город Ростов-на-Дону |
|
13 октября 2021 г. |
дело N А01-4205/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства здравоохранения Республики Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 29.07.2021 по делу N А01-4205/2019
по иску Министерства здравоохранения Республики Адыгея
к ПАО "Ростелеком" при участии третьих лиц:
Управления государственного финансового контроля Республики Адыгея; Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Медицинский информационно-аналитический центр министерства здравоохранения Республики Адыгея"; АО "Рт Лабс", о взыскании штрафа в размере по контракту от 09.10.2018 N 0176200005518001530-0220320-01-А
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Республики Адыгея обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к публичному акционерному обществу "Ростелеком" о взыскании штрафа в сумме 65000 рублей по контракту от 09.10.2018 N 0176200005518001530-0220320-01-А.
Решением от 29.07.2021 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Ненадлежащее исполнение условий контракта подтверждается результатами проведенной Управлением финансового контроля в Республике Адыгея проверки в Министерстве здравоохранения Республики Адыгея, с привлечением эксперта при оказании услуги по развитию сервисов регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Республики Адыгея по заключенному государственному контракту от "09" октября 2018 г N 017620000551800153 0-02203 20-01 -А между ПАО "Ростелеком" и Министерством здравоохранения Республики Адыгея.
В отзыве ответчик указал на несостоятельность доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 09.10.2018 между Министерством здравоохранения Республики Адыгея (заказчик) и ПАО "Ростелеком" (исполнитель) заключен контракт N 0176200005518001530-0220320-01-А на оказание услуг по развитию сервисов регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Республики Адыгея в соответствии с Техническим заданием.
Пунктом 1.3 контракта определен срок оказания услуг: с даты заключения и до 01.12.2018.
Общая стоимость контракта составила 12000000 рублей (пункт 2.1). Оплата услуг производится на основании представленных обществом счетов и актов приема-передачи услуг путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение 30 дней со дня подписания заказчиком документов о приемке.
Разделом 3 контракта регламентирован порядок приемки оказанных услуг. По окончанию расчетного периода исполнитель передает заказчику акт приема-передачи оказанных услуг. В течение трех рабочих дней заказчик осуществляет их приемку и направляет исполнителю экземпляр акта оказанных услуг либо мотивированный отказ от подписания с приложением акта выявленных недостатков.
В случае получения мотивированного отказа от подписания акта, исполнитель обязан в срок, установленный в акте о выявленных недостатках, устранить замечания и повторно направить подписанный исполнителем акт приема-передачи оказанных услуг (п. 3.3 контракта).
Согласно пункту 3.5 контракта, в случае не подписания акта приема-передачи услуг и не предоставления мотивированного отказа от его подписания в установленный срок, услуги считаются оказанными должным образом.
В соответствии с пунктом 4.2.1 контракта, заказчик обязан сообщить исполнителю в письменной форме о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг в течение двух рабочих дней, с даты обнаружения таких недостатков.
Разделом 5 контракта установлена ответственность общества за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, не имеющего стоимостного выражения, в виде штрафа в размере 5000 рублей за каждый факт неисполнения.
В случае просрочки исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения либо ненадлежащего исполнения контракта заказчик направляет исполнителю требование об уплате неустоек (пеней, штрафов).
Пеня, в соответствии с пунктом 5.9 контракта, начисляется за каждый день просрочки обязательства в размере одной трехсотой действующей на день уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему фактически исполненного обязательства.
Кроме того, пунктом 5.10 контракта, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, за исключением просрочки исполнения обязательства (в том числе и гарантийного), установлена ответственность общества в виде штрафа. Размер штрафа составляет 600000 рублей.
Одновременно с этим, за каждый факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательства, не имеющего стоимостного выражения, с исполнения может быть взыскан штраф в размере 5000 рублей (пункт 5.12 контракта).
Техническим заданием к контракту предусмотрено, что общество оказывает услуги по развитию сервисов регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Республики Адыгея (далее - ЕГИСЗ, Система). Под развитием сервисов РФ ЕГИСЗ в целях технического задания к контракту понимается комплекс мер, реализуемый исполнителем в отношении лицензированного прикладного ПО, составляющего инструментарий РФ ЕГИСЗ - программы для ЭВМ "Информационная система "Медицинская информационная система" (ПО ИС "МИС"), включающий а себя предоставление доступа пользователей МО к описанным в техническом задании прикладным сервисам РФ ЕГИСЗ и иные услуги, оказываемые в порядке и на условиях технического задания к спорному контракту.
В свою очередь, ПАО "Ростелеком", выступив заказчиком, заключило договор от 03.06.2019 N IN-S-030619/1 с АО "РТ Лабс" на оказание услуг сервисной поддержки, доработки и адаптации информационной системы в сфере здравоохранения Республики Адыгея в соответствии с Техническим заданием, содержащим условия аналогичные Техническому заданию к рассматриваемому контракту.
АО "РТ Лабс" 26.12.2018 передало ГБУЗ РА "МИАЦ МЗ" обязанности по предоставлению первой линии технической поддержки и развитию сервисов регионального фрагмента ЕГИСЗ на условиях договора N ЕХ-S-261218/2 на срок с 09.10.2018 по 31.12.2018.
В рамках выполнения принятых на себя обязательств ГБУЗ РА "МИАЦ МЗ" осуществляло:
- прием, регистрацию, маршрутизацию и обработку обращений пользователей;
- решение инцидентов, обработку запросов;
- консультирование пользователей по вопросам функционирования и работоспособности ЕГИСЗ;
- мониторинг работоспособности и доступности ЕГИСЗ;
- первую линию поддержки (Таблица N 2 Технического задания).
При этом в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 04.03.2013 N 125 ГБУЗ РА "МИАЦ МЗ" является оператором информационных систем в сфере здравоохранения. В рамках выполнения возложенных на него функций, данное учреждение осуществляет работы по организационно-консультативному и методическому обеспечению формирования и ведения регионального фрагмента ЕГИСЗ, в том числе по предоставлению первой линии технической поддержки сервисов регионального фрагмента Системы.
Во исполнение контракта общество оказывало заказчику услуги по сопровождению регионального фрагмента ЕГИСЗ.
Актом внеплановой выездной проверки соблюдения законодательства в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, Управлением государственного финансового контроля Республики Адыгея было установлено нарушение исполнителем условий контракта и неприменением заказчиком мер ответственности в 13 случаях.
Во исполнение предписания органа финансового контроля, Минздрав Республики Адыгея обратился к обществу с требованием об уплате штрафных санкций в сумме 65000 рублей.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, Министерство здравоохранения Республики Адыгея обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Рассматриваемый спор возник из государственного контракта, предметом которого, как указывалось ранее, является оказание услуг по развитию сервисов регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Республики Адыгея.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В пункте 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Как указано судом первой инстанции согласно протоколу приемочных испытаний от 21.12.2018 г. проведены испытания регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Республики Адыгея.
Целью испытаний являлось определение степени соответствия функциональности сервисов РФ ЕГИСЗ РА требованиям технического задания, являющегося приложением к государственному контракту N 0176200005518001530-0220320-01-А от 09.10.2018. Приемка сервисов проводилась в составе приемочной комиссии в лице председателя комиссии - первого заместителя Министра здравоохранения РА Савенковой Г.Н, членов комиссии - заместителя директора ГБУЗ РА "МИАЦ" Алтухова С.Н., главного врача ГБУЗ РА "Майкопская городская поликлиника" Емтыль О.Ю., начальника отдела информационных технологий ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая больница" Обмачевского А.В., начальника отдела информационных технологий ГБУЗ РА "Майкопская городская поликлиника" Коженкова М.О., инженера программиста ГБУЗ РА "МИАЦ" Климченко Е.С.
При проведении испытаний нарушений в работе проверяемых сервисов не выявлено, отказов, сбоев и аварийных ситуаций не зафиксировано.
Актом приемки в опытную эксплуатацию от 21.12.2018 сервисы РФ ЕГИСЗ РА, в соответствии с протоколом приемочных испытаний от 21.12.2018 приняты в опытную эксплуатацию.
Таким образом, сервисы РФ ЕГИСЗ РА, в соответствии с требованиями технического задания, являющегося приложением к государственному контракту N 0176200005518001530-0220320-01-А были разработаны и введены в эксплуатацию.
Суд пришел к выводу о недоказанности фактов ненадлежащего исполнения обществом контракта по оказанию услуг по развитию сервисов регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Республики Адыгея.
Пунктом 4.2.1 контракта установлено, что заказчик обязан в письменной форме сообщить исполнителю о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг в течение двух рабочих дней после обнаружения таких недостатков.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Подписывая государственный контракт, сторона правоотношений соглашается с возлагаемыми на нее обязательствами и его условиями. Следовательно, заказчик был обязан письменно сообщить исполнителю о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг.
Следовательно, заказчиком не исполнены требования контракта о порядке фиксации нарушений работы ЕГИСЗ и направления запросов исполнителю об их устранении.
Судом так же установлено, что после получения документов по оказанию спорных услуг претензии по их объему и качеству заказчик в адрес исполнителя не направлял, доказательств обратного суду не представлено, что свидетельствует об их приемке со стороны истца в согласованном объеме и надлежащем качестве, акты о выявлении доработок между сторонами не составлялись, запросы с требованием о представлении документации, необходимой для проверки процесса выполнения работ от заказчика не поступали, в ходе приемочных испытаний РФ ЕГИСЗ отказов, сбоев и аварийных ситуаций не было зафиксировано.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции не было заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Представленное в материалы дела заключение N 15-О от 20.07.2019 (т. 2. л.д. 105-106) судами исследовано и сделан вывод, что указанное заключение не подтверждает факт ненадлежащего исполнения услуг по контракту, не опровергает факт подписания заказчиком в составе комиссии протокола приемочных испытаний от 21.12.2018 и акта приемки в опытную эксплуатацию от 21.12.2018.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недоказанности факта ненадлежащего исполнения государственного контракта со стороны ответчика, следовательно, отсутствию оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не подтверждают нарушений норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы суда, основаны на ином толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств и установление по делу новых фактических обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.07.2021 по делу N А01-4205/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-4205/2019
Истец: Министерство здравоохранения Республики Адыгея
Ответчик: ПАО "Ростелеком"
Третье лицо: АО "РТ ЛАБС", ГБУЗ РА "МИАЦ МЗРА", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ "МЕДИЦИНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ", Управление государственного финансового контроля Республики Адыгея