город Омск |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А70-4498/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9303/2021) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.06.2021 по делу N А70-4498/2021 (судья Безиков О. А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Максим-Чита" (ОГРН 1157536001985, ИНН 7536150498, адрес: 672000, г. Чита, ул. Анохина, д. 120 а, пом. 4) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 3 (ОГРН 1047200671880, ИНН 7203000979, адрес: 625009, г. Тюмень, ул. Товарное шоссе, д. 15), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, общества с ограниченной ответственностью "Такстелеком" (ОГРН 1114501006652, ИНН 4501170000, адрес: 625000, г. Тюмень ул. Герцена, д. 72, стр. 1, оф. 301) о признании незаконными действий по направлению письма о проведении осмотра помещений (предметов) по месту нахождения общества с ограниченной ответственностью "Максим-Чита",
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 - Деветьярова О.В., представитель по доверенности от 14.04.2021 N 109 сроком действия до 31.12.2021;
от общества с ограниченной ответственностью "Максим-Чита" - Черкасов А.А., представитель по доверенности от 15.03.2021 N 1, сроком действия один год;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Максим-Чита" (далее - заявитель, Общество, ООО "Максим-Чита") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (далее - заинтересованное лицо, ИФНС России по г. Тюмени N 3, Инспекция) о признании незаконными действий по направлению письма о проведении осмотра помещений (предметов) по месту нахождения Общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Такстелеком" (далее - ООО "Такстелеком", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.06.2021 по делу N А70-4498/2021 требования заявителя удовлетворены. Признаны незаконными действия Инспекции, выразившиеся в направлении письма о проведении осмотра помещений (предметов) по месту нахождения ООО "Максим-Чита".
Этим же судебным актом с Инспекции в пользу Общества взысканы судебные расходы в сумме 3 000 руб., понесенные по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИФНС России по г. Тюмени N 3 обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что у Федеральной налоговой службы имеются полномочия по проведению проверки соблюдения законодательства о государственной регистрации юридических лиц, а также достоверности, полноты и своевременности представления сведений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ. Осмотр местонахождения проходил не в рамках статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в письме от 03.11.2020 N 13-3-15/023696@ ссылки на указанную статью отсутствуют. Инспекция полагает, что проведение осмотра прав ООО "Максим-Чита", ООО "Такстелеком" не нарушает, какие-либо дополнительные обязанности на указанных лиц не возлагает, ограничений не создают. Заинтересованное лицо отмечает, что согласно протоколу осмотра б/н от 19.11.2020 лицо, представившееся руководителем ООО "Максим-Чита" Левин Денис Олегович, дал добровольное согласие на проведение осмотра, замечания как в ходе осмотра и по его завершении не представлены.
ООО "Максим-Чита" представило отзыв на апелляционную жалобу.
ООО "Такстелеком", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "Максим-Чита" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей заявителя и Инспекции, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании решения Инспекции от 12.12.2019 N 13-3-32/119 в отношении ООО "Такстелеком", с учетом всех филиалов и обособленных подразделений, проведена выездная налоговая проверка.
Инспекцией установлено, что в 2015 году на всей территории Российской Федерации зарегистрированы юридические лица ООО "Максим-...города".
С целью получения более полной доказательственной базы Инспекцией в ходе проведения выездной налоговой проверки было направлено письмо от 03.11.2020 N 13-3-15/023695@ в налоговые органы по месту учета ООО "Максим-...города" (в том числе, в отношении Общества) с просьбой о проведении осмотра помещений (предметов) с целью установления нахождения организаций по месту регистрации юридических лиц, наличия вывесок "Такси "Максим" или иного наименования; проведении в порядке статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации допросов сотрудников организаций, непосредственно находящихся на рабочем месте, по вопросам, касающимся деятельности ООО "Максим-...города".
Согласно протоколу от 19.11.2020 б/н Межрайонной ИФНС России N 2 по г. Чите проведен визуальный осмотр помещения по адресу: г. Чита, ул. Анохина, 120А, ком. 4; установлено наличие офиса ООО "Такси-Максим", вывески с наименованием указанной организации, подтвержден факт осуществления деятельности организацией.
Не согласившись с действиями Инспекции по направлению письма о проведении осмотра, заявитель обжаловал их в Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - Управление, вышестоящий налоговый орган).
По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящим налоговым органом было вынесено решение от 26.02.2021 N 095, которым жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Полагая, что действия Инспекции по направлению письма о проведении осмотра помещений (предметов) по месту нахождения Общества не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
22.06.2021 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его изменения или отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Одной из форм налогового контроля, установленных статьей 82 НК РФ, является проведение должностными лицами налоговых органов выездных налоговых проверок, в рамках которых осуществляется проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (статья 89 НК РФ).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.
Пунктом 2 статьи 91 НК РФ предусмотрено, что проверяющие могут производить осмотр территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных сведениям, указанным в документах, представленных налогоплательщиком.
Согласно пункту 1 статьи 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку либо камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Как следует из материалов дела и было выше сказано, с целью получения более полной доказательственной базы Инспекцией в ходе проведения выездной налоговой проверки было направлено письмо от 03.11.2020 N 13-3-15/023695@ в налоговые органы по месту учета ООО "Максим-...города" (в том числе, в отношении ООО "Максим-Чита") с просьбой о проведении осмотра помещений (предметов) с целью установления нахождения организаций по месту регистрации юридических лиц, наличия вывесок "Такси "Максим" или иного наименования; проведении в порядке статьи 90 НК РФ допросов сотрудников организаций, непосредственно находящихся на рабочем месте, по вопросам, касающимся деятельности ООО "Максим-...города".
Проведение осмотра помещений (предметов) указанных в письме юридических лиц (среди которых поименовано Общество) мотивировано проведением выездной налоговой проверки в отношении ООО "Такстелеком", контрагентом которого является ООО "Максим-Чита".
19.11.2020 Межрайонной ИФНС России N 2 по г. Чите проведен осмотр помещения по адресу: г. Чита, ул. Анохина, 120А, ком. 4, о чем составлен протокол б/н. В результате проведенного осмотра установлен факт нахождения по указанному выше адресу офиса "Такси-Максим", в котором расположены рабочие места, офисная техника, организация деятельность осуществляет, имеется вывеска с наименованием организации...".
Впоследствии протокол осмотра территорий и помещений от 19.11.2020 аннулирован налоговым органом.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о незаконности действий ИФНС России по г. Тюмени N 3, выразившихся в направлении письма от 03.11.2020 N 13-3-15/023695@ в адрес налоговых органов, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в решении Верховного Суда РФ от 10.06.2019 N АКПИ19-296, и сочтя, что данные действия противоречат положениям части 1 статьи 92 НК РФ, которая предусматривает проведение осмотра исключительно в отношении проверяемого налогоплательщика.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Тюмени N 3 указывает, что осмотр местонахождения проходил не в рамках статьи 92 НК РФ, в письме от 03.11.2020 N 13-3-15/023696@ ссылки на указанную статью отсутствуют. Инспекция отмечает, что у налогового органа имеются полномочия по проведению проверки соблюдения законодательства о государственной регистрации юридических лиц, а также достоверности, полноты и своевременности представления сведений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ.
Суд апелляционной инстанции признает указанные доводы несостоятельными, поскольку, во-первых, в письме от 03.11.2020 N 13-3-15/023696@ указано на необходимость проведения в порядке статьи 90 НК РФ допросов сотрудников организаций, что не предусмотрено положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Во-вторых, регистрирующим органом ООО "Максим-Чита" является МИФНС N 2 по г. Чите, а не ИФНС России по г. Тюмени N 3, в силу чего ссылки подателя жалобы на проведение проверки в рамках Закона N 129-ФЗ не являются обоснованными.
Более того, в письме от 03.11.2020 N 13-3-15/023696@ отражен перечень вопросов, которые должны быть заданы сотрудникам организаций при проведении допросов. Анализ указанных вопросов позволяет суду прийти к выводу, что таковые были направлены не на установление достоверности сведений, отраженных в ЕГРЮЛ, а касались существа проводимой налоговой проверки, вопросов деятельности ООО "Максим-...города".
Обстоятельства того, что впоследствии протокол осмотра территорий и помещений от 19.11.2020 был аннулирован налоговым органом, его результаты не использовались в рамках налоговой проверки, правового значения в данном случае не имеют и о правомерности, законности действий ИФНС России по г. Тюмени N 3 не свидетельствуют.
Доводы подателя жалобы относительно того, что действия ИФНС России по г. Тюмени N 3 каким-либо образом прав заявителя не нарушают, ограничений не накладывают, отклоняются апелляционным судом, так как проведение незаконной проверки территорий и помещений заявителя может явиться инструментом подавления самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (части 1), 35 (частей 1 - 3), 55 (части 3) Конституции недопустимо.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не распределяются в силу освобождения Инспекции от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.06.2021 по делу N А70-4498/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4498/2021
Истец: ООО "Максим-Чита"
Ответчик: Инспекция Федеральной Налоговой Службы по Г. Тюмени N 3, Межрайонная ИФНС N 2 по г. Чите
Третье лицо: 8 ААС, ООО "ТАКСТЕЛЕКОМ"