г. Пермь |
|
15 октября 2021 г. |
Дело N А50-9619/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
при участии:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница N 2 имени Федора Христофоровича Граля" - Коротаева А.Ю., паспорт, доверенность от 01.09.2021, диплом;
от Управления Федерального казначейства по Пермскому краю - Кетов В.А., служебное удостоверение, доверенность от 30.12.2020, диплом;
от Министерства здравоохранения Пермского края - Хлебникова А.Ф., паспорт, доверенность от 01.02.2021, диплом;
от Министерства финансов Пермского края - Соснина С.С., служебное удостоверение, доверенность от 01.03.2021, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, Министерства здравоохранения Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 июля 2021 года
по делу N А50-9619/2021
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница N 2 имени Федора Христофоровича Граля" (ОГРН 1025900767947, ИНН 5903004076)
к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю (ОГРН 1025900526893, ИНН 5902290900)
третьи лица: Министерство здравоохранения Пермского края (ОГРН 1065902004629, ИНН 5902293308), Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (ОГРН 1045900479525, ИНН 5902290650), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Пермскому краю (ОГРН 1045900479536, ИНН 5903004894), Министерство финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917)
о признании недействительным пункта 1 представления от 05.03.2021 N 20-10/1,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница N 2 имени Федора Христофоровича Граля" (далее - Учреждение, больница) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным пункта 1 представления от 05.03.2021 N 20-10/1, вынесенного Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - Управление, УФК по Пермскому краю).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Пермского края, Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Пермскому краю, Министерство финансов Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27 июля 2021 года в удовлетворении требований учреждения отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство здравоохранения Пермского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р утверждает распределение дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2020 год, не содержит положений, регулирующих механизм удержания (либо не удержания) налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с дополнительных выплат. В Пермском крае дополнительные выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам установлены постановлением Правительства Пермского края от 11.12.2020 N 935-п, которое является региональным нормативно-правовым актом, и именно этим нормативным-правовым актом субъекта РФ статус выплаты определен как "стимулирующий". Региональный нормативно-правовой акт в качестве основания осуществления выплат стимулирующего характера в пункте 81 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не поименован. Следовательно, доходы в виде выплат стимулирующего характера, которые в 2020 году осуществлялись на основании регионального нормативно-правового акта (постановления Правительства Пермского края от 11.12.2020 N 935-п) под действие пункта 81 ст.217 НК РФ не подпадают. Учреждение правомерно удержало и перечислило в бюджет НДФЛ в сумме 909 440 рублей. Судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам заявителя и третьего лица - Министерства финансов Пермского края в части отсутствия у Управления Федерального казначейства по Пермскому краю полномочий по осуществлению государственного финансового контроля.
Представитель Министерства здравоохранения Пермского края в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.
УФК по Пермскому краю с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Представитель УФК по Пермскому краю в судебном заседании доводы отзыва поддержал.
Представитель больницы в судебном заседании и в письменном отзыве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Минфин Пермского края по мотивам, указанным в письменном отзыве просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель Минфина в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
УФНС России по Пермскому краю в отзыве на жалобу позиции по делу не выразило, изложив лишь свое толкование применяемых правовых норм, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
УФНС России по Пермскому краю, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Пермскому краю, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании приказа УФК по Пермскому краю от 30.12.2020 N 487 в связи с поручением Федерального казначейства от 11.12.2020 N 07-04-05/17-25838 проведена выездная проверка осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" в части использования средств дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 29.01.2021.
05.03.2021 УФК по Пермскому краю заявителю выдано представление N 20-10/1, содержащее требование устранить нарушение по пункту 1 настоящего представления путем выплаты медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, неправомерно удержанного НДФЛ в сумме 909 440 рублей с дополнительных выплат стимулирующего характера, источником которых являются средства дотации из резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставленные бюджету Пермского края в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р, и принять меры по устранению его причин и условий.
Полагая, что данное представление не соответствует закону, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Судом принято приведенное выше решение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
Согласно положениям статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:
нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;
нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта;
несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.
Согласно статьей 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится в числе прочего контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений.
Пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ предусмотрено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля могут издавать ведомственные правовые акты (стандарты), обеспечивающие осуществление полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703) Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
Согласно пункту 4 Положения N 703 Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится УФК по Пермскому краю.
Вопреки доводам жалобы, полномочия УФК по Пермскому краю по осуществлению проверки использования средств дотаций, указанных в пункте 1 распоряжения от 26.11.2020 N 3118-р, предусмотрены действующим законодательством.
Согласно части 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р предусмотрено выделение из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 6 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р на Казначейство России возложена обязанность осуществлять проверку использования средств дотаций, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им получателей бюджетных средств, иных юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщиц полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, предусмотрен в статье 217 НК РФ.
Так, согласно пункту 81 статьи 217 Кодекса в редакции Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, если указанные выплаты осуществляются не на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, пункт 81 статьи 217 НК РФ к таким доходам не применяется.
Вместе с тем, согласно пункту 79 статьи 217 НК РФ, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные отдельными категориями граждан в порядке оказания им социальной поддержки (помощи) в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, если выплаты медицинским и иным работникам признаются мерами социальной поддержки указанной категории граждан в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, к полученным доходам применяется пункт 79 статьи 217 Кодекса об освобождении их от налогообложения.
Вопрос обложения налогом на доходы физических лиц выплат медицинским и иным работникам, производимых за счет средств дотаций, выделенных в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации N 3118-р, следует рассматривать с учетом правового статуса данных выплат, установленного соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на основании которых производятся указанные выплаты.
Указанная позиция изложена в письмах Минфина России от 22.04.2021 N 03-04- 07/30491, от 23.06.2021 N 03-04-09/49447.
В преамбуле постановления Правительства Пермского края от 11.12.2020 N 935 указано, что в соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р, в целях осуществления в 2020 году дополнительных выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Пермского края, непосредственно оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, Правительство Пермского края постановляет: утвердить прилагаемый Порядок осуществления в 2020 году дополнительных выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Пермского края, непосредственно оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции. В пункте 1 утвержденного Порядка, также указано, что дополнительные выплаты носят стимулирующий характер.
Таким образом, дополнительные выплаты медицинским и иным работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Пермского края, производимые в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 11.12.2020 N 935-п, за счет средств дотаций, выделенных в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р, подпадают под пункт 81 статьи 217 Кодекса и не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Из материалов дела установлено, что 25.12.2020 между Министерством здравоохранения Пермского края и Учреждением заключено соглашение N 16/ОВР о предоставлении из бюджета Пермского края государственному бюджетному (автономному) учреждению Пермского края субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2.2 Соглашения N 37/ОВР установлено предоставление Учреждению субсидии в 2020 году в размере 10 160 992,23 рублей.
УФК по Пермскому краю в ходе проверки установлено, что Учреждением начислены выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам, непосредственно оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции в общей сумме 7 023 775,77 рублей, из них: зачисление выплат по реестру от 28.12.2020 N 599 на сумму 5 643 098 рублей; зачисление выплат по реестру от 28.12.2020 N 600 на сумму 434 353,17 рублей; выплаты по платежной ведомости от 30.12.2020 N 138 на сумму 36 884,60 рублей; удержание и перечисление в доход бюджета Пермского края и в доход бюджета города Перми налога на доходы физических лиц в сумме 909 440 рублей (платежное поручение от 29.12.2020 N 1326550 на сумму 774 916 рублей и платежное поручение от 30.12.2020 N 1337231 на сумму 134 524 рублей в адрес ИФНС России по Дзержинскому району города Перми).
Таким образом, в нарушение пункта 1 Порядка N 953-п и пункта 81 статьи 217 НК РФ учреждением с дополнительных выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ начислен и удержан НДФЛ в общей сумме 909 440 руб.
Учреждением не учтено, что разработка и принятие Порядка N 935-п были обусловлены исключительно принятием на федеральном уровне Распоряжения N 3118-р в целях осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
На данное обстоятельство указывает, в том числе, содержание вводной части и пункт 2 Порядка N 935-п, согласно которым, указанный нормативный правовой акт утвержден в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р, а финансовое обеспечение дополнительных выплат осуществляется исключительно за счет средств дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, выделенной из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Таким образом, основанием для осуществления спорных выплат в рассматриваемый период являлось распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р, (определяющее целевой характер данных выплат с указанием на их форму и субъективный состав получателей) во исполнение которого был принят региональный нормативный акт, определивший специфику данных выплат, а также правила и условия их осуществления (Порядок N 935-п).
Доказательств того, что финансовое обеспечение выплат стимулирующего характера осуществлялось за счет собственных средств краевого бюджета, заявителем не представлено.
Таким образом, решение суда по настоящему делу соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права. Нарушений норм права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 июля 2021 года по делу N А50-9619/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9619/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2 ИМЕНИ ФЕДОРА ХРИСТОФОРОВИЧА ГРАЛЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ