г. Москва |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А40-119627/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Втормет"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2021 г. по делу N А40-119627/21,
по заявлению ООО "Втормет"
к ИФНС N 43 по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Данилов А.В. по доверенности от 19.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Втормет" (далее - Заявитель, ООО "Втормет", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 43 по г. Москве (далее - Ответчик, ИФНС N 43 по г. Москве, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 43 по г. Москве по делу об административном правонарушении N 77432111800039700003 от 12.05.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2021 г. в удовлетворении заявления ООО "Втормет" отказано.
ООО "Втормет" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что Постановлением ИФНС России N 43 по г. Москве N 77432111800039700003 от 12.05.2021 г. ООО "Втормет" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 75 процентов суммы незаконной валютной операции, что составляет 190 712,73 руб.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается Заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба, в том числе, осуществляет функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании, Закон N 173-ФЗ).
Инспекцией установлено совершение Обществом незаконной валютной операции.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона 173-ФЗ валютной операцией является использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Инспекцией на основании Поручения N 774320210056002 от 16.03.2021 г. была проведена проверка соблюдения валютного законодательства ООО "Втормет". По результатам проверки был составлен Акт проверки соблюдения валютного законодательства N 774320210056004 от 11.06.2021 г.
Общество заключило трудовые договоры на выполнение ряда работ со следующими иностранными гражданами (нерезидентами): от 08.10.2018 г. N 0000050 Муминов A.M., от 08.10.2018 г. N 0000051 Хожимирзаев У.С, от 30.05.2019 г. N26 Шакиров Ф.Г., от 11.06.2019 г. N 33 Абдурахимов Ф.И., от 23.09.2019 г. N 55 Буриев К.А., от 26.03.2019 г. N 11 Гиесов А.Р., от 11.11.2019 г. N 61 Махмадчонов Ш.М., от 09.09.2019 г. N52 Махмеджонов М.Р., от 20.11.2019 г. N 67 Рустамов Д.В., от 26.03.2019 г. N 12 Сайдализод М.З., от 26.03.2019 г. N 10 Хусайнов К.И., от 05.11.2019 г. N 60 Каримов М.Р., от 09.09.2019 г. N 51 Нуров И.Ч., от 23.09.2019 г. N 54 Сайдализода Ш.М., от 30.04.2019 г. N 18 Сохибназаров Ч.Т., от 06.12.2019 г. N 75 Шамилчони У., от 05.12.2019 г. N 74 Махмаджонов Д.Р., от 02.10.2019 г. N58 Солихов Ф.М., от 18.11.2019 г. N65 Холикзода З.М. от 17.07.2019 г. N 43 Бойдадаев А.О., от 26.11.2019 г. N 71 Бувамирзаев Э.Я., от 07.11.2018 г. N 0000062 Гофуров Ш.О., от 26.09.2019 г. N 57 Нематиллаев А.И., от 21.11.2019 г. N 70 Рахимжонов Б.А., от 21.11.2019 г. N 69 Ташбаев Р.А., от 01.08.2019 г. N 45 Турдибоев И.Б., от 01.08.2019 г. N 44 Убайдуллаев CO., от 27.11.2019 г. N73 Халилов Н.Х., от 27.11.2019 г. N 72 Хожиев А.Ж., от 20.02.2019 г. N 2 Хусанов Р.У., от 05.09.2019 г. N 50 Шокиров Ф.Ф., от 12.11.2019 г. N 62 Шорофиддинов У.А., от 07.08.2019 г. N46 Юсупжанов Б.Я., от 25.05.2018 г. N 0000020 Юсупов Х.Р.
25 декабря 2019 года Обществом по платежным ведомостям N 215, N 217, N 220 и N 222 нерезидентам были выплачены денежные средства из кассы в размере 254 283,63 рублей. Выплата данных денежных средств указанным гражданам из кассы Общества не оспаривается Заявителем.
Следовательно, 25.12.2019 г. Обществом были осуществлены валютные операции с использованием валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, заключающиеся в выдаче денежных средств иностранным гражданам в наличной форме.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, установлен частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Операции по выдаче (отчуждению) Обществом денежных средств иностранным гражданам - нерезидентам в наличной форме, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрены, в перечень разрешенных случаев, указанных в части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ не входят.
Резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25 Закона N 173-ФЗ).
Согласно абзацу 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, с учетом изложенного реализация юридическим лицом - резидентом норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм специального законодательства - Закона N 173-ФЗ.
Судом первой инстанции из материалов дела установлен факт осуществления обществом расчетов с иностранными гражданами без использования банковского счета в уполномоченном банке.
Таким образом, выплаты нерезидентам денежных средств из кассы в сумме 254 283,63 рублей произведены Обществом с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Согласно статье 131 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
В соответствии с частью 3 статьи 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Согласно части 5 статьи 136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.
Учитывая, что работники Общества являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, то реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.
Таким образом, нормы трудового законодательства не препятствовали Обществу в осуществлении расчетов с работниками-нерезидентами с соблюдением правил, установленных валютным законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в действиях Общества имеется наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
При принятии решения о трудоустройстве иностранных работников, общество, обязано было предусмотреть такие договорные условия, которые бы исключили нарушения валютного законодательства. Между тем, трудовые договоры, заключенные между Обществом и физическими лицами нерезидентами, не содержат условий о выплате заработной платы на счета в уполномоченных банках, что не свидетельствует о стремлении принять все зависящие меры по соблюдению валютного законодательства.
При этом, само по себе желание Общества выплачивать нерезидентам зарплату в наличной форме в нарушение валютного законодательства не является основанием для освобождения от ответственности, а свидетельствует лишь о пренебрежении обществом своих публично-правовых обязанностей.
Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством, но и обязано было обеспечить их выполнение, проявив должную степень заботливости и осмотрительности при намерении извлечь прибыль от планируемых сделок.
Объектом правонарушений по статье 15.25 КоАП РФ выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности.
Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства Российской Федерации, представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей.
О высокой степени общественной опасности правонарушений в сфере валютного законодательства, посягающих на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, свидетельствует, в том числе, установленная статьями 193 и 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность, двухгодичный срок давности для привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ), повышенный размер административных штрафов за ряд правонарушений (пункт 2 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ) и возможность проведения административных расследований в данной сфере (часть 1 статьи 28.7 КоАП РФ).
Закон, а также акты органов валютного регулирования устанавливают правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, а также общие права и обязанности для резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Реализация и выполнение субъектами внешнеэкономических отношений, предусмотренных Законом и актами валютного законодательства Российской Федерации положений и требований, позволяет достигнуть единства внешней и внутренней валютной политики государства, а также приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.
Административные правонарушения, совершенные резидентами и нерезидентами, посягают на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
Составы административных правонарушений, предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ, являются по своим признакам формальными, т.е. считаются законченными правонарушениями независимо от наступления вредных последствий, и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В этой связи действия Общества не свидетельствуют об отсутствии его вины в совершенном административном правонарушении.
В соответствии частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как правильно установили Административный орган и суд первой инстанции, у общества имелась возможность соблюдения положений валютного законодательства Российской Федерации, однако не было принято мер по их соблюдению.
Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствовавших соблюдению обществом норм валютного законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела отсутствуют.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Допущенное Обществом нарушение не вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля Общества, и, следовательно, Общество должно было соблюсти ту степень заботливости и предусмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения публично-правовой обязанности.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного Обществом административного правонарушения.
Инспекция указала на наличие технической ошибки в указании даты в Акте проверки соблюдения валютного законодательства N 774320210056004 от 11.06.2021 г. Верной следует считать дату 17.03.2021 г. Номер тот же - 774320210056004. Данный Акт оформлен и зарегистрирован в Автоматизированной информационной системе ФНС России АИС"Налог-3" 17.03.2021 г.
13.07.2021 г. Инспекцией в адрес Общества Почтой России было направлено письмо N 26-12/033828 от 13.07.2021 г. об исправлении технической ошибки в Акте в части указания даты его составления.
Кроме того, Инспекция указала, что 17.03.2021 г. по телекоммуникационному каналу связи в адрес Общества направляла Информационное письмо с разъяснением права на ознакомление с Актом, что свидетельствует о том, что Инспекция была готова ознакомить ООО "Втормет" с Актом уже с 17.03.2021 г. Данное Информационное письмо получено Обществом 17.03.2021 г., о чем свидетельствует извещение о получении электронного документа.
Уведомление о месте и времени составления протоколов на 28.04.2021 г. в 14.00, было направлено по ТКС и получено Обществом 22.04.2021 г., что подтверждается извещением о получении электронного документа.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
28.04.2021 г. начальником отдела камеральных проверок N 9 Инспекции Шапошниковой Е.А. в отсутствии надлежаще извещенного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, был составлен протокол об административном правонарушении N 77432111800039700003.
Вышеуказанный протокол, вместе с определением о назначении времени и места рассмотрения дела на 12.05.2021 г. в 14.00 был направлен по ТКС и получен Обществом 28.04.2021 г., что подтверждается извещением о получении электронного документа.
12.05.2021 г. Инспекцией (в отсутствии представителя Общества, извещенного надлежащим образом) в отношении Заявителя было вынесено Постановление о назначении административного наказания N 77432111800039700003 в соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75 процентов суммы незаконной валютной операции, что составляет 190 712,73 рублей.
Копия данного постановления была направлена по почте 14.05.2021 г. (почтовый идентификатор 12599356535908) и согласно информации сайта "Почта России" было выслано 23.05.2021 г. обратно отправителю.
Инспекцией было вынесено определение об исправлении арифметической ошибки в постановлении о назначении административного наказания от 24.06.2021 г. N 7743211180003970000 в котором указано, что при оформлении текста постановления от 12.05.2021 г. N 777432111800039700003 допущена опечатка, а именно:
При оформлении текста Постановления от 12.05.2021 г. N 77432111800039700003, допущена опечатка в указании места совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ. Так, местом совершения Обществом административного правонарушения указан адрес - 127644, г. Москва, ул. Лобненская, 21, стр. 15, помещение 23.
Адрес совершения Обществом административного правонарушения -125438, г. Москва, ул. Автомоторная, 1/3, стр. 2, помещение 601."
Данное Определение было направлено налогоплательщику по почте России (почтовый идентификатор 12549345012347).
Частью 3 статьи 4.1 Кодекса предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства Российской Федерации, представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей.
Общество просило применить положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ или статьи 2.9 КоАП РФ, а именно заменить штраф предупреждением либо прекратить производство по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения. Также Общество ссылалось на изменение судебной практики, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и устранение правонарушения путем перечисления заработной платы работникам-нерезидентам на банковские карты.
Часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусматривает, что замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
О высокой степени общественной опасности правонарушений в сфере валютного законодательства, посягающих на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, свидетельствует, в том числе установленная ст.ст.193 и 193.1 УК РФ уголовная ответственность, двухгодичный срок давности для привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ), повышенный размер административных штрафов за ряд правонарушений (пункт 2 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ) и возможность проведения административных расследований в сфере валютного законодательства (часть 1 статьи 28.7 КоАП РФ).
Факт того, что законодателем установлены уголовная ответственность, продолжительный срок давности привлечения к административной ответственности, повышенный размер административных штрафов и возможность проведения административных расследований свидетельствует о том, что административные правонарушения, предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ, не могут являться малозначительными.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Понятие малозначительного правонарушения дано в пункте 21 Постановлени Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", где указано, что малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
Отсутствие общественной опасности имеет место в случае, если правонарушение не причинило вреда и не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству (государственным, общественным интересам).
Совершенное заявителем административное правонарушение влияет на осуществление государством своих функций по валютному контролю.
Закон N 173-ФЗ, а также акты органов валютного регулирования устанавливают правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, а также общие права и обязанности для резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Реализация и выполнение, предусмотренных Законом N 173-ФЗ и актами валютного законодательства Российской Федерации положений и требований, позволяет достигнуть единства внешней и внутренней валютной политики государства, а также приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.
Административные правонарушения, совершенные резидентами и нерезидентами, посягают на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
Составы административных правонарушений, предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ, являются по своим признакам формальными, т.е. считаются законченными правонарушениями независимо от наступления вредных последствий, и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Таким образом, поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.25 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Принятие решения об отсутствии общественной опасности совершенного правонарушения при определенных обстоятельствах дела будет противоречить задачам законодательства об административных правонарушениях, в частности, предупреждению правонарушений (статья 1.2 КоАП РФ) и формировать пренебрежительное отношение к требованиям валютного законодательства Российской Федерации, поскольку правонарушитель, уверенный в безнаказанности совершенного деяния, будет и в дальнейшем уверен в малозначительности подобного рода бездействия (действия).
Правонарушение может быть признано малозначительным только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Вместе с тем, при наличии вины в совершении административного правонарушения, разрешая вопрос о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, при вынесении постановления следует учитывать, что правонарушении, предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ, нарушают установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
Положения статьи 15.25 КоАП РФ направлены на охрану финансовой системы Российской Федерации в сфере общественных правоотношений в области валютного регулирования.
Учитывая, что целью административного наказания является предупреждение совершения административных правонарушений правонарушителем, применение статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае будет свидетельствовать не о предупреждении со стороны государственных контролирующих органов нарушений, а, напротив, о способствовании уклонения от административной ответственности, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ или статьи 2.9 КоАП РФ.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что Заявителем пропущен срок для обращения в суд с требованиями об оспаривании решения административного органа.
В соответствии с части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Втормет", юридический адрес общества: 125438, г. Москва, ул. Автомоторная, д.1/3, стр.2, помещ.601.
Как было указано выше, копия данного постановления была направлена по почте 14.05.2021 г. (почтовый идентификатор 12599356535908) с указанием юридического адреса Заявителя и согласно информации сайта "Почта России" постановление Инспекции было выслано 23.05.2021 г. обратно отправителю.
В абзаце 2 пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
В абзаце 3 пункта 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" указывается на то, что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
При таких обстоятельствах Общество несет риск последствий неполучения корреспонденции в случае непринятия мер по отражению в ЕГРЮЛ сведений о достоверном адресе, а также по обеспечению надлежащей организации получения почтовой корреспонденции.
ООО "Втормет" были пропущены сроки, предусмотренные частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ на обжалование постановления.
Пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление Инспекции Федеральной налоговой службы N 43 по г. Москве по делу об административном правонарушении N 77432111800039700003 от 12.05.2021 г. является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.08.2021 по делу N А40-119627/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-119627/2021
Истец: ООО "ВТОРМЕТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 43 ПО Г. МОСКВЕ