г. Томск |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А03-989/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Подцепиловой М.Ю., |
судей: |
Молокшонова Д.В. |
|
Марченко Н.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником Ташлыковой М.В. с применением онлайн заседания в режиме веб-конференции и средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автостиль" (N 07АП-9582/2021) на решение от 17.08.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-989/2021 (судья Атюнина М.Н.),
по иску публичного акционерного общества "Газпром нефть" (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1025501701686) к обществу с ограниченной ответственностью "Автостиль" (г. Барнаул, ОГРН 1052202341531) о взыскании 453 764 руб. 71 коп., в том числе 106 500 руб. штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов, 54 000 руб. штрафа за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии и 293 264 руб. 71 коп. в возмещение убытков, связанных с возвратом вагонов в коммерчески непригодном состоянии,
другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Трансойл",
В судебном заседании участвуют представители:
от истца: Вартанян К.В. по доверенности N НК-103 от 02.06.2020;
от ответчика: без участия (извещен);
от третьего лица: без участия (извещено);
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Газпром нефть" (далее - ПАО "Газпром нефть") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автостиль" (далее - ООО "Автостиль") о взыскании 453 764 рублей 71 коп., в том числе 106 500 рублей штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов, 54 000 руб. штрафа за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии и 293 264 рублей 71 копейка в возмещение убытков, связанных с возвратом вагонов в коммерчески непригодном состоянии.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - ООО "Трансойл").
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 17.08.2021 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Автостиль" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части взыскании штрафа за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии в размере 54 000 рубле и 293 264 рублей 71 копейка убытков, понесенных в связи с возвратом цистерн в коммерчески непригодном состоянии и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что истцом в актах, приложенных к претензии, не раскрываются какие механические примеси выявлены в вагонах-цистернах; отсутствуют доказательства наличия в цистернах механические примеси, не имеется; в материалах дела отсутствуют акты по форме ГУ-7 об остатке груза.
ПАО "Газпром нефть" в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложило свои возражения по доводам жалобы, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.
От ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В суде апелляционной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в отзыве основаниям.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ООО "Автостиль".
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 25 Постановления от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Возражения против проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части в апелляционный суд не поступили.
В порядке предусмотренном частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом вышеуказанных разъяснений, решение арбитражного суда проверено в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, В соответствии Приложением N 01 к Правилам проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" ЗАО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" (далее - Правила торгов) между истцом, как поставщиком, и ответчиком, как покупателем, заключено Генеральное соглашение N ГПН-16/27160/00841/Д от 25.04.2016.
Согласно пункту 9.1 Правил торгов условия договора, заключаемого на Бирже, содержатся в Заявках и в Правилах торгов, включая Приложение N 01 "Общие условия договоров поставки, заключаемых в Секции "Нефтепродукты" ЗАО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа", а также в спецификациях биржевого товара.
Согласно пункту 06.18.1 раздела 06. Приложения N 01 к Правилам торгов установлен срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) на станции назначения, который не должен превышать 2-х (двух) суток.
Согласно пункту 06.18.4. Правил торгов отсчет срока нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут для следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения и продолжается до момента отправки порожней цистерны на первоначальную станцию отправления либо на иную станцию, указанную Поставщиком. Неполные сутки считаются за полные.
Определение срока нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя), определение даты прибытия груза на станцию назначения и даты отправки порожней цистерны регламентируется пунктами 06.18.2. - 06.18.5. Приложения N 01 к Правилам торгов.
Фактически порожние цистерны находились на станции назначения с превышением установленного Правилами торгов срока.
Согласно пункту 17.05 Приложения N 01 к Правилам торгов в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения Покупатель уплачивает Поставщику неустойку в размере 1 500 руб. за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны, или возмещает документально подтвержденные расходы Поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми Поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки товара Покупателя.
Право выбора порядка определения неустойки (фиксированная сумма) или возмещение расходов принадлежит Поставщику.
В связи с нарушением условий пункта 06.18.1 раздела 06 Приложения N 01 к Правилам торгов истцом в адрес ответчика были направлены претензии с требованием об оплате штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов на общую сумму 106 500 руб., которые ответчиком не были удовлетворены.
Кроме того, согласно Правилам торгов (пункт 06.12) порожние цистерны после слива на станции назначения должны соответствовать ГОСТ N 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение". Покупатель обязан обеспечить полный слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн.
Пунктом 06.14 Правил торгов определено, что технически исправными являются порожние вагоны, у которых исправны основные узлы и детали, что включает в себя: герметичность и целостность котла, рамы, надёжность крепления котла, техническая исправность колёсных пар и тормозной системы. Коммерчески пригодными вагонами являются опломбированные порожние вагоны, которые очищены от остатков груза и иных продуктов, перевозимых в вагоне ранее, и без загрязнения наружной поверхности котла цистерны, рамы, ходовых частей, знаков надписей и трафаретов на котле, с установленными в транспортное положение деталями сливно-наливной, запорнопредохранительной арматуры, другого оборудования цистерны и плотно закрытыми клапанами и заглушками сливного прибора, с которыми произведены все действия, определённые Приказом МПС N 25 от 18.06.2003.
Пунктом 2 действующих "Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов", утвержденных Приказом МПС N 46 от 18 июня 2003 года установлено, что при сливе груза из цистерн остаток не выгруженного груза может допускаться не более 1 см. (по замеру под колпаком).
Согласно пункту 5.1.6 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных Приказом МПС РФ N 25 от 18.06.2003, грузополучатель обязан полностью слить груз из цистерны.
Пунктом 15.07 Правил торгов предусмотрено, что в случае, если при осмотре порожней цистерны на станции налива, прибывшей после выгрузки, поставщик выявляет нижеуказанные нарушения Правил перевозок грузов: не закрыт клапан нижнего сливного прибора; отсутствие ЗПУ; наличие посторонних предметов в котле (использованные ЗПУ, металлические предметы, мусор, остатки ранее перевозимого груза); наличие использованных ЗПУ в количестве 2 штук и более на котле, то покупатель оплачивает поставщику неустойку в размере 2 000 руб. за каждую цистерну, в отношении которой допущено нарушение. При этом, в подтверждение указанных в настоящем пункте нарушений, поставщик предъявляет покупателю оформленные на каждую цистерну акт и копию транспортной железнодорожной накладной на перевозку порожней цистерны.
В случае неполного слива нефтепродуктов из цистерн покупатель обязан сверх неустойки, предусмотренной настоящим пунктом, полностью возместить поставщику все причиненные в связи с этим убытки, включая, но не ограничиваясь этим, все расходы по очистке цистерн, оплате аренды цистерн за время нахождения под очисткой, оплате стоимости перевозки до станции нахождения промывочно-пропарочной станции (ППС) и обратно (пункт 15.10 Правил торгов).
При осмотре порожних вагонов, прибывших на промывочно-пропарочную станцию, был обнаружен сверхнормативный остаток нефтепродуктов. Факт обнаружения сверхнормативных остатков груза был зафиксирован в актах о недосливе цистерны, обнаруженном при приёме цистерн, составленном в соответствии с действующими Правилами перевозок грузов.
Пунктом 15.09 Правил торгов предусмотрено, что в случае прибытия порожних цистерн на станцию назначения с актом о повреждении вагона (форма ВУ-25) поставщик вправе потребовать от покупателя уплаты стоимости ремонта цистерны, включая стоимость подготовки к ремонту, стоимость использованных для ремонта деталей, материалов платежи за перевозку использованных для ремонта деталей материалов, а также уплачивает поставщику неустойку за непроизводительный простой цистерн в ремонте в размере 1 000 рублей за цистерну за каждые сутки нахождения её в ремонте. Покупатель обязан возместить поставщику все расходы по ремонту и восстановлению поврежденных цистерн.
Выявленные нарушения зафиксированы в актах, составленных в соответствии с действующими Правилами перевозок грузов.
В целях доставки товара по Генеральным соглашениям в адрес Покупателя/Грузополучателей покупателя, истец на основании договора оказания транспортно-экспедиционных услуг, заключенного между ООО "Трансойл" (экспедитор) и истцом (клиент), использовал вагоны экспедитора.
Истец, как клиент, несет перед экспедитором обязательства по возврату вагонов в коммерчески пригодном и технически исправном состоянии, закрепленные условиями договора транспортно-экспедиционных услуг, и несет ответственность за их нарушение.
В связи с возвратом цистерн в технически неисправном состоянии, в адрес истца экспедитором - ООО "Трансойл" были предъявлены претензии на сумму 293 264 руб. 71 коп., в связи с чем данная сумма отнесена истцом к убыткам, возникшим по вине ответчика и на возмещение соответствующих сумм убытков истец предъявил ответчику претензии в рамках Генерального соглашения N ГПН-16/27160/00841/Д.
В связи с возвратом цистерн в коммерчески непригодном состоянии, в адрес ответчика истцом направлена претензия в рамках Генерального соглашения N ГПН-16/27160/00841/Д, на сумму 347 264 руб. 71 коп., из которых 293 264 руб. 71 коп. убытки, связанные с возвратом вагонов в коммерчески непригодном состоянии и 54 000 руб. штраф за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии.
Неудовлетворение ответчиком требований об уплате штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов, штрафа за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии и возмещении убытков, связанных с возвратом вагонов в коммерчески непригодном состоянии, послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 15, 307, 309, 310, 393, руководствуясь пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", принимая во внимание Приложение N 01 к Правилам проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" ЗАО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа", установив нахождения порожних цистерн на станции назначения с превышением установленного Правилами торгов срока, факт возврата цистерн в технически непригодном состоянии, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания штрафа и убытков.
Не согласиться с данными выводами арбитражного суда у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
В соответствии с Правилами торгов покупатель обязан возместить поставщику все расходы по ремонту и восстановлению поврежденных цистерн, понесенных следствие нарушения правил выгрузки/слива Товара (в т.ч. вследствие воздействия на цистерны с паровой рубашкой открытым огнем), приведшего к повреждению цистерн, а также расходы на транспортировку поврежденных цистерн к месту ремонта и с места ремонта на станцию приписки.
В соответствии с пунктом 15.11 Правил биржи, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, стороны возмещают друг другу причиненные этим убытки в части непокрытой неустойкой, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 15.12 Правил биржи предусмотрено, что штрафные санкции (неустойки) и/или суммы возмещения убытков считаются предъявленными с момента направления стороной соответствующих письменных требований (претензий) другой стороне.
В соответствии со статьей 119 УЖТ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузо багажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческим актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно подпунктов 7, 15 пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Приказ N 45), акт общей формы составляется на станциях для удостоверения повреждения вагона, неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промыво-пропарочных станциях).
По смыслу пункта 3.5 Правил N 45 акт общей формы считается составленным надлежащим образом, если он подписан не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления такого акта.
Выявленные истцом нарушения, выразившиеся в наличие в порожних вагонах сверхнормативного остатка нефтепродуктов, зафиксированы актами.
Представленные акты общей формы, свидетельствуют о выявлении факта возврата ответчиком порожних вагонов с наличием механической примеси в котле вагона, отвечают требованиям относимости, допустимости согласно статьеи.71 АПК РФ, достоверность содержащихся в них сведений ответчиком не опровергнута.
Ссылка апеллянта на то, что в материалах дела отсутствуют акты по форме ГУ-7 об остатке груза, отклоняется апелляционным судом, поскольку факт наличия механической примеси в котле вагонов подтверждается актами общей формы ГУ-23 и ГУ-20.
Представленные Истцом Акты общей формы подтверждают факт обнаружения в котле цистерны механической примеси после снятия ЗПУ, которые были установлены Ответчиком после слива нефтепродуктов.
Отклоняя доводы ответчика о недоказанности факта возникновения технических неисправностей вагонов по вине ответчика, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что порожние вагоны были опломбированы, согласно установленным правилам перевозок и прибыли на станции назначения с исправными запорно-пломбировочными устройствами (ЗПУ).
При получении нефтепродуктов в вагонах ответчик принял груз по количеству и по качеству без замечаний.
Наличие в котле цистерн механической примеси обнаружено истцом после снятия ЗПУ, которые были установлены самим ответчиком после слива нефтепродуктов.
При этом, доказательств нахождения механической примеси в период с отгрузки нефтепродукта до момента прибытия на станцию назначения (ответчику), равно как и доказательств наличия доступа к вагонам (в котел цистерны) третьих лиц ответчиком не представлено (статья 65 АПК РФ).
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что факт несения истцом по вине ответчика убытков в заявленном размере подтвержден документально, доказательств возмещения спорной суммы в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции выяснены, все обстоятельства имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела, представленным доказательствам дана правильная правовая оценка.
Иных доводов, основанных на доказательной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.08.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-989/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автостиль" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу и может быть обжаловано в кассационном порядке в арбитражный суд Западно- Сибирского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
М.Ю. Подцепилова |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-989/2021
Истец: ПАО "Газпром нефть"
Ответчик: ООО "Автостиль"
Третье лицо: ООО "Трансойл"