г. Владимир |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А43-14691/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 12.10.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Кириловой Е.А., Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Медвежий угол" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.05.2021 по делу N А43-14691/2020,
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород", г. Нижний Новгород (ОГРН 1055238038316 ИНН 5260148520), к товариществу собственников жилья "Медвежий угол", г. Нижний Новгород (ОГРН 1125260006706 ИНН 5260328508), о взыскании 30 717 руб. 72 коп.,
при участии в заседании суда:
от ответчика - Добруник М.В., по доверенности от 29.09.2021, сроком действия на один год, диплом БВС 0870101 от 05.02.2001,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - ПАО "ТНС энерго НН") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к товариществу собственников жилья "Медвежий угол" (далее - ТСЖ "Медвежий угол") о взыскании 18 188 руб. 28 коп. задолженности за электрическую энергию за сентябрь - октябрь 2019 года, с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением от 24.05.2021 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Медвежий угол" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что товарищество в полном объеме и своевременно оплатило счета-фактуры за сентябрь и октябрь 2019 года. Отмечает, что действующее законодательство не наделяет гарантирующего поставщика правом перераспределять объем электрической энергии, поставляемой в жилую часть МКД, к которой надлежит применять тариф в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии, в ином порядке, чем это установлено Правилами N 614 и N 124.
По мнению заявителя, требования истца основаны на расчете, произведенном с нарушением закона, и возлагают на товарищество обязательства, превышающие по объему обязательства граждан - конечных потребителей коммунальной услуги по электроснабжению.
Заявитель в заседании суда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец явку полномочного представителя в заседание суда не обеспечил. В материалы дела представил отзыв, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца, извещенного о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
29.07.2012 истцом (энергосбытовая организация) и ответчиком (покупатель) заключен договор энергоснабжения N 9169000, по условиям которого энергосбытовая организация приняла на себя обязательства продавать электрическую энергию и мощность в точке поставки в соответствии с установленными настоящим договором условиями и величинами потребления электрической энергии и мощности, а покупатель - оплачивать электрическую энергию и мощность за расчетный период в соответствии с приложениями NN 5,7 к настоящему договору и порядком определения цены, установленном действующим законодательством РФ и актами уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов (пункты 3.1.1, 3.2.1 договора).
Настоящий договор заключен на срок по 31.12.2012 года и вступает в силу со дня его подписания сторонами и распространяет свое действие на отношение сторон, возникшие с 25.04.2012. Договор считается ежегодно продленным на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.
Во исполнение условий договора истец в период с 01.09.2019 по 31.10.2019 поставил ответчику электрическую энергию, с учетом произведенных оплат на сумму 30 717 руб.72 коп.
Ненадлежащее исполнение обязательства по оплате электроэнергии послужило истцу основанием для обращения к ответчику с претензией, а в дальнейшем с иском в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
На основании части 2 статьи 5, пункта 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством.
В силу частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
По общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения (части 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пункт 63 Правил N 354).
Таким образом, при наличии в МКД управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является именно управляющая компания. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В пп. "а" п.21 Правил N 124 предусмотрено, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Уд = Уодпу -Употр, где: У одпу принимается за объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета нарасчетный период.
Постановлением Правительства РФ N 1498 от 26.12.2016 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом. Стоимость коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества и многоквартирном доме, подлежит определению исходя из тарифов для населения как в части объемов, определяемых исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, так и в части сверхнормативных объемов.
Данный вывод подтверждается письмом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01.01.2017 расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения".
Ссылка ответчика на применение в расчетах формулы N 5 Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потреблении электрической энергии (мощности)" рассмотрена судом и правомерно отклонена, поскольку изначально соцнорма уже была учтена ранее.
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Пунктом 44 Правил N 354 закреплено, что объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, предъявляемой к оплате населению, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Таким образом, на ответчика как на исполнителя коммунальных услуг, возлагается бремя оплаты сверхнормативного объема потребления электроэнергии, приходящейся на общедомовые нужды (платы на содержание общего имущества многоквартирных домов).
Факт поставки истцом на объект, находящийся в управлении ответчика, электрической энергии в спорный период подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и ответчиком не опровергнут.
Согласно расчету истца, задолженность ответчика по оплате электроэнергии за сентябрь - октябрь 2019 года составляет 18 188 руб. 28 коп.
Доказательств принятия общим собранием собственников помещений в спорном многоквартирном жилом доме решения о распределении электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды сверх норматива, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения в материалах дела не имеется.
Доводы ответчика о неправильности расчетов подлежат отклонению, так как в спорном периоде истец поставил в спорный МКД электрическую энергию, доля объема которой потреблена сверхнормативно в местах общего пользования. Отпуск энергетического ресурса подтвержден актами контрольного снятия показаний приборов учета.
При этом объем коммунального ресурса в размере превышения над объемом, поставленным в спорном периоде на общедомовые нужды, определен истцом, исходя из показаний коллективных приборов учета, за вычетом объема, рассчитанного из нормативов потребления коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды.
При таких обстоятельствах является верным вывод суда, что на ответчика, как на исполнителя коммунальных услуг, возлагается бремя оплаты объема электроэнергии, приходящейся на содержание общего имущества многоквартирного дома, за свой счет.
Суд апелляционной инстанции, оценив возражения ответчика, пришел к выводу об обоснованности вывода суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца в сумме 18 188 руб. 28 коп. за электрическую энергию за сентябрь - октябрь 2019 года.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным доводам не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.05.2021 по делу N А43-14691/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Медвежий угол" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-14691/2020
Истец: ПАО "ТНС Энерго НН"
Ответчик: ТСЖ "Медвежий угол"