г. Киров |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А28-2853/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии представителя заявителя жалобы: Голубцова К.В. по доверенности от 01.10.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Юрьянском районе Кировской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Кировской области от 29.06.2021 по делу
N А28-2853/2021
по заявлению Администрации муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области
(ИНН: 4316003799, ОГРН: 1054300514047)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Юрьянском районе Кировской области (межрайонное)
(ИНН: 4338009561, ОГРН: 1164350080707)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Лузского городского поселения Лузского района Кировской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Юрьянском районе Кировской области (межрайонное) (далее - Фонд, УПФР в Юрьянском районе Кировской области (межрайонное)) о признании недействительным решения от 12.03.2021 N 053S19200001414.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 29.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что Администрацией не представлены в установленный законом срок сведения по форме СЗВ-М за июль 2020 года в отношении двух застрахованных лиц.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласилась.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Администрации.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц УПФР в Юрьянском районе Кировской области (межрайонное) прекратило деятельность 01.10.2021 путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником его является Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (ИНН: 4346002922, ОГРН: 1024301326280) (далее - ОПФР по Кировской области).
Следовательно, УПФР в Юрьянском районе Кировской области (межрайонное) подлежит замене на ОПФР по Кировской области.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.01.2021 Администрация представила сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за июль 2020 года на трех застрахованных лиц (Дитятьеву Н.П., Залесову С.И., Фоминскую Г.П.). В исходной форме СЗВ-М за июль 2020 года, представленной страхователем 06.08.2020, сведения на Дитятьеву Н.П., Фоминскую Г.П. отсутствовали.
По результатам проверки представленных Администрацией 12.01.2021 сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по дополняющей форме СЗВ-М за июль 2020 года в отношении двух застрахованных лиц, Фонд пришел к выводу о нарушении установленного срока их представления (не позднее 17.08.2020).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Фондом акта от 02.02.2021 N 053S8210000583 и решения от 12.03.2021 N 053S19210001414 о привлечении Администрации к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 1 000 рублей.
Не согласившись с решением Фонда, Администрация обратилась в суд настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Кировской области руководствовался частью 1 статьи 198, частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2.2. статьи 11, абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, пунктом 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н).
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-М.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
В абзаце 3 пункта 40 Инструкции N 211н указано, что страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
Как следует из материалов дела, по исходной форме СЗВ-М за июль 2020 года Администрация представила предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения в отношении застрахованных лиц 06.08.2020, то есть в установленный законом срок.
По дополнительной форме СЗВ-М за июль 2020 года Администрация 12.01.2021 представила предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения в отношении еще двух лиц, не указанных в исходной форме СЗВ-М за июль 2020 года.
Следовательно, Администрация самостоятельно до обнаружения Фондом какой-либо ошибки реализовала свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период путем представления в Фонд дополнительных сведений.
Суд первой инстанции правильно отклонил ссылку Фонда на абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н, указав, что положения пункта 40 Инструкции N 211н направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
В пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, указано, что пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом и представил в пенсионный фонд исправленные сведения за этот период.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Кроме того, срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Фондом и представить в Фонд исправленные сведения, положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ не установлен. Как и не предусмотрено указанным законом возложение ответственности на лицо, которое самостоятельно вывило ошибки в исходных сведениях.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к Администрации финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, является правомерным.
Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку установленных выше обстоятельств не опровергают и основанием для отмены решения суда не являются.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальную замену заинтересованного лица - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Юрьянском районе Кировской области (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 29.06.2021 по делу N А28-2853/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-2853/2021
Истец: Администрация Лузского городского поселения
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Юрьянском районе Кировской области межрайонное, УПФР В ГОРОДЕ КИРОВЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ