г. Чита |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А19-2943/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2021 года по делу N А19-2943/2021 по исковому заявлению Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 14) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087; место нахождения: 664025, Иркутская обл., Иркутск г., Российская, д. 17) о понуждении заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:33020, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ОГРН 1047796345794, ИНН 7710542402, адрес: 103685 Москва город переулок Никольский 9),
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Иркутска (далее также - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее также - ответчик, Территориальное управление) о понуждении заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:33020.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2021 года исковые требования удовлетворены. Суд понудил Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области заключить с Администрацией города Иркутска договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:33020, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, на условиях, указанных в решении суда.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2021 года по делу N А19-2943/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, Территориальное управление не является собственником нежилого помещения, расположенном на земельном участке, собственником является Российская Федерация. Территориальное управление правами на заключение и подписание от имени правообладателя - Российской Федерации договоров аренды с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, помещениями в здании, находящимися в федеральной собственности, не наделено. Территориальное управление в пределах своей компетенции не вправе заключать такие договоры аренды от имени Российской Федерации, поэтому иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. Кроме того, финансовое обеспечение расходных обязательств Территориального управления, связанных с внесением арендной платы по договорам аренды с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении имущества, составляющего казну Российской Федерации, в бюджете не предусмотрено.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.09.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.10.2019 г. Велибеков А.Г. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка
Распоряжением председателя КУМИ г. Иркутска от 18.11.2019 N 504-02-3772/19 предварительно согласовано предоставление земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора из земель населенных пунктов, площадью 7166 кв.м., с условным номером N 1-14, в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от 18.07.2018 N 031-06-689/8 "Об утверждении проекта межевания территории города Иркутска", планировочного элемента Л-04-23".
13.12.2019 г. в адрес КУМИ г. Иркутска поступило заявление Велибекова А.Г. о предоставлении в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка по адресу г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, площадью 7165 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000005:33020.
10.01.2020 г. между Велибековым А.Г. и администрацией города Иркутска заключен договор аренды земельного участка N 5549 по адресу г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, площадью 7165 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000005:33020.
С сопроводительным письмом от 14.01.2020 N 505-71-266/20 в адрес собственников помещений, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером 38:36:000005:6239, направлены проекты договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:33020 со множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно выписке из ЕГРН от 23.01.2021 в здании с кадастровым номером 38:36:000005:6239 находятся помещения с кадастровыми номерами 38:36:000005:22832 (помещение площадью 1983,5 кв.м., принадлежащее Велибекову А.Г.), 38:36:000005:22833 (помещение площадью 199,9 кв.м., принадлежащее ЗАО "Сибхимстройматериалы"), 38:36:000005:22834 (помещение площадью 813,7 кв.м., принадлежащее ЗАО "Иркутский ремонтно-механический завод"), 38:36:000005:22835 (помещение площадью 86, 7 кв.м., принадлежащее Нитежук С.В.), 38:36:000005:23306 (помещение площадью 239,8 кв.м., принадлежащее Деревцову И.С.), 38:36:000005:23307 (помещение площадью 132,6 кв.м., принадлежащее Велибекову А.Г.), 38:36:000005:26077 (помещение площадью 153,7 кв.м., принадлежащее Российской Федерации).
С собственником нежилого помещения с кадастровым номером 38:36:000005:22833, площадью 199,9 кв.м. ЗАО "Сибхимстройматериалы" заключен 10.01.2020 договор аренды земельного участка N 5549-1 с кадастровым номером 38:36:000005:33020.
С собственником нежилого помещения с кадастровым номером 38:36:000005:22835 Нитежук С.В. заключен 04.12.2020 договор аренды земельного участка N 5549-3 с кадастровым номером 38:36:000005:33020.
Поскольку собственником нежилого помещения с кадастровым номером 38:36:000005:26077, площадью 153,7 кв.м., является Российская Федерация, в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области направлен проект договора аренды земельного участка N 5549-5 с кадастровым номером 38:36:000005:33020 со множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно ответу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области от 19.03.2020 N 38- СН/4189 помещение включено в состав имущества казны Российской Федерации и не закреплено за Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области на праве оперативного управления, на основании чего возвращен проект договора аренды без подписания.
22.05.2020 КУМИ г. Иркутска направлен проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:33020 со множественностью лиц на стороне арендатора в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом (письмо КУМИ г. Иркутска от 22.05.2020 N 505-70-10948).
17.06.2020 г. в КУМИ г. Иркутска поступило письмо Росимущества с сообщением о том, что письмо КУМИ г. Иркутска от 22.05.2020 N 505-70-10948 перенаправлено в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области в соответствии с полномочиями Территориального управления.
Письмом от 14.07.2020 N 38-СН18703 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области отказало в заключении договора аренды.
Письмом КУМИ г. Иркутска от 28.08.2020 N 505-70-14832/20 повторно обратилось в Росимущество с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, однако указанное заявление оставлено без удовлетворения.
Отказ ответчика в заключении договора аренды земельного участка послужил основанием для обращения Администрации города Иркутска в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 указанного Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В силу пункта 8 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 1 - 4 настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
К числу федеральных законов, в соответствии с которыми предусмотрено разграничение государственной собственности на землю, относится Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса).
Так в частности, пп. 1 пункта 1 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса установлено, что к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Приведенная норма связывает разграничение уровня федеральной собственности на землю не со всеми объектами недвижимости, расположенными на земельном участке, а только с перечисленными в указанной норме, а именно - зданиями, строениями, сооружениями.
В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 3.3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно пункту 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с п. 6 ст. 39.20 ЗК РФ арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них. не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.
Пунктом 10 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, размер долей в праве общей собственности или размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 39.20 указанного кодекса, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.
На основании изложенных норм права правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что заключению с правообладателями здания, сооружения или помещений в них подлежит не отдельный договор аренды, а единый для всех собственников договор с множественностью лиц на стороне арендатора. Правообладателям помещений в здании, в том числе и тем, кто не обращался самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, направляется подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора. У них возникает обязанность по подписанию; договора в течение тридцатидневного срока. В то же время на уполномоченный орган возложена обязанность обратиться в суд с иском о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших подписанный договор аренды земельного участка, заключить такой договор аренды.
Следовательно, подписание договора аренды является не правом, а обязанностью правообладателя здания или помещений в нем.
Апелляционный суд, отклоняя доводы апелляционной жалобы, согласно которым Территориальное управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не вправе заключать от имени Российской Федерации договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, занятого помещениями в здании, находящимися в федеральной собственности, поддерживает выводы суда первой инстанции, правильно исходившего из следующего.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, утвержденным Приказом Росимущества от 28.05.2019 N 128 "О реорганизации территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом", территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
По смыслу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации заключение договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора обязательно как для администрации города Иркутска, так и для Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.
Как следует из материалов дела, в рамках согласования договора аренды земельного участка, направленного на реализацию преимущественного права аренды Велибекова А.Г., истцом в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом направлен проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:33020 с множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно ответу Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенному по рассмотрению обращения в письме N 10/28719 от 11.09.2020 г., в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.09.2013 N 538 "О внесении изменений в Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, площадью равной либо меньше десяти гектаров, переданы территориальным органам Росимущества.
Таким образом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом отнесло рассмотрение указанного в обращении вопроса, а также принятие решения по вопросу предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:33020 к компетенции Территориального управления Росимущества в Иркутской области.
Письмом N 38-СН/4189 от 19.03.2020 г. Территориальное управление Федерального агентства по управления государственным имуществом по Иркутской области проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:33020 возвращен истцу без подписания в связи с тем обстоятельством, что помещение с кадастровым номером 38:36:000005:26077 в здании, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000005:33020, является защитным сооружением гражданской обороны и принадлежит на праве собственности Российской Федерации, а не Территориальному управлению, как юридическому лицу.
Вместе с тем, указанное выше обстоятельство не подтверждено документально и более того, как указывалось выше, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, для установления ведомственной компетенции по рассмотрению вопроса о распоряжении объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности для заключения договоров аренды, в качестве единственного критерия установил площадь земельного участка.
Согласно материалам дела площадь земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:33020., о понуждении к заключению договора аренды которого обращается истец к ответчику, составляет 7 165 кв.м., то есть меньше десяти гектаров.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно посчитал Территориальное управление надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Поскольку обязанность по заключению договора аренды земельного участка в установленный срок ответчиком не выполнена, условия договора аренды земельного участка не оспорены, суд пришел к обоснованному выводу, что требования истца о понуждении заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:33020 с множественностью лиц на стороне арендатора, подлежат удовлетворению.
При удовлетворении требования истца, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что предложенные истцом условия договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:33020 ответчиком по существу не оспорены.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансового обеспечения расходных обязательств Территориального управления, связанных с внесением арендной платы по договорам аренды с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении имущества, составляющего казну Российской Федерации. При этом апелляционный суд исходит из того, что отсутствие финансового обеспечения таких расходных обязательств, при наличии обязанности и полномочий на заключение договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, не является основанием для отказа в заключении договора.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2021 года по делу N А19-2943/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2943/2021
Истец: Администрация города Иркутска
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом