г. Пермь |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А60-26360/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 04 августа 2021 года
по делу N А60-26360/2021
по заявлению акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (ИНН 6673137722)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564)
о признании постановления от 19.05.2021 N 29-05-32-133 о назначении административного наказания недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (далее - заявитель, АО "Орджоникидзевская УЖК", общество, управляющая компания) обратилось в арбитражный суд к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, департамент, административный орган) с заявлением о признании постановления от 19.05.2021 N 29-05-32-133 о назначении административного наказания недействительным.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2021 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным постановление Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 19.05.2021 N 29-05-32-133 о назначении административного наказания АО "Орджоникидзевская УЖК" в виде штрафа в размере 125 000 руб. и отменено, производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы административный орган приводит доводы о том, что неисправность лифтового оборудования создает опасность для жизни и здоровья жильцом многоквартирного дома, а работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтов относятся к обязанностям управляющей компании. Отмечает, из материалов дела следует, что для устранения выявленного повреждения лифта требуется проведение капитального ремонта, при этом необходимость проведения капитального ремонта лифта не исключает обязанности управляющей организации по надлежащему содержанию общего имущества; установление региональной программой капитального ремонта сроков проведения капитального ремонта общего имущества в МКД не исключает обязанности управляющей организации обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, в том числе путем проведения капитального ремонта. Считает, мер по соблюдению положений действующего законодательства в части содержания лифтов управляющей организацией на момент проведения проверки не предпринято, доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение заявителем требований действующего законодательства, в материалы дела не представлено.
АО "Орджоникидзевская УЖК" в материалы дела представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым возражает против доводов апеллянта, находит несостоятельными, просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 19.05.2021 должностным лицом Департамента вынесено постановление N 29-05-32-133 о назначении административного наказания АО "Орджоникидзевская УЖК" в виде административного штрафа в размере 125 000 тысяч рублей.
Согласно указанному постановлению общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований).
По мнению должностного лица, вынесшего постановление о назначении административного наказания, обществом допущено нарушение лицензионного требования, выразившееся в необеспечении работоспособности лифта в подъезде N 6 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Индустрии, д. 57, корпус 1.
Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 3 "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290) и Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 2 и пункта 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) лифты и лифтовые шахты, внутридомовое газовое оборудование включены в состав общего имущества.
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно пункту 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Правила N 170, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170), определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда со следующими целями: обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно Правил N 170: эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Для этих целей эксплуатирующая организация обеспечивает: проведение технического диагностирования, обследования лифтов и вывод лифтов из эксплуатации при истечении установленного срока эксплуатации; выполнение предписаний Госгортехнадзора России и его должностных лиц, отдаваемых ими в соответствии с полномочиями; приостановление эксплуатации лифта самостоятельно или по предписанию органов Госгортехнадзора России и должностных лиц в случае угрозы жизни людей.
Согласно пункту 22 Правил N 290, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290), работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме: обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов); обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов); обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил N 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан. Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В пункте 1.8 Правил N 170 указано, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, которое в свою очередь состоит из: технического обслуживания, включая диспетчерское и аварийное; осмотров; подготовки к сезонной эксплуатации; текущего ремонта; капитального ремонта.
Согласно пункту 5.10.1 Правил N 170 содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует осуществлять специализированной организацией в соответствии с установленными требованиями и проводить линейными электромеханиками совместно с лифтерами (лифтовое обслуживание) или (при подключении лифтов к диспетчерскому пульту) -линейными электромеханиками совместно с диспетчерами (операторами) и дежурными электромеханиками (комплексное обслуживание). Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба.
В силу пункта 5.10.2 Правил N 170 эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Повторно изучив материалы дела, апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Департаментом проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 57/1 по ул. Индустрии в г. Екатеринбурге (далее - МКД).
В ходе проведения проверки установлено, что лифт в подъезде N 6 находится в нерабочем состоянии.
Данный вывод отражен в акте проверки от 24.03.2021 N 29-08-28-200.
АО "Орджоникидзевская УЖК" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Индустрии, д. 57, корпус 1 (далее - МКД) на основании положительного решения общего собрания собственников помещений дома, оформленного протоколом от 25.11.2015 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (копия прилагается), и заключенного во исполнение данного решения договора управления многоквартирным домом от 25.11.2015.
Для технического обслуживания лифтов в указанном МКД, обществом привлечена специализированная организация, располагающая техническими средствами и квалифицированными специалистами - ООО "Средураллифт", которое обеспечивает осуществление технического обслуживания лифтового оборудования в МКД, в том числе аварийного, проведение периодических осмотров и текущего ремонта (копия договора прилагается).
В ходе проведения специалистами ООО "Средураллифт" технического обслуживания пассажирского лифта в указанном МКД, в частности в подъезде N 6, 28.11.2020 были выявлены предельные износы основных несущих канатов лифта (акт технического состояния лифта от 30.11.2020).
В связи с невозможностью эксплуатировать лифт с неисправным оборудованием, поскольку это может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, 28.11.2020 работа лифта в МКД была остановлена (акт от 30.11.2020 о вынужденной приостановке работы лифта).
В соответствии с п. 7.6.2 "ГОСТ Р 55964-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.03.2014 N 93-ст) замена несущих тяговых канатов относится к работам капитального характера. А капитальный ремонт лифта в свою очередь, не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта.
Таким образом, управляющая организация, отвечает за надлежащее содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и не вправе использовать по своему усмотрению денежные средства, поступающие от жителей многоквартирного дома в составе платы за содержание жилого помещения, в том числе распределять их на осуществление работ капитального характера, а также не вправе осуществлять сбор и аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах.
Собственники помещений в указанном МКД формируют фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора. АО "Орджоникидзевская УЖК" владельцем специального счета не является.
В силу ст. 180 ЖК РФ данные обязанности входят в компетенцию Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее - Региональный оператор), который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы (далее - Региональная программа капитального ремонта), в которой определяется очередность проведения капитального ремонта многоквартирных домов, на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное его проведение, в частности, в тех домах, проживание в которых опасно для жизни или здоровья граждан.
Как следует из материалов дела, указанный МКД был включен в Региональную программу капитального ремонта, в соответствии с которой ремонтные работы по замене и модернизации лифта были запланированы на 2021 год.
Данная информация была размещена на официальном сайте Регионального оператора 16.11.2020.
Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах зависит от решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ, п. 21 Правил N 491, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относятся, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом, принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта и выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Непосредственно после отключения лифта в МКД управляющая организация уведомила всех собственников об отключении лифта, и его причинах, а также о необходимости проведения общего собрания собственников помещений в МКД, для восстановления работоспособности лифта.
АО "Орджоникидзевская УЖК", действуя в интересах жителей данного дома и руководствуясь ч. 7 ст. 45 ЖК РФ, инициировало общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, включив в повестку дня такого собрания вопрос о проведении работ по капитальному ремонту лифта (замена основных несущих канатов пассажирского лифта) в подъезде N 6 указанного многоквартирного дома, утверждении стоимости и порядка финансирования планируемых работ (пункт 3 повестки дня), (копия сообщения о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме прилагается).
Внеочередное общее собрание собственников помещений проводилось в форме очно-заочного голосования в период с 26.01.2021 по 31.03.2021 (с учетом того, что в составе дома 14 подъездов), а подведение итогов голосования -05.04.2021 г. В голосовании приняли участие 7 собственников, обладающие 90,22 количеством голосов, что составляет 0,90 % от общего числа голосов собственников помещений в МКД. Учитывая результаты голосования, общее собрание собственников МКД не состоялось, решение по данному вопросу принято не было.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела обществом с учетом требований ст. 68 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств, опровергающих наличие у него как у управляющей компании обязанности по обеспечению надлежащего содержания общего имущества, созданию комфортных и безопасных условий проживания в МКД.
Оценив содержание протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о недоказанности в действиях общества события правонарушения, поскольку АО "Орджоникидзевская УЖК" своевременно были предприняты все зависящие от него меры по обеспечению безопасных условий использования лифтового оборудования в подъезде N 6, а именно, непосредственно при выявлении неисправности лифта, его эксплуатация была приостановлена, доступ жителей МКД к нему ограничен, путем полного исключения возможности воспользоваться им.
Управляющая организация незамедлительно довела до собственников помещений в МКД информацию о необходимости провести общее собрание и решить вопрос о проведении работ по капитальному ремонту лифта.
Обществом было инициировано проведение общего собрания, которое не состоялось по не зависящим от него обстоятельствам, поскольку отнесение в силу пп. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, ставит в зависимость управляющую организацию от настроений и убеждений собственников в части принятия решений по вопросам, касающимся содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального права, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает.
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что событие правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и состав данного правонарушения в действиях заявителя не установлены и не доказаны, что в силу п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, на момент проведения надзорным органом внеплановой выездной проверки по обращениям жителя МКД, в период с 19.03.2021 по 24.03.2021, на предмет соблюдения обществом обязательных требований к содержанию общего имущества собственников помещений МКД, должностные лица надзорного органа не могли не знать о включении МКД в Региональную программу капитального ремонта, в соответствии с которой ремонтные работы лифта запланированы на 2021 год, и не приняли во внимание доводы управляющей организации в части несостоявшегося решения собственников помещений в МКД о проведении работ по капитальному ремонту лифта в подъезде N 6 данного МКД.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении.
Ссылка Департамента на судебную практику судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, поскольку обстоятельства настоящего дела не равнозначны приведенным апеллянтом делам, поскольку судебные акты были вынесены при иных фактических обстоятельствах.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку данная категория споров государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2021 года по делу N А60-26360/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-26360/2021
Истец: АО "ОРДЖОНИКИДЗЕВСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ", ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ