город Омск |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А70-7439/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Грязниковой А.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зайцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А70-7439/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (ОГРН 1104501002748, ИНН 4501159310) к обществу с ограниченной ответственностью "Лихач-С" (ОГРН 1184501004731, ИНН 4501221248) о взыскании 5055 руб. 75 коп.,
в отсутствие представителей сторон, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - ООО "Чтстый город", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лихач-С" (далее - ООО "Лихач-С", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2020 по 31.03.2021 в сумме 5055 руб. 75 коп.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 23.07.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N 70-7439/2021 с ООО "Лихач-С" в пользу ООО "Чистый город" взыскана задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.07.2020 N ЧГ-004148/2020 за период с 01.01.2020 по 31.03.2021 в сумме 5055 руб. 75 коп., а также 2000 руб. расходов по оплате государственной пошлины, 208 руб. 80 коп. почтовых расходов.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что ООО "Лихач-С" договор на оказание услуг с ТКО с ООО "Чистый город" не заключало; ООО "Лихач-С" имеет юридический адрес в жилом доме; ответчик не осуществляет деятельность, связанную с образованием твердых коммунальных отходов (ТКО) по месту своей регистрации по адресу: г. Тюмень, ул. Интернациональная, 199/5-63.
ООО "Чистый город" в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 23.09.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, установленным АПК РФ для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, поскольку удовлетворяя исковые требования, судом первой инстанции не было учтено, что в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления ответчиком предпринимательской деятельности по адресам, заявленным в иске, в г. Кургане:
ул. Омская, д. 167; ул. Омская, д.76 Б; ул. Омская, д. 145, корпус 1.
В этом же определении апелляционный суд предложил ООО "Чистый город" представить доказательства того, что ООО "Лихач-С" является собственником ТКО, образующихся по заявленным в иске адресам: г. Курган ул. Омская, д. 167; ул. Омская, д.76 Б; ул. Омская, д. 145, корпус 1 (доказательств осуществления деятельности по указанным адресам, принадлежности помещений ответчику).
Судебное заседание по рассмотрению искового заявления ООО "Чистый город" к ООО "Лихач-С" назначено на 11.10.2021, соответствующая информация о дате и времени судебного заседания размещена в информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru/).
До начала судебного заседания от ООО "Чистый город" поступили дополнительные письменные пояснения, согласно которым из общедоступных источников (информационно-справочная система 2гис) истец выяснил, что на территории Курганской области ООО "Лихач-С" осуществляет свою деятельность по адресам: г. Курган, ул. Омская, д. 167, ул. Омская, д. 76 Б, ул. Омская, д. 145, корпус 1, на основании чего и образовалась задолженность по договору от 01.10.2020 N ЧГ-004148/2020. Письменные пояснения приобщены судом к материалам дела.
Стороны, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя истца и ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Курганской области от 13.09.2019 заключенным между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и ООО "Чистый город", истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Курганской области на период с 13.09.2019 по 13.09.2029.
Истец полагает, что с 01.01.2020 между ООО "Чистый город" (региональный оператор) и ООО "Лихач-С" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ЧГ-004148/2020 (далее - договор).
Согласно пункту 1 договора региональный оператор обязуется оказывать потребителю услуги по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами (далее - территориальная схема) в объеме и в месте, которые определены в договоре, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (далее - тариф).
В приложении N 1 к договору отражено наименование объекта, адрес объекта, норматив на одну единицу, указано, что ООО "Лихач-С" осуществляет свою деятельность по трем адресам в Курганской области городе Кургане: ул. Омская, д. 167; ул. Омская, д. 76 Б; ул. Омская, д. 145, корпус 1.
Истец указывает, что во исполнение условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в периоды: январь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года, январь, февраль, март 2021 года истцом ответчику оказаны услуги на общую сумму 5 055 руб. 75 коп., что подтверждается универсальными передаточными документами.
В порядке досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензию от 20.01.2021 N 332 об оплате задолженности.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием обращения ООО "Чистый город" в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.
В силу части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (часть 1 статьи 781 ГК РФ).
Согласно статье 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и бытовом подряде, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
По смыслу статей 711 и 779 ГК РФ, предъявляя требования о взыскании с заказчика стоимости оказанных услуг (выполненных работ), исполнитель должен доказать факт оказания услуг и их стоимость. Отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (статьи 309, 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу части 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как следует из положений пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), установлены порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО. Разделом I (1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Законом установлены правила отбора региональных операторов, зоны деятельности которых охватывают всю территорию субъекта Российской Федерации и не пересекаются, на собственников ТКО возложена обязанность заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО (пункты 4, 9 статьи 24.6, пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила N 881), Правила N 1156).
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8 (4) - 8 (16) постановления N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8 (17) постановления N 1156).
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания НВВ регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8 (12), 8 (15), 8 (17) постановления N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах постановления N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Таким образом, системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Вместе с тем это не должно касаться случаев явного уклонения регионального оператора от оказания услуг, испрашиваемых абонентом, некачественного оказания таких услуг региональным оператором, а также доказанного неосуществления деятельности субъектом гражданского оборота (опровержение презумпции продуцирования ТКО).
В настоящем случае ООО "Чистый город" предъявлены требования о взыскании долга за оказание услуг в отношении ООО "Лихач-С", осуществляющего деятельность по следующим адресам: Курганская область, г. Курган, ул. Омская, д. 167; ул. Омская, д. 76 Б; ул. Омская, д. 145, корпус 1.
Согласно пояснениям истца, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу, на момент обращения в арбитражный суд с исковым заявлением ООО "Чистый город" обладало сведениями о ведении ответчиком предпринимательской деятельности по указанным адресам.
По общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Арбитражный суд, обеспечивая равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле на основе равноправия и состязательности, не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Вместе с тем лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 30.04.2021, местонахождение и адрес юридического лица ООО "Лихач-С" (ОГРН 1184501004731, ИНН 4501221248): Тюменская область, г. Тюмень, ул. Интернациональная, д. 199 корп. 5 кв. 63.
Суд предложил истцу представить доказательства осуществления ответчиком деятельности в г. Кургане по указанным в иске адресам.
ООО "Чистый город" предоставило суду скрины карты из информационно-справочной системы 2гис, из которой следует, что на территории Курганской области по адресам: г. Курган, ул. Омская, д. 167, ул. Омская, д. 76 Б, ул. Омская, д. 145, корпус 1, осуществляет свою деятельность автомагазин "Лихач".
Каких-либо иных доказательств того, что в рассматриваемый период ООО "Лихач-С" вело деятельность по указанным адресам (фотоматериалы, выездные акты с целью фиксации правообладателя либо пользователя помещения и собственника ТКО, письменные запросы, в том числе в адрес ООО "Лихич-С", автомагазина "Лихач"), истец не представил.
Сведения о филиалах и представительствах ООО "Лихач-С" на территории Курганской области в едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют.
Оснований полагать, что указание в информационно-справочной системе 2гис наименование объекта коммерческой деятельности "Лихач" (например, ввиду сдачи помещения в аренду, франшиза и т.д.) свидетельствует об их принадлежности ответчику, при отсутствии соответствующих доказательств, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что возложение на ответчика дополнительного бремени опровержения документально не подтвержденной позиции истца противоречит состязательному характеру судопроизводства.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности ООО "Чистый город" оснований для предъявления исковых требований к ООО "Лихач-С" (статья 65 АПК РФ) по указанным в иске адресам образовании ТКО, поскольку из материалов дела не усматривается ведение ответчиком деятельности по заявленным адресам. Соответственно, отсутствует возможность констатировать продуцирование ТКО ответчиком, а также обязанность последнего на заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО в отношении спорного объекта.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде (по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления, апелляционной жалобы), а также заявленные истцом судебные издержки, по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ООО "Чистый город".
При обращении с апелляционной жалобой ответчиком не была оплачена государственная пошлина, определение суда от 28.07.2021 в части предоставления документа, подтверждающего оплату государственной пошлины не исполнено, в связи с чем с ООО "Чистый город" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлину в размере 3000 руб. (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.07.2021 по делу N А70-7439/2021 отменить. Принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (ОГРН 1104501002748, ИНН 4501159310) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7439/2021
Истец: ООО "Чистый город"
Ответчик: ООО "ЛИХАЧ-С"