г. Москва |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А40-82546/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И.,, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АГРОТОРГ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2021 по делу N А40-82546/21
по заявлению ООО "АГРОТОРГ"
к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве
об оспаривании постановления
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Ефимов Д.Е. по доверенности от 12.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АГРОТОРГ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании постановления Управления Роспотребнадзора по г. Москве (ответчик, административный орган, Управление) от 09.03.2021 N 28-01030 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.14.44 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 110 000 руб.
Решением от 07.07.2021 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, 19.12.2020 в 14 час. 00 мин. при проведении дистанционной плановой проверки в отношении ООО "АГРОТОРГ" по распоряжению о проведении плановой проверки N 01-04-00069 от 02.11.2020, распоряжению о продлении срока проведения плановой проверки N 01-04-0022 от 04.12.2020 за подписью руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве Е.Е. Андреевой, административным органом установлено, что ООО "АГРОТОРГ" допущено недостоверное декларирование соответствия продукции, а именно: в организации торговли "Пятерочка" по адресу: г. Москва, Соловьиный проезд, д.4А осуществляется производство выпечных изделий из замороженных полуфабрикатов с последующей реализацией потребителю.
В ходе проверки были изучены декларации о соответствии на продукцию, изготавливаемую юридическим лицом ООО "АГРОТОРГ", по адресу: г. Москва, Соловьиный проезд, д.4А (вх. N 28-175-2 от 08.12.2020).
Юридическим лицом ООО "АГРОТОРГ", осуществляется декларирование продукции по схеме 3д.
В ходе проверки были представлены следующие декларации о соответствии:
1.Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза, номер: ЕАЭС N RU Д-RU.HA57.B.O4659/20 от 26.03.2020, декларация о соответствии действительна по 25.03.2025 на изделия хлебобулочные, в том числе слоеные, из пшеничной муки:
"Багет Луковый", "Багет Традиционный", "Багет Летний", "Багет Французский", "Багет классический Парижский", "Багетта луковая", "Полубагет", "Багет "Французский"", "Багет Чесночный", "Багет Французский", "Багет Пикантный", "Багет с отрубями", "Багет "Чипполино"", "Багет "Старославянский"", "Багет "Греческий"", "Багет "Прибалтийский овощной"", "Багет "Традиционный"", "Минибагет "Песто"", "Минибагет чесночный", "Минибагет оригинальный с томатом и травами", "Минибагет", "Минибагет с луком", "Минибагет оригинальный с чесночным маслом", "Чиабатта", "Чиабатта темная", "Чиабатта с оливками", "Чиабатта классическая", "БО КАТТА", "Бушебатта с оливками", "Хлеб "Солнечный"", "Хлеб "Парижский"", "Хлеб на молоке "Домашний"", "Хлеб Воскресный", "Хлеб Бабушкин", "Хлеб Пшеничный", "Хлеб Летний", "Хлеб Докторский", "Хлеб Строгановский", "Хлеб Кефирный", "Хлеб Греческий", "Хлеб "Луковый"", "Батон Домашний", "Батон Батард", "Батон Британский", "Булочка "Техас"", "Булочка "Даллас"", "Булочка с посыпками (кунжут)", "Булочка с отрубями", "Булочка Французская", "Булочка Французская с сезамом", "Булочка для гамбургера", "Булочка "Столичная"", "Булочка "Малютка", "Булочка "Смак"", "Пампушки Украинские", "Круассан", "Миникруассан", "Круассан сливочный", "Круассан Ганноверский", "Круассан классический", "Круассан сливочный", "Плюшка "Московская"", "Рогалик", "Слойка Баварская с орехом", "Косичка "Кленовый пекан"", "Палочка сырная", "Багет французский луковый"; "Багет французский чесночный", "Багет", "Хлебушек заварной", "Лепешка с семенами", "Багет Традиционный", "Палочки сахарные", "Булочка Свердловская", "Батон нарезной", "Батон "Нарезной" новый, "Батон нарезной молочный новый", "Язычок слоеный", "Багет Барра", "Панини", "Булочка Петит", "Чиабатта Пшеничная Премиум", "Хлеб Рустик пшеничный", "Французский мини багет", "Французский деревенский хлеб Батарт", "Багет с чесноком", "Багет Испанский", "Багег пшеничный", "Чиабатта с черными оливками", "Круассан с добавлением сливочного масла", "Брецель с кунжутом", "Брецель с сыром", "Брецель-багет с кунжутом", "Брецель-багет с чесночным маслом", "Брецель-багет с сыром", "Брецель-рогачик", "Брецель-колечко", "Брецель для сэндвича", "Брецель в разрезе", "Брецель-плетенка", "Бротхен с солью", "Бротхен с кунжутом", "Бротхен с сыром", "Брецель с солью". Соответствует требованиям TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", TP ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств". Декларация о соответствии принята на основании протокола испытаний N 07-02/985Б от 14.02.20220, выданного ООО "Испытательная лаборатория "ЭКСИМТЕСТ" аттестат аккредитации РОСС RU.0001.21ШЦ54). Условия хранения: срок годности изделия хлебобулочных из пшеничной муки - 48 часов при температуре не выше + 25'С.
2. Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза, номер: ЕАЭС N RU Д-RU.HA57.B.04687/20 от 26.03.2020, декларация о соответствии действительна по 25.03.2025 на изделия хлебобулочные из пшеничной муки, в том числе слоеные, с начинками в ассортименте по приложению N 1 ("Пирог домашний с мясной начинкой", "Пирог с картофелем и мясом", "Улитка греческая" с начинкой курица с картофелем", "Слойка с капустой и яйцом", "Слойка с курицей и грибами", "Слойка с мясной начинкой", "Слойка с грибами", "Самса с бараниной", "Сосиска в тесте", "Пицца", "Самса с мясом", "Рулетик мясной", "Хлеб с ветчиной и сыром", "Брецель-пицца с сосиской", "Гипфель с мясной начинкой".). Условия хранения: срок изделий хлебобулочных из пшеничной муки с начинками - 24 часа при температуре не выше + 25'С. Соответствует требованиям технического регламента TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", TP ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств". Декларация о соответствии принята на основании протокола испытаний N 07-02/986Б от 14.02.20220, выданного 000"Испытательная лаборатория "ЭКСИМТЕСТ" аттестат аккредитации РОСС RU.0001.21ПЩ54).
3. Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза, номер: ЕАЭС N RU Д-RU.HA57.B.04673/20 от 26.03.2020, декларация о соответствии действительна по 25.03.2025 на изделия хлебобулочные из ржаной муки; из смеси пшеничной, ржаной и других видов муки: "Багет многозерновой с кунжутом", "Багет пшенично-ржаной", "Багет зерновой", "Багет Мишброт", "Багет Суворовский", "Полубагет злаковый", "Хлебушек черный русский", "Хлебушек кукурузный", "Хлеб Питерский", "Хлеб Карельский", "Хлеб Рижский Классический", "Хлеб Традиционный ржаной", "Хлеб Рижский новый", "Хлеб Ржаной", "Хлеб Кернброт", "Хлеб Зерновой", "Хлеб Мишброт", "Хлеб Гречишный", "Хлеб Бородинский", "Хлеб Маратон", "Хлеб льняной", "Хлеб Карловацкий", "Хлеб Пиренейский", "Хлеб Нордлендер", "Хлеб Био", "Хлеб Кантри", "Хлеб Баварский", "Хлеб Австрийский", Хлеб "Гречневый", "Хлеб Прибалтийский овощной", "Хлеб Гречишный", "Хлеб Бородинский плюс", "Хлеб Венский", "Хлеб Купеческий заварной с подсолнечником", Хлеб "Томатно-чесночный", "БОКАТТА с семенами", "Чиабатта ржано-пшеничная", "Булочка Мишброт", "Булочка Зерновая", "Булочка 8 злаков", "Булочка "Баварская", "Булочка многозерновая", "Булочка Солодовая", "Палочки зерновые", Хлеб "Львовский заварной с семенами подсолнечника", Хлеб Горчичный, Батон с отрубями, Хлеб "Венский" заварной, "Хлеб ДРУЖБА", Булочка "Корншпиц", Хлеб "Маг с пряными травами", Хлеб "Юбилейный", Хлеб "Минский с семечками", Хлеб "Нарочанский край с тмином", Хлеб "Логойский с тыквенными семенами", Хлеб "Сучасны", "Чиабатта пшенично-ржаная", "Хлеб Яровой заварной", "Хлеб Рустик с пророщенным зерном", "Хлеб ржаной с тыквенными семечками", "Чиабатта Солодовая Премиум", "Королевский хлеб на ржаной и пшеничной заквасках", "Хлебушек Бородинский", "Хлебушек домашний без дрожжей хлебопекарных", "Хлебушек заварной с семенами подсолнечника", "Хлебушек Бородинский особый", "Хлеб Бородинский формовой", "Ржаной багет с чесноком", соответствует требованиям TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", TP ТС 022/2011,ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств". Декларация о соответствии принята на основании протокола испытаний N 07-02/987Б от 14.02.20220, выданного ООО "Испытательная лаборатория "ЭКСИМТЕСТ" (аттестат аккредитации РОСС RU.0001.21ПЩ54).
Условия хранения: срок годности изделия хлебобулочных из пшеничной муки - 48 часов при температуре не выше + 25° С.
ООО "АГРОТОРГ" не были представлены доказательственные материалы, легших в основу принятия деклараций о соответствии, в том числе не представлена техническая документация на пищевую продукцию, не представлены документы об обеспечении проведения производственного контроля, документы, подтверждающие изменение температурного режима хранения скоропортящейся продукции, а также документы, подтверждающие соответствие продукции TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
На основании выявленных нарушений ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮЗАО г.Москвы в отношении ООО "АГРОТОРГ" составлен протокол от 18.01.2021 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 09.03.2021 N 28-01030 ООО "АГРОТОРГ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.14.44 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 110 000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
Согласно ч. 1 ст.14.44 КоАП РФ недостоверное декларирование соответствия продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст.23 п. 4, пп. 3) TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" схема декларирования пищевой продукции Зд включает следующие процедуры: формирование и анализ технической документации; осуществление производственного контроля; проведение испытаний образцов пищевой продукции; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Отсутствие сведений о проведении всех необходимых процедур свидетельствует о недостоверности декларирования пищевой продукции.
В силу п.7 ст. 24 Федерального закона N 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года "О техническом регулировании", декларация о соответствии и доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение десяти лет со дня окончания срока действия такой декларации в случае, если иной срок их хранения не установлен техническим регламентом. Заявитель обязан представить декларацию о соответствии либо регистрационный номер декларации о соответствии и доказательственные материалы по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 745 от 28.03.2013 г. "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возложены полномочия по осуществлению государственный контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" в пределах своей компетенции в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Согласно ст. 24 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании" при декларировании соответствия заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Согласно п. 7 ст. 23 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" доказательственные материалы должны содержать результаты исследований (испытаний), подтверждающие выполнение требований настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Такие исследования (испытания) могут быть проведены в собственной испытательной лаборатории заявителя или в иной испытательной лаборатории по договору с заявителем. Согласно п. 8 ст. 23 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" доказательственные материалы могут включать другие документы по выбору заявителя, если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, послужившие основанием для подтверждения соответствия декларируемой пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Согласно п. 9 ст. 23 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" декларация о соответствии должна содержать следующие сведения:
- наименование и место нахождения заявителя;
- наименование и место нахождения изготовителя;
- информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;
- наименование настоящего технического регламента или технического регламента Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;
- заявление заявителя о безопасности пищевой продукции при ее использовании в соответствии с назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента или технического регламента Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
- сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента или технического регламента Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
- срок действия декларации о соответствии;
- иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами Таможенного союза сведения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года "О техническом регулировании" технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Согласно п.1 ст.З TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются:
1) пищевая продукция;
2) связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Согласно п.1 ст.1 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880, настоящий технический регламент устанавливает:
1) объекты технического регулирования;
2) требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования;
3) правила идентификации объектов технического регулирования;
4) формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.
В рассматриваемом случае ООО "АГРОТОРГ" выступило заявителем (изготовитель) при декларировании продукции:
-Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза, номер: ЕАЭС N RU Д-RU.HA57.B.04659/20 от 26.03.2020, декларация о соответствии действительна по 25.03.2025
-Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза, номер: ЕАЭС N RU Д-RU.HA57.В.04687/20 от 26.03.2020, декларация о соответствии действительна по 25.03.2025
-Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза, номер: ЕАЭС N RU Д-RU.HA57.B.04673/20 от 26.03.2020, декларация о соответствии действительна по 25.03.2025
Из данных изученных деклараций о соответствии, а также размещенных в Реестре на официальном сайте Росаккредитации http://fsa.gov.ru в разделе "Реестры" следует, что ООО "АГРОТОРГ" была принята схема декларирования Зд.
Согласно ст. 23 п.4 подпункт 3) TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", 3.1) схема Зд включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации;
- осуществление производственного контроля;
- проведение испытаний образцов пищевой продукции;
- принятие и регистрация декларации о соответствии;
- нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
3.2) Заявитель предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства (изготовления) был стабильным и обеспечивал соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
3.3) Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.
3.4) С целью контроля соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции заявитель проводит испытания образцов пищевой продукции. Испытания образцов пищевой продукции проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории.
3.5) Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует по уведомительному принципу.
3.6) Заявитель наносит единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, если иное не установлено настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Вопрос об организации и проведении производственного контроля изложен в требованиях ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определяет обязанности юридических лиц, а именно:
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
- осуществлять гигиеническое обучение работников.
Федеральный закон N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.1 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения":
1. Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
2. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
3. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" определен порядок организации и проведения производственного контроля, требования к программе (плану) производственного контроля.
В соответствии с п. 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает:
а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам,
связанным с осуществлением производственного контроля;
ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Согласно разделу 3 СП 1.1.1058-01 программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:
3.1. Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
3.2. Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
3.3. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний)
3.4. Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
3.5. Перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию;
3.6. Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
3.7. Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
3.8. Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществить государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
3.9. Другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.
В ходе изучения представленной Программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-профилактических мероприятий ООО "АГРОТОРГ", административным органом установлено, что данный документ не содержит раздела, связанного с мероприятиями, проводимыми в рамках работ по декларированию соответствия выпускаемой пищевой продукции действующим нормативным документам. Сведения, указывающие на возможность ООО "АГРОТОРГ выступать в качестве заявители при декларировании соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов и проведение соответствующих мероприятий в рамках обязанностей по обеспечению заявителем проведения производственного контроля, Программа производственного контроля не содержит.
Согласно п.2 ст.22 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" заявитель обязан обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Во всех изученных декларациях о соответствии пищевой продукции, выпускаемой ООО "АГРОТОРГ, указано, что продукция соответствует TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
Согласно ст. 3 TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно ст.4.1 TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
3) количество пищевой продукции;
4) дату изготовления пищевой продукции;
5) срок годности пищевой продукции;
6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее -наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);
8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;
10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО);
11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Согласно ст. 24 Федерального закона N 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года "О техническом регулировании" при декларировании соответствия заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Между тем, юридическим лицом ООО "АГРОТОРГ" такие сведения представлены не были, в том числе результаты исследовании (испытании) и измерений и (или) другие документы, подтверждающие достоверность информации о составе, пищевой и энергетической ценности, нанесенной на этикетку готовой пищевой продукции.
Во всех рассмотренных административным органом декларациях о соответствии указываются сроки годности продукции и условия ее хранения.
Согласно ст. 4 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", срок годности пищевой продукции - период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней требованиям безопасности, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению.
В силу п.1 ст.7 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Согласно п.6 ст. 7 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем.
СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" устанавливают гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов в целях обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов в процессе производства, хранения, транспортировки и оборота, а также при их разработке и постановке на производство. Согласно п. 1.7 проекты нормативных и технических документов и опытные образцы новых пищевых продуктов в части сроков годности и условий изготовления и оборота подлежат' санитарно-эпидемиологической экспертизе и утверждаются в установленном порядке при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на документацию.
Согласно п. 1.8 СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", установленные сроки годности и условия хранения особо скоропортящихся и скоропортящихся пищевых продуктов, вырабатываемых по нормативной и/или технической документации, указаны в приложении N 1 к настоящим санитарным правилам, если иные сроки годности не оговорены другими документами.
В соответствии с маркировкой, нанесенной на скоропортящуюся пищевую продукцию : "Улитка греческая " с начинкой курица с картофелем", "Слойка с капустой и яйцом", "Самса с мясом" и др. (декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-1Щ.НА 57.В.04687/20 от 26.03.2020), было установлено, что изготовителем ООО "АГРОТОРГ" определены условия хранения пищевой продукции: 24 часа при температуре не выше + 25 гр.С ( в соответствии с требованиями СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", приложение 1, такая пищевая продукция должна храниться 24 часа при температуре от -2 до +2 гр. С).
При этом, изготовителем - ООО "АГРОТОРГ" не проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза обоснования условий хранения скоропортящейся пищевой продукции- выпечных изделий с начинками из мяса, капусты, яйца ("Улитка греческая" с начинкой курица с картофелем", "Слойка с капустой и яйцом", "Самса с мясом" и др.).
Если сроки годности и условия хранения на продукты превышают сроки и/или величины температур хранения для аналогичных видов продуктов, представленных в приложении 1 (пролонгированные), а также сроки годности и условия хранения на новые виды продуктов, которые не имеют аналогов в указанном приложении 1, то согласно п.1.9 СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", они должны быть обоснованы в установленном порядке.
Порядок проведения и методологию санитарно-эпидемиологической оценки обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов устанавливает МУК 4.2.1847-04 "Санитарно-эпидемиологическая оценка обоснования сроков годности И условий хранения пищевых продуктов". Обоснование сроков годности является неотъемлемой частью всей технической документации доказательственных материалов.
В рамках проверки сведения по обоснованию изменения температурного режима для изготавливаемых пищевых продуктов ООО "АГРОТОРГ" представлены не были.
Учитывая изложенное, административный орган обоснованно пришелк выводу о том, что ООО "АГРОТОРГ" допущено недостоверное декларирование соответствия пищевой продукции, что является нарушением: ст. 24, 28 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г., ст.20, ч.ч. 1,6 ст.7, ч.2 ст.22, ч,4 ст. 23, п.7, п.8, п.9 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ст. 3, ст.4 TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", ст. 15 Федерального закона N52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Событие, вменяемого заявителю административного правонарушения, подтверждается представленными ответчиком доказательствами: протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.44 КоАП РФ.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.14.44 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в пределах санкции ч. 1 ст.14.44 КоАП РФ.
Таким образом, оспариваемое постановление таможенного органа является законным и обоснованным не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы суд исследовал, по мнению суда, они противоречат доказательствам, содержащимся в материалах дела, подтверждающими состав вмененного обществу административного правонарушения.
Доводы жалобы связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2021 по делу N А40-82546/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82546/2021
Истец: ООО "АГРОТОРГ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ