город Ростов-на-Дону |
|
15 октября 2021 г. |
дело N А53-15533/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.07.2021 по делу N А53-15533/2021
по заявлению ООО "ДонСвязьКонструкция" к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону при участии третьего лица - Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, о признании незаконным решения, выраженного в письме от 29.04.2021 N 59.30- 9849/17
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДонСвязьКонструкция" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону о признании незаконным решения, выраженного в письме от 29.04.2021 N 59.30-9849/17.
Решением от 23.07.2021 иск удовлетворен, суд признал незаконным как несоответствующие нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации решение Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону от 29.04.2021 N 59.30-9849/17, обязал Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону в течение 15 дней с момента вступления решения в законную силу выдать обществу с ограниченной ответственностью "ДонСвязьКонструкция" (ИНН 6165214823, ОГРН 1186196033000) разрешение на использование части площадью 4 кв. м земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала 61:44:0011001 по адресному ориентиру: г. Ростов-на-Дону, ул. Новаторов, 5к4, с координатами, указанными в схеме расположения, приложенной к заявлению от 22.04.2021, для размещения сооружения связи.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, в иске отказать.
Жалоба мотивирована следующим.
В соответствии с требованиями пункта 6 постановления Правительства Ростовской области N 440, пункта 2.6.1 пункта 2.6. раздела 2 Административного регламента в заявлении о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка должна быть указана информация о технических условиях и договоре о подключении (техническом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом в представленном заявлении указанная информация отсутствует. Так же обществом не приложены к заявлению документы, подтверждающие, что заявитель является оператором связи и вправе оказывать услуги связи на основании соответствующей лицензии, либо договор между заявителем и оператором связи, в соответствии с которым оператор связи вправе устанавливать оборудование связи на сооружении связи, размещенном заявителем, санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии сооружения санитарным правилам и нормативам и возможности эксплуатации такого сооружения в конкретном месте расположения.
В отзыве ООО "ДонСвязьКонструкция" указало на несостоятельность доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ДонСвязьКонструкция" 22.04.2021 обратилось в Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 4 кв. м, расположенного в границах кадастрового квартала 61:44:0011001 по адресному ориентиру: г. Ростов-на-Дону, ул. Новаторов, 5к4, с координатами, указанными в схеме расположения, приложенной к заявлению от 22.04.2021, для размещения сооружения связи.
По результатам рассмотрения заявления обществу решением (письмо) от 29.04.2021 N 59.30-9849/17 отказано в выдаче разрешения на использование земельного участка.
Отказ мотивирован ссылкой на нарушение пунктов 6, 7 Постановления Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N 440 "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области" в частности не представлением заявителем санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, документа, подтверждающего, что заявитель является оператором связи и вправе оказывать услуги связи на основании соответствующей лицензии, либо договор между заявителем и оператором связи, в соответствии с которым оператор связи вправе устанавливать оборудование связи на сооружение связи, размещенном заявителем.
Полагая отказ в выдаче разрешения на использование земельного участка незаконным, ООО "ДонСвязьКонструкция" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании недействительным акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (ред. от 30.06.2018) "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" к числу таких объектов относит линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2016 N 385).
Согласно пунктам 27, 28 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ "О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.5, которым прямо установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
В пункте 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 39.36 ЗК РФ), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что согласно технической документации на строительство проектируемой металлической опоры ее высота составляет 33 м, следовательно, этот объект подпадает под диспозицию приведенной нормы и его создание не требует разрешения на строительство.
Таким образом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размещение спорного сооружения связи на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на отсутствие в заявлении информации о технических условиях, санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии сооружения санитарным правилам и нормативам и возможности эксплуатации такого сооружения в конкретном месте расположения, доказательств права заявителя на осуществление услуг связи.
В соответствии с пунктом 6 Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области (постановление Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N 440), и пунктом 2.6.1 раздела 2 Административного регламента NАР-321-20 в заявлении указывается информация о технических условиях и договоре о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно- технического обеспечения (к электрическим сетям) (при ее наличии), то есть не является обязательной.
В соответствии с пунктом 10 раздела 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 к заявке должны прилагаться документы, в том числе копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства).
В предоставленном письме АО "Донэнерго" от 06.04.2021 N 09.31.3/1742, из которого усматривается, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Новаторов,5к4, возможно осуществить к электрическим сетям АО "Донэнерго" в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств и приложением требуемых документов, одним из которых является документ, подтверждающий право собственности или иное предусмотренное законом основание на земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя.
Таким образом, при отсутствии документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на земельный участок, на котором будет располагаться объект, технические условия получить невозможно.
Согласно пункту 3.20 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 135 "О введении в действие санитарных правил и нормативов - СанПиН 2.2.4.1383-03" санитарно-защитная зона и зона ограничений определяются в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Минздравом России, с учетом возможного суммирования электромагнитных полей, создаваемых отдельными источниками, входящими в состав ПРТО (передающего радиотехнического объекта, пункт 3.4). Границы санитарно-защитных зон и зон ограничения определяются расчетным методом и уточняются по результатам измерений уровней электромагнитных полей.
В целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых антеннами передающего радиотехнического объекта, устанавливаются санитарно-защитные зоны и зоны ограничения с учетом перспективного развития передающего радиотехнического объекта и населенного пункта.
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза осуществляется органами и учреждениями Госсанэпиднадзора, организациями, экспертами, аккредитованными в установленном порядке ( пункт 3.8 правил).
Согласно методическими указаниями МУ 4.3.2320-08 "Порядок подготовки и оформления санитарно-эпидемиологических заключений на передающие радиотехнические объекты" (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.01.2008) для получения санитарно-эпидемиологического заключения на размещение ПРТО необходимо заявление от оператора связи (владельца ПРТО) или уполномоченного им лица на имя руководителя управления Роспотребнадзора о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы. Результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы оформляются в виде экспертного заключения.
Как указано истцом, при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором планируется размещение оборудование базовой станции, оператор связи или уполномоченные им лица не могут обратиться с заявлением в Роспотребнадзор, поскольку данные документы требуются при сдаче заявления на получение санитарно-эпидемиологического заключения.
При этом, при рассмотрении дела в суде первой инстанции представлено экспертное заключение ООО "ЭКСПЕРТТЕЛЕКОМ" по проектной документации N 762 от 19.04.2021, согласно которому проектная документация передающего радиотехнического объекта базовая станция ПАО "Вымпелком", N 66164 "РНД_Новаторов 5к4-ОДН", соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Кроме того, для получения разрешения на использование земельного участка в соответствии с пунктом 2.6 Административного регламента N АР-321-20 муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", пунктом 7 постановления Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N 440, установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.
Предоставление санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии сооружения санитарным правилам и нормативам и возможности эксплуатации такого сооружения в конкретном месте расположения, а также наличие лицензии на оказание услуг сотовой связи или взаимоотношения с оператором связи по размещению оборудования на сооружении связи, указанные как доводы отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка, указанный исчерпывающий перечень не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.07.2021 по делу N А53-15533/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15533/2021
Истец: ООО "ДОНСВЯЗЬКОНСТРУКЦИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону