г. Хабаровск |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А73-8146/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Тищенко А.П.
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" на решение от 03.08.2021 по делу N А73-8146/2021 Арбитражного суда Хабаровского края, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - АО "ДРСК", ИНН-2801108200, ОГРН-1052800111308, адрес: 675004, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Шевченко, д. 32)
о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.04.2021 N 11 по делу N 027/04/9.21-926/2020 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС России по Хабаровскому краю) поступило заявление гр. Марковой Екатерины Андреевны (вх. N 3/6784э) на действия акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - АО "ДРСК", Общество) по уклонению от заключения договора об осуществлении технологического присоединения дома, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Федоровка, ул. Дачная, д. 1Б.
Поводом для подачи вышеуказанного заявления послужил ответ АО "ДРСК" (исх. N ТПр 885/20-1527 от 08.05.2020) на заявку Марковой Е.А., в котором Общество со ссылкой на положения пункта 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861; далее - Правила N 861) указало: для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя; ближайшим владельцем электрических сетей необходимого Вам класса напряжения является МУП РЭС Хабаровского муниципального района (с. Ильинка, ул. Угловая, 15а, тел. 29-16-34, 29-16-35).
УФАС России по Хабаровскому краю посчитало обоснованным заявление гражданина, поскольку сетевая организация - АО "ДРСК" - нарушила Правила N 861, была обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861, Правила N 861 не содержат оснований для не направления сетевой организацией проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий к договору в случае отсутствия на наименьшем расстоянии от участка заявителя электрических сетей сетевой организации необходимого заявителю класса напряжения.
Антимонопольный орган посчитал установленным событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), определением от 13.07.2020 исх. N 3/8008 известил АО "ДРСК" было о составлении протокола об административном правонарушении на 11.09.2020 в 11 часов 00 минут, а также о рассмотрении дела об административном правонарушении 22.09.2020 в 14 часов 30 минут. Определение от 13.07.2020 получено Общество 21.07.2020, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении почтового отправления N 80087650567288.
11.09.2020 главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и анализа товарных рынков УФАС России по Хабаровского края Андреевой Н.А. в отношении АО "ДРСК", в присутствии представителя Общества Дружининой Д.А., действующей на основании доверенности от 27.07.2020 г. N 250, был составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении вручен представителю АО "ДРСК" Дружининой Д.А. 11.09.2020 г., подписан представителем без замечаний. Копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес АО "ДРСК" сопроводительным письмом от 14.09.2021 г. N 3/10752.
Определением от 01.02.2021 исх. N 3/754 АО "ДРСК" было извещено о рассмотрении дела об административном правонарушении на 23.04.2021 в 14 часов 30 минут, которое получено Обществом 16.04.2021, что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.
23.04.2021 заместителем руководителя УФАС по Хабаровскому краю Костромеевым Н.Б., по результатам рассмотрения материалов дела об административной правонарушении в присутствии представителей АО "ДРСК" Дружининой Д.А., действующей на основании доверенности от 27.07.2020 N 250, и Меркушиной С.О., действующей на основании доверенности от 02.06.2016 N 9-8, вынесено постановление от 23.04.2021 N 11 по делу N 027/04/9.21-926/2020 о назначении АО "ДРСК" административного наказания по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
АО "ДРСК" не согласилось с постановлением от 23.04.2021 N 11 по делу N 027/04/9.21-926/2020, обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и о его отмене.
Заявление АО "ДРСК" было принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства согласно положениям главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), возбуждено производство по делу N А73-8146/2021.
Решением в виде резолютивной части решения от 28.07.2021 суд отказал в удовлетворении заявления по делу N А73-8146/2021. Мотивированное решение составлено судом 03.08.2021.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 принята апелляционная жалоба АО "ДРСК" на вышеуказанный судебный акт.
Считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требования заявителя по делу N А73-8146/2021, апеллянт привел следующие доводы:
- судом не учтены положения абз. 1 и 2 п. 8 Правил N 861, а также то обстоятельство, что Маркова Е.А. должна была подать свою заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя - в МУП РЭС Хабаровского муниципального района, а АО "ДРСК" было вправе отказать в оказании услуги технологического присоединения и в заключении договора;
- суд в своем решении привел ненадлежащую редакцию пункта 7 Правил N 861;
- суд неправильно истолковал нормы материального права - Правила N 861, Федеральный закон от 06.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ);
- суд не рассмотрел вопрос о малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ).
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган повторил позицию, изложенную в оспариваемом постановлении и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается судом апелляционной инстанции без проведения судебного заседания и без вызова сторон (часть 1 статьи 272.1 АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам относительно законности и обоснованности судебного акта.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Принимая решение по делу, считая установленным событие административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной нормой, совершенного АО "ДРСК", суд первой инстанции исходил из следующих норм и обстоятельств:
- АО "ДРСК", как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а частью 1.1 статьи 23.2 Федерального закона от 06.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях;
- согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, Правила N 861 устанавливают порядок выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении лицам и которая не вправе отказать в данной услуге;
- из абзаца 1 пункта 3 Правил N 861 следует, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения;
- независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац 2 пункта 3 Правил N 861);
- технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861);
- гр. Маркова Е.А., обратившаяся в АО "ДРСК" в целях осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, является физическим лицом (пункт 14 Правил N 861);
- пунктом 15 Правил N 861 установлено, что в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя);
- в силу пункта 7 Правил N 861 процедура технологического присоединения включает в себя, в том числе, направление заявки заявителем, имеющим намерение осуществить технологическое присоединение принадлежащих ему энергопринимающих устройств, в сетевую организацию; направление сетевой организацией в рамках пункта 15 Правил в адрес заявителя по результатам рассмотрения заявки проекта договора об осуществлении технологического присоединения (и технических условий к договору) в срок, установленный Правилами технологического присоединения; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
- сетевая организация - АО "ДРСК" обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил;
- Правила не содержат оснований для не направления сетевой организацией проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий к договору в случае отсутствия на наименьшем расстоянии от участка заявителя электрических сетей сетевой организации необходимого заявителю класса напряжения;
- по результатам рассмотрения заявки Марковой Е.А. АО "ДРСК" направило в ее адрес письмо исх. N ТПр 885/20-1527 от 08.05.2020, в котором привело положения пункта 8 Правил N 861 о том, что "для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя", а также сообщило, что "Ближайшим владельцем электрических сетей необходимого Вам класса напряжения является МУП РЭС Хабаровского муниципального района (с. Ильинка, ул. Угловая, 15а, тел. 29-16-34, 29-16-35)".
Таким образом, по мнению антимонопольного органа и суда первой инстанции, являясь сетевой организацией, Общество не имеет права отказать в технологическом присоединении, обязано заключить договор технологического присоединения, выполнить необходимые мероприятия по технологичному присоединению, при этом, по мнению антимонопольного органа, нормы Правил N 861 не допускают перенаправления лиц, заинтересованных в присоединении, в иные сетевые организации, в силу требований пункта 3 Правил N 861 Общество обязано обеспечить технологическое присоединение обратившихся к ним лиц, в силу пункта 6 Правил технологического присоединения заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Шестой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции о доказанности вмененного АО "ДРСК" нарушения в связи со следующим.
В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8.1 Правил, а именно: если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.
Под наименьшим расстоянием понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации (абзац 2 пункта 8 Правил).
Таким образом, если в пределах 300 метров от границ участка заявителя располагаются объекты нескольких сетевых организаций с классом напряжения, соответствующим поданной заявке (0,4 кВ в настоящем случае), заявитель вправе направить заявку в любую из указанных организаций.
Из совокупного анализа содержания указанных выше пунктов Правил N 861 следует, что сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом - независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения только при условии соблюдения самим заявителем настоящих Правил, одним из требований которых является подача заявки в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. В то же время, это должен быть не любой объект электросетевого хозяйства, а такой объект, с использованием которого сетевая организация может оказать соответствующие заявке услуги по передаче электрической энергии и осуществить в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя.
Судом апелляционной инстанции установлено, что сети заявителя расположены на расстоянии 320 м от границ участка заявителя. При этом на более близком расстоянии (1 м) от границ участка физического лица имеется объект электросетевого хозяйства, принадлежащий иной сетевой организации с классом напряжения 0, 4 кВ (МУП РЭС Хабаровского муниципального района (КТПН-2094, с. Федоровка, ПС 35/10, Ф-2, ВЛ-10 кВ, оп. 2/23), к которому и может быть осуществлено технологическое присоединение. Довод антимонопольного органа об отсутствии такой организации с классом напряжения 0,4 кВ не подтверждается материалами дела.
Таким образом, в рассматриваемом случае отказ Общества физическому лицу в технологическом присоединении является правомерным, следовательно, в действиях АО "ДРСК" отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба АО "ДРСК" подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного об удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 23.04.2021 N 11 по делу N 027/04/9.21-926/2020.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
отменить решение от 03.08.2021 по делу N А73-8146/2021 Арбитражного суда Хабаровского края.
Признать незаконным и отменить постановление от 23.04.2021 N 11 по делу N 027/04/9.21-926/2020 управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8146/2021
Истец: АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания", АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" в лице филиала "Хабаровские электрические сети"
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю