город Ростов-на-Дону |
|
13 октября 2021 г. |
дело N А53-12232/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Партнер-1"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2021 по делу N А53-12232/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водные ресурсы"
к обществу с ограниченной ответственностью "Партнер-1"
о взыскании задолженности за водоотведение в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах,
при участии:
от истца: представитель Столярова С.В. по доверенности от 07.07.2021,
от ответчика: представитель Горбатенко Н.Е. по доверенности от 21.09.2021, представитель Марку А.В. по доверенности от 11.05.2021, директор Абдуллаев Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водные ресурсы" (далее - истец, ООО "Водные ресурсы") обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Партнер-1" (далее - ответчик, ООО "Партнер-1") о взыскании задолженности в сумме 262 032,54 руб., пени в сумме 137192,47 руб., пени, начиная с 17.06.2021 по день фактической уплаты суммы задолженности, исходя из суммы задолженности в размере 262 032,54 руб., с применением одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 40 000 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что стоимость услуг по водоотведению в целях содержания общего имущества МКД превысила стоимость услуг по водоснабжению в целях содержания общего имущества МКД, в связи с чем сумма задолженности в рамках настоящего дела является неверной. Расчет пени производился без учета положений Постановления Правительства РФ N 424 от 02.04.2020, согласно которому приостановлено с 06.04.2020 до 01.01.2020 взыскание неустойки в случае несвоевременных и внесенных не в полном размере платы за коммунальные услуги. Судом не установлены объемы водоснабжения за 2018 год. 26.05.2021 ответчиком произведена оплата задолженности, платежные документы предоставлены в суд первой инстанции. Суд первой инстанции не применил положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду явной несоразмерности начисления неустойки последствиям нарушения обязательств.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело слушанием откладывалось.
В составе суда произведена замена судьи. В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
10.10.2021 от истца поступил частичный отказ от иска в части взыскания пени на сумму 28 239,07 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу.
Поскольку частичный отказ от иска заявлен представителем истца Столяровой С.В., чьи полномочия следуют из представленной в материалы дела доверенности от 07.07.2021, арбитражный суд апелляционной инстанции принимает частичный отказ от иска в части взыскания пени на сумму на сумму 28 239,07 руб., в связи с чем производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
Представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца возражала на доводы апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, собственниками жилых помещений многоквартирных домов был выбран способ управления - управление управляющей организацией и выбрана управляющая организация ООО "Партнер-1".
Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.04.2015 N 257, выданной ГЖИ РО.
Факт нахождения указанных домов в управлении ответчика подтверждается сведениями с сайта ГЖИ ЖКХ.
Таким образом, истец осуществляет поставку коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, внесенных в реестр лицензий, как находящихся в управлении ответчика.
Согласно постановлению администрации города Новошахтинска ООО "Водные ресурсы" с 01.05.2017 является гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения на территории муниципального образования "Город Новошахтинск".
ООО "Водные ресурсы" осуществляет поставку коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, внесенных в реестр лицензий как находящихся в управлении ООО "Партнер-1".
ООО "Партнер-1" не осуществило действий по заключению договора водоотведения с ООО "Водные ресурсы".
ООО "Водные ресурсы" оказало ООО "Партнер-1" услуги по водоотведению многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Партнер-1", с января 2018 года по декабрь 2019 года, что подтверждается актами съема показаний коллективного (общедомового) прибора учета (ОДПУ) и ИПУ МКД, а также расчету в пределах норматива коммунальных ресурсов.
ООО "Партнер-1" не исполнило обязанности по оплате оказанных услуг, в результате чего за ним образовалась задолженность в сумме 262 032,54 руб.
ООО "Водные ресурсы" неоднократно в адрес ООО "Партнер-1" направляло претензии с требованием о погашении образовавшейся задолженности, которые оставлены без ответа и удовлетворения.
Наличие задолженности ООО "Партнер-1" перед ООО "Водные ресурсы" послужило основанием для обращения с иском в суд.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
По смыслу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами.
Обязанность у ответчика как исполнителя коммунальной услуги по заключению договора водоснабжения, по оплате ресурсов, поставленных в 5 многоквартирные дома, возникла у него на основании статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 13 и 14 Правил N 354. Постановлением Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" от 29.06.2016 N603 (далее - Постановление N 603) были внесены изменения в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) и в Правила N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 124 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги (т.е. управляющая организация, ответчик). В соответствии с пунктом 21 (1) Правил N 124 (в редакции Постановления N 603) при наличии договоров ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и потребителями, предусмотренных частью 17 Федерального закона от 29.06.2015 N 176- ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем (управляющей организацией) подлежит заключению договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, объем по которому определяется в соответствии с формулой, предусмотренной данным пунктом. Постановлением N 603 внесены изменения в пункт 44 Правил N 354: исключен абзац 4 пункта 44. устанавливающий полное распределение между потребителями объема на общедомовые нужды, в случае, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД включены в состав платы за содержание жилого помещения (ст. 154. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Независимо от решения собственников МКД ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации приобретение коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе, для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД (определение ВС РФ от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279).
При определении объема услуг водоотведения жилищным законодательством установлен приоритет определения объема сточных вод по показаниям прибора учета водоотведения, а при его отсутствии в доме и наличии общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) горячей и холодной воды путем суммирования их показателей, и лишь при отсутствии ОДПУ холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые нужды должен определяться как произведение тарифа на водоотведение и норматива потребления коммунальною ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в МКД.
Истцом объем водоотведения подтверждается актами съема показаний коллективного (общедомового) прибора учета ОДПУ и ИПУ МКД, а также расчетом в пределах норматива коммунальных ресурсов. Из материалов дела следует, что ООО "Водные ресурсы" оказывает услуги по водоотведению в МКД, которые находятся в управлении ООО "Партнер -1".
Направленный истцом договор холодного водоснабжения и водоотведения для нужд потребления при содержании общего имущества в МКД ответчик не подписал. Объем ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, при отсутствии общедомовых приборов учета, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг, определяется исходя из нормативов потребления ресурсов, используемых в целях содержания общею имущества в многоквартирном доме. Норматив водопотребления определен в соответствии с постановлениями Региональной службы по тарифам от 28.05.2013 N 13/2. от 30.05.2017 N 20/10. Значение норма шва по холодном) водоснабжению на ОД11 составляет 0.02 мЗ/м2.
С учетом вышеизложенного подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о недоказанности объема потребления коммунального ресурса.
Согласно изменениям, внесенным в действующее законодательство, лицом, обязанным производить оплату сверхнормативного объема стоков на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации становится управляющая организация, а не потребители. Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
В соответствии счастью 2 статьи 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД: 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 1 76-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД. включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154. части 1 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений (от стояков до первою отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорнорегулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенною на этих сетях.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N354).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями пли иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства п одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01.01.2017 расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения", возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых, потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутри/домовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячем) водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения. горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведепня. то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме управляющей организации.
Поэтому, в случаях предоставления коммунальных услуг, потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в МКД коммунальные ресурсы, в составе платы за содержание жилого помещения в таком МКД.
В пункте 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491). закреплено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов, указанных в данной норме.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Согласно пункту 2 Правил N 306 норматив потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД - это определяемый в соответствии с данными правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при СОИ в МКД в случаях, установленных Правилами N 354. а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего СОИ в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В силу подпункта "а" пункта 4.1 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД учитываются следующие конструктивные и технические параметры МКД: в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. При определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры жилых помещений, их категории, дифференцированные: но этажности МКД (от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16): по степени благоустройства МКД: с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением. оборудованные раковинами, мойками и унитазами: с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.
Согласно пункту 10 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общею имущества в многоквартирном доме, по каждом) виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества.
Пунктом 29 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ в МКД по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании МКД), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего СОИ в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общею имущества оборудования, предназначенною для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Согласно минимальному перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в части горячего и холодного водоснабжения такие расходы в том числе обуславливаются обязательностью проведения влажной уборки тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажной протиркой подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек, мытьем окон, а также обязательной периодической промывкой и очисткой оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД. проведения гидравлических и тепловых испытаний.
Исходя из вышеизложенною следует, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующей ресурсов при содержании общего имущества при предоставлении потребителям в МКД коммунальных услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения с использованием внутридомовых инженерных систем.
В связи с этим отдельное утверждение перечня ресурсоснабжающего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества МКД. для утверждения Норматива не требуется. При этом само по себе отсутствие мест общею пользования, оборудованных санитарно-техническим приборами либо водоприемниками, не может являться основанием для отказа в оплате коммунальною ресурса для целей содержания имущества в многоквартирных домах. В случае, если в многоквартирном доме имеется общее имущество, в том числе внутренние общедомовые сети, через которые осуществляется централизованное водоснабжение, и в указанные дома поставляются коммунальные ресурсы, то в отношении такого дома плата за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, начисляется вне зависимости от наличия или отсутствия водоразборных устройств в местах общею пользования, вне зависимости от открытой или закрытой системы водоснабжения, в силу наличия такой внутридомовой системы и факта поставки в нее ресурса.
Потребление коммунального ресурса в целях содержания общею имущества в МКД состоит не только из его непосредственного забора из внутридомовых инженерных систем для выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества МКД, но также включает в себя технологические потери коммунального ресурса, то есть неизбежные потери, обусловленные в том числе, техническими параметрами МКД (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.07.2020 N Ф08-4353/2020 по делу N А53-20605/2019).
Согласно Правилам N 491, Правилам N 354 расходы на оплату ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД. включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда МКД находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом пли иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями") (далее - Правила N 124) управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления МКД, в том числе, заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность но содержанию общего имущества МКД и (пли) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в РСО для заключения договора ресурсоснабжения.
На управляющую организацию возлагается обязанность по содержанию общего имущества в МКД и предоставлению собственникам помещений в МКД, избравшим способ управления домом управляющей компанией.
Апелляционный суд учитывает, что многоквартирные дома, в отношении которых истец осуществляет водоотведение имеют внутренние общедомовые сети, таким образом, в многоквартирных домах имеется общее имущество, в том числе внутренние общедомовые сети, через которые осуществляется централизованное водоотведение и, поскольку, в указанные дома поставляются коммунальные ресурсы, в отношении таких домов плата за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, начисляется вне зависимости от наличия пли отсутствия водоразборных устройств в местах общего пользования, вне зависимости от открытой или закрытой системы водоотведения, в силу наличия такой внутридомовой системы и факта сброса в нее ресурса.
Таким образом, МКД, находящиеся в управлении ответчика, подключены к системе централизованного водоотведения, в связи с чем начисления СОИД водоотведения по многоквартирным домам, не оборудованных и оборудованных ОДНУ является законным.
Ответчик не представил доказательств исполнения своих обязанностей по установке иных приборов учета и снятию показаний установленных приборов, к которым у него имеется свободный доступ. Ответчиком доказательства установки иных приборов учета воды в материалы дела не представлены, спорные приборы учета опломбированы и введены в эксплуатацию. Ответчиком обязательства по установке общедомовых приборов учета и снятию показаний не исполнены. По многоквартирным домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета, размер общей площади определен в соответствии с техническими документами, представленными ответчиком, при этом в ходе судебного разбирательства истцом уточнялись требования по документам ответчика. Правилами N 124 не установлен порядок определения объема коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в зависимости от положений п. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ.
Во взаимоотношениях между ответчиком и собственниками помещений многоквартирных домов в отношении предъявления платы на содержание жилья, в состав которой включены расходы на оплачу коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общею имущества МКД в силу действующего законодательства ресурсоснабжающая организация является третьим лицом.
Проверяя доводы апелляционной жалобы в части превышения расходования воды над водопотреблением, апелляционный суд исходит из следующего.
Судом в рамках дела А53-44658/2019 с ответчика в пользу ООО "Донреко" взыскана плата за водоснабжение ОДН.
Если в многоквартирном доме потребителя предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячено водоснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды, сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме управляющей организации.
Объем водоотведения на СОИД по многоквартирным домам, оборудованных ОДПУ определен ООО "Водные ресурсы" в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 и пунктом 2 1(1) Правил N 124 как разница между объемом водоснабжения, зафиксированной по показаниям общедомовых приборов учета воды, и суммарным объемом воды, зафиксированным по показаниям индивидуальных приборов учета, а в случае непредставления таковых в соответствии с расчетом, установленным пунктом 54 Правил N 354, а при отсутствии индивидуальных приборов учета воды по нормативу потребления.
Сведения, применяемые истцом в расчете о показаниях индивидуальных приборов учета, об индивидуальном потреблении, рассчитанном в соответствии с пунктом 54 Правил N 354 ответчиком в установленном порядке первичными доказательствами не опровергнуты.
Норматив водопотребления определяется в соответствии с постановлениями Региональной службы по тарифам: от 28.05.2013 N 13/2 "О пересмотре нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ростовской области"; от 30.05.2017 г. N 20/10 "Об установлении нормативов потребления холодной, горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ростовской области".
Значение норматива по холодному водоснабжению на ОДН составляет 0.02 мЗ/м2. ООО "Водные ресурсы" представлена информация о произведенных начислениях по индивидуальным приборам учета по квартирам, по каждому дому, за каждый месяц за периоде 01.01.2018 по 31.12.2018.
Суд первой инстанции верно установил, что согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 9 пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14, в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказываемся, арбитражные суды должны иметь в виду следующее. Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные. Из вышеуказанного следует, что между истцом и ответчиком фактически сложились отношения по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома на условиях истца.
Поскольку ответчик доказательства оплаты оказанных истцом коммунальных услуг на водоотведение на общедомовые нужды не представил, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в части взыскания задолженности.
При определении объема услуг водоотведения жилищным законодательством установлен приоритет определения объема сточных вод по показаниям прибора учета водоотведения, а при его отсутствии в доме и наличии общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) горячей и холодной воды путем суммирования их показателей, и лишь при отсутствии ОДПУ холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые нужды должен определяться как произведение тарифа на водоотведение и норматива потребления коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в МКД.
Истцом объем водоотведения подтверждается актами съема показаний коллективного (общедомового) прибора учета и ИПУ МКД, а также расчетом в пределах норматива коммунальных ресурсов. За 2018 года объем стоков на содержание общедомового имущества пределен истцом равным водоснабжению на ОДН, задолженность по оплате которого была предметом по делу N А53-44658/2019. За 2019 год стороны сверили расчеты и составили двусторонний акт.
Приводя доводы о наличии сомнений в действительности представленных истцом документов, а, следовательно, и в действительности показаний приборов учета, использованных истцом в расчете, ответчик не представил сведения об иных величинах потребления ресурса на объектах абонента в разрезе индивидуальных показаний приборов учета воды, разногласия по показаниям общедомовых прибор учета не были выявлены.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как не подтвержденные допустимыми доказательствами.
Рассмотрев повторно обстоятельства дела в части требования о взыскании пени в размере 108 953,40 (с учетом частичного отказа в суде апелляционной инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ) и пени, начиная с 17.06.2021 по день фактической уплаты суммы задолженности, исходя из суммы задолженности в размере 262 032,54 руб., с применением одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является взыскание неустойки.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе, неустойкой.
Положениями статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Согласно абзацу десятому пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной сто семидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Проверяя расчет истца, суд первой инстанции верно установил, что данный расчет выполнен методически и арифметически верно, в связи с чем требования истца о взыскании с ответчика неустойки в размере 108 953,40 руб. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Данный расчет проверен апелляционным судом и признан правильным.
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений гражданского кодекса российской федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограничена.
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).
При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Апелляционный суд полагает обоснованным удовлетворение требования истца о взыскании пени, начиная с 17.06.2021 по день фактической уплаты суммы задолженности, исходя из суммы задолженности в размере 262 032,54 руб., с применением одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшения размера неустойки подлежат отклонению.
Согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить.
Согласно пункту 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ответчиком не представлено доказательств явной несоразмерности суммы неустойки последствиям нарушения обязательства.
Апелляционный суд отмечает, что размер законной неустойки, предусмотренный пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", по сути, является минимальным размером ответственности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения требований ответчика о снижении размера неустойки.
Истец также просил взыскать с ответчика 30 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
В соответствии с положениями статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с положениями статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Право на возмещение судебных расходов в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возникает при условии фактически понесенных стороной затрат, получателем которых является лицо, оказывающее юридические услуги.
Факт несения судебных расходов подтверждается договором на оказание юридической помощи от 19.12.2019 N 248, актами приема-сдачи услуг от 29.02.2020, от 30.04.2020, платежными поручениями от 12.05.2020 N 670, от 12.03.2020 N 454.
Апелляционный суд полагает обоснованным решение суда первой инстанции в части взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб., исходя из объема оказанных представителем услуг в суде первой инстанции, фактически совершенных действий, сложности дела, а также принимая во внимание сведения мониторинга гонорарной практики Адвокатской палаты Ростовской области.
Как указано выше, апелляционным судом принят частичный отказ от иска.
В соответствии с частью 1 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении арбитражный суд указывает основания для прекращения производства по делу, а также разрешает вопросы о возврате предусмотренном пунктом 1 статьи 150 настоящего Кодекса, и распределении между сторонами судебных расходов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
К судебным расходам относится государственная пошлина (статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Истцом при подаче иска уплачена сумма государственной пошлины по платежному поручению N 751 в размере 9498 руб.
При цене иска равной 399225,01 руб. истцу подлежало уплатить государственную пошлину в размере 10 985 руб.
Согласно абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.
Следовательно, в связи с отказом от иска истцу подлежало бы возврату 388,5 руб. при полной уплате государственной пошлины.
С учетом принятого апелляционным судом отказа от исковых требований в части взыскании пени в размере 28 239,07 руб. с ответчика в пользу истца следует взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 109,50 руб., а с ответчика в федеральный бюджет - 1487 руб.
Ответчиком при подаче апелляционной жалобы уплачена сумма государственной пошлины по платежному поручению N 290 от 13.07.2021 в сумме 3000 руб. Судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат распределению по статье 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Водные ресурсы" от иска в части требований о взыскании пени в размере 28 239,07 руб.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2021 по делу N А53-12232/2020 в указанной части отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2021 по делу N А53-12232/2020 оставить без изменения, изложив второй-третий абзацы резолютивной части в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Партнер-1" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Водные ресурсы" задолженность за водоотведение в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах за январь - декабрь 2018 г., ноябрь - декабрь 2019 г. в сумме 262 032,54 руб., пени в сумме 108 953, 40 руб., пени, начиная с 17.06.2021 по день фактической уплаты суммы задолженности в размере 262 032,54 руб. с применением одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9 109, 50 руб. и расходы на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Партнер-1" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1487 руб.".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Водные ресурсы" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Партнер-1" 212,20 руб. расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12232/2020
Истец: ООО "ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ"
Ответчик: ООО "ПАРТНЕР-1", ООО "Пртнер-1"
Третье лицо: ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД