город Ростов-на-Дону |
|
16 октября 2021 г. |
дело N А32-20307/2021 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.07.2021 по делу N А32-20307/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ритейл импорт" (ИНН 2310105783, ОГРН 1052305741289)
к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ритейл импорт" (далее -заявитель, ООО "Ритейл импорт", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни (далее - административный орган, таможня) от 07.04.2021 N 10317000-263/2021 о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2021 признано незаконным и отменено постановление Новороссийской таможни по делу об административном правонарушении N 10317000-263/2021 от 07.04.2021 о привлечении ООО "Ритейл импорт" к административной ответственности предусмотренной ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также тем, что суд пришел к выводу о малозначительности совершенного правонарушения и наличии оснований для освобождения Общества от административной ответственности по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных обществом требованиях.
Апелляционная жалоба таможни мотивирована отсутствием оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 21.09.2018 между компанией "ER MEY TARIMSAL URUNLER SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI" (Турция) и ООО "Ритейл Импорт" (Россия) заключен внешнеэкономический контракт N RIM/49278/18 в рамках которого продавец обязуется продать в собственность покупателя, а покупатель принять и оплатить продовольственные и/или непродовольственные товары, указанные в принятых продавцом к исполнению заказах покупателя.
27.10.2020 генеральным директором ООО "Ритейл Импорт" Цыпленковым Виталием Витальевичем, действующей на основании доверенности, в соответствии с п. 2 ст. 84, п.п. 1, 2 ст. 104, п. 3 ст. 105, пп. 4 п. 1 ст. 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Новороссийского таможенного поста (ЦЭД) Новороссийской таможни была подана электронная декларация на товары N 10317120/271020/0091627 согласно которой к таможенному оформлению в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления представлен товар "мандарины свежие сорт сатсума, класс 1, урожай 2020 для употребления в пищу" в количестве 2500 грузовых мест, весом брутто/нетто 24258/23300 кг, заявленная таможенная стоимость - 979 633,70 руб.
Товар "мандарины свежие" является пищевой продукцией и на данные товары распространяется действие Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов" и Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
В целях подтверждения соблюдения запретов и (или) ограничений, установленных в отношении ввезенных товаров ООО "Ритейл Импорт" в Новороссийский таможенный пост (ЦЭД) Новороссийской таможни на указанный товар представлен документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений - N ЕАЭС N RU Д-TR.AД11.А.14647/20, согласно которой заявитель - получатель товаров ООО "Ритейл Импорт" - заявляет, что товар "цитрусовые культуры: мандарины свежие", соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов" и Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
В ходе проверочных мероприятий выявлено, что декларация о соответствии N ЕАЭС N RU Д-TR.AД11.А.14647/20 от 27.10.2020 согласно информации, размещенной на сайте Росаккредитации, полученной из ФОИВ, зарегистрирована 28.10.2020. Таким образом на момент подачи ДТ N 10317120/271020/0091627 не представлен действующий разрешительный документ.
На основании вышеизложенного, ОТО и ЭК Новороссийской таможни, являющимся специализированным функциональным подразделением таможни, в компетенцию которого входит контроль за соблюдением запретов и (или) ограничений, установленных в отношении перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров и транспортных средств, сделан вывод о том, что заперты и ограничения (в части мер технического регулирования) по товару N 1 по ДТ N 10317120/271020/0091627 с предоставлением декларации о соответствии N ЕАЭС N RU Д-TR.AД11.А.14647/20 от 28.10.2020 не соблюдены.
В соответствии с письмом органа по сертификации ООО "Икс-Серт" (запись в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11АД11) от 15.12.2020 N 15.12-1 следует, что на основании представленных документов была зарегистрирована декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-TR.AД11.А.14647/20 от 28.10.2020 (действует до 27.01.2021) на продукцию Цитрусовые культуры: мандарины свежие. Регистрационный номер декларации о соответствии N ЕАЭС N RU Д-TR.AД11.А.14647/20 был присвоен 27.10.2020. Указанная декларация о соответствии представлена ООО "Ритейл Импорт" 27.10.2020, в том числе для представления в таможенные органы в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений. Данные о регистрации декларации о соответствии N ЕАЭС N RU Д-TR.AД11.А.14647/20 переданы в Федеральную службу по аккредитации в ФГИС посредством личного кабинета ОС ООО "Икс-Серт" только 28.10.2020 в связи с техническими проблемами при внесении данных. Заявитель ООО "Ритейл Импорт" в лице генерального директора Цыпленкова Виталия Витальевича был уведомлен о технических проблемах при внесении данных в ФГИС информационным письмом N 28.10-1 от 28.10.2020. В связи с техническими проблемами подлинной и верной датой регистрации декларации о соответствии N ЕАЭС N RU Д-TR.AД11.А.14647/20, указанной в Реестре зарегистрированных деклараций, является - 28.10.2020
В соответствии с письмом Федеральной службы по Аккредитации от 04.02.2021 3 ЮСКФО/60-АГ следует, что декларация о соответствии N ЕАЭС N RU Д-TR.AД11.А.14647/20 зарегистрирована 28.10.2020.
Учитывая вышеизложенное, таможенный орган пришел к выводу, что ООО "Ритейл Импорт" при декларировании товара, заявленного по ДТ N 10317120/271020/0091627, в таможенный орган в качестве документа, свидетельствующего о соблюдении запретов и ограничений, был представлен разрешительный документ - декларация о соответствии N ЕАЭС N RU Д-TR.AД11.А.14647/20 от 27.10.2020, который фактически зарегистрирован в реестре Федеральной службы аккредитации только 28.10.2020, в связи с чем, на момент регистрации указанной ДТ, представлен разрешительный документ содержащий недостоверные сведения, что является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч.3 ст. 16.2 КоАП России.
Новороссийской таможней в отношении ООО "Ритейл импорт" составлен протокол об административном правонарушении от 23.03.2021 N 10317000-263/2021 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении и.о. заместителя начальника Новороссийской таможни вынесено постановление от 07.04.2021 N 10317000-263/2021 о привлечении ООО "Ритейл импорт" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный таможенным законодательством порядок таможенного оформления в части, касающейся декларирования товаров и транспортных средств.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в представлении декларантом недействительных документов, если такие документы могли послужить основанием для неприменения установленных международными договорами государств-членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, запретов и (или) ограничений.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N184-ФЗ) при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. Оформленная заявителем декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия
В соответствии со ст. 28 Закона N 184-ФЗ, при обязательном подтверждении соответствия заявитель обязан: обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия только после осуществления такого подтверждения соответствия.
В соответствии со ст. 29 Закона N 184-ФЗ, для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании.
В соответствии со ст. 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В соответствии со ст. 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
В целях подтверждения соблюдения запретов и (или) ограничений, установленных в отношении ввезенных товаров ООО "Ритейл Импорт" в Новороссийский таможенный пост (ЦЭД) Новороссийской таможни на указанный товар представлен документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений - N ЕАЭС N RU Д-TR.AД11.А.14647/20, согласно которой заявитель - получатель товаров ООО "Ритейл Импорт" - заявляет, что товар "цитрусовые культуры: мандарины свежие", соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов" и Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
В ходе проверочных мероприятий таможенным органом выявлено, что декларация о соответствии N ЕАЭС N RU Д-TR.AД11.А.14647/20 от 27.10.2020 согласно информации, размещенной на сайте Росаккредитации, полученной из ФОИВ, зарегистрирована 28.10.2020. Таким образом, на момент подачи ДТ N 10317120/271020/0091627 не представлен действующий разрешительный документ.
Таким образом, ООО "Ритейл Импорт" при декларировании товара, заявленного по ДТ N 10317120/271020/0091627, в таможенный орган в качестве документа, свидетельствующего о соблюдении запретов и ограничений, представлен разрешительный документ - декларация о соответствии N ЕАЭС N RU Д-TR.AД11.А.14647/20 от 27.10.2020, который фактически зарегистрирован в реестре Федеральной службы аккредитации только 28.10.2020, в связи с чем, на момент регистрации указанной ДТ, представлен разрешительный документ содержащий недостоверные сведения, что является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 16.2 КоАП России.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для освобождения общества от административной ответственности по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ.
При оценке малозначительности деяния подлежит установлению не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и вопрос о социальной опасности деяния.
Таким образом, установление содержания понятия малозначительности делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что обществом представлена декларация о соответствии, зарегистрированная на следующий день, и ввиду отсутствия должной осмотрительности общества в надлежащей проверки на сайте информации о регистрации декларации, повлекла за собой представление недостоверных сведений, однако указанное действие не повлекло за собой существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что таможенным органом не установлено.
Таким образом, оценив обстоятельства совершения правонарушения, его последствия, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ и квалификации совершенного правонарушения как малозначительного.
Доводы таможни о невозможности признания допущенного правонарушения малозначительным направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2021 по делу N А32-20307/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Судья |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20307/2021
Истец: ООО "Ритейл импорт"
Ответчик: Новороссийская таможня