г. Киров |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А31-5883/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Костромской области от 19.07.2021
по делу N А31-5883/2021,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фахверк-К" (ОГРН 1114401004233, ИНН 4401127146)
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1067746766240, ИНН 7702609639)
о признании недействительным пункта 8 предписания об устранении выявленных нарушений от 29.01.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фахверк-К" (далее Общество, ООО "Фахверк-К") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным пункта 8 предписания Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, ответчик, административный орган, Управление) от 29.01.2021 N 10.2-215-48пл-П/0005-2021.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 19.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Управление приводит доводы о нарушении правил подсудности, указывает, что в силу статьи 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по адресу или месту жительства ответчика. Заявитель ссылается на пункт 14 Положения о Центральном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.01.2019 г. N 11, в котором указаны юридический и почтовый адреса Управления. Поскольку местом нахождения Центрального управления является г. Москва, основания для рассмотрения дела Арбитражным судом Костромской области отсутствуют.
ООО "Фахверк-К" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 15.09.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.09.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
В период с 22.01.2021 по 29.01.2021 на основании распоряжения от 14.01.2021 N РП-215-48-о Управлением в отношении ООО "Фахверк-К" проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований законодательства в области промышленной безопасности при эксплуатации Обществом опасного производственного объекта - сеть газопотребления, рег. N А17-03924-0001. Указанный объект расположен по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Новосельская, д. 34, 18.
В ходе проведения проверки административным органом среди прочих нарушений выявлено следующее:
- в нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), статьи 5 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон N 151-ФЗ) ООО "Фахверк-К" заключён договор от 01.01.2020 N 21 на обслуживание потенциально-опасных объектов г. Костромы с муниципальным казенным учреждением "Центр гражданской защиты г. Костромы" (далее - МКУ "Центр гражданской защиты г. Костромы", Учреждение), согласован План локализации и ликвидации аварий на опасном производственном объекте "Сеть газораспределения ООО "Фахверк-К", при этом Учреждение не допущено к проведению газоспасательных работ.
Результаты проверки отражены в акте от 29.01.2021 N 10.2-215-48пл-А/0005-2021.
29.01.2021 в адрес ООО "Фахверк-К" выдано обязательное для исполнения предписание N 10.2-215-48пл-П/0005-2021 (л.д. 9-12), возлагающее на Общество обязанность в срок до 29.04.2021 устранить в том числе вышеназванные нарушения.
Не согласившись с пунктом 8 предписания административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Костромской области удовлетворил заявленные требования, признал пункт 8 предписания Управления N 10.2-215-48пл-П/0005-2021 недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Из буквального толкования положений статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Законом N 116-ФЗ. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Опасными производственными объектами в соответствии с данным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2).
Часть 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ содержит перечень обязанностей организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, обязательных для исполнения.
Частью 1 статьи 10 Закона N 116-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.
Организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определены Законом N 151-ФЗ.
Частью 1 статьи 5 Закона N 151-ФЗ установлен перечень аварийно-спасательных работ:
горноспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий взрывов взрывчатых материалов и (или) рудничных газов, пожаров, загазований, обвалов, выбросов горной массы, затоплений и других видов аварий в горных выработках на объектах ведения горных работ, за исключением объектов, предназначенных для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции;
газоспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам;
противофонтанные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах, предназначенных для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции;
поисково-спасательные работы - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте;
аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;
работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций - комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на защиту населения, производственно-технического персонала организаций, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Костромской области от 05.04.2021 по делу N А31-2064/2021 (л.д.13-26) по заявлению ООО "Фахверк-К" о признании незаконным и отмене постановления Управления от 08.02.2021 N 10.2-Пс/0005-215-48пл-2021 установлен факт недоказанности правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках дела N А31-2064/2021 судом установлено, что МКУ "Центр гражданской защиты г. Костромы" является единственной специализированной организацией, осуществляющей аварийно-спасательные работы на территории г. Костромы, при этом факт осуществления аварийно-спасательных работ Учреждением и наличие свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 22.02.2018 административным органом не оспаривается.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь частью 2 статьи 69 АПК РФ, суд удовлетворил требование заявителя о признании пункта 8 предписания недействительным. Оснований для опровержения выводов суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено, в апелляционной жалобе не приведено.
Исследовав доводы заявителя жалобы о рассмотрении настоящего дела Арбитражным судом Костромской области с нарушением правил подсудности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом неблагоприятные последствия. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные данным Кодексом и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с названным Кодексом.
При обращении ООО "Фахверк-К" в Арбитражный суд Костромской области и в процессе судебного разбирательства ответчик не возражал против рассмотрения спора данным судом в качестве суда первой инстанции, не заявлял ходатайств о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы. Обстоятельств, лишивших Управление возможности заявить ходатайство о передаче дела по подсудности, из материалов дела не усматривается.
С учетом совокупности отмеченных обстоятельств, такое процессуальное поведение ответчика свидетельствуют о признании им компетенции Арбитражного суда Костромской области посредством конклюдентных действий, что соответствует понятию компетентного суда в международно-правовом и национально-правовом понимании, а также влечет за собой потерю права на возражение (эстоппель) в отношении подсудности спора. Получив возможность пользоваться процессуальными правами, ответчик принял на себя и процессуальные обязанности.
О нарушении правил о подсудности Управление заявило только лишь на стадии апелляционного обжалования решения суда первой инстанции, принятого не в его пользу, что не может быть признано добросовестным и непротиворечивым поведением указанной стороны спора.
Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12), в случае если в апелляционной жалобе на решение арбитражного суда первой инстанции содержатся доводы относительно нарушения правил подсудности при рассмотрении дела в суде первой инстанции и арбитражный суд апелляционной инстанции установит, что у заявителя не было возможности в суде первой инстанции заявить о неподсудности дела этому арбитражному суду в форме ходатайства о передаче дела по подсудности в связи с неизвещением его о времени и месте судебного заседания или непривлечением его к участию в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции, установив нарушение правил подсудности, применительно к пункту 2 части 4 статьи 272 АПК РФ отменяет судебный акт и направляет дело в арбитражный суд первой инстанции по подсудности.
Если при рассмотрении апелляционной жалобы будет установлено, что дело не подлежало рассмотрению в арбитражном суде и лицо, подавшее жалобу, заявляло об этом при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции или не могло заявить об этом, поскольку не было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, не было привлечено к участию в деле, то судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче арбитражным судом апелляционной инстанции в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 39 АПК РФ (часть 1 статьи 266 АПК РФ).
Таким образом, поскольку ответчик был надлежащим образом извещен о принятии заявления Общества к производству Арбитражного суда Костромской области, при этом Управление не реализовало в установленном процессуальным законодательством порядке право на обращение с ходатайством о передаче дела по подсудности, у суда апелляционной инстанции в силу статьи 9 АПК РФ и пункта 28 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12 отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и направления дела для рассмотрения по подсудности. В этой связи возражения ответчика о нарушении правил подсудности по данному делу отклоняются.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 19.07.2021 по делу N А31-5883/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-5883/2021
Истец: ООО "ФАХВЕРК-К"
Ответчик: Центральное Управление Ростехнадзора
Третье лицо: Центральное Управление Ростехнадзора, ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ