город Воронеж |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А64-2324/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное): Колотуша М.А. - представителя по доверенности N 14 от 22.07.2021;
от ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 7 УФСИН по Тамбовской области": представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.07.2021 по делу N А64-2324/2021, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное), г.Кирсанов к ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 7 УФСИН по Тамбовской области" (ОГРН 1026801004449, ИНН 6824005495) о взыскании излишне уплаченных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) (далее - Истец, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 7 УФСИН по Тамбовской области" (далее - Ответчик, ФКУ УФСИН) о взыскании денежных средств в размере 24 568,39 руб.
Решением от 20.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что по вине страхователя (работодателя), в связи с несвоевременным представлением им сведений за январь 2020 года, Управлением с 01.01.2020 в автоматическом режиме была произведена индексация пенсии работнику ответчика, являющимся пенсионером, в связи с чем возникла переплата пенсии за период с 01.01.2020 по 28.02.2021 в размере 24 568 руб. 39 коп. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представитель ФКУ УФСИН не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Руководствуясь статьями 48, 159, 184, 266 АПК РФ, судом по ходатайству истца произведена процессуальная замена первоначального Истца по делу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) на его процессуального правопреемника - Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Тамбовской области в связи реорганизацией Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) путём присоединения к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации Тамбовской области.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Попов Юрий Анатольевич, 02.09.1962 г.р., проживающий по адресу: Тамбовская область, Кирсановский район, п.Полевой, ул.Центральная, д.3 является получателем страховой пенсии по старости в УПФР в г.Кирсанове Тамбовской области (межрайонное) и работает в ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 7 УФСИН по Тамбовской области".
Сведения по форме СЗВ-М, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) на Попова Ю.А. были представлены ФКУ УФСИН с нарушением срока: за январь 2020 г. - 27.01.2021 (по сроку предоставления ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем).
Поскольку сведения по форме СЗВ-М за январь 2020 г. ФКУ УФСИН были представлены несвоевременно Управлением 19.03.2020 было принято массовое автоматизированное решение о выплате пенсии Попову Ю.А. с учетом индексации (корректировки) как неработающему пенсионеру, что привело к образованию излишне выплаченной суммы пенсии за период с 01.01.2020 по 28.02.2020 в размере 24 568,39 руб.
Таким образом, по мнению Управления, по вине ответчика, не представившего в срок сведения на работающее застрахованное лицо Попова Ю.А. на уровне федеральных программ были отражены сведения об отсутствии трудовой деятельности Попова Ю.А. в январе 2020 г. Таким образом, Управление обоснованно проиндексировало с 01.01.2020 по 28.02.2020 указанному лицу сумму пенсии, как неработающему пенсионеру.
26.03.2021 Управлением в адрес ответчика были направлено уведомление о необходимости восстановления на счет ОПФР по Тамбовской области указанной переплаты.
Неуплата ответчиком ущерба в размере 24 568,39 руб., составляющих излишне выплаченную сумму страховой пенсии, явилась основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Придя к выводу об отсутствии совокупности обстоятельств, необходимых для возложения на ФКУ УФСИН ответственности в виде возмещения ущерба, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции полагает решение арбитражного суда области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Реализация такого способа защиты как возмещение убытков предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности.
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Таким образом, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов ответственности.
Как следует из пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии также подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год (часть 6 статьи 16 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч.ч. 2, 5 - 8 ст.18 данного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.ч. 6 и 7 ст. 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст. 18 данного Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч.ч. 2, 5 - 8 ст. 18 данного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.ч. 6 и 7 ст. 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст. 18 данного Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 6 данного Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 5 данного Федерального закона с 1 февраля 2016 не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений ч.ч. 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
В соответствии с подпунктами 1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действующей в период возникших правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы), а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица). Редакцией указанного нормативного акта от 28.12.2016 вышеназванный срок был изменен и с 01.01.2017 ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, страхователь обязан представить вышеуказанные сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3 данной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Согласно части 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.ч. 6 и 7 ст. 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст. 18 данного Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона N400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (ч. 2 ст. 28 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в ч. 1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством.
Частью 4 статьи 28 Федерального закона 3400-ФЗ установлено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки; установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Из указанных правовых норм следует, что в предмет доказывания по настоящему делу входит не только установление факта нарушения, допущенного страхователем в связи с непредставлением в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета, но также и факта возникновения у фонда ущерба в соответствующем периоде в связи с выплатой застрахованному лицу пенсии и ее индексацией по причине действий ответчика.
Факты выплат в спорный период (с 01.01.2020 по 28.02.2021) пенсий Попову Ю.А. с учетом индексации, а также их размер подтвержден представленными истцом в материалы дела справками, протоколами, историями выплат и расчетом переплат.
Как следует из искового заявления, необоснованная выплата страховых пенсий связана, по мнению истца, с несвоевременным представлением ответчиком индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за январь 2020 г., период излишней выплаты: с 01.01.2020 по 28.02.2021.
При этом, из представленных Управлением в материалы дела документов, следует, что сведения по форме СЗВ-М были представлены ответчиком: за декабрь 2019 г. - 27.12.2019, январь 2020 г. - 27.01.2021, за февраль 2020 г. - 10.03.2020., за март 2020 г. - 07.04.2020, т.е. в установленные сроки.
Управлением 19.03.2020 было принято массовое автоматизированное решение о выплате пенсии Попову Ю.А. с учетом индексации (корректировки) как неработающему пенсионеру, с 01.01.2020, с указанием, что Попов Ю.А. осуществляет работу.
При таких обстоятельствах, с учетом положений статей 26.1, 28 Закона о страховых пенсиях и Правил выплаты пенсий, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, на момент принятия решения от 19.03.2020 об индексации пенсии за период с 01.01.2020 Управление располагало сведениями о застрахованных лицах-пенсионерах страхователя - ФКУ УФСИН, фактически не прекративших осуществление трудовой деятельности (отчет по форме СЗВ-М за февраль 2020 г., представленный в Управление 10.03.2020), что указывает на отсутствие оснований для индексации получаемой Поповым Ю.А. пенсии с 01.01.2020, установленной решением Управления от 19.03.2020.
Таким образом, Управление не было лишено возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за период февраля 2020 г., полученных 10.03.2020 не принимать решение о выплаты индексации пенсии. Кроме того, Управление имело возможность фактически прекратить выплату индексации было возможно с 01.04.2020 как это указано в частях 6, 7, 9 статьи 26.1 Закона N 400.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает вины ответчика в причинении ущерба за период с 01.01.2020 по 28.02.2021.
Как верно указал суд области, то обстоятельство, что страхователь ненадлежащим образом исполнил свою обязанность по своевременному представлению сведений за январь 2020 года не являются достаточным для вывода о том, что именно эти действия (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии за период с 01.01.2020 по 28.02.2021.
Ссылка Управления на ответственность работодателя, предусмотренную ст.28 Федерального закона N 400-ФЗ верно отклонена судом, поскольку в рассматриваемом случае достоверность представленных ответчиком сведений за указанные периоды не оспорена.
Требования истца о взыскании убытков не подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах дела, указанные истцом убытки не являются следствием неправомерных действий страхователя.
Исходя из изложенного, руководствуясь положениями ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности истцом оснований для взыскания убытков, а также наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением убытков. При изложенных обстоятельствах, требования пенсионного органа правомерно оставлены без удовлетворения судом первой инстанции.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит. Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.07.2021 по делу N А64-2324/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2324/2021
Истец: ГУ УПФ РФ в г.Кирсанове Тамбовской областимежрайонное
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение "Лечебное исправительное учреждение N7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, Кирсановский районный суд Тамбовской области