город Томск |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А27-9597/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зайцевой О.О., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-8413/2021) на решение от 02.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (в редакции определения от 02.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области об исправлении описки) по делу N А27-9597/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Сарафанникова М.А.) по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 74а, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к обществу с ограниченной ответственностью "Ником" (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Дзержинского, 2б, помещение 23, ОГРН 1144205007902, ИНН 4205287640) о взыскании штрафа за неполное и (или) недостоверное и несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Ником" (далее - Общество) 5 000 рублей финансовых санкций за представление недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М за июль 2019 года (решение от 25.01.2021 N 052S19210000945 в размере 500 рублей), за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за июль 2019 года (решение от 25.01.2021 N 052S19210000944 в размере 1 000 рублей), за апрель, май, ноябрь 2020 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 19.07.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены частично; с Общества в доход соответствующего бюджета взысканы штрафные санкции за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2020 года в размере 1 000 рублей, май 2020 года в размере 1 000 рублей, июль 2019 года в размере 1 000 рублей (решение от 25.01.2021 N 052S19210000944), за предоставление недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в размере 1 000 рублей, по форме СЗВ-М за июль 2019 года в размере 500 рублей (решение от 25.01.2021 N 052S19210000945), всего в размере 4 500 рублей. В удовлетворении требований Пенсионного фонда в части взыскании с Общества штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период - ноябрь 2020 года в размере 500 рублей отказано. С Общества в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 1 800 рублей государственной пошлины (с учетом определения от 02.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области об исправлении описки).
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 02.08.2021 в связи с поступлением заявления Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 8.1, 11, 15, 16, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункты 37 - 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), указывает на то, что Обществом нарушен установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок для представления сведений в отношении 1 застрахованного лица за ноябрь 2020 года, от ответственности страхователь может быть освобожден в случае предоставления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений относительно уже представленных сведений в отношении конкретного лица; представление сведений на 1 застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в отчете СЗВ-М тип "исходная" за ноябрь 2020 года не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены впервые и с нарушением срока.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
От государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу в апелляционный суд поступило ходатайство о замене заявителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) его правопреемником - государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, в связи с реорганизацией в форме присоединения.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное ходатайство подлежит удовлетворению и производится замена государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) его правопреемником - государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Общество 27.02.2020 посредством почтового отправления представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2019 год на 4 застрахованных лица, что подтверждается отметкой специалиста Пенсионного фонда, проставленной на отчетности по форме СЗВ-СТАЖ по типу "исходная", протоколом проверки отчетности от 04.03.2020, почтовым конвертом с отметкой о направлении 27.02.2020.
По результатам проведенной проверки, в том числе сверки форм СЗВ-СТАЖ за 2017-2019 года, Пенсионным фондом выявлен факт отсутствия в представленных сведениях информации о стаже, при наличии сумм выплат в отношении 2 застрахованных лиц, в связи с чем, 21.07.2020 Пенсионным фондом в адрес Общества посредством почтового отправления направлено уведомление о расхождении.
Поскольку Обществом указанные в уведомлении требования не исполнены, расхождения не устранены, пояснения не представлены (иного из материалов дела не следует), Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.02.2021 N 052S18210001692.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 10.03.2021 N 052S19210003621 за представление недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год. Размер штрафных санкций составил 1 000 рублей.
Обществу выставлено требование от 05.04.2021 N 052S01210004885 об уплате финансовых санкций в срок до 30.04.2021.
Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за июль 2019 года на 2 застрахованных лица - 23.11.2020, то есть с нарушением срока, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.12.2020 N 052S18200017128.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 25.01.2021 N 052S19210000944 за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М тип "исходная" за июль 2019 года. Размер штрафных санкций составил 1 000 рублей.
Обществу выставлено требование от 19.02.2021 N 052S01210002194 об уплате финансовых санкций в срок до 19.03.2021.
Кроме того, на основании представленных 23.11.2020 Обществом сведений по форме СЗВ-М тип "исходная" за июль 2019 года, Пенсионным фондом выявлены несоответствия в отношении 1 застрахованного лица, в связи с чем, 23.11.2020 Пенсионным фондом в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями.
01.12.2020 Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за июль 2019 года на 1 застрахованное лицо, указанное в уведомлении Пенсионного фонда от 23.11.2020, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
Установив, что страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетный период - июль 2019 года, за который тип формы "исходная" ранее уже представлена, 03.12.2020 Пенсионным фондом в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями.
Общество по телекоммуникационным каналам связи 23.12.2020 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за июль 2019 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
Поскольку дополняющие сведения представлены Обществом с нарушением установленного законом пятидневного срока для представления уточненных сведений по уведомлению, Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.12.2020 N 052S18200017131.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 25.01.2021 N 052S19210000945 за представление недостоверных сведений в отношении 1 застрахованного лица за июль 2019 года. Размер штрафных санкций составил 500 рублей.
Обществу выставлено требование от 19.02.2021 N 052S01210002195 об уплате финансовых санкций в срок до 19.03.2021.
Посредством почтового отправления Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за апрель 2020 года на 2 застрахованных лица - 22.05.2020, то есть с нарушением срока, что подтверждается отметкой специалиста Пенсионного фонда, проставленной на отчетности по форме СЗВ-М по типу "исходная", протоколом предварительной проверки файлов от 04.06.2020, протоколом проверки отчетности от 06.06.2020, почтовым конвертом с отметкой о направлении 22.05.2020.
Также Общество посредством почтового отправления представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за май 2020 года на 2 застрахованных лица - 23.06.2020, то есть с нарушением срока, что подтверждается отметкой специалиста Пенсионного фонда, проставленной на отчетности по форме СЗВ-М по типу "исходная", протоколом предварительной проверки файлов от 15.07.2020, протоколом проверки отчетности от 16.07.2020, почтовым конвертом с отметкой о направлении 23.06.2020.
Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.07.2020 N 052S18200007838 (за апрель 2020 года), от 28.07.2020 N 052S18200008932 (за май 2020 года).
По результатам рассмотрения указанных актов и материалов проверок, Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 12.08.2020 N 052S19200008516 (за апрель 2020 года в размере 1 000 рублей), от 02.09.2020 N 052S19200009477 (за май 2020 года в размере 1 000 рублей).
Обществу выставлены требования от 09.09.2020 N 052S01200011239 (за апрель 2020 года) об уплате финансовых санкций в срок до 06.10.2020 и от 29.09.2020 N 052S01200012123 (за май 2020 года) об уплате финансовых санкций в срок до 27.10.2020.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания финансовых санкций в размере 4 500 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за июль 2019 года (по решению от 25.01.2021 N 052S19210000944 в размере 1 000 рублей), за апрель 2020 года (по решению от 12.08.2020 N 052S19200008516 в размере 1 000 рублей), за май 2020 года (по решению от 02.09.2020 N 052S19200009477 в размере 1 000 рублей), за представление страхователем недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за 2019 год (по решению от 10.03.2021 N 052S19210003621 в размере 1 000 рублей), предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за июль 2019 года (по решению от 25.01.2021 N 052S19210000945 в размере 500 рублей), суд первой инстанции исходил из обоснованности привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в связи с подтверждением материалами дела факта совершения страхователем правонарушения.
Кроме того, Общество 14.12.2020 по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за ноябрь 2020 года на 52 застрахованных лица, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
Общество по телекоммуникационным каналам связи 23.12.2020 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за ноябрь 2020 года на 1 застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в ранее представленной форме СЗВ-М тип "исходная" за указанный отчетный период, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.01.2021 N 052S18210000053.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 15.02.2021 N 052S19210002181 за нарушение срока представления сведений в отношении 1 застрахованного лица за ноябрь 2020 года. Размер штрафных санкций составил 500 рублей.
Обществу выставлено требование от 17.03.2021 N 052S01210003554 об уплате финансовых санкций в срок до 13.04.2021.
Неисполнение Обществом указанного требования в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления в части взыскания финансовых санкций в размере 500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года (по решению от 15.02.2021 N 052S19210002181), суд первой инстанции исходил из того, что страхователь, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, предоставил дополняющую форму СЗВ-М, то есть реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным, предусмотрена статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п), согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц подаются по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в Пенсионный фонд России для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений" и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п".
Согласно Приложению 1 "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая".
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
При этом, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходные сведения за периоды частично приходились на действие Инструкции 211н, частично на 766н. За обжалуемый период ноябрь 2020 года - исходные сведения поступили 14.12.2020 - во время действия Инструкции 211н.
Срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные), не предусмотрен статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
По эпизодам о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за отчетные периоды - 2019 год, июль 2019 года (решение от 25.01.2021 N 052S19210000944 за нарушение срока представления сведений, от 25.01.2021 N 052S19210000945 за представление недостоверных сведений), апрель 2020 года, май 2020 года, апелляционным судом установлено следующее.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за 2019 год, июль 2019 года (решение от 25.01.2021 N 052S19210000945) послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем дополняющих сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 2 застрахованных лиц по уведомлению Пенсионного фонда, представление дополняющих сведений с нарушением установленного законом пятидневного срока по форме СЗВ-М за июль 2019 года в отношении 1 застрахованного лица.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что после получения уведомления Пенсионного фонда от 21.07.2020 о расхождении в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период - 2019 год Общество не представило уточненные сведения за 2019 год, а после получения уведомления Пенсионного фонда от 03.12.2020 об устранении ошибок и (или) несоответствий в сведениях по форме СЗВ-М за июль 2019 года Общество представило уточненные сведения за указанный отчетный период 23.12.2020, то есть позже установленного законом пятидневного срока (решение от 25.01.2021 N 052S19210000945).
Кроме того, основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за июль 2019 года в отношении 2 застрахованных лиц (решение от 25.01.2021 N 052S19210000944), апрель 2020 года в отношении 2 застрахованных лиц, май 2020 года в отношении 2 застрахованных лиц.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за июль 2019 года - не позднее 15.08.2019, за апрель 2020 года - не позднее 15.05.2020, за май 2020 года - не позднее 15.06.2020.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за указанные отчетные периоды с нарушением установленного законом срока.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с Общества финансовых санкций в размере 4 500 рублей за отчетные периоды - 2019 год, июль 2019 года (решение от 25.01.2021 N 052S19210000944 за нарушение срока представления сведений, от 25.01.2021 N 052S19210000945 за представление недостоверных сведений), апрель, май 2020 года.
По эпизоду о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период - ноябрь 2020 года, апелляционным судом установлено следующее.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М "дополняющая" за ноябрь 2020 года в отношении 1 застрахованного лица.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период - ноябрь 2020 года - не позднее 15.12.2020.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетный период - ноябрь 2020 года в установленный законом срок (14.12.2020).
Факт предоставления неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М выявлен Обществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанный период.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто. Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за ноябрь 2020 года, являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за ноябрь 2020 года, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций в размере 500 рублей не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Обществом нарушен установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок для представления сведений в отношении 1 застрахованного лица за ноябрь 2020 года, от ответственности страхователь может быть освобожден в случае предоставления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений относительно уже представленных сведений в отношении конкретного лица; представление сведений на 1 застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в отчете СЗВ-М тип "исходная" за ноябрь 2020 года не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права.
Общество самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах (за отчетный период - ноябрь 2020 года), при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М, при самостоятельном выявлении ошибки страхователем, ввиду чего основания для взыскания санкций отсутствуют.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) его правопреемником - государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Решение от 02.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (в редакции определения от 02.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области об исправлении описки) по делу N А27-9597/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Зайцева О.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9597/2021
Истец: ГУ ОПФ РФ по КО-Кузбассу, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области межрайонное
Ответчик: ООО "НИКОМ"