г. Владивосток |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А51-4903/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Денисовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни,
апелляционное производство N 05АП-6252/2021
на решение от 26.08.2021
судьи М.С. Куприяновой
по делу N А51-4903/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065)
к обществу с ограниченной ответственностью "Гексан" (ИНН 2543142523, ОГРН 1192536028035)
о взыскании задолженности по оплате утилизационного сбора в сумме 60 105 900 рублей и пени в сумме 702 495,06 рублей,
при участии в заседании: стороны не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - заявитель, таможенный орган, таможня, ЦАТ) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Гексан" (далее - ответчик, общество, декларант, ООО "Гексан") о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 60 105 900 рублей и пени в сумме 702 495,06 рублей.
Решением от 26.08.2021 Арбитражный суд Приморского края взыскал с общества в доход бюджета Российской Федерации утилизационный сбор в размере 60 105 900 руб. и пени в размере 686 902,82 руб. В удовлетворении остальной части требований о взыскании пеней отказал. Кроме того, арбитражный суд взыскал с общества в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 199 949 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, таможня обратилась с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда от 26.08.2021 в части отказа в удовлетворении требований о взыскания пени и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные таможенным органом требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы таможенный орган указывает, что поскольку положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах, Закон N 89-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков, утилизационный сбор относится к неналоговым платежам, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, нормы Налогового кодекса Российской Федерации, а также Гражданского кодекса Российской Федерации не применимы, поскольку указанные нормативные акты имеют иной предмет правового регулирования. Таможенный орган полагает, что при исчислении пеней, в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, окончание пятнадцатидневного срока на ближайший следующий за ним рабочий день не переносится.
ООО "Гексан" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, через канцелярию суда ЦАТ письменно ходатайствовал о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Принимая во внимание, что решение суда обжалуется в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пеней и возражений по проверке судебного акта в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в указанной части.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Во исполнение внешнеторгового контракта в адрес общества на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезены и помещены под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" самоходные транспортные средства - погрузчики, тракторы, экскаваторы, и машины для содержания дорог, задекларированные по 24 декларациям (далее - ДТ): N N 10009100/011220/0135014, 10009100/041220/0137184, 10009100/041220/0137268, 10009100/011220/0135027, 10009100/011220/0135019, 10009100/041220/0137163, 10009100/081220/0139278, 10009100/081220/0139292, 10009100/081220/0139304, 10009100/041220/0137265, 10009100/071220/0138191, 10009100/091220/0140234, 10009100/041220/0137154, 10009100/091220/0140519, 10009100/091220/0140591, 10009100/061120/0119722, 10009100/091220/0140547, 10009100/101220/0140888, 10009100/101220/0140915, 10009100/101220/0140995, 10009100/111220/0141589, 10009100/111220/0141598, 10009100/111220/0141702, 10009100/111220/0141601.
Товары по указанным ДТ были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
При проверке баз данных таможенных приходных ордеров на предмет уплаты утилизационного сбора таможенным органом было установлено, что в отношении указанных в спорных ДТ товаров таможенные приходные ордера (далее - ТПО) на уплату утилизационного сбора не оформлялись, утилизационный сбор не взимался.
Таможенный орган письмами от 29.12.2020 N 13-12/26181, от 15.01.12021 N 13-12/00755, от 13.01.2021 N 13-12/00227 уведомил общество о необходимости уплаты утилизационного сбора за ввоз товара по спорным ДТ, а также уплате пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора.
Поскольку в добровольном порядке данное требование исполнено обществом не было, таможенный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании с общества утилизационного сбора в сумме 60 105 900 руб. и пени за неуплату утилизационного сбора в размере 702 495,06 руб., которое было удовлетворено судом первой инстанции частично ввиду неверного определения таможней начальной даты начисления пени.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, заслушав представителя таможни, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, исходя из следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 названного Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ)
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
06.02.2016 Правительством Российской Федерации принято Постановление N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым, в том числе утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81).
В соответствии с пунктом 11 названных Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
По правилам пункта 11(1) Правил N 81 документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
- выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);
- фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Апелляционной инстанцией проверен расчет пени, произведенный таможенным органом по ДТ N N 10009100/011220/0135027, 10009100/011220/0135019, 10009100/041220/0137163, 10009100/081220/0139278, 10009100/081220/0139292, 10009100/081220/0139304, 10009100/041220/0137265, 10009100/071220/0138191, 10009100/091220/0140234, 10009100/041220/0137154, 10009100/091220/0140519, 10009100/091220/0140591, 10009100/061120/0119722, 10009100/101220/0140915, 10009100/101220/0140995, 10009100/111220/0141589, 10009100/111220/0141598, 10009100/111220/0141702, 10009100/111220/0141601 и признан верным.
Однако проверив расчет пени, произведенный таможенным органом, по ДТ N N 10009100/011220/0135014, 10009100/041220/0137184, 10009100/041220/0137268, 10009100/091220/0140547, 10009100/101220/0140888, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что расчет произведен ошибочно несмотря на то, что применена верная ставка, таможня неправильно определила период просрочки.
Таможенным органом не учтено, что последний день для оплаты утилизационного сбора является выходным нерабочим днем по ДТ N 10009100/011220/0135014 и по ДТ N 10009100/041220/0137184 - 19.12.2020 (суббота), по ДТ N 10009100/041220/0137268 - 20.12.2020 (воскресенье), по ДТ N 10009100/091220/0140547 и по ДТ N 10009100/101220/0140888 - 26.12.2020 (суббота).
Учитывая, что ни Закон N 89-ФЗ, ни Правила N 81, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков, апелляционная коллегия считает возможным по аналогии применить порядок исчисления срока, предусмотренный как статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и положениями таможенного законодательства (часть 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 6.1), которыми предусмотрено, что в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
При этом судебная коллегия руководствуется принципом универсальности воли законодателя, а также исходит из того, что несмотря на то, что утилизационный сбор не являет налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.
Соответственно, последний день срока уплаты утилизационного сбора по ДТ N N 10009100/011220/0135014, 10009100/041220/0137184, 10009100/041220/0137268, 10009100/091220/0140547, 10009100/101220/0140888 в данном случае должен быть перенесен с выходного дня 19.12.2020 (суббота), 20.12.2020 (воскресенье), 26.12.2020 (суббота) на понедельник соответственно: 21.12.2020 и 28.12.2020.
Произведенный судом первой инстанции пересчет пени, исходя из суммы неуплаченного утилизационного сбора по указанным ДТ и размера ключевых ставок Банка России, действующих в период просрочки, показал, что сумма пени по спорным ДТ, подлежащая взысканию, фактически составляет 686 902,82 руб. Данный расчет судом апелляционной инстанции проверен и признан обоснованным и арифметически правильным.
Соответственно, предъявленные к взысканию пени в размере 702 495,06 руб. правомерно удовлетворены судом первой инстанции только в сумме 686 902,82 руб., а в части взыскания пени в сумме 15 592,24 руб. отказано.
Таким образом, решение арбитражного суда соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.08.2021 по делу N А51-4903/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4903/2021
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ГЕКСАН"