г. Москва |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А40-40082/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2021года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Гончарова В.Я., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дел в суде первой инстанции, дело N А40-40082/21
по исковому заявлению АО "Владимирские коммунальные системы"
к ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, Минобороны России
о взыскании задолженности
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: от ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России - Анисова Ю.Н. по доверенности от 16.02.2021 N 141/1/1518нс, от Минобороны России - Анисова Ю.Н. по доверенности от 25.06.2021 N 2057/5/Д/21,
УСТАНОВИЛ:
АО "Владимирские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, Минобороны России о взыскании задолженности по оплате потребленной тепловой энергии за период с 01.10.2020 по 31.12.2020 в размере 22 976 руб. 26 коп.
Решением от 21.06.2021 по делу N А40-40082/21 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчики подали апелляционные жалобы, в которых просят обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 суд перешел к рассмотрению дела N А40-40082/21 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в суде первой инстанции, по общим правилам искового производства.
Рассмотрев дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, АО "Владимирские коммунальные системы" является теплоснабжающей организацией на территории г. Владимира и Владимирской области.
03.07.2019 между ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России (далее - ответчик) и Управлением судебного департамента во Владимирской области заключили соглашение о расторжении договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом, расположенным по адресу: г. Владимир, ул. Красноармейская, д. 47Б от 05.03.2007 г. N 10/07 (далее-соглашение).
В соответствии с п. 1 соглашения договор безвозмездного пользования от 05.03.2007 N 10/07 прекратил свое действие с 07.02.2019.
30.09.2019 на основании подписанного между истцом и ответчиком акта от 16.09.2019 N 046/19 для заключения (внесения изменений) договора на теплоснабжение в адрес ответчика направлен проект государственного контракта (снабжение тепловой энергией в горячей воде) от 01.07.2019 N ТЭ1901-00365.
За период с 01.10.2020 по 31.12.2020 истцом поставлена, а ответчиком потреблена тепловая энергия на сумму 22 976 руб. 26 коп., что подтверждается актами поданной-принятой тепловой энергии N UF00-02/1901-00365/1 6769 от 31.10.2020, N UF00-02/1901-00365/1 9411 от 30.11.2020, N UF00-02/1901-00365/2 2059 от 31.12.2020.
Неоплата отпущенной тепловой энергии за спорный период послужила основанием для направления в адрес ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России претензий с требованием погасить задолженность.
Поскольку претензии оставлены ответчиками без удовлетворения АО "Владимирские коммунальные системы" обратилось с настоящим иском к ФГКУ "ЦТУИО" МО РФ и к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (соответчик) как субсидиарному должнику по обязательствам.
На основании ст.ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно положениям ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирных домах несут собственники помещений (статья 39 ЖК РФ).
Пунктом 1 ст. 153 ЖК РФ предусмотрена обязанность по внесению своевременной платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами и организациями.
Из содержания п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ следует, что плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
На основании ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 296 ГК РФ субъект, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В силу ч. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Поскольку ответчик в спорный период обладал правом оперативного управления на спорные помещения, именно он в соответствии с положениями ст. 296 ГК РФ несет обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор должен принять все меры для взыскания с основного должника суммы задолженности.
В соответствии со ст. 6 БК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В силу п.п. 1 и 2 ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств конкретного бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии с п. 11 ст. 161 БК РФ положения, установленные названной статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
Согласно п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно ст. 120 ГК РФ, п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при недостаточности у казенного учреждения денежных средств субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения. При этом в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени РФ главный распорядитель средств соответствующего бюджета (п. 1,3,10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ).
В данном случае, при недостаточности у ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, денежных средств субсидиарную ответственность несет собственник имущества, а именно Министерство обороны Российской Федерации.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции установил, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Отклоняя доводы ответчиков, суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела имеется соглашение от 03.07.2019 о расторжении договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом, расположенным по адресу: г.Владимир, ул. Красноармейская, д. 47Б от 05.03.2007 N 10/07, согласно которому договор безвозмездного пользования от 05.03.2007 N 10/07 расторгнут с 07.02.2019.
Все обязательства по договору безвозмездно пользования прекращаются с момента его расторжения и возврата ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России по акту приема-передачи имущества в состоянии, обусловленном договором.
Передача данного имущества подтверждается актом приема-передачи недвижимого имущества от 03.07.2019.
Таким образом, доводы ответчиков, что они не несут ответственности по расходованию тепловой энергии и что истцом не доказано, что спорные объекты закрепленны за ответчиком, безосновательны.
Вопреки доводам апелляционных жалоб истцом заявлены требования о взыскании долга за фактически потребленную тепловую энергию, а не убытки, возникшие в результате бездоговорного потребления.
Кроме того, отсутствие финансирования учреждения само по себе не может служить основанием, свидетельствующим об освобождении ответчика от обязанности по оплате за потребленную тепловую энергию в спорный период.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21.06.2021 по делу N А40-40082/21 отменить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а в случае недостаточности денежных средств у ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" задолженность по оплате потребленной тепловой энергии за период с 01.10.2020 г. по 31.12.2020 г. в размере 22 976 руб. 26 коп. и расходы по оплате госпошлины в размере 2 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40082/2021
Истец: АО "ВЛАДИМИРСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ