г. Санкт-Петербург |
|
16 октября 2021 г. |
Дело N А56-20958/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Бойко Д.А. по доверенности от 21.11.2019
от заинтересованного лица: Кульбертинова А.Н. по доверенности от 04.03.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22955/2021) публичного акционерного общество "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2021 по делу N А56-20958/2021 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению публичного акционерного общество "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россетти Ленэнерго" (далее - Общество, ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС, Управление) от 25.02.2021 N 047/04/9.21-108/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 13.05.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 13.05.2021, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что административным органом и судом первой инстанции не установлены событие административного правонарушения, вина Общества в его совершении, а также действительные причины совершения правонарушения. Кроме того, податель жалобы ссылается на наличие оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Управления доводы апелляционной жалобы отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Ленинградское УФАС поступило заявление ОАО "ОЭК" (вх. N 13643 от 30.10.2020) на действия (бездействие) ПАО "Ленэнерго", содержащее сведения о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением установлено, что 10.07.2020 ОАО "ОЭК" направило в адрес ПАО "Ленэнерго" заявку N 20-514831 на технологическое присоединение Садоводческого некоммерческого товарищества "Земледелец", расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Дубки, СНТ "Земледелец", кадастровый номер N 47:07:1641001:103, с приложением в качестве правоустанавливающего документа инвентарной карточки учета объектов основных средств N000006275 от 17.12.2019 на объект ВЛ-10 кВ от он. 2а ВЛ-10 кВ 8556-8585 ф. до ТП-8815 0,015 км.
Обществом в адрес ОАО "ОЭК" направлено письмо от 15.09.2020 N ЛЭ/16-50/1619 с замечаниями к содержанию заявки, а также с предложением представить недостающие сведения, предусмотренные подпунктами "г", "д" пункта 9 Правил N 861.
Усмотрев в действиях Общества нарушение требований пункта 15 Правил N 861 в части несоблюдения установленного законодательством срока по направлению уведомления, содержащего указания на сведения (документы), которые должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), должностным лицом Управления 04.02.2021 составлен об административном правонарушении N 047/04/9.21-108/2021.
Постановлением Ленинградского УФАС от 25.02.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-108/2021 ПАО "Россети Ленэнрего" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 13.05.2021 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 41 Правил N 861 сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случае, когда сумма, максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений.
Согласно пункту 15 Правил N 861 Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.07.2020 ОАО "ОЭК" направило в адрес ПАО "Ленэнерго" заявку N 20-514831 на технологическое присоединение Садоводческого некоммерческого товарищества "Земледелец", расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Дубки, СНТ "Земледелец", кад. N47:07:1641001:103, с приложением в качестве правоустанавливающего документа инвентарной карточки учета объектов основных средств N000006275 от 17.12.2019 на объект ВЛ-10 кВ от он. 2а ВЛ-10 кВ 8556-8585 ф. до ТП-8815 0,015 км.
Установив, что приложенный к заявке N 20-514831 комплект документов не соответствует требованиям пунктов 9 и 10 Правил N 861, ПАО "Россети Ленэнерго" в соответствии с пунктом 15 Правил N 861 обязано было направить уведомление о несоответствии указанной заявки пунктам 9, 10 Правил N 861 в срок до 14.07.2020 (не позднее 3-х рабочих дней со дня получения заявки).
Вместе с тем, письмо от 15.09.2020 N ЛЭ/16-50/1619 с замечаниями к содержанию заявки, а также с предложением представить недостающие сведения, предусмотренные подпунктами "г", "д" пункта 9 Правил N861 направлено Обществом в адрес ОАО "ОЭК" только 15.09.2020.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод Ленинградского УФАС о нарушении Обществом пункта 15 Правил N 861 в части нарушения установленного законодательством срока направления уведомления, содержащего указания на сведения (документы), которые должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам) по заявке ОАО "ОЭК" от 10.07.2020 N 20-514831, что образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ (учитывая повторное совершение Обществом правонарушения его действия квалифицированы Управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Ссылки подателя жалобы на то, что ранее поданная ОАО "ОЭК" заявка от 03.03.2020 N 20-4682 также не соответствовала требованиям пунктов 9 и 10 Правил N 861 не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Доводы подателя жалобы об отсутствии оснований для направления ОАО "ОЭК" проекта договора технологического присоединения, поскольку заявка от 10.07.2020 N 20-514831 на технологическое присоединение СНТ "Земледелец" не соответствовала требованиям пунктов 9 и 10 Правил N 861, а также ссылки на то, что несоблюдение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору N ОД-ТхЭС-40693-18/57817-Э-18 вызвано объективными причинами, также отклоняются судом апелляционной инстанции. Оспариваемым постановлением Ленинградского УФАС от 25.02.2021 N 047/04/9.21-108/2021 Обществу не вменяется нарушение сроков направления проекта договора технологического присоединения по заявке от 10.07.2020 N 20-514831, а также не вменяется нарушение сроков выполнения мероприятий по договору N ОД-ТхЭС-40693-18/57817-Э-18.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861 (своевременному направлению уведомления о несоответствии заявки от 10.07.2020 N 20-514831 требованиям Правил N 861), которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований пункта 15 Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного Обществом правонарушения малозначительным, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая значительное нарушение Обществом установленного пунктом 15 Правил N 861 срока направления уведомления о предоставлении недостающих для рассмотрения заявки сведений и документов, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Оспариваемым постановлением наказание назначено Обществу с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 300000 рублей (1/2 санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное административным органом наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным и отмене постановления Управления от 25.02.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-108/2021.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 13.05.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 мая 2021 года по делу N А56-20958/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20958/2021
Истец: ПАО "Россети Ленэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области