г. Саратов |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А12-13798/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Котляровой А.Ф., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Долженко Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казённого учреждения Волгоградской области "Управление капитального строительства" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 августа 2021 года по делу N А12-13798/2020, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (ОГРН 1023403844441, ИНН 3445045202), к государственному казённому учреждению Волгоградской области "Управление капитального строительства" (ОГРН 1123460005789, ИНН 3445127712), с привлечением к участию в деле третьих лиц: Соклановой Валентины Валерьевны, Полуяновой Елены Александровны, Романовского Максима Николаевича, Кондрамашева Дениса Анатольевича, Думбоянова Аскара Анатольевича, Конобевцевой Эллы Юрьевны, Ивановой Анны Сергеевны, Кащук Виолетты Александровны, Печаткиной Алины Александровны, Лебедева Дмитрия Анатольевича, Павлова Дмитрия Юрьевича, Власенковой Жанны Юрьевны, Меркулова Кирилла Сергеевича, Бурцевой Ирины Геннадьевны, Аккузовой Нины Алексеевны, Рамазановой Юлии Александровны, Григорьевой Екатерины Андреевны, Васильевой Светланы Владимировны, Карпушина Виталия Александровича, Варанкиной Дианы Владимировны, Головцевой Альбины Юрьевны, комитета строительства Волгоградской области (ОГРН 1113460005251, ИНН3445118595), о взыскании задолженности за поставленный природный газ, судебных расходов на оплату государственной пошлины, без участия в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее по тексту - истец, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград") с исковым заявлением к государственному казённому учреждению Волгоградской области "Управление капитального строительства" (далее по тексту - ответчик, ГКУ "УКС") о взыскании задолженности по договору поставки газа от 05.02.2020 N 09-5-60988/20 за март 2020 года в размере 11 957 рублей 89 копеек, судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.10.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.10.2020 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 08.04.2021 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.10.2020, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 августа 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
ГКУ "УКС", не согласившись с данным решением, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, согласно доводам которой, просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", в представленном в соответствии с требованиями статьи 262 АПК РФ и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2021 года, отзыве на апелляционную жалобу просило оспариваемое решение оставить без изменения, саму жалобу, - без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не прибыли, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в соответствии с требованием статей 121-123 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, учитывая рекомендации Арбитражного суда Поволжского округа, изложенные в постановлении от 08.04.2021, рассмотрев обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на неё, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", является поставщиком газа на территории г. Волгограда.
ГКУ "УКС" на праве оперативного управления принадлежат жилые помещения (квартиры), расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. 35-ая Гвардейская, д. 42, кв. 24,42, по ул. 70-летия Победы, д. 10, кв. 51,85, г. Волжский, ул. Карбышева, д. 110, кв.243,245, 249, 278, 279, 312, 313, 315, 321, 333, 334, 337, г. Волжский, ул. Карбышева,112, кв. 7, Волгоградская область, Даниловский район, р.п. Даниловка, ул. Мордовцева, д. 34а, кв.9, Жирновский район, г. Жирновск, ул. Коммунистическая, д. 10, кв. 14.
ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", 06.02.2020 направило в адрес ГКУ "УКС" оферту - контракт поставки газа N 09-5-60988/20 для обеспечения газоснабжением жилых помещений специализированного жилого фонда, находящихся в управлении ГКУ "УКС", с началом действия контракта 01.02.2020.
ГКУ "УКС" отказалось от подписания вышеуказанного государственного контракта, изложив свой отказ в письме от 06.03.2020 N 36.01-06-05/1521.
Вместе с тем, истец как ресурсоснабжающая организация, в марте 2020 года осуществил поставку коммунального ресурса - газа в жилые помещения по вышеуказанным адресам.
В свою очередь, ответчик, обязательства оплаты потреблённого в марте 2020 года природного газа не исполнил, что послужило основанием обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Арбитражный суд Волгоградской области, руководствуясь статьями 329, 332, 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), оценив в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ фактические обстоятельства дела, представленные сторонами в материалы дела доказательства, установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств оплаты поставленного истцом природного газа, пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Ответчик, обжалуя постановленный судебный акт, указывает, что ГКУ "УКС" не наделено статусом управляющей организации в отношении спорных жилых помещений специализированною жилищного фонда, и в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов не участвует как исполнитель коммунальных услуг. Истец поставлял коммунальный ресурс в жилые помещения дома, которыми управляет ответчик на праве оперативного управления. При этом ГКУ "УКС" исполнителем коммунальных услуг не является и не закупает коммунальные ресурсы для предоставления их жильцам. Судом первой инстанции, в обжалуемом решении, вопреки выводам суда кассационной инстанции вышеуказанные обстоятельства не исследовались, оценка действительности государственною контракта поставки газа N 09-560988/20 и его действия в рамках правового института публичной оферты дана не была.
Судебная коллегия отклоняет данные доводы жалобы, как противоречащие материалам дела, основанные на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения и направленные на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 ГК РФ предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённое действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определённого действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, со стороны ГКУ "УКС", государственный контракт не подписан. В отсутствие надлежащим образом заключённого договора (письменного документа) истец осуществлял в исковой период - в марте 2020 года поставку природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, проживающих в помещениях специализированного жилищного фонда.
Фактическое потребление, применительно к энергоснабжению, определяется принадлежностью сетей, через которые подаётся энергия.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 3 Информационного письма N 30 от 17.02.1998 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
В пункте 2 Информационного письма N 14 от 05.05.1997 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что фактическое пользование потребителем услугами (энергоснабжения, связи и т.п.) обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу, что отношения между истцом и ответчиком должны рассматриваться как договорные.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает, что нанимателям жилых помещений надлежало заключить с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", прямые договоры на оказание услуг по газоснабжению. Учитывая вышеизложенное, апеллянт полагает, что поскольку ответственной стороной по оплате природного газа выступают наниматели жилищного фонда, предъявление требований по оплате потреблённого коммунального ресурса к ГКУ "УКС" является необоснованным.
Признавая ответчика ответственной стороной за оплату потреблённого в указанный период природного газа, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (действующей с 03.04.2018) в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключается на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (часть 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключённым со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определённой в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. По решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесён, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса.
Положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе с участием нанимателя жилого помещения по договору социального найма; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В Жилищный кодекс Российской Федерации внесён специальный раздел IV "Специализированный жилищный фонд", определяющий виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений
Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 части 1 и части 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаём, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Статьёй 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а также типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42 (далее по тексту - Правила N 42).
Пунктом 3 Правил N 42, предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
Согласно пункту 2.4.2 Устава, ГКУ "УКС" выполняет функции наймодателя жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области, в том числе заключение договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области; принятия решений по разрешению регистрации граждан специализированном жилищном фонде Волгоградской области; заключение договоров, связанных с техническим обслуживанием, содержанием и ремонтом жилых помещений специализированного жилого фонда Волгоградской области.
На основании приказов ГКУ "УКС", между наймодателем (ответчиком) и гражданами из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (наниматели), заключены договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, в том числе, на спорные жилые помещения по вышеуказанным адресам.
Согласно статье 296 ГК РФ, учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества распоряжаются этим имуществом с согласия собственника.
Таким образом, лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.
В соответствии с частью 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В системной взаимосвязи вышеназванных норм права, апелляционный суд приходит к выводу о том, что прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда, арендаторами, иными пользователями законодательством не предусмотрены.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что ГКУ "УКС" является ответственным лицом по оплате потреблённого природного газа, в связи с чем, обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объёме.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа по делам N N А12-7018/2020, А12-45051/2019, А12-46500/2019.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ГКУ "УКС" предпринимает меры по расторжению договоров социального найма, судебной коллегией отклоняются, как не имеющие правового значения при рассмотрении настоящего спора.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, рассматривались судом первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, к переоценке которых, у суда апелляционной инстанции, в силу положений статьи 268 АПК РФ, отсутствуют полномочия.
На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что судебный акт постановлен при правильном применении норм права и основан на материалах дела. Иных доводов, подлежащих оценке судом апелляционной инстанции, жалобы не содержат.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд считает, что выводы, изложенные в оспариваемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению, решение суда - отмене.
Поскольку ГКУ "УКС" не освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, расходы на оплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционный жалобы, суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 августа 2021 года по делу N А12-13798/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казённого учреждения Волгоградской области "Управление капитального строительства", - без удовлетворения.
Взыскать с государственного казённого учреждения Волгоградской области "Управление капитального строительства" (ОГРН 1123460005789, ИНН 3445127712) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы в арбитражном суде апелляционной инстанции.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
А.Ф. Котлярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13798/2020
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ВОЛГОГРАД"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
Третье лицо: Аккузова Нина Алексеевна, Бурцева Ирина Геннадьевна, Варанкина Диана Владимировна, Васильева Светлана Владимировна, Власенкова Жанна Юрьевна, Головцева Альбина Юрьевна, Григорьева Екатерина Андреевна, Думбоянов Аскар Анатольевич, Иванова Анна Сергеевна, Карпушин Виталий Александрович, Кащук Виолетта Александровна, Кондрамашев Денис Анатольевич, Конобевцева Элла Юрьевна, Лебедев Дмитрий Анатольевич, Меркулов Кирилл Сергеевич, Павлов Дмитрий Юрьевич, Печаткина Алина Александровна, Полуянова Елена Александровна, Рамазанова Юлия Александровна, Романовский Максим Николаевич, Сокланова Валентина Валерьевна
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13331/2021
18.10.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8813/2021
16.08.2021 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-13798/20
08.04.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2481/2021
13.01.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10398/20
26.10.2020 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-13798/20