город Томск |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А02-211/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудряшевой Е.В.,
судей Усаниной Н.А.,
Фроловой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизиной Е.Б., с использованием средств аудиозаписи, в режиме веб-конференции, рассмотрел апелляционную жалобу Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия "Росэнерго-союз" (N 07АП-9188/21(1)) на решение от 28.07.2021 Арбитражного суда Республики Алтай (судья-Черепанова И.В.) по делу N А02-211/2021 по заявлению Временной администрации общества с ограниченной ответственностью "Национальная страховая группа - РОСЭНЕРГО" о признании общества с ограниченной ответственностью "Национальная страховая группа - РОСЭНЕРГО" несостоятельным (банкротом).
К участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен: Марьин Василий Геннадьевич.
В судебном заседании приняли участие:
от ГК "Агентство по страхованию вкладов": Богданов И.А. (доверенность от 11.09.2020);
от Центрального Банка Российской Федерации: Гужов М.С. (доверенность от 17.11.2020), Никитина О.В. (доверенность от 11.06.2020), Слепнев Д.А. (по устному ходатайству);
от Марьина В.Г.: Подъяпольский А.И. (доверенность от 02.06.2021);
от Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия "Росэнерго-союз": Тарасов С.В., Лондарев О.А. (доверенность от 23.03.2021).
Суд
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Алтай поступило заявление временной администрации ООО "Национальная страховая группа - РОСЭНЕРГО", назначенной Приказом Банка России от 30.11.2020 N ОД-1974 сроком на шесть месяцев, о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Национальная страховая группа - РОСЭНЕРГО". Заявление мотивировано.
Заявление мотивировано наличием предусмотренных пунктом 1 статьи 183.16 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) признаков банкротства финансовой организации, отсутствием возможности восстановления платежеспособности страховой организации, со ссылкой на то, что стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей; платежеспособность должника не была восстановлена в период деятельности временной администрации.
Согласно заявлению стоимость активов должника по состоянию на 30.09.2020 составляет 3 900 934 000 рублей, размер обязательств составил 6 082 177 000 рублей.
Временной администрацией, как специальным временным органом управления финансовой организацией, по итогам анализа финансового состояния сделан вывод о невозможности восстановления платежеспособности должника.
Заявителем в соответствии с пунктом 2 статьи 184.4-1 Закона о банкротстве в качестве конкурсного управляющего указана Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов".
Решением от 28.07.2021 (резолютивная часть от 21.07.2021) Арбитражный суд Республики Алтай:
- признал ООО "Национальная страховая группа - РОСЭНЕРГО" банкротом и открыл конкурсное производство сроком на один год - до 21.07.2022.
- прекратил полномочия временной администрации должника.
- утвердил конкурсным управляющим государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (далее - конкурсный управляющий, Корпорация).
Не согласившись с судебным актом, Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия "Росэнерго-союз" обратилась с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств по делу, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы её заявитель указывает на отсутствие детального анализа финансового состояния должника, тогда должна была быть определена действительная стоимость имущества. Считает выводы суда противоречащими; полагает, что сумма погашенной и документально признанной задолженности составляет более 37 % долга. По его мнению, заключение о финансовом состоянии составлено с нарушениями в расчетах. Апелляционная жалоба мотивирована тем, то добросовестность поведения учредителей не может быть поставлена под сомнение; однозначный вывод о доказанности размера соотношения активов по отношению к обязательствам, с учетом недобросовестного поведения временной администрации сделать нельзя. По убеждению заявителя, признаки объективного банкротства отсутствуют; судом должна быть произведена оценка реального размера обязательств страховщика перед кредиторами. Полагает, что сам факт не передачи документов временной администрации не свидетельствует об их отсутствии у временной администрации. Суд первой инстанции необоснованно отказал в проведении экспертизы. Просит назначить финансово-экономическую экспертизу.
До судебного заседания в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступили отзывы и возражения на апелляционную жалобу, в которых Центральный банк России (далее - ЦБ РФ), конкурсный управляющий должником считают судебный акт законным и обоснованным; Марьин Василий Геннадьевич (далее - Марьин В.Г.) поддерживает доводы апелляционной жалобы, ходатайствует об истребовании от следователя следственной части Главного следственного управления МФД РФ по Алтайскому краю копии заключения эксперта о рыночной стоимости земельных участков, принадлежащих должнику.
В судебном заседании представители подателя апелляционной жалобы и Марьина В.Г. поддержали доводы апелляционной жалобы, представители конкурсного управляющего, ЦБ РФ возражали против её удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле и в процессе о банкротстве, не обеспечившие личное участие и явку своих представителей в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем, суд апелляционной инстанции на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев в порядке статьи 159 АПК РФ заявленное ходатайство об истребовании доказательств, отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований. Основания для истребования в порядке статьи 66 АПК РФ заключения у следователя МВД РФ, в том числе с учетом предусмотренной законом обязанности по доказыванию обстоятельств, на которые ссылается сторона, не подтверждены.
Рассмотрев ходатайство о назначении экспертизы, апелляционный суд, руководствуясь статьей 82 АПК РФ, отказывает в его удовлетворении, не установив оснований для назначения экспертизы.
В силу пункта 1 статьи 82 АПК РФ экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания.
На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами. Следовательно, заявление лицом, участвующим в деле, ходатайства о назначении экспертизы не создает обязанности суда ее назначить. Правовое значение заключения экспертизы определено законом в качестве доказательства, которое не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и в силу статьи 71 АПК РФ подлежит оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 09.03.2011 N 13765/10 по делу N А63-17407/2009, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания. Если необходимость проведения экспертизы отсутствует, суд отказывает в ходатайстве о назначении судебной экспертизы.
Исходя из предмета заявленных требований, доводов апелляционной жалобы и обоснования заявленного ходатайства, оценке подлежат доводам о том, имелись ли признаки объективного банкротства у должника или нет, исходя из финансового анализа его деятельности.
Тогда как такие вопросы относятся к полномочиям суда по оценке доказательств и не могут быть переданы на разрешение эксперту.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывы на неё, заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции, открывая процедуру конкурсного производства в отношении должника, исходил из невозможности восстановить платежеспособность должника.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев обособленный спор и оценив представленные в дело доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, пришел следующим выводам.
Согласно положениям статьи 223 АПК РФ, статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Должник является страховой организацией.
В соответствии со статьей 180 Закона о банкротстве под финансовыми организациями понимаются, в том числе, страховые организации.
Банкротство финансовых организаций регулируется параграфом 4 главы IX Закона о банкротстве, вопросы, не урегулированные данным параграфом - главами I, III, III.1, VII и XI Закона о банкротстве.
Дело о банкротстве финансовой организации рассматривается арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, настоящим Федеральным законом, с особенностями, установленными названным параграфом (пункт 2 статьи 183.16 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 183.19 Закона о банкротстве страховая организация может быть признана банкротом, в том числе, по заявлению временной администрации.
Согласно статье 183.16 Закона о банкротстве финансовая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства:
- сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам к финансовой организации в совокупности составляет не менее, чем сто тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения;
- не исполненное в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;
- стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
- платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.
Приказом Банка России от 30.11.2020 N ОД-1972 "О приостановлении действия лицензий на осуществление страхования ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" действие лицензий ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" на осуществление страхования приостановлено.
Приказом Банка России от 30.11.2020 N ОД-1974 "О назначении временной администрации ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" (далее по тексту - Страховщик, Общество, ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО") полномочия исполнительных органов страховой организации приостановлены, назначена временная администрация. Установлен срок деятельности временной администрации ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" равный шести месяцам, руководителем временной администрации ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" назначен Карташев Александр Сергеевич.
Начиная с 30.11.2020, временная администрация приступила к исполнению своих обязанностей по адресу нахождения головного офиса Страховщика (656049, г. Барнаул, Красноармейский проспект, дом 36), а также по адресам внутренних структурных подразделений ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО", расположенных на территории Российской Федерации.
Приказом Банка России от 03.12.2020 N ОД-2003 "Об отзыве лицензий на осуществление страхования ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" у ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" отозваны лицензии на осуществление страхования.
Приказом Банка России от 03.12.2020 N ОД-2004 "О внесении изменений в приказ Банка России от 30.11.2020 N ОД-1974" руководителем временной администрации Страховщика назначен Данилов Сергей Александрович.
Кроме того, согласно пункту 1.2 указанного приказа временная администрация Общества с 04.12.2020 осуществляет функции и иные полномочия, предусмотренные Законом N 127-ФЗ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Во исполнение пункта 2 статьи 184.1-1 Закона N 127-ФЗ и главы 7 Положения Банка России от 16.07.2018 N 648-П "О временной администрации страховой организации" (далее по тексту - Положение N 648-П), временной администрацией ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" проведен анализ финансового состояния Страховщика и 05.02.2021 составлено заключение N 1239-ВА (по итогам анализа).
Анализ финансового состояния ООО "НСГ-Росэнерго" проведен временной администрацией по последней официальной бухгалтерской отчетности, переданной в орган страхового надзора (за 3 квартал 2020 года по состоянию на 30.09.2020 по 04.12.2020 (дату отзыва лицензии), в связи с не передачей руководителем Страховщика бухгалтерской и иной документации.
Судом первой инстанции установлено, и из заключения временной администрации о финансовом состоянии ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" от 05.02.2021 N 1239-ВА следует, что реальная величина активов Страховщика, по состоянию на 30.09.2020, составляет 3 900 934 000 рублей, а размер обязательств - 6 082 177 000 рублей.
При этом активы должника состоят из остатка денежных средств на расчетных счетах - 1 154 042 000 рублей, денежных средств на депозитах 800 000 000 рублей, финансовые активы - 233 628 000 рублей, дебиторская задолженность - 234 077 000 рублей, займы и прочая дебиторская задолженность - 19 729 000 рублей, инвестиции в ассоциированные предприятия - 53 000 000 рублей, инвестиции в дочерние предприятия - 138 493 000 рублей, инвестиционное имущество - 1 189 322 000 рублей, основные средства - 12 110 000 рублей, отложенные налоговые активы - 65 152 000 рублей, прочие активы - 1 288 000 рублей.
Установлено несоответствие данных бухгалтерского учета на 30.09.2020 в части наличия денежных средств кассах должника в размере 950 019 120 рублей. Фактически установлено, что на дату 30.09.2020 согласно кассовым книгам этот остаток составил 350 800 рублей. Не подтвержден размер дебиторской задолженности - 1 886 535 000 рублей, размер займов и прочей дебиторской задолженности - 197 370 000 рублей, размер нематериальных активов - 64 873 000 рублей, стоимость основных средств - 18 966 000 рублей, отложенные аквизиционные расходы - 410 000 рублей, прочие активы на сумму - 419 673 000 рублей.
Таким образом, размер активов на 30.09.2020 по данным бухгалтерского учета, предоставленного ООО "НСГ-Росэнерго" составил 7 581 371 000 рублей, обязательства составили 6 082 177 000 рублей.
Из чего следует, что по состоянию на 30.09.2020 у ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" имелся недостаток имущества (активов) для исполнения денежных обязательств перед своими кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей в сумме 2 181 243 000 рублей.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что по состоянию на 30.09.2020, а равно 04.12.2020 (дата отзыва лицензий на осуществление страхования) у ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" присутствуют признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве.
Анализ финансового состояния проводился, в том числе, на основании данных актуарного заключения. В материалах дела отсутствуют доказательства какой-либо заинтересованности, необъективности временной администрации в исходе дела.
По состоянию на момент рассмотрения дела по существу обстоятельства, которые могли бы повлиять на величину активов и (или) обязательств ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" и, как следствие, на выводы временной администрации Общества, изложенные в заключении о финансовом состоянии ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" от 05.02.2021 N 1239-ВА, не установлены.
Уменьшение размера обязательств должника связано не с неправильными выводами временной администрации о размере активов должника и размере обязательств, а с отзывом лицензии и фактическим приостановлением деятельности, что позволило не наращивать взятые обязательства и, как следствие, кредиторскую задолженность.
Согласно пункту 2 статьи 183.7 Закона о банкротстве временная администрация обязана обращаться в случаях и в порядке, которые установлены Законом о банкротстве, в арбитражный суд от имени финансовой организации с заявлением о признании финансовой организации банкротом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 184.1-1 Закона о банкротстве в случае, если по итогам анализа финансового состояния страховой организации временная администрация приходит к выводу о невозможности восстановления ее платежеспособности, в течение пяти рабочих дней с даты составления заключения о финансовом состоянии страховой организации временная администрация страховой организации обращается в арбитражный суд с заявлением о признании страховой организации банкротом.
Обнаружение признаков банкротства финансовой организации, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве (недостаточность имущества для исполнения обязательств), послужило основанием обращения временной администрации ООО "НСГ-Росэнерго", с заявлением о признании должника банкротом.
Довод подателя апелляционной жалобы о недостоверности заключения временной администрации о финансовом состоянии страховой организации в части выводов о неплатежеспособности страховой организации в виду отсутствия доказательств фактической стоимости активов отклоняются, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 183.13 Закона о банкротстве задачей временной администрации финансовой организации является проведение анализа финансового состояния финансовой организации для представления в контрольный орган заключения об этом для решения об инициировании процедуры банкротства или о принятии мер по предупреждении банкротства финансовой организации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 184.1.1 Закона о банкротстве временная администрация страховой организации проводит анализ финансового состояния страховой организации и составляет заключение по итогам проведенного анализа не позднее сорока пяти рабочих дней с даты ее назначения; требования к порядку проведения анализа финансового состояния страховой организации и форме заключения о ее финансовом состоянии устанавливаются контрольным органом.
Такие требования установлены Положением Центрального банка Российской Федерации от 16.07.2018 N 648-П "О временной администрации страховой организации" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7.1 Положения временная администрация должна проводить анализ финансового состояния страховой организации путем оценки имеющихся у нее документов (информации) страховой организации, включая:
- оценку следующих документов (информации): статистической, бухгалтерской, налоговой и иной отчетности страховой организации, регистров бухгалтерского и налогового учета страховой организации, первичных учетных документов страховой организации, аудиторского и актуарного заключений, а также отчетов оценщиков в отношении страховой организации (при наличии);
- учредительных документов страховой организации, протоколов общих собраний акционеров (участников) страховой организации, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), реестра акционеров страховой организации;
- положения об учетной политике страховой организации, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота, организационной и производственной структур страховой организации; отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ (при их наличии), структурных подразделений страховой организации;
- материалов налоговых проверок и копий судебных решений в отношении страховой организации; внутренних документов страховой организации, регламентирующих деятельность страховой организации.
Субъект страхового дела в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) обязан представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе, о своем финансовом положении.
Из заключения временной администрации следует, что анализ финансового состояния должника проводился в условиях воспрепятствования деятельности временной администрации со стороны руководства должника, выразившемся в том числе, в непредставлении необходимой документации, электронных баз данных.
Временной администрации в головном офисе Страховщика полностью не были переданы отчетность, финансовые и бухгалтерские документы (по объяснениям сотрудников документы остались в помещениях, доступ в которые временной администрации не предоставлен), не переданы электронные копии баз данных программных комплексов эксплуатируемых в ООО "НСГ-"РОСЭНЕРГО".
При проведении анализа финансового состояния страховой организации временная администрация должна использовать данные отчетности по форме N 0420125 "Бухгалтерский баланс страховой организации", сформированной на дату назначения временной администрации.
Вместе с тем, учитывая отсутствие таких данных, проведение анализа финансового состояния по последним данным отчетности Страховщика (30.09.2020), направленной в Банк России, не противоречит законодательству, регулирующему порядок проведения анализа финансового состояния страховой организации временной администрацией.
Данные отчетности на 30.09.2020 составлены и предоставлены Банку России самим страховщиком, в связи с чем, оснований подвергать их сомнению не имеется.
Суд первой инстанции правомерно указал, что для выполнения обязанности по передаче сведений не требовалось отзывать весь состав сотрудников головного офиса Страховщика, достаточно было организовать техническую возможность доступа к информации о хозяйственной деятельности Страховщика, централизованно хранящейся на его сервере баз данных, к функциональной IT системе Страховщика, внутренним программам, обеспечивающим совместное функционирование всех территориальных подразделений и головного офиса и предоставить первичную документацию, подтверждающую наличие активов, позволяющих исполнить обязательства должника.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и доводов временной администрации, техническая возможность к информации о хозяйственной деятельности Страховщика у временной администрации отсутствовала, Марьин В.Г. передал уведомление об отсутствии на рабочем месте в связи с ухудшением состояния здоровья, документов, подтверждающих уважительность отсутствия не представил, передачу документов и баз данных не организовал, до своих подчиненных распоряжение временной администрации не довел, на основании заявлений об увольнении по собственному желанию и в соответствии с приказами, подписанными руководством Страховщика 30.11.2020 (дата приостановления действия лицензий на осуществление страхования) были уволены главный бухгалтер и три заместителя главного бухгалтера.
Накануне приостановления действия лицензий финансовый директор ушла в декретный отпуск. На рабочих местах отсутствовали все работники Страховщика. Рабочие места сотрудников департамента бухгалтерского учета и отчетности, финансово-экономического отдела в головном офисе Страховщика (г. Барнаул, пр. Красноармейский, 36) полностью отсутствовали. В кадровой службе отсутствовали контакты работников для их вызова на рабочие места. Работники массово писали заявления на увольнение по собственному желанию. Всего в декабре 2020 года по собственному желанию уволилось 192 сотрудника Страховщика.
Таким образом было установлено, что временной администрации в головном офисе Страховщика полностью не переданы отчетность, финансовые и бухгалтерские документы (по объяснениям сотрудников документы остались в помещениях, доступ в которые временной администрации не предоставлен), не переданы электронные копии баз данных программных комплексов эксплуатируемых в ООО "НСГ-"РОСЭНЕРГО".
В соответствие с положениями пункта 7.2 Положения Банка России N 648-П от 16.07.2018 Временная администрация должна получить документы (информацию) страховой организации, предусмотренные пунктом 7.1 настоящего Положения:
- от руководителя страховой организации в соответствии с пунктом 5 статьи 183.9 Закона о банкротстве при приостановлении полномочий исполнительных органов страховой организации;
- от руководителя страховой организации (главного бухгалтера страховой организации) по запросу руководителя временной администрации (с указанием сроков и формы их предоставления) при ограничении полномочий исполнительных органов страховой организации;
- от Банка России по запросу руководителя временной администрации в соответствии с подпунктом 4.1.7 пункта 4.1 настоящего Положения;
- из резервных копий баз данных информационных систем страховой организации, предоставляемых Банком России по запросу руководителя временной администрации в соответствии с подпунктом 4.1.7 пункта 4.1 настоящего Положения.
Финансовое заключение основано на бухгалтерской отчетности Страховой организации, предоставленной Банком России в соответствии с положениями пункта 7.2 Положения Банка России N 648-П от 16.07.2018 и иной документации, имеющейся в распоряжении временной администрации, что полностью соответствует требованиям пунктов 1, 2 статьи 184.1.1 Закона о банкротстве и главе 7 Положения Банка России N 648-П от 16.07.2018.
Временной администрацией в контрольном органе была запрошена последняя официально переданная отчетность ООО "НСГ-"РОСЭНЕРГО" (за 3 квартал, по состоянию на 30.09.2020), а также резервные копии баз данных информационных систем страховой организации, передаваемые страховой организацией в Банк России в соответствии со статьей 29.1 Закона N 4015-1. При анализе учитывалось документально подтвержденное движение денежных средств и имущества Страховщика за период с 30.09.2020 по 04.12.2020 (дату отзыва лицензий).
При анализе финансового состояния учитывались материалы инспекционной проверки Страховщика (акт проверки от 11.12.2020 N А1Н-И25-12-1/431ДСП), имеющийся в распоряжении временной администрации, актуарное заключение.
Наличие в приказе об отзыве лицензии ссылки нарушение более чем на 20% минимально допустимого значения нормативного соотношения собственных средств, не подтверждает исполнение руководителем должника обязанностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) по предоставлению по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении, поскольку выводы о нарушение более, чем на 20% минимально допустимого значения нормативного соотношения собственных средств, сделаны по результатам проведенной в период с 30.11.2020 по 02.12.2020 ревизии наличных денежных средств (расхождение фактического остатка с данными бухгалтерского учета на 25.11.2020 составило 894 691 000 рублей), расчета отклонений фактического размера маржи платежеспособности от нормативного по состоянию на 16.11.2020, предоставленного Страховщиком в ответ на предписание Департамента страхового риска от 09.11.2020 N 53-3-2/2035, что следует из ходатайства временной администрации от 02.12.2020 об отзыве лицензии (л.д. 134-137, т. 6).
При этом исполнение обязанностей по передаче всей финансовой документации, позволяющей дать объективное заключение о финансовом состоянии страховой организации, предусмотренные подпунктом 4 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" лежат на руководителе Страховщика.
Таких доказательств исполнения обязанностей руководителем суду не представлено, вопреки статье 65 АПК РФ.
Руководителем Страховщика в нарушение пункта 5 статьи 183.9 Закона о банкротстве не были переданы бухгалтерская, финансовая и иная документация, материальные и иные ценности. Также временной администрации не переданы первичные документы, в том числе договоры с контрагентами, акты сверки взаимных расчетов с контрагентами, отчетность страховой организации, не предоставлен доступ к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение документов (база данных корпоративной информационно-аналитической системы для страховой деятельности).
Кроме того, на период деятельности временной администрации полномочия руководителя страховой организации, как исполнительного органа финансовой организации, хотя и были приостановлены, но при назначении временной администрации, руководителя страховой организации не отстраняли от работы и (или) от занимаемой должности. Ему начислялась и выплачивалась заработная плата. В связи с этим издавались распоряжения временной администрацией обязывающие генерального директора Страховщика Марьина В.Г.:
- провести инвентаризацию имущества (распоряжение N 4-ВА от 04.12.2020, Марьин В.Г. ознакомлен под роспись 10.12.2020);
- предоставить все оригиналы документов, связанные с деятельностью страховщика, включая отчетность за последние 3 года (распоряжение N 5-ВА от 04.12.2020, Марьин В.Г. ознакомлен под роспись 10.12.2020);
- предоставить информацию об информационных системах для получения доступа к данным содержащих сведения о клиентах, о заключенных договорах, отчетности и прочей информации Страховщика (распоряжение N 6-ВА от 04.12.2020, Марьин В.Г. ознакомлен под роспись 10.12.2020);
- обеспечить прием требований кредиторов (распоряжение N 8-ВА от 04.12.2020, Марьин В.Г. ознакомлен под роспись 10.12.2020);
- обеспечить организацию проведения анализа финансового состояния Страховщика, предоставить документы и информацию необходимую для анализа (распоряжение N 1 О-ВА от 04.12.2020, Марьин В.Г. ознакомлен под роспись 10.12.2020);
- предоставить документы и информацию, необходимых для анализа финансового состояния Страховщика, с перечислением отчетных форм и периодов (распоряжение N 10/1-ВА от 04.12.2020, Марьин В.Г. ознакомлен под роспись 10.12.2020).
Доказательств выполнения этих распоряжений не представлено. Доказательств того, что за период с 30.09.2020 по 03.12.2020 произошли существенные финансовые изменения должника, в связи с чем заключение временной администрации на 30.09.2020 не может являться основанием для выводов о неплатежеспособности Страховщика, также не представлено.
Дебиторская задолженность, на погашение которой ссылается представитель участников, погашена аффилированным по отношению к должнику лицом в период после назначения временной администрации и ее размер, а также размер денежных средств, поступивших по прямому возмещению убытков, не является значительным, влияющим на вывод о неплатежеспособности должника.
Более того, по расчетам между страховыми организациями в соответствии с соглашением по прямому возмещению убытков, проходившим с периодичностью два раза в неделю, у временной администрации вопросов не возникло, так как соответствующие данные были запрошены у Российского союза автостраховщиков.
Денежные средства и их эквиваленты временной администрацией уменьшены с 2 103 710 000 рублей до 1 154 042 000 рублей.
При этом из заключения следует, что в отчетности, представленной в Банк России по состоянию на 30.09.2020, Страховщик указал наличие денежных средств в кассах в сумме 950 019 000 рублей. При этом временная администрация по данным кассовых журналов в филиалах смогла подтвердить только в сумме 351 000 рублей (стр. 18 Заключения о финансовом состоянии от 05.02.2021).
По состоянию на 04.12.2020 фактическая сумма денежных средств в кассах филиалов и головного офиса составила 68 487 000 рублей.
В силу указанного расхождения в суммах связаны с датой, на которую производится подсчет денежных средств. Учитывая, что Страховщик до 04.12.2020 продолжал свою деятельность размер наличных средств на дату 30.09.2020 и 04.12.2020 не может быть идентичным.
По расчетным счетам остаток на 30.09.2020 составил 1 153 691 000 рублей, временная администрация подтвердила весь остаток (не выявлены нетипичные операции и операции не связанные с хозяйственной деятельностью), при этом фактическая сумма денежных средств на расчетных счетах Страховщика на 04.12.2020 составила 790 512 000 рублей. В данном случае противоречий также не имеется. Фактическое увеличение по кассе (68 138 000 рублей) и снижение по расчетным счетам (363 179 000 рублей) сумм денежных средств произошло из-за ведения хозяйственной деятельности в период с 30.09.2020 по 04.12.2020.
Таким образом, никаких противоречий и необоснованных выводов в этой части заключение не содержит. Хакасским филиалом сумма 56 330 70 рублей была передана по акту 10.12.2020, Алтайским филиалом - 01.12.2020, то есть после даты, на которую сделан финансовый анализ.
В размещенной информации указано, что на дату отзыва лицензий (04.12.2020) в состав ликвидного имущества страховой организации входили наличные денежные средства в кассе в размере 68 487 000 рублей, что соответствует выводам временной администрации, содержащимся в заключении.
Фактически в Заключении о финансовом состоянии от 05.02.2021 (стр.21 таблица 9, стр.24 абзац 6) дебиторская задолженность снижена на 1 652 458 100 рублей и составила 234 076 900 рублей.
Как следует из доводов временной администрации, снижение размера дебиторской задолженности было вызвано в виду отсутствия у временной администрации сведений о дебиторах. В связи с неисполнением руководителем Страховщика распоряжений временной администрации (6-ВА, 10-ВА, 10/1-ВА от 04.12.2021) в части организации проведения финансового обследования, доступа к программам и базам данных и предоставления информации (документов), временная администрация не обладала информацией о структуре и нахождении баз данных имеющих сводные данные по всей деятельности Страховщика, поэтому осуществлялся поиск данных из разрозненных баз филиалов Страховщика, частично оригиналы документов отсутствовали в филиалах Страховщика, в связи с направлением их ранее в головной офис.
В связи с выявлением значительных расхождений по суммам отраженным в отчетности на 30.09.2020 предоставленной в Банк России и данными имеющимися в филиалах Страховщика было издано распоряжение N 23-ВА от 22.12.2020 (Приложение 3). Согласно распоряжению N 23-ВА от 22.12.2020 руководителям филиалов для сверки и подтверждения дебиторской задолженности необходимо было направить письма дебиторам до 29.12.2020 и рассмотреть поступающие акты сверок на предмет достоверности.
Из 20 филиалов поступили письменные возражения о несоответствии в разы данных отчетности, предоставленной в Банк России на 30.09.2020 с реальной задолженностью, отраженной в бухгалтерском учете по всем агентам, отчитывающихся в филиалах. В филиалах Страховщика отсутствовали первичные документы, подтверждающие задолженность дебиторов, указанную Страховщиком в отчетности на 30.09.2020 представленную в Банк России.
В Заключении о финансовом состоянии от 05.02.2021 указано, что список дебиторов и их задолженность взяты из отчетности N 0420154 на 30.09.2020 предоставленной Страховщиком в Банк России.
Кроме того, на стр. 23 Заключения о финансовом состоянии от 05.02.2021 в таблице 10 и абзаце 2 указано, что подтверждена задолженность по 404 дебиторам в совокупном размере 3 055,5 тысяч рублей.
В данном случае, вывод о реальности наличия дебиторской задолженности может быть сделан не на основании списков дебиторов, а только на основании первичной документации, подтверждающей факт наличия обязательств перед Страховщиков третьих лиц.
Так, согласно пункту 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Наличие у временной администрации списка дебиторов, указанных Страховщиком в отчетности на 30.09.2020 представленной в Банк России, не подтверждает реальность дебиторской задолженности перед страховщиком в указанном им размере в своем отчете.
Задачей финансового анализа Страховщика является реальная оценка активов страховой компании с целью установления достаточности (недостаточности) стоимости имущества (активов) для исполнения обязательств перед кредиторами, исключение из размера дебиторской задолженности дебиторов, чьи обязательства не подтверждены первичными документами, а также не подтверждены самими дебиторами.
Дебиторская задолженность в сумме 3 317 000 рублей подтверждена данными, имеющимися в филиалах Страховщика на дату составления заключения 30.09.2020.
При этом изменения в размере дебиторской задолженности, происходящие в сторону увеличения на момент рассмотрения дела, связаны с продолжаемой работой временной администрации по установлению дебиторов и размера дебиторской задолженности и не являются существенными, исключающими признаки неплатежеспособности страховой компании как на 30.09.2020, так и на дату отзыва лицензии 04.12.2020.
Материалами дела подтверждается, что временная администрация истребовала из филиалов информацию о наличии дебиторской задолженности. Имеются ответы, согласно которым дебиторская задолженность отсутствует, данные, указанные в отчетах не достоверны.
Согласно представленных временной администрацией документов к отзыву следует, что по дебиторской задолженности, по состоянию на 20.05.2021 получены ответы более чем от 500 страхователей и агентов. Также частично происходят возвраты в настоящее время неполученных писем. Общая сумма дебиторской задолженности, указанная в отчетности, предоставленной в Банк России по этим 500 страхователям и агентам составила 873 726 000 рублей, при этом подтвержденная по запросу временной администрации задолженность ими же составила только 3 317 тыс. рублей.
Все обязанности и функции временной администрации определены в Законе о банкротстве, в том числе, согласно статье 183.7 названного закона временная администрация вправе давать обязательные для исполнения распоряжения работникам финансовой организации в целях осуществления возложенных на неё задач.
Обязанности устранять недостатки работы сотрудников страховой компании, в том числе руководства, бухгалтеров, восстанавливать бухгалтерскую и иную документацию законодательством, учитывая сокращенные сроки для дачи заключения о финансовом состоянии (45 рабочих дней) на временную администрацию не возложены.
Наличие дебиторской задолженности должно подтверждаться договорами, которые временной администрации переданы не были.
Как указывалось выше, наличие обязательств должно подтверждаться относимыми и допустимыми доказательствами, в частности подлинниками договоров.
Доказательств передачи временной администрации всей документации, подтверждающей наличие договоров займов (оригиналов договоров) на сумму 197 370 000 рублей не представлено.
Факт гашения задолженности за период с 30.09.2020 по 05.02.2021 и в настоящее время аффилированным по отношению к должнику лицом, не подтверждает реальность размера предоставленного займа в сумме 197 370 000 рублей, с учетом того, что размер погашенной задолженности в период работы временной администрации 1 972 190 рублей является незначительным по отношению к этому размеру.
Более того, не обоснована ссылка подателя апелляционной жалобы о наличии у временной администрации необходимых документов, подтверждающих наличие займов с учетом того, что в заключении указаны полные реквизиты, суммы и условия, сроки займов, так как из заключения следует, что указанная информация временной администрацией взята из отчетности предоставленной Страховщиком в Банк России на 30.09.2020.
В материалах дела есть данная отчетность (ОКУД 0420154, раздел 10), предоставленная по запросу суда. Вместе с тем, временной администрации не переданы оригиналы договоров денежных займов, в связи с чем у временной администрации отсутствуют документы, на основании которых задолженность указанных заемщиков может быть взыскана в судебном порядке.
Нематериальные активы уменьшены до 0,00 рублей, поскольку отсутствуют данные аналитического учета по указанному счету и документы, в том числе первичные, которые являются основанием для учета данных активов.
Более того, временной администрацией сделан вывод, что эти активы в активе баланса составляют менее 1% (64 873 400 руб.), в связи с чем, не могут оказать влияние на финансовое состояние страховой компании. Доказательств обратного суду не представлено.
Довод о необоснованном занижении рыночной стоимости транспортных средств признан несостоятельным в силу следующего.
Из заключения временной администрации следует, что исходя из отчетности, на основных средствах Страховщика учитывались транспортные средства в общей сумме 14 196 000 рублей. При этом переданные временной администрации автомобили в количестве 21 штуки оценены в сумме 12 110 000 рублей. Сумма 2 086 000 рублей была исключена в связи с не передачей 12 автомобилей.
Временная администрация, оценивая автомобили, действительно проводила оценку транспортных средств путем использования информации по аналогам (не менее трех) информация о которых размещена на сайте auto.ru, auto.drom.ro, avito.ru. Учтена скидка на торг 5%, а также уменьшена стоимость на размер НДС. Оценка специалистами не проводилась.
Вместе с тем произведенная оценка транспортных средств участниками должника в установленном законом порядке не оспорена. Приведенный пример стоимости только одного транспортного средства, не является основанием для вывода о недостоверности оценки иных транспортных средств.
В Заключении о финансовом состоянии от 05.02.2021 информация взята с трех сайтов по усредненным ценам продаж в декабре 2020 года. С декабря 2020 года по май 2021 года стоимость автомобилей возросла, что является общеизвестным фактом.
В указанную стоимость уже включен размер НДС и не учтена скидка на торг. Временной администрацией приведена ссылка на сайт с информацией о статистике изменения цены на автомобиль Тойота Камри 2017 года в г. Барнауле fcttps://ceimmashin.iWcena/toyota/camry/2017/barnaul).
Согласно данным этого ресурса средняя стоимость автомобиля Тойота Камри 2017 г.в. в г. Барнауле в декабре 2020 года составляла 1 600 000 рублей, при исключении суммы скидки на торг 80 000 рублей (5%) и суммы НДС 273 600 рублей (18%), остаточная стоимость автомобиля составит 1 246 400 рублей, что всего лишь на 2 % (или 29 753 рубля) отличается от цены автомобиля Тойота Камри 2017 г.в. рассчитанной в декабре 2020 года.
Стоимость основных средств на общую сумму 4 770 000 рублей составляет 0,25% в активе баланса Страховой компании. В связи с этим исключение этой стоимости (офисное и компьютерное оборудование) из общей стоимости основных средств в целом не влияет на выводы о неплатежеспособности Страховщика.
Временной администрацией в письменных пояснениях (л.д. 75-76, т. 6) подробно расписаны причины исключения указанной суммы, в том числе по причине не постановки на учет офисной мебели и компьютеров, фактического отсутствия части дорогостоящей мебели.
В соответствие с главой 22 Положения Банка России от 04.09.2015 N 491-П Аквизиционные расходы по договорам страхования подразделяются на прямые и косвенные.
Прямыми расходами являются переменные расходы, которые страховщик несет при заключении или возобновлении конкретных договоров страхования.
Косвенными расходами являются переменные расходы, которые направлены на заключение или возобновление договоров страхования, при этом их сложно отнести к конкретным договорам страхования, но они связаны с продвижением или стимулированием продаж конкретного продукта. Взаимосвязь косвенных расходов с ростом выручки (страховой премии) по таким продуктам может быть установлена.
Отложенными аквизиционными расходами по договорам страхования и по договорам, принятым в перестрахование, признается капитализированная часть аквизиционных расходов, понесенных страховщиком при заключении договоров страхования и договоров перестрахования (пункт 23.1 Положения Банка России от 04.09.2015 N 491-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации").
В случае если страховщик капитализирует аквизиционные расходы по договорам страхования и по договорам, принятым в перестрахование, капитализация должна проводиться с учетом следующих требований:
- прямые расходы капитализируются, если они привели к заключению или возобновлению договоров страхования, договоров, принятых в перестрахование;
- допускается капитализация косвенных расходов, если они привели к заключению или возобновлению договора страхования, договора, принятого в перестрахование, и если представляется возможным определить, какая часть расходов была понесена на заключение или возобновление договора или группы договоров страхования, договоров, принятых в перестрахование;
- методы оценки величины отложенных аквизиционных расходов должны обеспечивать эквивалентный учет доходов и расходов, признаваемых в бухгалтерском учете страховщика по договорам страхования и договорам, принятым в перестрахование.
Эквивалентный учет подразумевает отражение в составе доходов страхового обязательства (высвобождение страхового обязательства), которое должно сопровождаться пропорциональным признанием связанных с получением дохода расходов.
При этом, для оценки отложенных аквизиционных расходов по договорам страхования жизни рекомендуется применять предположения, аналогичные используемым для оценки обязательств по этим договорам, тем самым обеспечивая эквивалентность доходов и расходов, признаваемых по договорам страхования жизни.
Для договоров страхования иного, чем страхование жизни, рекомендованным методом оценки величины отложенных аквизиционных расходов является произведение РНП на долю аквизиционных расходов в страховой премии по договору. Страховщик может установить в учетной политике иные методы, позволяющие оценивать величину отложенных аквизиционных расходов.
Признание отложенных аквизиционных расходов по договорам страхования и по договорам, принятым в перестрахование, прекращается на дату, когда соответствующие договоры страхования или перестрахования прекращены или исполнены.
При изменении условий договоров, по которым ранее были капитализированы аквизиционные расходы, величина отложенных аквизиционных расходов также должна быть пересмотрена.
В случае если страховщику не представляется возможным оценить отложенные аквизиционные расходы, они принимаются равными нулю.
Учитывая, что временной администрации не предоставлены документы о произведенных Страховщиком аквизиционных расходах, уменьшение их размера с 410 555 000 рублей до 0,00 рублей соответствует вышеуказанным требования Банка России.
Размер страховых резервов в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 4015-1 определяется на основании актуарных расчетов. Согласно статьей 7 Федерального закона "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" от 02.11.2013 N 293-ФЗ актуарий (ответственный актуарий) должен соответствовать указанным в статье требованиям и состоять в одной из саморегулируемых организаций актуариев.
Предоставленные расчеты бывшего начальника отдела учета страховых операций и расчета страховых резервов ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" - Ершова А.Н.
и отчет об оценке объемов обязательств (выплат), подготовленный Новосибирским государственным техническим университетом, не могут быть приняты во внимание Арбитражным судом Республики Алтай, так как проводившие оценку лица не являются профессиональными актуариями.
Хотя отзыв лицензии уменьшает объем обязательств должника с учетом отсутствия возможности заключить новые договоры и взять на себя новые обязательства, однако заключение о наличии (отсутствии) признаков неплатежеспособности с учетом отзыва лицензии не будет являться объективным, поскольку если бы страховая компания продолжала свою деятельность в обычном порядке, размер страхового резерва напрямую бы зависел от количества заключаемых в период обычной деятельности договоров и взятых обязательств.
Отзыв лицензии осуществлен не с целью уменьшения размера страхового резерва и как следствие увеличение активов должника по сравнению с непогашенным размером обязательств, а также вывода страховой компании из состояния неплатежеспособности, а является следствием установленных временной администрацией финансовых нарушений и воспрепятствования проведению проверки страховой компанией, поставивших под угрозу возможность исполнить взятые обязательства. Сам факт отзыва лицензии позволил предотвратить наращивание обязательств, которые и без этого не могут быть исполнены за счет имущества должника.
При этом, в материалы дела представлено актуарное заключение, как на 30.09.2020, так и на дату отзыва лицензии - 04.12.2020, которое соответствует требованиям закона. Актуарии, давшие заключения соответствуют требованиям Федерального закона "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" от 02.11.2013 N 293-ФЗ.
Исходя из заключения актуария, данного на 30.09.2020, обязательства страховой организации составили 80% пассивов должника, капитал 20%.
Согласно актуарному заключению, данному на 04.12.2020 г., с учетом указанного актуарием диапазона, обязательства должника составили от 65% (5 065 287 139 - 479 163 077 рублей) до 79% (5 065 287 139 + 774 362 757) пассивов должника.
Указанные обстоятельства не опровергают выводов временной администрации о недостаточности имущества должника для погашения обязательств, которые значительно превышают стоимость активов.
Не доверять данным, изложенным в отчетах об актуарном оценивании страховых резервов, нет оснований, поскольку эти заключения даны в соответствие с требованиями статьи 26 Закона N 4015-1 и Федерального закона "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" от 02.11.2013 N 293-ФЗ.
Таким образом, оценка финансового состояния должника временной администрацией основана на Законе о банкротстве, Налоговом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральном законе от 02.11.2013 N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации", Положении Банка России от 16.07.2018 N 648-П "О временной администрации страховой организации", а также иных нормативных правовых актах и соответствует им.
По состоянию на 04.03.2021 в перечень кредиторов ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" включено 3 610 требований кредиторов на общую сумму 26 072 730,63 рублей.
Требования кредиторов в количестве 4 138 штук находятся на рассмотрении, из них: 619 заявлений, претензий, требований кредиторов от агентов (физических и юридических лиц, предоставляющих услуги в рамках агентских договоров) на общую сумму 71 023 022,82 рублей; 477 заявлений, претензий, требований кредиторов - прочих контрагентов ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" (муниципальных образований, организаций, оказывающих услуги по ремонту, оценке, представительству в судах и на выплату страхового возмещения в результате ДТП и несчастных случаев и т.д.) на общую сумму 60 832 126,14 рублей; 3042 заявления на расторжение договоров ОСАГО и добровольного медицинского страхования (сумма рассчитывается после рассмотрения заявления и расторжения договора).
По состоянию на 03.03.2021 к Страховщику в судах общей юрисдикции и арбитражных судах Российской Федерации было предъявлено 614 исковых заявления на общую сумму 278 131 580 рублей.
Кроме того, по судебным актам, вступившим в законную силу, но не исполненным Страховщиком (по состоянию на 03.03.2021), имеется задолженность на сумму 91 546 846 рублей.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 32.8 Закона N 4015-1 и Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" Российским Союзом Автостраховщиков по состоянию на 04.03.2021 осуществлены компенсационные выплаты в сумме 613 080 505,12 рублей, которые будут предъявлены ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" для возмещения (л.д.13, т.4).
По данным временной администрации на 23.06.2021 задолженность выросла до 229 462 427 рублей. Нерассмотренными судами оставались 986 исков к Страховщику на сумму 442 810 551 рублей (на 23.06.2021 -344 иска на сумму 126 579 024 рубля).
Изложенные в заключении о финансовом состоянии ООО "НСГ-Росэнерго" выводы временной администрации о недостаточности стоимости имущества (активов) должника для исполнения денежных обязательств перед кредиторами и невозможности восстановления платежеспособности Страховой организации, в установленном порядке не опровергнуты.
Представленные документы, в том числе, ранее составленные акты проверок, не опровергают выводов временной администрации.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для проведения финансово-экономической экспертизы.
В абзаце втором пункта 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", изложена правовая позиция, согласно которой, определяя круг и содержание вопросов, по которым необходимо провести экспертизу, суд исходит из того, что вопросы права и правовых последствий оценки доказательств не могут быть поставлены перед экспертом.
Заключение временной администрации соответствует требованиям действующего законодательства к содержанию такого заключения.
Вопрос о достоверности, документально подтвержденности и проверяемости выводов, содержащихся в заключении временной администрации, суд считает некорректным, поскольку временная администрация не отрицает того факта, что заключение было основано только на тех документах, которые были ей переданы и которые реально подтверждали стоимость активов должника.
Из заключения временной администрации следует, что анализ финансового состояния должника проводился в условиях воспрепятствования деятельности временной администрации со стороны руководства, выразившемся, в том числе, в непредставлении необходимой документации, архивов, электронных баз данных. Выводы об отсутствии дебиторской задолженности, в том числе обязательств по договорам займов, основаны на отсутствии первичных документов, подтверждающих такую задолженность.
Уменьшение активов связано с отсутствием документов, подтверждающих их наличие и позволяющих подтвердить размер, указанный в бухгалтерском учете ООО "НСГ-Росэнерго" на 30.09.2020.
Факт неисполнения обязанностей руководителем страховой организации по передаче всей документации, в том числе, достоверно подтверждающей наличие дебиторской задолженности, займов и иных активов, нашел свое подтверждение в суде и не отрицается руководителем Страховой организации.
Финансовый анализ позволяет сделать однозначный вывод о недостаточности у ООО "НСГ- "Росэнерго" активов для исполнения всех своих обязательств с учетом установленного временной администрацией их размера и стоимости активов должника, а активов недостаточно для исполнения этих обязательств.
Признаки банкротства установлены статьей 183.16 Закона о банкротства.
В соответствии с выводами, содержащимися в заключении о финансовом состоянии Страховой организации, стоимость активов должника на 30.09.2020 составила 3 900 934 000 рублей, на 04.12.2020 - 3 090 376 000 рублей, величина обязательств соответственно - 6 082 177 000 рублей.
По состоянию как на 30.09.2020, так и на 04.12.2020 у Страховой компании имеется недостаток имущества (активов) для исполнения денежных обязательств перед своими кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей в общем размере на 30.09.2020 - 2 181 243 000 рублей, на 04.12.2020 - 2 991 801 000 рублей.
Платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период временной администрации.
Кроме того, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление достаточности либо недостаточности стоимости имущества (активов) должника, отраженного на счетах бухгалтерского учета и имеющегося фактически, для исполнения денежных обязательств Страховщика перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей.
При этом в обязанности Временной администрации, а также суда первой инстанции не входила необходимость определения "действительной" стоимости имущества (активов) ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО", так как указанная обязанность не предусматривается нормами законодательства Российской Федерации.
Таким образом, о неплатежеспособности должника свидетельствует следующее:
- стоимость имущества (активов) Страховщика недостаточна для исполнения денежных обязательств ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" перед его кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
- по итогам анализа финансового состояния ООО "НСГ - "РОСЭНЕРГО" временная администрация пришла к выводу о невозможности восстановления платежеспособности Страховщика;
- платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации, то есть имеются признаки банкротства должника, установленные подпунктом 3 и 4 пункта 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве.
- сам факт отзыва лицензии свидетельствует о невозможности восстановления платежеспособности должника, учитывая, что последний более не может осуществлять свою деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 183.18 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве финансовой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве наряду с другими лицами, указанными в пункте 1 статьи 35 Федерального закона, признается контрольный орган.
В силу пункта 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью не кредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ" страховой надзор возложен на Банк России.
ЦБ РФ заявление временной администрации о признании ООО "НСГ-Росэнерго" банкротом поддержал в полном объеме.
В соответствии со статьей 183.17 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве финансовой организации предусмотренные настоящим Федеральным законом финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются. В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации в связи с установленной временной администрацией невозможностью восстановления платежеспособности финансовой организации предусмотренное настоящим Федеральным законом наблюдение не применяется.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания ООО "НСГ-Росэнерго" несостоятельным (банкротом).
Согласно пункту 1 статьи 184.4-1 Закона о банкротстве конкурсное производство в отношении страховой организации вводится сроком на один год.
При указанных обстоятельствах ООО "НСГ-Росэнерго" подлежит признанию несостоятельным (банкротом) с открытием в отношении него процедуры конкурсного производства сроком на 1 год.
На основании пункта 2 статьи 184.4-1 Закона о банкротстве полномочия конкурсного управляющего при банкротстве страховой организации осуществляет государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов". Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного из числа своих работников представителя (представителей), действующего на основании приказа.
Принимая во внимание изложенное, суд правомерно назначил конкурсным управляющим ООО "НСГ-Росэнерго" государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
Согласно пункту 7 статьи 184.4-1 Закона о банкротстве за осуществление полномочий конкурсного управляющего в деле о банкротстве страховой организации вознаграждение Агентству не выплачивается. Расходы Агентства по осуществлению полномочий конкурсного управляющего возмещаются за счет имущества страховой организации в соответствии со сметой текущих расходов.
Одним из оснований для отмены или изменения судебного решения суда первой инстанции является недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными (пункт 2 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Однако, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции установил все имеющие значение для дела обстоятельства, исследовал все документы, доводы и устные пояснения, заявленные лицами, участвующими в процессе в ходе судебных заседаний.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Ссылки Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия "Росэнерго-союз" в апелляционной жалобе на противоречия в тексте обжалуемого определения, основаны на произвольном его цитировании без учета смыслового содержания, а также ином толковании установленных обстоятельств и норм права.
Доводы подателя апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда об оценке установленных обстоятельств и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.07.2021 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-211/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия "Росэнерго-союз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Е.В. Кудряшева |
Судьи |
Н.А. Усанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-211/2021
Должник: Губанов Павел Павлович, ООО "Национальная страховая группа "РОСЭНЕРГО"
Кредитор: Абдулганиев Рафгат Мурзабулатович, Агапова Антонина Геннадьевна, Агарышев Дмитрий Борисович, Адамян Мгер Амбарцумович, Акименко Сергей Анатольевич, Алиев Мухтар Джамалудинович, Анисимов Максим Юрьевич, АО "Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство", АО "Дальневосточная генерирующая компания", АО "Почта России" в лице УФПС Ростовской области, АО "Страховая компания "Стрех", АО "Читаэнергосбыт", АО Страховое "ВСК Страховой Дом", Арслангереев Рустам Арсланалиевич, Ашарина Валенитина Ивановна, Бакачев Андрей Юрьевич, Батрак Зинаида Анатольевна, Бегимгужин Даниил Романович, Безбородов Михаил Валерьевич, Белевич Александр Сергеевич, Берзин Сергей Александрович, Болдырев Артем Михайлрович, Болотова Наталья Сергеевна, Борблик Надежда Николаевна, Бохан Светлана Павлдовна, Валюх Наталья Зиатдиновна, Витвинова Ирина Сергеевна, Водопьянов Александр Павлович, Галимзянов Фанис Рафисович, Гафаров Заур Мехманович, Гималитдинов Руслан Рустемович, Горохов Анатолий Николаевич, Гостяев Александр Константинович, Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Крымское управление водного хозяйства и мелиорации", Грибанова Александра Васильевна, Гусева Ирина Михайловна, Дворникова Людмила Борисовна, Дементьев Павел Евгеньевич, Департамент муниципального имущества земельных отношений администрации г. Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, Джамирзова Эмина Солтанмуратовна, Доронина Надежда Михайловна, Дорофеев Владимир Алексеевич, Евсиков Андрей Николаевич, Елецкий Василий Васильевич, Закиров Закир Самед оглы, Залаутдинов Рамиль Рашидович, здравоохранения "Больница "РЖД-Медицина" города Кемерово", Зиборов Александр Викторович, Зименков Александри Сергеевич, Зубков Илья Михайлович, Зухайраева Лиана Тахировна, Иванчук Марина Альбертовна, Илюшечкина Лариса Валерьевна,
Исаева Екатерина Васильевна, Кабанов Владислав Андреевич, Казарян Сергей Агаронович, Калайтанова Диана Мехтиевна, Кананыхина Ольга Юрьевна, Карагасекова Светлана Николаевна, Козленко Ирина Викторовна, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, Кочевцев Денис Павлович, Кравченко Евгения Леонидовна, Кудзиев Мерби Казбегович, Кулахсзян Мисак Степанович, Лазарева Екатерина Александровна, Латыпов Сабир Максумович, Логинов Денис Викторович, Лотц Станислав Юрьевич, Льдоков Владимир Юрьевич, Максютова Оксана Михайловна, Малин Дмитрий Сергеевич, Малин Константин Олегович, Манаенкова Анастасия Викторовна, Марченкова Татьяна Юрьевна, Мигитко Иван Алексеевич, Миломаев Михаил Викторович, Муравьев Владислав Иванович, Наговицин Сергей Сергеевич, Наговицын Сергей Сергеевич, Найданов Денис Александрович, Новичков Руслан Владимирович, ОАО "АльфаСтрахование", Овчинников Андрей Александрович, Оганесов Артур Робертович, Омаров Мухтар Сулейманович, ООО "Аврора", ООО "Авто-Люкс", ООО "Автотехман", ООО "Агентство Автострахование +", ООО "АСС-Проект", ООО "Вершина", ООО "Вета", ООО "Группа содействия "Лига-НН", ООО "КамаМед", ООО "Классик-Строй", ООО "Легал Сервис", ООО "ЛЮЖЕ", ООО "Первая СТО", ООО "Поликлиника "Боместра-Мед", ООО "ПрофЭкс", ООО "Республиканский Центр Экспертизы и Оценки", ООО "Специализированная фирма "РусЭксперТ", ООО "Флагман", ООО "Фортуна-Эксперт ЮГ", ООО "Центр Страхования", ООО "Центральная страхования группа", ООО "ЦСК", ООО "Экспертное учреждение "Глобэкс", ООО "ЮРКОМП", ООО Временная администрация "Национальная страховая группа -"РОСЭНЕРГО", ООО Краевой центр профессиональной оценки и экспертизы "Движение", ООО Научно-производственное предприятие "Волга Медикал",
ООО Приволжский центр экспертизы и оценки "ПрофЭкс", ООО Региональный Центр Оценки "Дон Экперт", ООО страховая компания "Ангара", Ошоев Михаил Юрьевич, ПАО "АСКО-СТРАХОВАНИЕ", Полднева Наталья Викторовна, Пушкин Денис Александрович, Региональная "Общество защиты прав потребителей" Республики Алтай, Российский Союз Автостраховщиков, Салдаев Виталий Викторович, Самвелян Наталья Алексеевна, Самойленко Роман Васильевич, Сетейкин Денис Александрович, Симак Андрей Иванович, Симоненко Антон Сергеевич, СК "Альфа-страхование", Смык Владимир Владимирович, Спирин Константин Иванович, Стародубцев Алексей Витальевич, Степанян Давид Гарикович, Стрельцов Андрей Сергеевич, Ступникова Ирина Николаевна, Телекова Тамара Сергеевна, Телкова Тамара Сергеевна, Третьякова Оксана Афанасьева, Трущелев Станислав Михайлович, Туляков Денис Федорович, Тюленева Виктория Олеговна, ФБУ Волгоградская ЛСЭ Минюста России, ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России, ФГУП "Главный центр специальной связи", Федосова Екатерина Андреевна, Халиков Андрей Маратович, Храпко Надежда Ивановна, Чемезов Андрей Иванович, Червов Сергей Евгеньевич, Черный Андрей Владиславович, Чобан Елена Олеговна, Чубаков Игорь Анатольевич, Чумаров Тигран Игоревич, Шаталов Антон Александрович, Швецов Иван Александрович, Шевченко Лариса Николаевна, Шкуратов Игорь Юрьевич, Шмакова Елена Степановна, Щелканова Галина Алексеевна, Щелоков Андрей Владимирович
Третье лицо: ГК "Агентство по страхованию вкладов", Марьин Василий Геннадьевич, Данилов Сергей Александрович, Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия "Росэнерго-союз", Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, ЦБ РФ, Центральный банк Российской Федерации, Центральный банк РФ Сибирское главное управление, Шевцов Игорь Викторович
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
22.01.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
31.10.2023 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-211/2021
27.12.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
30.11.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
24.11.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
09.11.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
31.10.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
14.10.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
14.10.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
24.08.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
23.08.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
11.08.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
09.08.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
03.08.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
02.08.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
20.07.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
30.05.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
28.04.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
15.02.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7894/2021
15.10.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9188/2021
28.07.2021 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-211/2021