г. Санкт-Петербург |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А56-20158/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Загараевой Л.П., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Короткевичем В.И. (до перерыва), Снукишкис И.В. (после перерыва)
при участии:
от истца (заявителя): Цапенко Н.В. по доверенности от 17.08.2021 (до и после перерыва)
от ответчика (должника): Казаченко С.Б. по доверенности от 11.01.2021 (до и после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26636/2021) ГУ - Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2021 по делу N А56-20158/2021 (судья Синицына Е.В.), принятое
по иску СПб ГУП "Пассажиравтотранс"
к ГУ - Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации
об оспаривании решения, об обязании
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Пассажиравтотранс", адрес: 195197, г. Санкт-Петербург, Полюстровский пр., дом 39, ОГРН 1027809247300 (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, адрес: 197046, г. Санкт-Петербург, ул. Б. Посадская, дом 10а (далее - Фонд) о признании недействительным решения N 5263 от 28.01.2021 и об обязании выделить денежные средства на осуществление (возмещение) расходов на выплату обеспечения за 2018 в сумме 18 206 301, 72 руб.
Решением суда от 02.07.2021 заявление Предприятия удовлетворено.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Фонд правомерно принял обжалуемое Предприятием решение, поскольку филиалы (подразделения) Предприятия в спорный период не являлись страхователями и Предприятием не представлены в налоговый орган уточненные расчеты, в которых были бы отражены данные по расходам, произведенным подразделениями за 2018 год. Кроме того, при вынесении решения суд первой инстанции не принял во внимание, что 25.06.2021 Фондом принято решение о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов в размере 1 713 936,16 руб.
В судебном заседании, состоявшемся 07.10.2021, представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Предприятия доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
В судебном заседании объявлен перерыв до 16 час. 20 мин. 14 октября 2021 года. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда с участием представителей сторон.
В настоящем судебном заседании представителем Предприятия заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела платежного поручения N 659594 от 30.06.2021 о перечислении Фондом на счет Предприятия 1 713 936,16 руб. Данное платежное поручение приобщено к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие представило в Фонд заявление о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения за 2018 год.
По результатам рассмотрения данного заявления и представленных Предприятием документов, Фондом 18.12.2020 составлен акт камеральной проверки N 5263 и 28.01.2021 принято решение N 5263 об отказе в выделении необходимых средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 18 206 301,72 руб.
Основанием для принятия данного решения явилось то обстоятельство, что обособленные подразделения Предприятия в 2018 году не были зарегистрированы в качестве страхователей, сведения о начислении ими страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенных расходах на выплату страхового обеспечения в электронных ресурсах Фонда отсутствуют. В ходе проверки выявлены расхождения сведений в расчете по страховым взносам, представленном страхователем в налоговый орган за 2018 год и представленными страхователем сведений в заявлении.
Считая данное решение Фонда недействительным, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявление Предприятия удовлетворил в полном объеме.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представиетелей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, пришла к следующему
В силу положений статьи 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) под обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством понимается исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных настоящим Федеральным законом.
Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения регламентировано статьей 3 Федерального закона N 255-ФЗ и предполагает использование средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также средств страхователя в случаях, предусмотренных соответствующей статьей закона.
Статьей 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ закреплено право страхователя на обращение к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
Права и обязанности страхователей как плательщиков страховых взносов устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 3 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ).
Статьей 4.6. Федерального закона N 255-ФЗ установлен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащих перечислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных страхователями расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
На основании части 3 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
В силу взаимосвязанных положений частей 4, 4.1 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. Копия решения о выделении средств страхователю направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения. Порядок и сроки направления указанной информации определяются соглашением об информационном обмене, заключенным между Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в суд (части 5, 6 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ). Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ установлены условия обращения страхователя за возмещением расходов на выплату страхового обеспечения (суммы расходов на выплату страхового обеспечения превышает сумму начисленных страховых взносов, подлежащих уплате), а также порядок принятия решений страховщиком по такому обращению.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету (часть 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ).
В рассматриваемом случае, отказывая страхователю в выделении средств на выплату страхового обеспечения, Фонд указал на отсутствие регистрации обособленных подразделений Предприятия в качестве страхователей.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствие с частью 2 статьи 2.3 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи подлежат регистрации по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами банковские счета в кредитных организациях и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи обязаны зарегистрироваться в территориальном органе страховщика в случаях и порядке, которые установлены статьей 2.3 настоящего Федерального закона.
В связи с произошедшей с 01.01.2017 передачей функции администрирования страховых взносов (за исключением страховых взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний) в налоговый орган, Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 84 НК РФ дополнена пунктом 3.1, согласно которому обособленные подразделения юридических лиц, наделенные полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, подлежат постановке на учет в налоговом органе.
Плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (статья 19 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Налоговый орган, в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации, обязан осуществить постановку на учет российской организации по месту нахождения ее филиала на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в течение пяти дней со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представить в электронной форме в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.
Согласно пункту 7 статьи 431 НК РФ плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Пунктом 11 статьи 431 НК РФ устанавливается правило уплаты организацией страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам по месту ее нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Предприятие, зарегистрированное в качестве страхователя в территориальном органе страховщика - в Государственном учреждении - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N 15, имеет несколько обособленных подразделений, которые состоят на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Санкт Петербургу по месту своего нахождения (том N 1 л.д. 187-- 198).
Все обособленные подразделения в 2018 году на основании Приказа от 14.02.2018 N 01-01-38, подписанного генеральным директором Предприятия, были наделены полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу работников.
Расчеты по страховым взносам в 2018 году направлялись в МИФНС по месту нахождения обособленных подразделений; сведения о начислении Предприятием с учетом обособленных подразделений страховых взносах и произведенных расходах на выплату страхового обеспечения, также были представлены в налоговые органы, которые в свою очередь осуществляли выгрузку представленных расчетов в соответствующий территориальный Фонд том 1 л.д. 10 -129, 223- 229).
Уплата страховых взносов и предоставление расчетов по страховым взносам производилась в МИФНС по месту нахождения Предприятия и по месту нахождения обособленных подразделений, в соответствии с пунктом 11 статьи 431 Налогового кодекса РФ (в ред., действующей до 01.01.2020).
На основании представленных сторонами документов, расчетов, судом установлено, что
- сумма начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством обособленными подразделениями Предприятия за 2018 год подтверждена представленными заявителем расчетами по страховым взносам в строке 060 Расчета и в целом по предприятию составляет 180 646 823, 09 руб. (том N 96 л.д. 64- 212);
- сумма расходов на выплату страхового обеспечения обособленными подразделениями предприятия за 2018 год подтверждена в представленных расчетах по страховым взносам в строке 070 Расчета и в целом по предприятию составляет 198 844 140,69 руб. (том N 96 л.д. 64- 212).
Согласно представленной заявителем справке о сумме произведенных расходов на выплату страхового обеспечения и подлежащих возмещению, сумма, подлежащая к возмещению Фондом, составляет 18 197 317, 60 руб.
Расходы на выплату страхового обеспечения по каждому обособленному подразделению подтверждаются реестрами пособий с указанием фамилии работника и размера пособия (том N 96 л.д. 31-63; том N 97 л.д. 1- 184), а также листками нетрудоспособности, выданными медучреждениями (тома NN 2- 14, 15- 27, 28-42, 43- 55, 56- 76, 77- 89, 90,91-92, 93, 94, 95).
Поскольку Предприятием представлен в Фонд полный перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования РФ о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 951 н; сумма, подлежащая возмещению, подтверждена документально, а обстоятельства, указанные в статье 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ, являющиеся основанием для отказа в выделении средств, отсутствуют, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у Фонда оснований для принятия обжалуемого решения, в связи с чем, обоснованно признал решение Фонда от 28.01.2021 N 5263 недействительным.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Вместе с тем, возлагая на Фонд обязанность устранить нарушение прав Предприятия путем выделения денежных средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения за 2018 год в сумме 18 197 317,60 руб., судом первой инстанции не принято во внимание, что 25.06.2021 Фондом принято решение о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов в размере 1 713 936,16 руб. Факт исполнения данного решения Фондом подтверждается представленным Предприятием платежным поручением N 659594 от 30.06.2021.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в данной части подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2021 по делу N А56-20158/2021 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации от 28.01.2021 N 5263 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 18 197 317, 60 руб.
Обязать Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить нарушение прав Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Пассажиравтотранс", путем выделения денежных средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения за 2018 год в сумме 16 483 381,44 руб.
Взыскать с Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Пассажиравтотранс" 3 000 руб. расходов по государственной пошлине.
В остальной части заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20158/2021
Истец: ГУП САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, Представитель Русских Екатерина Михайловна
Ответчик: ГУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ