ее размещения.
В рассматриваемом случае, рекламно-информационный материал размещен на заднем стекле транспортного средства (автобуса), который двигается по городу со скоростью 60 км/ч и делает кратковременные остановки.
Следовательно, в данном случае реклама направлена на импульсивное восприятие информации и должна быть доступна водителям, пешеходам, пассажирам других транспортных средств.
В то же время, как верно указал суд первой инстанции, время считывания рекламной информации в ограничено, потребители "выхватывают" часть условий крупным шрифтом, а информация мелким шрифтом недоступна.
Также судом учтено соотношение размеров шрифта (процентная ставка напечатана в 10 раз крупнее, чем условия кредита); цветовые решения (бледно-серый текст на светлом фоне); изменение освещенности (нет ночной подсветки).
С учетом изложенного, в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России обоснованно пришла к выводу о том, что реклама ООО МКК "Ваш Инвестор": "Ваш инвестор Сервис займов под залог ПТС....", размещенная на борту транспортного средства с государственным регистрационным номером С366КМ 152, является ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в связи с чем судом отклоняются доводы заявителя.
Доводы заявителя о том, что специалисты УФАС России не могут осуществлять оценку рекламы с позиции обычного потребителя, поскольку обладают всеми необходимыми специальными знаниями и умениями, суд первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку данные действия не противоречат действующему законодательству
Ссылка ООО МКК "Ваш инвестор" на проведенное маркетинговое исследование судом первой инстанции правомерно отклонена, поскольку демонстрация респондентам рекламного материала значительно отличалась от реальных условий, при которых размещалось спорное рекламное сообщение, в связи с чем данное исследование не подтверждает возможность потребителям рекламы воспринимать текст рекламного сообщения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Нижегородского УФАС России по делу N 052/05/28-2087/2020 от 11.01.2021 соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав ООО МКК "Ваш инвестор".
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Все доводы ООО МКК "Ваш инвестор", изложенные в апелляционной жалобе, а также устно изложенные в ходе судебного заседания, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12 июля 2021 года по делу N А43-7189/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Микрокредитной компании "Ваш инвестор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-7189/2021
Истец: ООО МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ "ВАШ ИНВЕСТОР"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: Арбитражный суд Новосибирской области, ИП Ощепков Н.А.