г. Челябинск |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А76-15136/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Жернакова А.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.08.2021 по делу N А76-15136/2021.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Затеев А.Н. (доверенность N 06-31/1/002560 от 31.12.2020 сроком действия до 31.12.2021, диплом, паспорт).
Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - УФНС России по Челябинской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества, ответчик), в котором просит обязать принять в казну Российской Федерации нежилое здание общей площадью 1170,5 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, Брединский район, п. Бреды, ул. Советская д.17 (кадастровый номер 74:04:0000000:1205) и земельный участок площадью 2300 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, Брединский район, п. Бреды, ул. Советская, д.17 (находящийся под вышеуказанным нежилым зданием) кадастровый номер 74:04:3000029:38.
Определением суда от 1305.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральная налоговая служба России.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.08.2021 (резолютивная часть от 09.08.2021) исковые требования удовлетворены: суд обязал МТУ Росимущества принять в казну Российской Федерации закрепленные за УФНС России по Челябинской области на праве оперативного управления объект недвижимого имущества - нежилое здание, наименование - помещения ГНИ, кадастровый номер 74:04:0000000:1205, общей площадью 1170,5 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, Брединский район, п. Бреды, ул. Советская, д. 17; обязал МТУ Росимущества принять в казну Российской Федерации, закрепленный за УФНС России по Челябинской области на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 74:04:3000029:38, расположенный по адресу: Челябинская область, Брединский район, п. Бреды, ул. Советская, д. 17, площадью 2299,89 кв. м (л.д. 148-152).
С указанным решением суда не согласилось МТУ Росимущества (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд пришел к необоснованному выводу о наличии у истца возможности отказаться от права оперативного управления, поскольку в силу статьи 296, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие имущества у обладателя права оперативного управления является правом, а не обязанностью собственника имущества. Указывает, что сохранение имущества в оперативном управлении истца не влечет для него негативных последствий, поскольку содержание помещений осуществляется за счет средств федерального бюджета. В настоящее время управлением ведется работа по поиску потенциальных правообладателей спорного имущества.
От УФНС России по Челябинской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец не согласился с доводами ответчика, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся ответчика и третьего лица.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, в собственности Российской Федерации находятся нежилое здание, расположенное по адресу - Челябинская область, Брединский район, п. Бреды, ул. Советская, д.17, площадью 1170,5 кв. м, наименование - помещения ГНИ, кадастровый номер 74:04:0000000:1205, а также земельный участок площадью 2299,89 кв. м +/-34,00 кв. м (кадастровый номер 74:04:3000029:38), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) - л.д. 15-17, 18-20).
В соответствии с распоряжением МТУ Росимущества от 26.07.2018 N 483-р (л.д. 138-141) за истцом на праве оперативного управления закреплено, в том числе, объект - помещения ГНИ, расположенное по адресу - Челябинская область, Брединский район, п. Бреды, ул. Советская, д. 17, площадью 1170,5 кв. м, кадастровый номер 74:04:0000000:1205, РНФИ - П12740007651.
Право оперативного управления истца на указанные объекты зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Также Распоряжением МТУ Росимущества N 74-71-р от 26.02.2020 УФНС России по Челябинской области на праве постоянного (бессрочного) пользования передан земельный участок, необходимый для эксплуатации указанного выше здания - земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, Брединский район, п. Бреды, ул. Советская, д.17, площадью 2300 кв. м, кадастровый номер 74:04:3000029:38 (л.д. 142-144).
Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 74:04:3000029:38 зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 18-20).
Согласно представленным выпискам из ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером 74:04:00000000:1205 расположено в границах сформированного для его эксплуатации земельного участка с кадастровым номером 74:04:3000029:38.
Ранее рассматриваемые объекты использовались в деятельности истца.
ФНС России согласовало истцу вопрос о прекращении оперативного управления на нежилое здание и право бессрочного пользования земельным участком в связи с прекращением их использования в служебной деятельности (л.д. 21-24).
Согласно пункту 5.22 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
На основании пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В силу пункта 4 положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, утвержденного приказом Росимущества от 16.12.2016 N 452 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных па территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории Челябинской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
Истец предпринимал действия по передачи части закрепленного за ним имущества за иным государственными и муниципальными организациями (л.д. 31-110), которые остались безрезультатны.
В связи с получением согласия ФНС России на прекращение прав оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования рассматриваемым имуществом УФНС России по Челябинской области направило в адрес Территориального управления документы для принятия решения по вопросу прекращения прав оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования спорным имуществом (л.д. 25-28).
Ответчик с учетом имевшейся переписки сообщил о нецелесообразности принятия в казну спорного имущества (л.д. 29-30), что явилось основанием для инициирования настоящего иска.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик на протяжении длительного времени не принимает спорный объект недвижимости в казну Российской Федерации, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца, суд признал, что у него имеется основание отказаться от права оперативного управления с возложением на собственника обязанности принять имущество в казну Российской Федерации, поскольку имущество не используется истцом в целях осуществления уставной деятельности. Действия по отказу от права оперативного управления оценены как правомерные и направленные на обеспечение принципа соблюдения эффективности использования федерального имущества и бюджетных средств.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо обладает правом на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Положения статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключают возможность прекращения права оперативного управления путем отказа от вещного права.
Из материалов дела следует, что в собственности Российской Федерации находятся нежилое здание, расположенное по адресу - Челябинская область, Брединский район, п. Бреды, ул. Советская, д.17, площадью 1170,5 кв. м, наименование - помещения ГНИ, кадастровый номер 74:04:0000000:1205, а также земельный участок площадью 2299,89 кв. м +/-34,00 кв. м (кадастровый номер 74:04:3000029:38), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) - л.д. 15-17, 18-20).
В соответствии с распоряжением МТУ Росимущества от 26.07.2018 N 483-р (л.д. 138-141) за истцом на праве оперативного управления закреплено, в том числе, объект - помещения ГНИ, расположенное по адресу - Челябинская область, Брединский район, п. Бреды, ул. Советская, д. 17, площадью 1170,5 кв. м, кадастровый номер 74:04:0000000:1205, РНФИ - П12740007651.
Право оперативного управления истца на указанные объекты зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Также Распоряжением МТУ Росимущества N 74-71-р от 26.02.2020 УФНС России по Челябинской области на праве постоянного (бессрочного) пользования передан земельный участок, необходимый для эксплуатации указанного выше здания - земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, Брединский район, п. Бреды, ул. Советская, д.17, площадью 2300 кв. м, кадастровый номер 74:04:3000029:38 (л.д. 142-144).
Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 74:04:3000029:38 зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 18-20).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела то обстоятельство, что указанный объект и земельный участок под ним не используется УФНС России по Челябинской области для осуществления его деятельности, о чем истец уведомил ответчика.
Применение по аналогии положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае УФНС России по Челябинской области реализовало свое право на отказ от права оперативного управления недвижимым имуществом надлежащим образом; факт того, что имущество не используется истцом, подтвержден материалами дела, следовательно, спорное имущество подлежит передаче в казну Российской Федерации.
Доказательств того, что передача спорного имущества в федеральную казну приведет к прекращению деятельности УФНС России по Челябинской области, учитывая, что это имущество не используется при осуществлении его уставной деятельности, в материалах дела не имеется.
Апелляционной коллегией таких обстоятельств не установлено.
Напротив, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о нарушении прав истца возложением на него дополнительных имущественных обременений в виде обязанности по содержанию имущества и уплате налога (статьи 372 - 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика обязанности принять имущество в казну Российской Федерации ввиду наличия у него исключительно правомочий по изъятию имущества у обладателя права оперативного управления, отклоняются, поскольку названные нормы не исключают общих способов прекращения права оперативного управления, предусмотренных главой 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положения статей 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации истолкованы в апелляционной жалобе неверно применительно к конкретным обстоятельствам настоящего спора.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание с ТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях в доход федерального бюджета не производится, поскольку оно освобождено от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.08.2021 по делу N А76-15136/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15136/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государстенным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях
Третье лицо: ФНС России