г. Москва |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А40-4285/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Бодровой Е.В.,
судей: Семикиной О.Н., Титовой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чащиной А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "ДОМ ТВОРЧЕСТВА "БРАТЦЕВО" СТД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.08.2021 по делу N А40-4285/21,
по иску Департамента культурного наследия города Москвы (ИНН: 7705021556)
к ЗАО "ДОМ ТВОРЧЕСТВА "БРАТЦЕВО" СТД" (ИНН: 7733550463)
о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,
при участии в судебном заседании: от истца: Величко В.В. по доверенности от 30.12.2020, от ответчика: Фомина Н.А. по доверенности от 28.07.2021,
УСТАНОВИЛ:
Департамент культурного наследия города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ЗАО "ДОМ ТВОРЧЕСТВА "БРАТЦЕВО" СТД" об обязании провести работы по сохранению: объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба П.С. Щербатова, XVII-XIX в.: - Главный дом XVIII в.", расположенного по адресу: Светлогорский пр., д. 13, выявленного объекта культурного наследия "Ансамбль усадьбы Братцево XVII-XIX вв.: - Деревянный дом, 2-я пол. XIX", расположенного по адресу: Светлогорский пр., д. 13, стр. 9, в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, а именно: в течение 6 месяцев с даты вступления в силу решения по настоящему делу разработать проектную документацию по сохранению указанных объектов и согласовать ее в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия; в течение 10 месяцев с даты согласования Департаментом указанной проектной документации по разрешению Департамента выполнить в соответствии с ней работы по сохранению объектов культурного наследия, предоставить Департаменту отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ; обязании провести работы по сохранению: объекта культурного наследия 2 федерального значения "Усадьба П.С. Щербатова, XVII-XIX в.: - Ротонда", выявленного объекта культурного наследия "Ансамбль усадьбы Братцево XVII-XIX вв.: - Овощехранилище, 1-я пол. XIX в.", расположенного по адресу: Светлогорский пр., д. 13, стр. 9, а именно: в течение 10 месяцев с даты согласования Департаментом проектной документации по сохранению указанных объектов по разрешению Департамента выполнить в соответствии с ней работы по сохранению объектов культурного наследия, предоставить Департаменту отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ (с учетом принятых судом уточнений в порядке ч. 1 ст. 49 АПК РФ).
Решением от 06.08.2021 Арбитражный суд города Москвы иск удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, в иске отказать.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, в иске отказать.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что В соответствии с Положением о Департаменте культурного наследия г:рода Москвы (далее - Департамент), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-1111, Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики в области государственной охраны, сохранения, пользования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Москвы.
Объект культурного наследия федерального значения "Усадьба П.С.Щербатова, XVII-XIX в.: - Главный дом XVIII в.", расположенный по адресу: Светлогорский пр., д. 13 (Объект 1), - нежилое здание площадью 1 686,3 кв.м. (кадастровый номер: 77:08:0004001:6303), выявленный объект культурного наследия "Ансамбль усадьбы Братцево XVII-XIX вв.: - Овощехранилище, 1-я пол. XIX в.", расположенный по адресу: Светлогорский пр., д. 13, стр. 9 (Объект 2), - нежилое здание площадью 295,1 кв.м. (кадастровый номер: 77:08:0004001:6302), выявленный объект культурного наследия "Ансамбль усадьбы Братцево XVII-XIX вв.: - Деревянный дом, 2-я пол. XIX", расположенный по адресу: Светлогорский пр., д. 13, стр. 1 (Объект 3), - нежилое здание площадью 88,6 кв.м. (кадастровый номер: 77:08:0004001:1024) находятся в собственности ЗАО "Дом творчества "Братцево" СТД", о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеются соответствующие записи о регистрации прав от 21 ноября 2005 г. N 77-77-22/003/2005-926, 77-77- 22/003/2005-929, 77-77-22/003/2005-925.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с данным законом в пределах компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Согласно статье 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных действий.
Согласно статье 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В силу статьи 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.
Состав (перечень) работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия сроки (периодичность) проведения таких работ определяются Департаментом с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного Департаментом акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования.
Согласно пункту 4 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 22 января 2015 г.), охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Соответствующие требования к оформлению охранного обязательства собственника объекта культурного наследия содержит статья 21 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры".
При этом собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия включает в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта.
На Объект 1 Департаментом оформлены охранное обязательство от 13 ноября 2006 г. N 116-06/00052-00 и 30 апреля 2020 г. N 287, акты технического состояния от 13 ноября 2006 г. N 16-03/116-06/00052-00 и 8 июля 2019 г. N ДКН-16-44-768/9, а также предписание об их исполнении от 26 августа 2019 г. N ПР-АТС-375/2019.
В связи с неисполнением в установленные сроки выдано повторное предписание.
На Объект 2 Департаментом оформлены охранное обязательство от 1 апреля 2009 г. N 16-23/005-92/9-1 и акт технического состояния от 1 апреля 2009 г. N 16-11/005-92/9-1.
Требования охранного обязательства и акта технического состояния исполнены не были, и 22 июня 2017 г. Департаментом оформлен новый акт технического состояния Объекта 2, выдано предписание о его исполнении от 22 августа 2017 г. N ПР-АТС-396/2017.
На Объект 3 Департаментом оформлены охранное обязательство от 5 мая 2014 г. N 65222-2014 и акт технического состояния от 5 мая 2014 г. N625222-2014.
Требования охранного обязательства и акта технического состояния исполнены не были, и 22 июня 2017 г. Департаментом оформлен новый акт технического состояния Объекта 3, выдано предписание о его исполнении от 22 августа 2017 г. N ПР-АТС-397/2017.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
На основании части 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных Департаментом, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной Департаментом, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
В силу статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Департамент как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочен осуществлять региональный государственный надзор в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Предметом такого надзора является, в том числе, осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия.
Указанные обстоятельства в соответствии с положениями пункта 6 части 6 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" являются основанием для понуждения ЗАО "Дом творчества "Братцево" СТД" исполнить обязательства по сохранению Объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Согласно пункту 4.11.7 Положения, Департамент осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, а также обращается в суд в случаях нарушения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе с исками об обязании собственника (пользователя) принять меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия и (или) провести работы по сохранению объекта культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Довод ответчика о продлении сроков для выполнения требований п. 3 раздела 5 АТС предписаниями от 15 октября 2020 г. N ПР-АТС- 67б/2020и, от 26 марта 2021 г. N ПР-АТС-309/2021, повторно изложенный в апелляционной жалобе, отклонен правомерно, так как данные утверждения ответчика не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предметом внеплановой проверки является выполнение юридическим лицом предписаний органов государственного контроля (надзора). Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
На основании ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации.
Исхода из изложенного, должностные лица Департамента обязаны проводить проверки исполнения требований ранее выданных предписаний, и в случае выявления при проведении проверки невыполнения требований указанных предписаний, обязаны выдать юридическому лицу повторное предписание с указанием сроков устранения нарушений.
Указанный срок является сроком исполнения требований повторного предписания, а не продлением срока исполнения предыдущего предписания, либо срока исполнения, указанного в акте технического состояния.
Довод ответчика о том, что им заключены договоры на проведение государственной историко-культурной экспертизы, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
При таких обстоятельствах, и вопреки доводам ответчика, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06.08.2021 по делу N А40-4285/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Бодрова |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-4285/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ЗАО "ДОМ ТВОРЧЕСТВА "БРАТЦЕВО" СТД"
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2025 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-35476/2021
24.12.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-75472/2024
24.01.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-35476/2021
13.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61797/2021
06.08.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-4285/2021