г. Москва |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А41-74782/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.
судей Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания Колтан А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Умка и К" - Роганова И.А. по доверенности от 15.10.2020 года;
от Администрации Дмитровского городского округа Московской области - не явился, извещен;
от ФГБУ "Канал имени Москвы" - Лебедева А.А. по доверенности от 21.12.2020 года;
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области - не явился, извещен;
от ГБУ МО "Мосавтодор" - не явился, извещен;
от ГК "Российские автомобильные дороги" - не явился, извещен;
от Федерального агентства водных ресурсов - отдел водных ресурсов Московской области Московско-окского бассейнового управления - не явился, извещен;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области - не явился, извещен;
от Министерства имущественных отношений Московской области - не явился, извещен;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Умка и К" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 августа 2021 года по делу N А41-74782/20, по иску ООО "Умка и К" к Администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании права,
3-и лица: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, ГБУ МО "Мосавтодор", ГК "Российские автомобильные дороги", ФГБУ "Канал имени Москвы", Федеральное агентство водных ресурсов - отдел водных ресурсов Московской области Московско-окского бассейнового управления, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Умка и К" обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованиями к Администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании права на приобретение земельного участка с кадастровым номером 50:04:0010506:18 площадью 2000 кв.м., адрес местоположения: Московская область, г. Дмитров, ул. Школьная, участок N 2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства административного здания бытового и торгового обслуживания в собственность за плату без проведения торгов; обязании Администрации Дмитровского городского округа Московской области заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:04:0010506:18 площадью 2000 кв.м., адрес местоположения: Московская область, г. Дмитров, ул. Школьная, участок N 2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства административного здания бытового и торгового обслуживания в собственность за плату без проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, ГБУ МО "Мосавтодор", ГК "Российские автомобильные дороги", ФГБУ "Канал имени Москвы", Федеральное агентство водных ресурсов - отдел водных ресурсов Московской области Московско-окского бассейнового управления, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 августа 2021 года по делу N А41-74782/20 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Умка и К" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика, Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, ГБУ МО "Мосавтодор", ГК "Российские автомобильные дороги", Федеральное агентство водных ресурсов - отдел водных ресурсов Московской области Московско-окского бассейнового управления, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
ООО "Умка и К" является собственником здания общей площадью 22887,9 кв.м с кадастровым номером 50:04:0010506:636, находящегося по адресу: Московская область, Дмитровский район, г. Дмитров ул. Школьная, д. 2.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0010506:18, площадью 2000 кв.м, адрес местоположения: Московская область, Дмитровский район, г. Дмитров ул. Школьная, д. 2.
В отношении указанного земельного участка между ООО "Умка и К" и Комитетом по управлению имуществом Администрации Дмитровского городского округа Московской области заключен договор аренды от 28.02.2019 N 42-д.
07.02.2020 решением N Р001-8480692558-32733043 Администрация Дмитровского городского округа Московской области отказала в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0010506:18 в собственность ООО "Умка и К".
14.09.2020 решением N Р001-8480692558-37148820 Администрация Дмитровского городского округа Московской области повторно отказала в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0010506:18 в собственность ООО "Умка и К".
Основаниями для отказа явилось расположение земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500-1143, а также в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения (обычная, региональная, I, А-104 "Москва - Дмитров - Дубна" - Дмитров - МБК); согласно сведениям ИСОГД МО испрашиваемый земельный участок имеет пересечение с земельным участком 50:14:0030131:8 (Московская область, Щелковский район, с.п. Анискинское, д. Мизиново); расположение на объекте общественного питания, что не соответствует виду разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
Истец полагая, что у него имеется право на приобретение земельного участка, обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 39.17 и статьи 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
По смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Аналогичный вывод изложен в определении Верховного суда Российской Федерации от 01.12.2016 N 305-КГ16-10498 по делу N А41-70884/2015.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8.
В решении от 14.09.2020 N Р001-8480692558-37148820 Администрация Дмитровского городского округа Московской области в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов испрашиваемого земельного участка явилось его частичное нахождение (123,53 кв.м) в зоне планируемой реконструкции обычной автомобильной дороги регионального значения "А-104 "Москва - Дмитров - Дубна" - Дмитров - МБК" в соответствии со схемой транспортного обслуживания Московской области, согласно заключению Межведомственной комиссии по градостроительному регулированию территории.
Судом первой инстанции установлено, что часть земельного участка площадью 123,53 кв.м расположена в зоне планируемого размещения объекта автомобильного транспорта - зоны реконструкции обычной автодороги регионального значения "А-104 "Москва - Дмитров - Дубна" - Дмитров - МБК" со следующими характеристикам (Таблица 2.1.8. Планируемые характеристики обычных автомобильных дорог регионального значения СТП ТО Московской области):
Номер автомобильной дороги - 0040, номер участков 3204001, 32004702, категория - I, число полос движения - 4, ширина полосы отвода - 65 м.
Следовательно, испрашиваемый земельный участок в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 г. N 230/8 (СТП ТО МО), испрашиваемый земельный участок попадает в зону планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры регионального значения, в связи с чем участок ограничен в обороте.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 03.11.2011 года N 1345/45, размещение объектов капитального строительства, их проектирование, строительство, реконструкцию, а также выдачу разрешений на строительство на земельных участках, полностью или частично расположенных в зонах планируемого развития транспортных инфраструктур в Московской области и в зонах с особыми условиями использования территории, установленных схемами территориального планирования Московской области, осуществляется на основании документации по планировке территорий, расположенных в указанных зонах, утвержденной Правительством Московской области.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях:
- федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;
- оборона страны и безопасность государства;
- энергетика;
- высшее образование;
- здравоохранение.
Согласно части 3 статьи 10 Градостроительного кодекса подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться в отношении одной или нескольких областей, указанных в части 1 настоящей статьи. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации в соответствующих области или областях может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования Российской Федерации. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется применительно ко всей территории Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации или решению Правительства Российской Федерации подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться применительно к части территории Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 10 Градостроительного кодекса схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Градостроительного кодекса в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
В силу положений пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Кроме того, в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка явилось его нахождение в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500-1143.
Подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии со статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) к поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Пунктом 1 статья 8 ВК РФ определено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В силу пункта 6 статьи 6 ВК РФ береговая полоса представляет собой полосу земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 (двадцать) метров.
Береговая линия (границы водного объекта) определяется для водохранилища по нормальному подпорному уровню воды (пункт 4 статьи 5 ВК РФ).
Согласно части 2 статьи 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, утверждение проекта зон санитарной охраны водных объектов является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На данный момент проект зон санитарной охраны Московского водопровода не разработан и не утвержден.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
Согласно положениям Проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП, во втором поясе запрещается использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.
В соответствии с этим строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование водоемов для полива земельных участков и для сельскохозяйственных нужд, мероприятий по физкультуре, купанию и т.п. допускается в пределах второго пояса только с особого разрешения органов государственной санитарной инспекции.
Гигиенические требования к организации и санитарному режиму территории и акватории зон санитарной охраны (ЗСО) Московского водопровода установлены санитарными правилами СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы", введенными в действие с 05.07.2010, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 N 45.
В соответствии с пунктом 1.2.1 СП 2.1.4.2625-10 основной целью организации ЗСО является охрана от загрязнения и истощения источников централизованного питьевого водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей их территории, влияющей на санитарный режим источника водоснабжения.
В целях установления факта расположения испрашиваемого земельного во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, а также в зоне реконструкции автомобильной дороги регионального значения судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Лаборатория строительно-технических и землеустроительных экспертиз".
Экспертом в заключении сделаны выводы о расположении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0010506:18 в километровой полосе от уреза воды в канале в соответствии с положениями Постановления СНК РСФСР от 04.09.1940 N 696 "О санитарной охране канала Москва - Волга как источника водоснабжения г. Москвы".
Также экспертом установлено вхождение земельного участка с кадастровым номером 50:04:0010506:18 в километровую полосу от уреза воды в канале и расположение во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с решение Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
Экспертом дан ответ на второй вопрос, в соответствии с которым спорный земельный участок частично расположен в зоне планируемой реконструкции обычной автомобильной дороги регионального значения "А-104 "Москва - Дмитров - Дубна" - Дмитров - МБК".
В зону планируемой реконструкции региональной автомобильной дороги попадает часть земельного участка с кадастровым номером 50:04:0010506:18 площадью 93 кв.м, что составляет от общей площади земельного участка 5%.
Земельный участок полностью расположен в границах санитарно-защитной зоны предприятия - АО "Ордена Октябрьской Революции, Ордена Трудового Красного Знамени "Первая Образцовая типография".
При этом в границах СЗЗ промышленного объекта или производства допускается размещение следующих объектов: нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.
Также указано на отсутствие пересечения фактических границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0010506:18 и 50:14:0030131:8.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленное экспертное заключение, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заключение эксперта, подготовленное ООО "Лаборатория строительно-технических и землеустроительных экспертиз", соответствует требованиям законодательства об экспертной деятельности, поскольку содержит четкие и ясные выводы, содержит подробное описание произведенного исследования, нормативное обоснование исследования и выводов. Суд принимает данное заключение эксперта в качестве надлежащего доказательства.
Материалами дела и проведенной судебной экспертизой подтверждается, что испрашиваемый земельный участок в соответствии со схемой территориального планирования, утвержденной в установленном законом порядке, относится к территории, предназначенной для нужд размещения автомобильной дороги регионального значения, а также входит во второй пояс зоны санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с решение Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500 - 1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП" и Постановления СНК РСФСР от 04.09.1940 N 696 "О санитарной охране канала Москва - Волга как источника водоснабжения г. Москвы", в связи с чем, Администрация обоснованно отказала в предоставлении земельного участка в собственность.
При этом доводы истца, аналогично указанные в апелляционной жалобе о том, что спорный земельный участок не входит в границы второго пояса зоны санитарной охраны со ссылкой на ограничение указанной зоны 500 м в соответствии с СанПин 2.1.4.1110-02 правомерно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно пункту 2.1 2.1. Решения Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500-1143 в зону санитарной охраны II пояса канала им. Москвы входят: территория бассейнов рек и их притоков, поверхностный сток с которых поступает в водохранилища Икшинское и Клязьминское; километровая полоса в обе стороны от уреза воды в канале на всем протяжении от Иваньковского водохранилища до Клязьминского водохранилища включительно; зона второго пояса Икшинского водохранилища.
Испрашиваемый земельный участок входит в километровую полосу зоны санитарной охраны 2 пояса в обе стороны от уреза воды в канале на всем протяжении от Иваньковского водохранилища до Клязьминского водохранилища включительно.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 о введении в действие санитарных норм и правил утверждены "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02".
В соответствии с пунктом 2.3 Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10 зона санитарной охраны гидроузла состоит из 1 пояса (строгого режима) и 2 пояса (ограничений). Первый и второй пояса зоны санитарной охраны организуются, в том числе для Можайского гидроузла (пункт 2.3.1).
Пунктом 3.4.3 Правил установлено, что боковые границы устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.
Боковые границы 2 пояса зоны санитарной охраны водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.
Пунктом 1 статьи 8 Водного кодекса РФ и распоряжения Правительства РФ от 31.12.2008 N 2054-р "Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации", Иваньковское водохранилище, Икшинское водохранилище, Клязьминское водохранилище отнесены к водоемам для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 50:04:0010506:18 расположен на расстоянии в 537,71 м от уреза воды канала им. Москвы.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН).
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 18 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждается, а границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Пунктом 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 закреплено, что отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПиН.
Само по себе отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, не распространяются ограничения, установленные законом.
Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500-11431 были установлены границы водоохранных зон пояса канала им. Москвы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что спорный земельный участок находится в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, в связи с чем является ограниченным в обороте.
Также судом первой инстанции правомерно отклонен довод истца, аналогично указанный в апелляционной жалобе о возможности приобретения земельного участка в собственность со ссылкой на выписку из протокола межведомственной комиссии по градостроительному регулированию территории, расположенной в зонах планируемого развития транспортных инфраструктур в Московской области от 07.06.2019 N 16, в котором указано на отсутствие необходимости разработки документации по планировке территории в отношении испрашиваемой территории.
Указанное обстоятельство не имеет правового значения для правильного рассмотрения настоящего спора, поскольку для разрешения вопроса об ограничении земельного участка в обороте необходимо установление самого факта нахождения участка в границах планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры регионального значения.
При этом в заключении ГБУ МО "Мособлгеотрест" от 01.08.2019 при ответе на вопрос о возможности размещения ОКС на испрашиваемом земельном участке указано на необходимость учета зоны планируемого размещения линейного объекта автомобильной дороги "А-104 "Москва - Дмитров - Дубна" - Дмитров - МБК".
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у общества права на приобретение спорного участка в собственность, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что организация ЗСО происходит после разработки и утверждения проекта ЗСО Ответчик считает ошибочными по следующим основаниям:
В силу п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для вывода о том, что испрашиваемый земельный участок не находится в зоне с ограничениями.
Режимы использования и границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения регулируются постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 04.09.1940 г. N696 (с изменениями от 05.03.1986 г.) "О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения". Границы зон санитарной охраны утверждены Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 г. N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в границах ЛПЗП".
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 ст. 18 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ установление на местности границ зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время Решение Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 г. N500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП" было принято Исполкомом Моссовета и Мособлиспокомом, то есть вышеуказанное решение принималось исполнительными органами.
Данное решение не противоречит санитарно-эпидемиологическому законодательству, оно не отменено и является действующим.
Согласно п. 4.3 Решения Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 г. "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения в границах ЛПЗП" установлено предписание о том, что с 1980 г. топографические планшеты на территорию ЛПЗП должны издаваться с новыми красными линиями границ ЗСО источников водоснабжения города Москвы.
В соответствии с санитарными правилами 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N10, п. 1.17, отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПин".
Таким образом, отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не может расцениваться как отсутствие таких зон.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 августа 2021 года по делу N А41-74782/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-74782/2020
Истец: АНО "Бюро судебных экспертиз", Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, ООО "УМКА И К", ФБУ "Кадастровая палата" по МО (Одинцовкое отделение)
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ДМИТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству МО, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ