г.Москва |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А40-154692/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Фирма "РОНИМЕКС"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.10.2020
по делу N А40-154692/20 (20-2719)
по заявлению ООО "Фирма "РОНИМЕКС"
к ИФНС России N 5 по г.Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Шавырин Н.А. по дов. от 24.11.2020; |
от ответчика: |
Привалов К.Ю. по дов. от 07.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фирма "РОНИМЕКС" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г.Москве (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) от 11.03.2020 N 310 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 30.10.2020, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Обосновывая доводы апелляционной жалобы, заявитель ссылается на незаконность исчисления налога на имущество Общества в спорном налоговом периоде исходя из кадастровой стоимости нежилого помещения.
Ответчик в порядке ст.262 АПК РФ представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по ходатайству заявителя производство по делу N А40-154692/20 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Московского городского суда по делу N 3а-978/2021.
В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, суд апелляционной инстанции определением от 07.10.2120 возобновил производство по делу.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 01.07.2021 по делу N 66а-2954/2021 оставлено без изменения решение Московского городского суда от 22.03.2021, которым признан недействующим пункт 732 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", включающий здание с кадастровым номером 77:01:0002019:1016 в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
В судебном заседании, а также в представленном письменном отзыве на жалобу ответчик возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения Арбитражного суда г.Москвы.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Фирма "РОНИМЕКС" на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами: 77:01:0002013:2805, 77:01:0002013:2806, 77:01:0002013:2807 и 77:01:0002013:2808, находящиеся в здании с кадастровым номером 77:01:0002019:1016, расположенном по адресу: г.Москва, пер.Озерковский, д.12.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП здание с кадастровым номером 77:01:0002019:1016 включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год.
Полагая, что нежилые помещения, принадлежащие заявителю на праве собственности, не содержатся в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, ООО "Фирма" "РОНИМЕКС" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию, а также уточненные авансовые расчеты по налогу на имущество организации за 2015 год, согласно которым налоговая база в отношении нежилых помещений заявителя определена как его среднегодовая стоимость.
По итогам камеральной налоговой проверки, инициированной подачей заявителем уточненной налоговой декларации, Инспекцией на основании акта камеральной налоговой проверки от 12.07.2019 N 90 вынесено решение N 310 от 11.03.2020 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым сумма налога на имущество организации, подлежащего уплате в бюджет, за 12 месяцев 2015 года исчислена в заниженном размере, в связи с выявленным занижением подлежащих уплате в бюджет сумм налога доначислена недоимка в размере 1 089 700 руб.
Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве решением от 08.07.2020 N 21-10/106459 оставило апелляционную жалобу Общества на решение Инспекции без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества о признании недействительным решения Инспекции от 11.03.2020 N 310 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, суд первой инстанции исходил из того, что спорные нежилые помещения, принадлежащие Обществу на праве собственности, расположены в здании с кадастровым номером 77:01:0002019:1016, которое включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП, в связи с чем пришел к выводу, что исчисление налога на имущество организаций за 2015 год должно производиться заявителем исходя из кадастровой стоимости спорных нежилых помещений.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ, Кодекс) налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст.378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Положениями ст.378.2 НК РФ установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных ст.378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении в том числе следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (п.1).
Согласно п.2 ст.378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 2.2 пункта 12 настоящей статьи.
В целях реализации Закона г.Москвы N 64 и в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП определен Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год.
Здание с кадастровым номером 77:01:0002019:1016 включено в указанный Перечень на 2015 год.
Поскольку помещения представляют собой часть здания, то порядок их налогообложения не может быть отличен от порядка налогообложения здания.
Если здание (строение, сооружение) включено в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости.
Вместе с тем из материалов дела следует, что решением Московского городского суда от 22.03.2021 по делу N 3а-978/2021 признан недействующим с 01.01.2015 пункт 732 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Апелляционным определением Судебной коллегией по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 01.07.2021 N 66а-2954/2021 решение Московского городского суда от 22.03.2021 оставлено без изменения.
Таким образом, нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0002019:1016 исключено из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства г.Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП, в связи с чем на ООО "Фирма "РОНИМЕКС" не может быть возложена обязанность по уплате налога за 2015 год, исчисленного исходя из налоговой базы, определенной как кадастровая стоимость объектов недвижимости.
С учетом изложенного Общество правомерно исчислило в уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 12 месяцев (квартальный) 2015 года налог на имущество, исходя из среднегодовой стоимости спорных нежилых помещений. Доказательств того, что налог исчислен неверно, Инспекцией не представлено. Таким образом, доначисление Инспекцией налога на имущество в сумме 1 089 700 руб. является неправомерным.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В настоящем случае, основываясь на изложенном выше, апелляционный суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения налогового органа о доначислении Обществу налога на имущество за 2015 год в размере 1 089 700 руб. и нарушении им прав и охраняемых законом интересов заявителя, в связи с чем данный ненормативный акт подлежит признанию недействительным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.1 ч.1 ст.270 АПК РФ, а заявленные ООО "Фирма "РОНИМЕКС" требования - удовлетворению.
Расходы по оплате госпошлины подлежат распределению в соответствии со ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2020 по делу N А40-154692/20 отменить. Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г.Москве от 11.03.2020 N 310 об отказе в привлечении ООО "Фирма "РОНИМЕКС" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г.Москве в пользу ООО "Фирма "РОНИМЕКС" расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в сумме 3000 рублей, по апелляционной жалобе - в сумме 1500 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-154692/2020
Истец: ООО ФИРМА "РОНИМЕКС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 5 ПО Г. МОСКВЕ