г. Пермь |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А71-14050/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судей Григорьевой Н.П., Кощеевой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамонтовой Д.И.,
при участии:
от истца ООО "Спецавтохозяйство" - Тихонова Т.В., доверенность от 01.02.2021;
от ответчика гаражно-строительного кооператива "Миг" - представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца,
ООО "Спецавтохозяйство",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 08 июля 2021 года
по делу N А71-14050/2020
по иску ООО "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336)
к гаражно-строительному кооперативу "Миг" (ОГРН 1021801512556, ИНН 1833020035)
о взыскании задолженности, пени за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - ООО "САХ", истец) обратилось в Арбитражный Удмуртской Республики с исковым заявлением к Гаражно-строительному кооперативу "Миг" (далее - ГСК "Миг", ответчик) о взыскании 58 449,74 руб. долга, 1556,61 руб. пени по договору N ТКО0004867 от 09.01.2019.
Решением суда от 08.07.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истцом подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. Заявителя жалобы настаивает на том, что в данном случае, в отсутствие зарегистрированной контейнерной площадки, расчет стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО, необходимо производить исходя из нормативов накопления ТКО. Подробно позиция истца со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства дела изложена в апелляционной жалобе.
Ответчик направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против ее удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца на доводах апелляционной жалобы настаивает, просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителей не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, с 1 января 2019 года ООО "САХ" наделено статусом Регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике сроком на 10 лет.
Между Региональным оператором и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии заключено соглашение от 28 апреля 2018 года об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО в Удмуртской Республике.
ООО "САХ", являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в период времени: с января 2020 года по октябрь 2020 года оказывало услуги по обращению с Гаражно-строительного кооператива "МИГ", предъявив последнему для оплаты УПД на общую сумму 58 449,74 руб., которые ответчиком не оплачены.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами не заключен.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия с предложением оплатить сумму долга оставлена последним без удовлетворения. Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен. Считает необоснованным расчет истца исходя из нормативов накопления ТКО ввиду несогласования условий договора N ТКО0004867 от 09.01.2019. Указывает, что фактический вывоз ТКО с территории ГСК "МИГ" начал производится истцом с марта 2020 года., а за фактически вывезенные ТКО ответчиком произведена оплата в полном объёме.
По результатам рассмотрения материалов дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя истца, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статья 310 ГК РФ не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательств и одностороннего изменения его условий, за исключением случаев, установленных законом или предусмотренных договором.
На основании п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заявлению заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу ч. 8 ст. 23 Закона N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
На основании ч. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8(18) указанных правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из п. 6 типового договора (абз. 2) следует, что потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такой управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "САХ", являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в период времени с января 2020 года по октябрь 2020 года оказывало услуги по обращению с Гаражно-строительного кооператива "Миг", предъявив последнему для оплаты УПД на общую сумму 58 449,74 руб., которые ответчиком не оплачены.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами не заключен.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, п.п. 5 и 7 Постановления Правительства РФ N 1156.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2018 N 107 (в редакции Постановлений Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2018 N 528, от 12.09.2019 N 421) установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики.
Предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год утвержден Приказом Минстроя Удмуртской Республики от 20.12.2019 N 29/94 (ред. от 31.12.2019) "О долгосрочных параметрах регулирования и предельных единых тарифах на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" на 2020-2022 годы" и составляет 5 713 руб. 56 коп.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Расчет объема оказанных в период с января 2020 года по октябрь 2020 года услуг произведен истцом с учетом нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства УР от 06.04.2018 N 107 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики" и установленных в законодательном порядке тарифов.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в данном случае расчет фактического объема вывезенных твердых коммунальных отходов следует производить исходя из объемов контейнеров, расположенных на территории ГСК и их количества, с учетом возможности осуществления расчета таким способом.
В подтверждение своих расчетов ответчиком в материалы дела представлены справки о вывозе мусора с территории ГСК "МИГ" с указанием количества контейнеров, подписанными, в том числе, водителями ООО "САХ", выписками из журнала регистрации прохождения транспортных средств на территорию ГСК за спорный период (л.д 51-59).
Акты оказанных услуг подписаны ответчиком с разногласиями, в материалы дела также представлены акты о неоказании услуг по вывозу ТКО от 28.02.2020, от 07.02.2020, от 23.01.2020, от 31.01.2020.
Оплата за фактически оказанные истцом услуги произведена ответчиком в полном объеме платежными поручениями N 117 от 15.06.2020, N 120 от 15.06.2020, N 121 от 22.06.2020, N 134 от 20.07.2020, N 176 от 29.11.2020, N 180 от 06.12.2020.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Доказательств оказания услуг по вывозу ТБО с территории ответчика в спорный период времени январь - октябрь 2020 года, в большем объеме, нежели доказанным ответчиком, истцом в материалы дела не представлено.
Как верно указал суд первой инстанции, наделение истца статусом Регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с 01 января 2019 года, не отменяют обязанности истца по доказыванию факта оказания услуг и объема. Таких доказательств истцом суду не представлено.
При этом представленные истцом в материалы дела акт обследования от 07.02.2020 (л.д.84) составлен истцом в одностороннем порядке, Акт об отсутствии доступа к площадке (месту накопления ТКО) от 23.01.2092 г., составлен третьим лицом - ООО "Экомед", также в отсутствие потребителя - ГСК "МИГ".
Соответственно оснований для взыскания задолженности по оплате за период с января по октябрь 2020 года в сумме 58 449,74 руб. не имеется, поскольку ответчиком представлены доказательства, подтверждающие фактический объем вывезенных истцом коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов. Платежные поручения, представленные ответчиком, свидетельствуют об отсутствии долга и просрочки его уплаты за оказанные услуги по вывозу ТКО.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены, подлежат отклонению по вышеизложенным основаниям.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 июля 2021 года по делу N А71-14050/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
М.Н. Кощеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14050/2020
Истец: ООО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: Гаражно-строительный кооператив "МИГ"