г. Хабаровск |
|
15 октября 2021 г. |
А73-8715/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Лукашина Т.В. по доверенности от 11.01.2021 N 4,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Хабаровска
на решение от 29.07.2021
по делу N А73-8715/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению администрации города Хабаровска
к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене предписания от 07.04.2021 N П2021-02.1-0837,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Хабаровска (далее - также, Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - также, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 07.04.2021 N П2021-02.1-0837.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-8715/2021.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.07.2021 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой, ссылаясь на незаконность судебного акта, принятого при неправильном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить, заявленное требование удовлетворить.
В обоснование жалобы ссылается на то, что пункт 49 Положения N 47 предусматривает издание правового акта, а не "принятие мер", "принятие срочных мер" по расселению граждан. В связи с чем, нарушение указанного пункта имело бы место в случае непринятия Администрацией такого правового акта. Между тем администрацией г. Хабаровска правовой акт издан (постановление от 12.04.2019 N 1144), установлен срок для переселения граждан, проживающих в жилых помещениях МКД, до начала работ по сносу МКД (до 2027 года). Указывает на то, что нормами действующего законодательства не определены сроки для расселения жильцов в случае признания дома аварийным. Ссылается на неопределенность и неисполнимость предписания.
Доводы жалобы Администрации по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сведены к несогласию с выводами суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 03.09.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.
Администрация не направила своего представителя в судебное заседание, что не препятствовало рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 01.04.2021 N 1767-р главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края проведена внеплановая проверка администрации г. Хабаровска по вопросу исполнения нормативных правовых актов Российской Федерации и Хабаровского края при решении вопросов местного значения по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по результатам которой выявлены нарушения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47), выразившиеся в том, что принятое Администрацией решение о переселении граждан, проживающих в МКД по адресу: г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 181, в срок до 2027 не отвечает критериям разумности и противоречит приведенным положениям нормативно-правовых актов.
Администрации г. Хабаровска выдано предписание от 07.04.2021 N П2021-02.1-0837, согласно которому необходимо устранить нарушения части 10 статьи 32 ЖК РФ, пункта 49 Положения N 47, путем принятия срочных мер по расселению граждан, проживающих в аварийном доме.
Не согласившись с выданным предписанием, Администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществления полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов, требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3.1.2.10 Положения о главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 N 371-пр (далее - Положение), Управление уполномочено на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Согласно пункту 3.2 Положения к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан, применяются положения настоящего Порядка и принятого в соответствии с ним административного регламента, утвержденного уполномоченным органом, с учетом особенностей, установленных статьей 77 Закона N 131-ФЗ.
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений, Управление выдает предписание для устранения допущенных нарушений (пункт 3.1.4 Положения).
Из материалов дела следует, что основанием для начала проведения проверки, издания распоряжения о проведении внеплановой проверки, послужило обращение гражданина, поступившее из Правительства Хабаровского края (вх. У 27-05-3923 от 17.03.2021), содержащее информацию о наличии в действиях администрации г. Хабаровска нарушений норм жилищного законодательства, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 181.
Проведение проверки согласовано прокуратурой Хабаровского края решением от 02.04.2021 N 7-333-2021.
Таким образом, апелляционная инстанция соглашается с арбитражным судом, что проверка проведена Управлением при наличии законных на то оснований, предметом которой являлось исполнение обязанностей органа местного самоуправления по вопросам, отнесенным законом к компетенции данного органа.
По материалам дела судом установлено, что межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, составлено заключение от 22.03.2019 N 667 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома N 181 по ул. Карла Маркса в г. Хабаровске аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 12.04.2019 N 1144 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для организации работ по сносу МКД до 2027 года, установлен срок для переселения граждан, проживающих в жилых помещениях МКД, до начала работ по сносу МКД (до 2027 года) в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Установление требований к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляется межведомственной комиссией на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проведенной оценки соответствия помещения установленным требованиям, оценки соответствия указанных помещений и дома установленным требованиям по заявлению собственника помещения или заявлению гражданина (нанимателя) с приложением документов, представленных заявителем, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47).
Действие Положения N 47 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42 Положения N 47).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в данном положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 положения N 47).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения N 47).
Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления относится решение вопроса по отселению физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и определение такого срока, который должен быть разумным.
По итогам проверочных мероприятий Управление пришло к выводу о том, что срок переселения жильцов из спорного аварийного дома до 2027, с учетом степени износа многоквартирного дома, его технического состояния после пожара, а именно: обугливания бруса наружных стен, частичного отсутствия кровельного покрытия, повреждения пожаром стропильной системы, сверхнормативного прогиба чердачного перекрытия, выпучивания стен, множественных трещин по штукатурному слою стен и потолка, трещин по кладке печи, просадки пола, а также с учетом того, что деформация несущих конструкций продолжается, состояние несущих конструкций ухудшается, что создает реальную угрозу обрушения несущих конструкций здания в любое время, а следовательно, угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан, проживающих в МКД N 181, является неразумным.
Пунктом 3 постановления администрации г. Хабаровска от 12.04.2019 N 1144 установлена обязанность Управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации организовать работу по переселению жильцов многоквартирного дома по адресу: г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 181 до начала работ по сносу указанного дома в соответствии с действующим законодательством.
То обстоятельство, что срок такого отселения должен быть разумным следует из совокупности норм, установленных частью 10 статьи 32 ЖК РФ и пункта 49 Положения N 47.
При этом отсутствие в законе срока, в течение которого необходимо провести отселение физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, не может освобождать орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в разумный срок.
При этом доказательств невозможности приятия администрацией г. Хабаровска мер по отселению жильцов из аварийного дома в более короткий срок до принятия обжалуемого предписания, заявителем в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, оснований для признания обжалуемого предписания недействительным, апелляционным судом не установлено.
Доводы администрации г. Хабаровска о несоответствии предписания критериям реальной исполнимости и конкретности, ввиду отсутствия указаний на конкретные мероприятия которые необходимо выполнить Администрации для устранения выявленных нарушений, а также срок его исполнения, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку выбор конкретного способа устранения нарушений, в случае их выявления, предоставлен заявителю, что в свою очередь, не свидетельствует о незаконности предписания, не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку предоставляет последнему возможность самостоятельно избрать для себя способы устранения допущенных нарушений. Кроме того, как следует из оспариваемого предписания, в графе "Мероприятия (работы), подлежащие исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений" указаны конкретные действия, которые необходимо было совершить заявителю для устранения выявленных нарушений.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал Администрации в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным предписания от 07.04.2021 N П2021-02.1-0837.
При вынесении решения судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.07.2021 по делу N А73-8715/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8715/2021
Истец: Администрация города Хабаровска
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, КОМИТЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ