г. Владимир |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А11-14447/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Ковбасюка А.Н., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Климович Татьяны Альбертовны на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.06.2021 по делу N А11-14447/2020,
по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области, ОГРН 1043301900377, ИНН 3327102084, к индивидуальному предпринимателю Климович Татьяне Альбертовне, ОГРНИП 304332736603732,
о взыскании 194 080 рублей,
при участии представителей: от истца - Рожкова Д.А. по доверенности от 15.01.2021 сроком действия до 01.02.2022, диплому о высшем юридическом образовании регистрационный номер 2714 от 26.06.2013, Кабановой Н.В. по доверенности от 25.03.2021 сроком действия до 01.02.2022, Изместьевой Н.А. по доверенности от 15.01.2021 сроком действия до 01.02.2022, диплому о высшем юридическом образовании регистрационный номер 660 от 28.06.2002;
от ответчика - Колосова А.Ю., по доверенности от 23.03.2021 сроком действия 3 года, удостоверению адвоката;
установил.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области (далее - Инспекция, истец) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Климович Татьяне Альбертовне (далее - ИП Климович Т.А., Предприниматель, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в виде начисленной субсидии в размере 194 080 рублей 00 копеек.
Решением от 17.06.2021 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым решением, ИП Климович Т.А. обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что бухгалтером ИП Климович Т.А. 30.04.2020, 14.05.2020 в связи с технической ошибкой была неверно подана форма СЗВ-М с пометкой доп. за март месяц на 4 и 1 человека соответственно.
Указанная техническая ошибка была исправлена 25.09.2020 подачей формы СЗВ-М с пометкой отм. (отменяющая) на 5 человек.
Предприниматель утверждает, что согласно имеющейся и поданной в строгом соответствии с законом отчетности по форме СЗВ-М в марте 2020 году у ответчика работало 10 человек, субсидия получена и израсходована на выплату заработной платы работникам, в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
По мнению апеллянта, в силу статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации субсидия, перечисленная и израсходованная на заработную плату работников, не подлежит возврату.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Инспекции в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу указали на законность и обоснованность принятого судебного акта, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ответчиком 08.05.2020 подано заявление о предоставлении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российском экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" субсидии за апрель 2020 года на сумму 194 080 рублей.
На момент проведения проверки соответствия ИП Климович Т.А. критериям, установленным пунктом 3 Правил, налоговый орган располагал следующими сведениями о налогоплательщике.
Страхователем представлены сведения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области по форме СЗВ-М
* 15.04.2020 за март 2020 (исходная) на 10 застрахованных лиц;
* 15.05.2020 за апрель 2020 (исходная) на 10 застрахованных лиц;
* 03.06.2020 за май 2020 (исходная) на 10 застрахованных лиц.
На основании изложенного, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произволен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии в сумме 133 430 руб.
На основании информации, полученной в соответствии с пунктом 9 Правил от Федерального казначейства, получатель субсидии был проинформирован о факте перечисления субсидии (по телекоммуникационным каналам связи/ через кабинет налогоплательщика/ в виде почтового отправления) (уведомление о перечислении субсидии от 18.05.2020 N 70055.
Впоследствии в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления N 576 установлено, представление налогоплательщиком следующих форм СЗВ-М:
* 30.04.2020 за март 2020 года (дополняющая); согласно которых число застрахованных лиц составляет 4 человек;
* 14.05.2020 за март 2020 года (дополняющая); согласно которых число застрахованных лиц составляет 1 человек.
ИП Климович Т.А. повторно представила 14.05.2020 в Инспекцию заявление за апрель 2020, при автоматизированной проверке которого налоговым органом 26.05.2020 сформировано сообщение об отказе в связи с тем, что количество работников получателя субсидии в апреле составляет менее 90 % от количества работников получателя субсидии в апреле составляет менее 90 % от количества работников в марте 2020 года.
Однако, после актуализации в автоматизированной системе сведений о количестве застрахованных лиц по данным формы СЗВ-М, поступившим от органов пенсионного фонда, первичное заявление ИП Климович Т.А. на выплату субсидии за апрель 2020 было повторно обработано в автоматическом режиме. Ответчику дополнительно к ранее выплаченной сумме была перечислена субсидия за апрель 2020 года на тех работников, которые были включены в дополняющую форму СЗВ-М за март 2020 года, в сумме 60650 руб. на основании платежного поручения от 10.06.2020 N 675202.
С учетом изложенного, субсидия в общем размере 194 080 рублей поступила на счет ИП Климович Т.А., указанный в заявлении.
Как указывает истец, ответчиком не выполнено условие сохранения не менее 90 процентов количества работников в апреле 2020 года и снижено на 5 человек по отношению к количеству работников в марте 2020 года в связи с чем субсидия перечислена индивидуальному предпринимателю Климович Т.А. без соответствующих на то оснований.
Индивидуальному предпринимателю МИФНС N 12 по Владимирской области направлено письмо от 03.09.2020 N 05-03/41583Г о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии, а так же 05.10.2020 уведомление N 6271, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий.
По данным Инспекции ИП Климович Т.А. неправомерно (ошибочно) полученные суммы субсидий в размере 194 080 рублей добровольно не возвращены.
Неисполнение ответчиком обязанности по возврату денежных средств послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по требованиям о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019).
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Исковые требования истца о взыскании неосновательного обогащения основаны на перечислении денежных средств в качестве субсидии в пользу ответчика в отсутствие правовых оснований, а именно: нарушение условий для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российском экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 576) утверждены правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результат распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г. (далее - Правила).
Правилами установлено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в едином государственном реестре юридических лиц (далее -ЕГРЮЛ) либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 01 марта 2020 года.
Кроме того, пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по утверждённой форме;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 г. или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 г.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. N 434.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 576 размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 г., составляющей 12 130 рублей:
- на количество работников в марте 2020 г. - в отношении организаций;
- на количество работников в марте 2020 г., увеличенное на единицу, -в отношении индивидуальных предпринимателей.
Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Ответственность за достоверность информации, указанной в пункте 4 Постановления N 576, несет получатель субсидии.
Для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01 июля 2020 года.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуальною предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный пунктом 6 Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 4 Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи и направляет его в Федеральное казначейство.
Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии (пункт 8 Правил).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3 (2020), утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2020, излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
В ходе судебного разбирательства, судом первой инстанции от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире истребованы сведения о застрахованных лицах ИП Климович Т.А. (ИНН 332700091501) за март и апрель 2020 года.
Определением от 08.04.2021 судом дополнительно запрошены сведения о застрахованных лицах ИП Климович Т.А. (ИНН 332700091501) в марте, апреле и мае 2020 года, в том числе отчетности по форме СЗВ-М за март, апрель, май 2020 года (первичные и корректирующие), предоставленную ИП Климович Т.А. (ИНН 332700091501), с указанием даты предоставления отчетности.
Согласно предоставленным Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире сведениям ответчиком подавались следующие отчеты СЗВ-М.
За март: (исходная) подана 15.04.2020 в 15.57 на 10 человек; (дополнительная) подана 30.04.2020 в 12.36 на 4 человека; (дополнительная) подана 14.05.2020 в 12.08 на 1 человека; (отменяющая - Прим.: подается с целью отмены ранее поданных сведений) подана 26.09.2020 в 20.03 на 5 человек.
За апрель: (исходная) подана 15.05.2020 в 10.43 на 10 человек; (дополнительная) подана 26.09.2020 в 20.03 на 5 человека.
За май: (исходная) подана 03.06.2020 в 11.19 на 10 человек.
Вместе с тем, судом установлено, что относительно количества работающих человек за март 2020 года (15 человек), исходя из которого, определен размер субсидии, ответчиком предоставлены недостоверные сведения.
Также необходимо отметить, что Правилами предоставления в 2020 из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции установлены формальные критерии для определения получателей субсидий.
Для определения налоговым органом соответствия хозяйствующего субъекта критерию не уменьшения количества работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, более чем на 90 процентов от количества работников в марте 2020, должны быть использованы сведения, полученные от Пенсионного фонда Российской Федерации из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и соками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство не предоставляет возможность налоговому органу использовать иные данные для определения изменения количества работников получателя субсидии.
Из материалов дела следует, что ответчик на момент обращения в налоговый орган с заявлением о предоставлении субсидии на основании Постановления Правительства РФ N 576 за апрель 2020 года (08.05.2020) по данным, предоставленным им в Пенсионный фонд Российской Федерации, не соответствовал условиям для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии, предусмотренным пп. е п. 3 Правил, а именно: количество работников ответчика в апреле 2020 г. (10 работников) составляет менее 90 процентов количества работников в марте 2020 г. (15 работников) (снижено более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года), что подтверждается сведениями о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март, апрель, май 2020 года.
В результате предоставления ответчиком недостоверных сведений, налоговым органом необоснованно была выдана субсидия за апрель 2020 года из расчета 16 человек (15 по отчетности + 1 согласно правилам расчета).
При этом отменяющая форма СЗВМ направлена ответчиком в ПФ РФ 26.09.2020, то есть после того, как МИФНС N 12 по Владимирской области направлено письмо от 03.09.2020 N 05-03/41583Г о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии.
Необходимо отметить, что ответчик после обращения налогового органа к нему с указанным письмом, зная о том, что воспользовался мерой социальной поддержки неправомерно, не предпринял действий к возврату необоснованно полученной субсидии.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестности ответчика при обращении в налоговый орган с заявлением о предоставлении субсидии.
Доказательств возврата денежных средств ответчиком не представлено.
В соответствии с пунктом 11 Правил в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в пункте 4 Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что судом установлены основания для применения пункта 11 Правил, а также факта недобросовестности ответчика при обращении с заявлением о предоставлении субсидии, исковые требования о ее возврате подлежат удовлетворению.
Также судом учтено, что действующее законодательство не предусматривает возможность частичного возврата субсидии при установленных обстоятельствах.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены по вышеизложенным основаниям.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
В силу пункта 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдает арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.06.2021 по делу N А11-14447/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Климович Татьяны Альбертовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-14447/2020
Истец: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 12 ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Климович Татьяна Альбертовна
Третье лицо: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ВЛАДИМИРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ