г. Санкт-Петербург |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А56-31803/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26657/2021) ООО "РСС Средняя Волга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2021 по делу N А56-31803/2021 (судья Раннева Ю.А.), принятое
по иску ООО "РСС Средняя Волга"
к ООО "Деловые Линии"
о взыскании,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РСС Средняя Волга", адрес: 443013, Самарская область, г.Самара, пр.Карла Маркса, дом 55, этаж 1, офис 32, ОГРН: 1166313151982, (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Деловые линии", адрес: 196210, г. Санкт-Петербург, ул.Стартовая, дом 8, литер А, офис 132, ОГРН: 1027810306259, (далее - ответчик) о взыскании 515 353 руб. 90 коп. стоимости поврежденного груза, 46 823 руб. провозной платы.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 23.06.2021 в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, факт повреждения груза по вине ООО "Деловые Линии" подтвержден материалами дела, в связи с чем, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда не имелось.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке, без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 22.05.2020 ООО "Деловые Линии" приняло по накладной экспедитора N 00080742457 груз от ООО "Ландата" для экспедирования в адрес ООО "МЛЦ" количеством 2 грузоместа, объемом 4,93 м3, весом 754 кг, с объявленной стоимостью 50 000 руб., наименование груза "сборный груз", без досмотра содержимого грузомест и без сопроводительных документов.
ООО "РСС Средняя волга" выступало в качестве плательщика по договору экспедирования. По счету N 20-00081439294/1 от 27.05.2020 ООО "РСС Средняя волга" уплачена провозная плата в размере 46 823 руб.
29.05.2020 груз был получен представителем грузополучателя ООО "МЛЦ" без замечаний, о чем свидетельствует подпись и печать в накладной на выдачу N 20-00081439294.
После проведенного специалистами ООО "МЛЦ" осмотра установлено что полученный груз поврежден.
08.06.2020 истец обратился в ООО "Деловые Линии" с претензией исх. N 08-1020 о выплате ущерба в размере 455 000 руб. Поскольку груз по накладной был застрахован в АО "Группа Ренессанс Страхование" по договору N 002PIC-389717/2018 от 01.02.2018, претензия была передана рассмотрение и в страховую компанию.
Для оценки стоимости причиненного ущерба АО "Группа Ренессанс Страхование" была проведена экспертиза стоимости причиненного ущерба.
По результатам рассмотрения претензии, АО "Группа Ренессанс Страхование" признало заявленного событие страховым случаем и произвело выплату страхового возмещения в размере 512 056 руб.
Ссылаясь на то, что согласно акту экспертного осмотра N М2006201 причиной повреждения груза явилось механическое воздействие на него в период транспортировки или погрузочно-разгрузочных работ, ООО "РСС Средняя Волга" обратилось к ООО "Деловые Линии" с требованием исх. 08-1020 от 08.06.2020 возместить сумму причинного ущерба в размере 515 353 руб. 90 коп.
Оставление ответчиком претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения ООО "РСС Средняя Волга" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал в связи с недоказанностью факта повреждения груза в процессе перевозки по вине ООО "Деловые Линии".
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 87-ФЗ от 30.06.2003 года "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ), экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор согласно статье 803 ГК РФ и пункту 1 статьи 6 Закона несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 ГК РФ и Законом N 87-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Под убытками в силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, требование о взыскании убытков может быть удовлетворено, только если доказаны размер убытков, а также совокупность таких обстоятельств, как факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или незаконное бездействие), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ предусмотрено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к верному выводу о недоказанности истцом повреждения груза в процессе перевозки по вине ООО "Деловые линии", а также наличия причинно-следственной связи между допущенными нарушениями и возникшими убытками.
Суд правомерно исходил из того, что основанием ответственности перевозчика является коммерческий акт.
Из материалов дела следует, что перевозка спорного груза осуществлялась ответчиком с применением автомобильного транспорта. Таким образом, к спорным правоотношениям применяются нормы, регулирующие автоперевозку.
Статьей 38 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пунктов 79 - 83 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 15.04.2011 N 272 (далее - Правила), при утрате или недостаче груза, повреждении (порчи) груза составляется акт.
Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования (пункт 80 Правил).
Акт должен содержать дату и место составления акта; фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта; краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта. При этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя (иного уполномоченного представителя транспортной компании).
Следовательно, для фиксации факта повреждения или недостачи груза при грузоперевозке необходимо в присутствии водителя составить двусторонний акт между автотранспортной организацией и грузополучателем с подробным описанием повреждений или недостачи либо при невозможности этого представить доказательства письменного (если иная форма не предусмотрена договором) извещения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей о составлении акта.
Как следует из материалов дела, груз по накладной N 00080742457 принят ООО "Деловые Линии" к перевозке без сопроводительных документов и проверки содержимого, с объявленной ценностью в 50 000 руб.; груз дополнительно упакован со стороны экспедитора в жесткую упаковку.
По приемной накладной N 20-00081439294 от 29.05.2020 груз принят грузополучателем без замечаний, что подтверждается подписью и печатью представителя грузополучателя. Подлинность данного документа сторонами не оспаривается.
Каких-либо актов при выдаче груза ни по накладной N 00080742457, ни по накладной 20-00081439294 не составлялось; претензий, в адрес ответчика относительно состояния груза (его повреждения) от получателя при получении груза не поступало.
Ссылки подателя жалобы на направление в день порчи груза сообщения по электронной почте директору ОСП Краснодар ООО "Деловые линии" отклоняются судом как неподтвержденные документально.
Сведения о составлении в дальнейшем коммерческого акта в материалах дела отсутствуют, доказательств вызова на составление коммерческого акта ООО "Деловые линии" в дело не представлены.
Представленная в материалы дела претензия от 08.06.2020 с учетом положений Правил перевозок грузов автомобильным транспортом вопреки доводам подателя жалобы не является надлежащим доказательством, подтверждающим факт повреждения груза при его перевозке; не отвечает требованиям, предъявляемым к коммерческим актам, составление которых, обязательно с участием перевозчика.
Довод подателя жалобы о том, что факт повреждения груза при его перевозке подтверждается актом экспертного осмотра N М2006201, а также признанием АО "Группа Ренессанс Страхование" спорного события страховым случаем, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Признание или непризнание страховщиком страхового случая не имеет правового значения при определении ответственности экспедитора, поскольку у страховой компании возникает собственное обязательство по выплате страхового возмещения, вытекающее из условий договора страхования N 002Р1С-389717/2018 от 01 февраля 2018 г.
Согласно пункту 15 статьи 15 Устава установлено, что при необходимости проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза грузополучатель либо по его требованию или по своей инициативе перевозчик приглашает экспертов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без уведомления перевозчика или грузополучателя, являются недействительными.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что акт экспертного осмотра N М2006201 составлен без участия ООО "Деловые Линии", сведений о вызове ООО "Деловые Линии" для составления акта экспертного осмотра материалы дела не содержат, в связи с чем, акт осмотра не может служить надлежащим доказательством при разрешении настоящего спора.
Утверждения истца о том, что составление акта осмотра груза инициировано ответчиком ООО "Деловые Линии" носят немотивированный характер и не подтверждаются материалами дела.
Поскольку доказательств, подтверждающих факт ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств, истцом не представлено, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ООО "Деловые Линии" и возникшими убытками.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Учитывая, что при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства, всесторонне и полно исследовав представленные сторонами доказательства, не допустил нарушений норм материального права и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2021 по делу N А56-31803/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31803/2021
Истец: ООО "РСС СРЕДНЯЯ ВОЛГА"
Ответчик: ООО "ДЕЛОВЫЕ ЛИНИИ"