г.Москва |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А40-88438/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Внуковской таможни
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.07.2021
по делу N А40-88438/21 (145-668)
по заявлению АО "Почта России"
к Внуковской таможне
о признании незаконными и отмене постановлений,
при участии:
от заявителя: |
Добров А.В. по дов. от 13.01.2021; |
от ответчика: |
Терехова А.С.по дов. от 27.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Почта России" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене Постановлений Внуковской таможне (далее также - ответчик, таможенный орган) от 13.04.2021 N 10001000-000423/2021, N 10001000-000424/2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2021 оспариваемые постановления таможенного органа признаны незаконными в части размера штрафа, превышающего 100 000 руб., штраф снижен судом до 100 000 руб.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
При этом податель жалобы ссылается на то, что Обществом совершено повторное однородное административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.16.9 КоАП РФ. Таможенный орган также указал, что в соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей, в связи с чем снижение штрафа с 300 000 руб. до 100 000 руб. неправомерно.
Представитель ответчика в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить обжалуемый судебный акт, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения АО "Почта России" в арбитражный суд с настоящим заявлением послужили вынесенные на основании протоколов об административных правонарушениях от 26.03.2021 постановления Внуковской таможни от 13.04.2021 о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях N 10001000-000423/2021, N 10001000-000424/2021.
Указанными постановлениями Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, и заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 350 000 руб. по каждому постановлению.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил, что положения ст.ст.25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения АО "Почта России" к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемых постановлений в соответствии с п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Из материалов дела следует, что протоколы об административных правонарушениях составлены, а оспариваемые постановления вынесены уполномоченными должностными лицами административного органа с соблюдением требований КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюден.
Согласно ч.1 ст.16.9 КоАП РФ недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
В соответствии с нормами частей 1-2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факты совершения Обществом вмененных административных правонарушений (а именно, факты выдачи товаров без разрешения таможенных органов) подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и заявителем не отрицаются.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленными и подтвержденными материалами дел об административных правонарушениях факты совершения заявителем вмененных административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.16.9 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель не представил доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего таможенного законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины заявителя в совершении вмененных ему административных правонарушений, факты выявленных нарушений заявителем не оспариваются, в связи с чем, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, отсутствуют законные основания для признания оспариваемых постановлений ответчика незаконными.
В то же время апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции относительно возможности снижения размера назначенного Обществу оспариваемыми постановлениями штрафа ниже низшего предела на основании ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П указано, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, может быть снижен на основе требований Конституции РФ, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Поскольку административный штраф, как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами, следовательно, устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административного наказания не будет отвечать предназначению государственного принуждения в правовом государстве, которое должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств (санкций) для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также иных конституционно признанных ценностей.
В настоящем случае судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что АО "Почта России" является социально значимым хозяйствующим субъектом, который удовлетворяет потребности в предоставлении услуг почтовой связи граждан и организаций.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. не отвечает принципам соразмерности и справедливости наказания совершенному административному правонарушению.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25.02.2014 N 4, КоАП РФ, будучи федеральным законом, входящим в систему отечественного права, ориентирован на обеспечение конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности наказаний, направленных на обеспечение индивидуализации наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, что предполагает недопущение при применении мер административной ответственности избыточного ограничения имущественных прав и интересов правонарушителей - юридических лиц.
В условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум 100 000 (сто тысяч) рублей, обеспечение индивидуального подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным. Соответственно, в таких случаях административное наказание утрачивает свой правовой смысл превенции и перерождается в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу положений Конституции РФ и противоречит общеправовому принципу справедливости.
Между тем, снижая размер административного штрафа до 100 000 руб. по каждому административному правонарушению, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с ч.3.3, ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей.
Таким образом, учитывая, что минимальный размер санкции, предусмотренной ч.1 ст.16.9 КоАП РФ, составляет 300 000 руб., снижение штрафа на основании ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ ниже 150 000 руб. недопустимо.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает возможным изменить размер административных штрафов, установленных оспариваемыми постановлениями Внуковской таможни от 13.04.2021 N 10001000-000423/2021, N 10001000-000424/2021, снизив их до 150 000 руб. по каждому постановлению, что является соразмерным совершенным заявителем правонарушениям.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании п.1 ч.1 ст.270 АПК РФ.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2021 по делу N А40-88438/21 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции: "Постановления Внуковской таможни от 13.04.2021 N 10001000-000423/2021, N 10001000-000424/2021 изменить в части размера административного наказания, снизив штраф до 150 000 рублей по каждому постановлению".
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88438/2021
Истец: АО "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: ВНУКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ