г. Вологда |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А05-13991/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 октября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Рогатенко Л.Н. и Фирсова А.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" Большакова Д.В. по доверенности от 11.01.2021.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июня 2021 года по делу N А05-13991/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экоинтегратор" (ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766; адрес: 163046, Архангельская область, город Архангельск, улица Поморская, дом 45, помещение 1-Н; далее - ООО "Экоинтегратор", Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" (ОГРН 1112901013147, ИНН 2901221922; адрес: 163045, Архангельская область, город Архангельск, Шестой проезд (Кузнечихинский промузел), дом 8; далее - ООО "АМПК", Оператор) о возложении обязанности заключить договор на оказание услуг по обработке твёрдых коммунальных отходов IV - V классов опасности и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" к обществу с ограниченной ответственностью "Экоинтегратор" о возложении обязанности заключить договор на оказание услуги по переработке раздельно накопленных отходов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 июня 2021 года на ООО "АМПК" возложена обязанность заключить с ООО "Экоинтегратор" договор на оказание услуг по обработке твердых коммунальных отходов IV - V классов опасности на условиях, предложенных ООО "Экоинтегратор" в ходатайстве об уточнении исковых требований от 31.05.2021 на следующих условиях.
Предмет договора.
1.1. По настоящему договору Оператор обязуется осуществлять обработку твёрдых коммунальных отходов (далее - Услуга), указанных в приложении N 1 к настоящему Договору, а Региональный оператор (самостоятельно или силами операторов, привлечённых им для транспортирования твёрдых коммунальных отходов) обязуется передавать твёрдые коммунальные отходы (далее - ТКО) такому Оператору и оплачивать его услуги по обработке твёрдых коммунальных отходов по регулируемым тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Архангельской области, в порядке, на условиях и в сроки, установленные настоящим Договором.
1.2. Планируемый состав, объём и масса ТКО Регионального оператора на период действия настоящего Договора исчисляется на каждый год срока действия Договора с учётом проектной мощности объекта обработки, положений территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, оформляется приложением к договору (Приложение N 1 к настоящему Договору "Планируемый состав, объём и масса ТКО, принимаемых на объект обработки отходов"). Ежегодно Региональный оператор до 31 декабря текущего года направляет Оператору планируемый состав и количество ТКО на предстоящий год.
1.3. Оператор обязан осуществлять обработку отходов методом сортировки.
Место приёма (передачи) и обработки ТКО: объект обработки ООО "АМПК", расположенный по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, Шестой проезд (Кузнечихинский промузел), строение 8. Оператор осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию I-IV классов опасности отходов N 29-00042, выданной 13.04.2017 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области.
1.4. Оператор принимает к обработке отходы при соблюдении Региональным оператором и операторами, привлекаемыми им для транспортирования отходов следующих условий:
- оператор, транспортирующий ТКО по договору с Региональным оператором, а также транспортное средство Регионального оператора или оператора, на котором осуществляется транспортирование ТКО, указаны в Приложении N 3 к Договору;
- водитель транспортного средства предъявил документацию для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов (объёма ТКО), цели и места назначения их транспортирования, а также содержащую информацию для идентификации транспортировщика (наименование организации, ФИО водителя, гос. номер т/с, марка т/с) в двух экземплярах, один из которых остаётся у Оператора;
- водитель транспортного средства предъявил корректно заполненный путевой лист на транспортное средство;
- соблюдение оператором по транспортированию требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах.
1.5. Коммерческий учёт количества твёрдых коммунальных отходов осуществляется сторонами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов".
2. Права и обязанности сторон.
2.1. Оператор обязан:
2.1.1. Принимать и обрабатывать твёрдые коммунальные отходы, которые указаны в Приложении N 1 к настоящему Договору, на объекте обработки отходов, указанном в п. 1.3 Договора от Регионального оператора и операторов, оказывающих услуги по транспортированию ТКО, согласно Приложению N 3 к настоящему Договору в соответствии с действующим режимом работы объекта (п. 2.3.3 Договора) в период действия настоящего Договора.
2.1.2. Иметь следующие документы для оказания услуг по обработке отходов:
- действующую лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности по сбору, транспортированию, обработке, отходов I - IV классов опасности с разрешёнными видами деятельности - обработка отходов соответствующего вида и класса опасности;
- положительное заключение государственной экологической экспертизы на объект обработки ТКО;
- санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по обработке отходов IV класса опасности;
- проектную документацию на объект обработки отходов;
- документы (свидетельство, сертификат) о профессиональной подготовке (должностных и ответственных) лиц, являющихся работниками объекта обработки отходов, которые допущены к обращению с отходами.
2.1.3. Вести приём отходов и измерение массы и (или) объёма принимаемых к обработке отходов непосредственно на объекте обработки отходов.
2.1.4. Не допускать приём твёрдых коммунальных отходов от лиц, не являющихся операторами по транспортированию ТКО и не указанных в Приложении N 3 к настоящему Договору.
2.1.5. Предоставить Региональному оператору акт сдачи-приёмки оказанных услуг (Приложение N 2 к настоящему Договору) по окончании расчётного периода, счёт (и/или счёт-фактуру) в соответствии с действующим законодательством не позднее пятого дня месяца, следующего за расчётным периодом.
2.1.6. Незамедлительно, по реквизитам, указанным разделе 11 настоящего Договора, письменно известить Регионального оператора о возникновении обстоятельств, препятствующих оказанию Услуг, а также о возникновении иных обстоятельств, влияющих на изменение сроков или качества Услуг.
К таким обстоятельствам относятся:
- решения государственных органов об отзыве лицензии;
- решение государственных органов по ограничению работы Оператора в целом или объекта обработки отходов в частности;
- вступившие в законную силу решения суда, ограничивающие деятельность Оператора в целом или объекта обработки в частности;
- иные обстоятельства, вызванные действиями третьих лиц, влекущие за собой неисполнение или затруднение исполнения настоящего Договора.
2.1.7>>. Обеспечить выполнение требований, предусмотренных законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации к персоналу, привлекаемому Оператором для оказания Услуг по Договору.
2.1.8. Обеспечить беспрепятственный (бесперебойный) доступ для транспортных средств Регионального оператора или транспортных средств привлечённых операторов, осуществляющих транспортирование ТКО к местам разгрузки на территории объекта обработки отходов, включая своевременную подготовку поверхности для движения автомобилей к месту разгрузки на объекте обработки отходов, освобождение мест разгрузки от ранее выгруженных отходов.
2.1.9. При приёме отходов на объекте обработки Оператор осуществляет визуальный контроль поступающих от Регионального оператора и операторов, оказывающих услуги по транспортированию ТКО, на предмет соответствия заявленным видам, компонентному составу, наличию запрещённых для обработки отходов.
2.1.10. В течение двух месяцев с даты заключения настоящего Договора обеспечить интеграцию объекта обработки отходов в автоматизированную систему управления отходами АСУ "Управление отходами". Предоставить в электронном виде онлайн данные весового контроля ТКО, а также данные фотофиксации прибывающего спецтранспорта для разгрузки ТКО на объект обработки твёрдых коммунальных отходов, эксплуатируемых в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в информационную систему (при введении в действие информационной системы). До внедрения данной системы обеспечить предоставление Региональному оператору указанных сведений любым доступным способом с учетом п. 10.2. настоящего Договора не реже 1 раза в неделю.
2.1.11. Обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченных представителей Регионального оператора, имеющих доверенность, выданную Региональным оператором для осуществления контрольных мероприятий, связанных с исполнением условий Договора в соответствии с разделом 6 настоящего Договора.
2.1.12. Осуществлять мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Архангельской области, в том числе внедрение наилучших доступных технологий, обеспечивающих снижение негативного воздействия на окружающую среду.
2.1.13. Представлять Региональному оператору отчёт по форме приложения N 5 ежемесячно в срок до 1 числа первого месяца, следующего за отчётным месяцем, содержащий сведения об объёме и (или) о массе образованных ТКО, а также ТКО, в отношении которых были осуществлены обработка, отгрузка ВМР на реализацию, отгрузка "хвостов" на захоронение.
2.1.14. Не допускать обработку отходов, запрещённых к обработке на объекте, размещать такие отходы в отдельной таре, для временного хранения до их вывоза с территории объекта Региональным оператором.
2.1.15. Производить в документации, указанной в п. 1.4. Договора, предъявляемой при въезде на объект обработки водителями транспортных средств, следующие отметки:
- дата, время въезда/выезда т/с;
- масса отходов (масса груза);
- ФИО работника, осуществившего входной контроль ТКО, в т. ч. их взвешивание.
2.1.16. Обеспечить отдельный учёт массы и объема:
- ТКО, поступивших на обработку по договору с Региональным оператором;
- пригодных к дальнейшему использованию вторичных материальных ресурсов, полученных в процессе обработки вышеуказанных ТКО;
- отходов, образованных после обработки (сортировки) вышеуказанных ТКО и не подлежащих утилизации ("хвостов").
2.1.17. Выполнять накопление вторичных материальных ресурсов и не подлежащих утилизации отходов ("хвостов"), образованных после обработки (сортировки) ТКО, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.1.18. Оказывать услуги надлежащего качества в соответствии с условиями настоящего Договора.
2.2. Оператор имеет право:
2.2.1. Своевременно получать оплату за оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего Договора.
2.2.2. Вносить предложения по улучшению взаимодействия между Сторонами.
2.2.3. Инициировать сверку взаимных расчетов.
2.2.4. Приостановить оказание услуг, в случае нарушения Региональным оператором сроков и порядка оплаты по настоящему Договору, предварительно письменно уведомив об этом Регионального оператора не позднее чем за один рабочий день до даты приостановления оказания услуг.
2.3. Региональный оператор обязан:
2.3.1. Осуществлять транспортирование твёрдых коммунальных отходов транспортными средствами, принадлежащими ему на праве собственности или на ином законном основании или с помощью операторов, осуществляющих транспортирование ТКО, указанными в Приложении N 3 к настоящему Договору.
2.3.2. Предоставить перечень транспортных средств Регионального оператора, осуществляющих транспортирование ТКО на объект обработки отходов, а также Перечень операторов, транспортирующих ТКО на объект обработки отходов (Приложение N 3 к настоящему Договору) в срок, не менее чем за 2 рабочих дня до начала работы. В случае необходимости, Региональный оператор актуализирует Перечни и предоставляет их Оператору не менее чем за 2 рабочих дня до начала их действия.
2.3.3. Доставлять отходы в часы работы объекта обработки отходов ежедневно с 9.00 до 17.00.
2.3.4. Принимать услуги по обработке отходов и производить их оплату в порядке и сроки, предусмотренные условиями настоящего Договора.
2.3.5. При передаче ТКО на объект обработки отходов, соблюдать требования санитарно-эпидемиологического законодательства РФ и нормативно-правовых актов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.
2.3.6. Обеспечить отсутствие в завозимых на объект для обработки отходах, запрещённых к обработке на объекте (не включенные в Приложение N 1 настоящего Договора). В случае поступления от Оператора информации о поступлении таких видов отходов и размещении их на временное хранение, принять меры по их удалению с территории объекта обработки в зимний период - в течение 3 суток, в летний период в течение суток.
2.3. <<7>>. Предоставить Оператору документы, подтверждающие компонентный состав, класс опасности видов отходов, заявленных для обработки на объекте согласно Приложению N 1 к настоящему Договору. К данным документам относятся копии паспортов твёрдых коммунальных отходов, заверенных хозяйствующим субъектом, образовавшим данные отходы, а также материалы отнесения отхода к виду и классу опасности для окружающей среды, подготовленные в установленном законодательством порядке.
2.2.8. Обеспечить при въезде на объект предъявление водителем транспортного средства, доставившего ТКО на объект обработки отходов, корректно заполненной документации для транспортирования и передачи отходов, указанной в п. 1.4 Договора, на бумажном носителе в двух экземплярах, а также путевого листа на транспортное средство.
2.3.9. При идентификации отходов руководствоваться Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утверждённым приказом Росприроднадзора N 242 от 22.05.2017 в актуальной редакции.
2.3.10. Рассмотреть, подписать и направить один экземпляр акта сдачи-приёмки оказанных услуг за расчётный период в адрес Оператора в течение семи календарных дней со дня первоначального его получения от Оператора или в тот же срок представить Оператору мотивированный отказ от его подписания.
2.4. Региональный оператор имеет право:
2.4.1. Региональный оператор имеет право проверять ход и качество оказываемых Оператором услуг, запрашивать всю необходимую для осуществления своей деятельности информацию.
2.4.2. Региональный оператор имеет право осуществлять выездной контроль места приёма (передачи) и обработки твёрдых коммунальных отходов в соответствии Порядком осуществления контроля (раздел 6 настоящего Договора), по результатам которого составляется акт, в соответствии с п. 3.1. - 3.3. настоящего Договора.
2.4.3. Вносить предложения по улучшению взаимодействия между Сторонами.
2.4.4. Региональный оператор в случае необходимости вправе затребовать у Оператора копии документов, подтверждающих техническое состояние объекта обработки (в том числе проектную документацию, разрешение на ввод в эксплуатацию, заключения государственных экспертиз). Указанные документы должны быть предоставлены Оператором в течение 10 календарных дней с момента получения запроса от Регионального оператора.
3. Порядок фиксации нарушений по договору.
3.1. В случае нарушения Оператором обязательств по настоящему Договору, в том числе выявленных в ходе выездного контроля, Региональный оператор в день обнаружения нарушения в присутствии представителя Оператора составляет акт о нарушении Оператором обязательств по Договору и вручает его представителю Оператора. При неявке представителя Оператора Региональный оператор составляет указанный акт в присутствии не менее чем двух незаинтересованных лиц, не являющихся работниками обоих сторон по Договору или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение одного рабочего дня направляет акт Оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определённого Региональным оператором.
3.2. В случае несогласия с содержанием акта, Оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение Региональному оператору в течение одного рабочего дня со дня направления Региональным оператором акта.
3.3. Акт должен содержать:
а) дату, время, описание нарушения, подписи присутствующих сторон и иные сведения о факте нарушении Правил обращении с твёрдыми коммунальными отходами (или) условий настоящего Договора;
б) другие сведения и выявленные нарушения по усмотрению сторон, в том числе материалы фото- и видеосъёмки.
3.4. В случае нарушения Региональным оператором условий настоящего Договора (за исключением нарушения порядка оплаты услуг Оператора) составляется акт в соответствии с п. 3.3 настоящего Договора, фиксирующий нарушение в присутствии уполномоченного представителя Регионального оператора, в случае отсутствия последнего, составляется акт в одностороннем порядке с последующей передачей его в адрес Регионального оператора на рассмотрение.
4. Сроки и порядок оплаты.
4.1. Расчётным периодом по настоящему Договору является календарный месяц.
4.2. Оплата услуг по обработке ТКО по настоящему Договору осуществляется исходя из тарифа на услугу по обработке единицы количества объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, установленного в соответствии с действующим законодательством РФ и количества объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, обработанных на объекте за расчётный период.
4.3. Региональный оператор производит оплату за фактически оказанные Оператором в соответствии с условиями Договора услуги в безналичной денежной форме путем перечисления денежных средств на расчётный счет Оператора до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны на основании подписанного сторонами акта сдачи - приёмки оказанных услуг, который должен быть предоставлен Региональному оператору в срок, установленный пунктом 2.1.5 настоящего Договора. В случае несвоевременного предоставления акта сдачи-приёмки оказанных услуг за расчётный период срок оплаты отодвигается соразмерно времени указанной просрочки Оператора.
4.4. Обязательства Регионального оператора по оплате оказанных услуг за расчётный период считаются исполненными с момента поступления денежных средств на расчётный счёт Оператора.
4.5. Оператор передает Региональному оператору счёт (и/или счёт-фактуру), а также акт сдачи-приёмки оказанных услуг в срок, предусмотренный пунктом 2.1.5 настоящего Договора, любым доступным способом связи (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить получение отправления адресатом. В случае направления указанных в настоящем пункте документов телеграммой, факсограммой, телефонограммой, по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Оператор досылает Региональному оператору оригиналы указанных документов в течение десяти календарных дней с даты их первоначальной отправки одним из указанных способов связи.
4.6. В случае подписания Региональным оператором акта сдачи-приёмки услуг с разногласиями, а также в случае, если Региональным оператором в течение месяца, следующего за расчетным периодом, будет установлено, что фактическое количество (объём и (или) масса) обработанных твёрдых коммунальных отходов больше или меньше указанного Оператором в акте приёмки оказанных услуг за расчётный период, последний производит корректировку такого количества в акте приемки услуг в расчётном периоде, следующем за месяцем установления расхождения. В случае наличия разногласий по объёму оказанных услуг Стороны настоящего Договора принимают незамедлительные меры по его сверке.
4. <<7>>. Сверка расчётов по настоящему Договору проводится между Оператором и Региональным оператором не реже чем один раз в год по инициативе одной из сторон путём составления и подписания сторонами соответствующего акта.
4.8. Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить получение такого отправления адресатом с учетом п. 10.2 настоящего Договора.
4.9. Другая сторона обязана подписать акт сверки расчётов в течение 10 рабочих дней со дня его получения или представить мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта акта сверки расчетов.
4.10. В случае неполучения ответа в течение 20 рабочих дней со дня вручения противной стороне акта сверки расчётов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами.
4.11. Для определения качества и полноты оказываемых при сдаче-приёмке услуг по обработке отходов стороны руководствуются Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Постановлением Минстроя России 05 ноября 1996 года.
5. Ответственность сторон.
5.1. В случае допущения нарушений по исполнению условий настоящего Договора Оператор обязан за свой счёт устранить допущенные при оказании Услуг недостатки, а также возместить Региональному оператору понесённые убытки.
5.2. В случае допущения нарушений при исполнении условий настоящего Договора Региональным оператором, он обязан за свой счёт устранить допущенные при оказании Услуг недостатки, а также возместить Оператору понесённые убытки.
5.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Оператором обязательств по настоящему договору Региональный оператор вправе направить Оператору требование об уплате неустойки (штрафов, пеней), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Региональным оператором обязательств по настоящему Договору по своевременной оплате предоставленных услуг, Оператор вправе направить Региональному оператору требование об уплате неустойки (штрафов, пеней), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.5. Оператор несет ответственность за возмещение Региональному оператору расходов в связи с оплатой Региональным оператором штрафов, выполнением предписаний государственных и муниципальных органов, если такие штрафы и предписания явились результатом ненадлежащего выполнения Оператором своих обязанностей по настоящему Договору.
6. Порядок осуществления Региональным оператором контроля деятельности Оператора.
6.1. С целью выполнения условий настоящего Договора Региональный оператор имеет право организовать проверку исполнения условий настоящего Договора и с этой целью посетить место обработки отходов. Оператор обязан допустить уполномоченное Региональным оператором лицо, имеющее доверенность на право проведения проверки, выданную Региональным оператором, для осуществления контрольных мероприятий. В рамках контрольных мероприятий Региональный оператор имеет право контролировать, весь технологический процесс обработки отходов, в том числе процессы:
- выгрузки отходов на приёмной площадке объекта;
- обработки и сортировки с последующим отбором вторичных материальных ресурсов, пригодных для использования;
- накопления и погрузки в спецавтомобиль отходов, образованных после обработки (сортировки) и не подлежащих утилизации ("хвостов").
6.2. Региональный оператор обязан за сутки предупредить Оператора о предстоящим проведении им контрольных мероприятий места обработки отходов.
6.3. В случае выявления в ходе проверки нарушений в деятельности Оператора при исполнении настоящего Договора, Региональный оператор действует согласно разделу 3 настоящего Договора.
<<7>>. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор).
<<7>>.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.
<<7>>.2. Сторона, подвергшаяся действию обстоятельств непреодолимой силы, обязана предпринять все необходимые действия для извещения другой стороны любыми доступными способами без промедления, не позднее 24 часов с момента наступления обстоятельств непреодолимой силы, о наступлении указанных обстоятельств. Извещение должно содержать данные о времени наступления и характере указанных обстоятельств.
<<7>>.3. Сторона должна также без промедления, не позднее 24 часов с момента прекращения обстоятельств непреодолимой силы, известить об этом другую сторону.
<<7>>.4. Свидетельство (иной документ), выданное торгово-промышленной палатой или иным компетентным органом, является достаточным подтверждением наличия и продолжительности действия обстоятельств непреодолимой силы.
8. Порядок разрешения споров.
8.1. Все споры, разногласия и претензии, которые могут возникнуть в связи с исполнением, расторжением или признанием недействительным настоящего Договора, стороны будут стремиться решить путём переговоров с соблюдением обязательного претензионного порядка. Сторона, у которой возникли претензии и (или) разногласия, направляет другой стороне письменную претензию с их указанием.
8.2. Другая сторона обязана направить мотивированный ответ в письменной форме на поступившую к ней претензию в течение <<7>> (семи) календарных дней с даты её получения.
8.3. В случае, если ответ на претензию не будет получен направившей её стороной в установленный срок, либо если стороны не придут к соглашению по возникшим претензиям и (или) разногласиям, спор подлежит передаче на рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
9. Срок действия договора. Порядок изменения и расторжения договора.
9.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его заключения в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, и действует один год, а в части взаимных расчетов - до полного исполнения обязательств.
9.2. Оператор приступает к оказанию Услуг по настоящему договору в течение 3 дней с момента начала действия настоящего Договора и завершает их оказание по истечении срока действия настоящего Договора, либо в случаях, когда оказание услуг невозможно ввиду прямого указания действующего законодательства.
9.3. Настоящий Договор считается продлённым на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового Договора на иных условиях.
9.4. Настоящий Договор, может быть расторгнут до окончания срока его действия по соглашению сторон.
9.5. Настоящий Договор расторгается в одностороннем порядке любой стороной при приостановлении или прекращении действия лицензии Оператора, ликвидации Оператора, при утрате Региональным оператором своего статуса и при исключении данных об объекте обработки Оператора из Территориальной схемы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённой уполномоченным органом государственной власти Архангельской области.
10. Прочие условия.
10.1. Все изменения, которые вносятся в настоящий Договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии).
10.2. В ходе переписки оперативная информация (уведомления, сообщения, акты, скан-копии и т.д.) передается сторонами друг другу оперативными средствами связи (факс, электронная почта) и посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить получение оригинала. Контактная информация указывается сторонами в разделе 11 настоящего Договора "Реквизиты сторон".
10.3. В случае изменения наименования, адреса или рабочих реквизитов сторона обязана уведомить об этом другую сторону в письменной форме в течение 10 календарных дней со дня таких изменений любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом. Все риски, связанные с несвоевременным получением или неполучением сообщений по настоящему Договору, а также перечислением денежных средств, несёт сторона, не предоставившая или несвоевременно предоставившая сведения о произошедших изменениях.
10.4. При исполнении настоящего Договора стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
10.5. Стороны признают и принимают, что следующие электронные адреса являются официальными для переписки и переписка с указанных адресов принимается сторонами как равнозначная переписке на бумажном носителе:
a.mpk@yandex.ru - для Оператора;
info@eco-tko.ru - для Регионального оператора.
10.6. Настоящий договор составлен в 2 экземплярах, имеющих равную юридическую силу.
10. <<7>>. Приложения к настоящему договору являются его неотъемлемой частью.
11. Реквизиты сторон:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР: |
ОПЕРАТОР: |
||
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" |
ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" |
||
Юридический адрес: |
163046, РФ, Архангельская обл., г. Архангельск, улица Поморская, дом 45, пом. 1-Н |
Юридический адрес: |
163045 г. Архангельск, 6 проезд, Кузнечихинский промузел, строение 8 |
Фактический (почтовый) адрес: |
163046, РФ, Архангельская обл., г. Архангельск, улица Поморская, дом 45, пом. 1-Н |
Фактический (почтовый) адрес: |
163045 г. Архангельск, 6 проезд, Кузнечихинский промузел, строение 8 |
ОГРН |
1187746816608 |
ОГРН |
1112901013147 |
ИНН |
7743274766 |
ИНН |
2901221922 |
КПП |
290101001 |
КПП |
290101001 |
ОКПО |
32970154 |
ОКПО |
53331889 |
Расчетный счет |
40702810432190001551 в ФИЛИАЛ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ" АО "Альфа-Банк", г. Санкт-Петербург |
Расчетный счет Кор. счет БИК Телефон |
40702810148000000735 в АО "Россельхозбанк" 30101810000000000772 041117772 + <<7>> (8182)29-74-46 |
Кор. счет |
30101810600000000786 |
e-mail: |
a.mpk@yandex.ru |
БИК |
044030786 |
|
|
ИФНС |
2901 |
|
|
Телефон |
+ <<7>> (8182) 63-70-02 |
|
|
e-mail: |
info@eco-tko.ru |
|
|
В удовлетворении встречного иска отказано.
ООО "АМПК" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что ООО "АМПК" является предприятием, сортирующим раздельно-накопленные отходы; суд первой инстанции обязал коммерческую организацию заключить заведомо невыгодный и невыполнимый договор; сортировка смешанных отходов нецелесообразна, экономически невыгодна и убыточна; однопоточная линия сортировки ООО "АМПК" не способна сортировать смешанные отходы в объемах, предусмотренных договором; тариф на обработку отходов для ООО "АМПК" установлен с учетом сортировки предварительно раздельно-накопленных отходов; ООО "Экоинтегратор" обязан ввести раздельное накопление ТКО для дальнейшей обработки, а единственным предприятием, осуществляющим сортировку на законных основаниях, является ООО "АМПК"; ООО "АМПК" допускает заключение договора с ООО "Экоиньегратор" на сортировку предварительно раздельно-накопленных отходов, но с учетом компенсации стоимости дополнительных сопутствующих услуг; обжалуемое решение суда полностью удовлетворяет требования ООО "Экоинтегратор", и при этом полностью не учитывает интересы ООО "АМПК". Представитель ООО "АМПК" в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил ее удовлетворить.
ООО "Экоинтегратор" отзыв на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя ООО "АМПК", исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.10.2019 между Министерством и ООО "Экоинтегратор" заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Архангельской области (далее - Соглашение), ООО "Экоинтегратор" наделено статусом регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Архангельской области и с 01.01.2020 приступило к выполнению своих обязательств.
Как указал истец, согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 11.04.2017 N 144-пп (далее - Территориальная схема обращения с отходами), потоки твёрдых коммунальных отходов, образованных в Октябрьском, Соломбальском, Северном и Маймаксанском округах городского округа "Архангельск", а также сельского поселения "Талажское" Приморского муниципального района Архангельской области, подлежат направлению на эксплуатируемый ответчиком мусоросортировочный комплекс, расположенный по адресу: Архангельская область, город Архангельск, Шестой проезд (Кузнечихинский промузел), строение 8.
В связи с этим в целях исполнения своих обязательств перед Министерством по Соглашению истец письмом от 21.10.2020 N 6622/10-20 направил ответчику оферту - проект договора на оказание услуг по обработке твёрдых коммунальных отходов IV - V классов опасности от 15.10.2020 N ЭИ/3/2020/07.
Согласно почтовому уведомлению почтовое отправление с проектом договора получено ответчиком 03.11.2020.
Письмом от 01.12.2020 N 273 ООО "АМПК" уведомило истца о рассмотрении указанного проекта договора и несогласии с его условиями, но ни протокол разногласий по конкретным условиям проекта договора от 15.10.2020 N ЭИ/3/2020/07, ни проект договора с указанием своих условий истцу не направило.
Как указал истец, в силу пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) заключение договора на оказание услуг по обработке твёрдых коммунальных отходов IV - V классов опасности является обязательным как для Регионального оператора, так и для ООО "АМПК", а ответчик, являясь оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, владеющим объектом обработки твёрдых коммунальных отходов - мусоросортировочным комплексом, обязан принимать твёрдые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории Архангельской области, на основании заключённого с Региональным оператором договора об осуществлении регулируемого вида деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения такого договора.
Поскольку ответчик, получив от истца проект договора оказания услуг по обработке твёрдых коммунальных отходов, не направил истцу ни протокол разногласий к договору, ни новый проект договора на своих условиях, истец счёл ответчика уклонившимся от заключения договора и обратился в арбитражный суд с иском о возложении на ответчика обязанности заключить спорный договор на условиях проекта договора от 15.10.2020 N ЭИ/З/2020/07.
В ходе рассмотрения дела истец согласился с отдельными условиями, приведёнными ответчиком во встречном иске, в связи с чем уточнил исковые требования и просил обязать ООО "АМПК" заключить договор на оказание услуг по обработке твёрдых коммунальных отходов IV - V классов опасности на условиях, предложенных в ходатайстве об уточнении исковых требований от 31.05.2021.
Ответчик, возражая против удовлетворения иска ООО "Экоинтегратор", настаивал на удовлетворении своего встречного иска о возложении на ООО "Экоинтегратор" обязанности заключить с ООО "АМПК" договор на оказание услуги по переработке раздельно накопленных отходов. Согласно встречному иску услуга оператора по обработке раздельно накопленных отходов включает в себя сбор раздельно накопленных отходов, транспортирование раздельно накопленных отходов до объекта обработки, сортировку раздельно-накопленных отходов, брикетирование (упаковку), хранение и реализацию вторичных материально-сырьевых ресурсов, размещение (захоронение) на действующих полигонах Архангельской области отходов, образованных после сортировки и не подлежащих последующей обработке (хвосты).
По утверждению ответчика, у него отсутствует техническая возможность принимать и сортировать твёрдые коммунальные отходы смешанного типа ("сырые" твёрдые коммунальные отходы), поскольку комплекс устройств для сортировки, установленный на объекте обработки и сортировки ООО "АМПК", не предусмотрен для принятия в сортировку отходов смешанного типа. Также ответчик утверждал, что в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами оснащение пилотных городов (Архангельск, Северодвинск, Новодвинск) инфраструктурой раздельного накопления отходов должно было быть произведено в период с IV квартала 2019 года по III квартал 2020 года. Кроме этого, ответчик ссылался на заведомую невыгодность и экономическую нецелесообразность предлагаемого истцом договора, утверждал, что в тариф на услугу по обработке твёрдых коммунальных отходов не включена услуга по обработке смешанных ("сырых") твёрдых коммунальных отходов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя первоначальные исковые требования и, отказывая в удовлетворении встречного иска, правомерно руководствовался следующим.
Правоотношения в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами регулируются Законом N 89-ФЗ и Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии со статьёй 1 Закона N 89-ФЗ деятельность по обращению с отходами включает сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение (захоронение и хранение) отходов.
В силу части пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твёрдых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твёрдые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учётом соглашения, заключённого между субъектами Российской Федерации, только на основании заключённых с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Пунктом 1 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами отнесены: обработка твёрдых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором; энергетическая утилизация.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Из материалов дела видно, что согласно Территориальной схеме обращения с отходами потоки твёрдых коммунальных отходов, образованных в Октябрьском, Соломбальском, Северном и Маймаксанском округах городского округа "Архангельск", а также сельского поселения "Талажское" Приморского муниципального района Архангельской области, подлежат направлению на эксплуатируемый ООО "АМПК" мусоросортировочный комплекс, расположенный по адресу: Архангельская область, город Архангельск, Шестой проезд (Кузнечихинский промузел), строение 8 (приложение N А8 "Сведения об объектах обработки, утилизации, обезвреживания отходов", приложение N В1 "Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2019 - 2030 годов), приложение N Г "Текущая схема потоков отходов").
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Как указано в пункте 1 статьи 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с этим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключённым на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключённым, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
Перечень существенных условий, включаемых в договор оказания услуг по обработке твёрдых коммунальных отходов между истцом и ответчиком, установлен в пункте 36 Правил N 1156, где указано, что существенными условиями договора на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов являются:
а) предмет договора;
б) требования к составу твёрдых коммунальных отходов, передаваемых оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, способу складирования твёрдых коммунальных отходов;
в) планируемая масса твёрдых коммунальных отходов, направляемых на объект, используемый для обработки, обезвреживания, захоронения;
г) место приёма (передачи) твёрдых коммунальных отходов;
д) способ коммерческого учёта количества твёрдых коммунальных отходов;
е) сроки и порядок оплаты услуг по договору;
ж) права и обязанности сторон по договору;
з) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов;
и) ответственность сторон.
Как правильно указал суд первой инстанции, в силу пункта 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ и Территориальной схемы обращения с отходами заключение договора на оказание услуг по обработке твёрдых коммунальных отходов IV - V классов опасности является обязательным как для истца, так и для ООО "АМПК", а ответчик, являясь оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, владеющим объектом обработки твёрдых коммунальных отходов - мусоросортировочным комплексом, обязан принимать твёрдые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории Архангельской области, на основании заключённого с Региональным оператором договора об осуществлении регулируемого вида деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения такого договора.
При разрешении спора между истцом и ответчиком о том, какие именно твердые коммунальные отходы подлежат обработке в рамках договора, подлежащего заключению между Региональным оператором и Оператором: раздельно накопленные или смешанные, суд пришёл к следующим выводам.
Суд установил, что условия договора на оказание услуг по обработке твёрдых коммунальных отходов IV - V классов опасности, предложенные истцом в ходатайстве об уточнении исковых требований от 31.05.2021, соответствуют Закону N 89-ФЗ, Правилам N 1156, Территориальной схеме обращения с отходами.
При этом суд отметил, что территориальной схемой обращения с отходами предусмотрена обработка на объекте ООО "АМПК" твёрдых коммунальных отходов. При этом каких-либо указаний на то, что твёрдые коммунальные отходы, передаваемые на обработку на объект ООО "АМПК", должны быть раздельно накопленными, Территориальная схема обращения с отходами не содержит.
Как верно указал истец, предлагаемое ответчиком условие о приёмке на обработку только раздельно накопленных отходов противоречит Территориальной схемой обращения с отходами, согласно которой на объект обработки, эксплуатируемый ответчиком, подлежат направлению 100 % отходов, образующихся в Октябрьском, Соломбальском, Северном и Маймаксанском округах городского округа "Архангельск", а также сельского поселения "Талажское" Приморского муниципального района Архангельской области.
Также противоречит Территориальной схеме обращения с отходами и довод ответчика о возможности обработки ответчиком только раздельно накопленных отходов. Так, согласно приложению А8 "Сведения об объектах обработки, утилизации, обезвреживания отходов" ответчиком осуществляется обработка отходов от жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), мусора от офисных и бытовых помещений организации несортированного (исключая крупногабаритный), отходов (мусора) несортированных от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания. Более того, в столбце 11 указанного приложения к Территориальной схеме обращения с отходами приведены фактические объёмы обработки данных отходов, что также свидетельствует о несоответствии действительности приведённого ответчиком довода.
Как следует из отзыва Министерства, ООО "АМПК" - это единственная организация на территории Архангельской области, осуществляющая обработку твёрдых коммунальных отходов.
В направленном в Министерство письме от 11.03.2019 N 40 ООО "АМПК" сообщило, что мощность технологической линии сортировки твёрдых бытовых отходов составляет 100 тыс. тонн в год, а также то, что производственная программа, утверждённая постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2019 N 77-в/5, может быть реализована при заключении с региональным оператором договора на обработку твёрдых коммунальных отходов.
К письму от 11.03.2019 N 41, направленному в Министерство в рамках корректировки Территориальной схемы обращения с отходами, ООО "АМПК" приложило форму предоставления данных об объекте обработки отходов, сведения об имеющихся объектах обработки отходов.
Как усматривается из представленной ответчиком в Министерство формы предоставления данных об объекте обработки отходов, технология обработки отходов на объекте ООО "АМПК" предусматривает ручную сортировку твёрдых бытовых отходов и запрессовку извлекаемого их них вторсырья. Типом обрабатываемых отходов являются твёрдые коммунальные отходы и подобные (отходы IV - V классов опасности).
В этом же документе содержится описание технологии обработки. По конвейеру отходы принимаются в сортировочную кабину на ленту сортировки отходов. Лента оборудована 12 рабочими местами, вручную операторы-сортировщики отбирают полезные фракции вторсырья из общей массы отходов. Отсортированное вторсырьё, подлежащее прессованию, сбрасывается на бетонный пол. Образованные кучи вторсырья сдвигаются на приёмо-подающий конвейер пресса и поступают в загрузочную камеру пресса с автоматической обвязкой вторсырья проволокой. Отсортированное вторсырьё, не подлежащее прессованию (стекло), вручную складируется в мешки (биг-беги). Готовое к реализации сырьё накапливается в цехе готовой продукции. Отходы, не подлежащие вторичной переработке ("хвосты"), автоматически отправляются в мусоровоз, который транспортирует остатки сортировки отходов на городской полигон.
В представленных ответчиком в Министерство сведениях об имеющихся объектах обработки отходов указаны наименование обрабатываемых ответчиком отходов и коды отходов по Федеральному классификационному каталогу отходов, обрабатываемые ООО "АМПК", в том числе: отходы (мусор) от уборки помещений парикмахерских, салонов красоты, соляриев (73941001724); отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные (73621001724); отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие (73610002724); мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (73322001724); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (73310001724); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (73111001724); мусор и смет производственных помещений малоопасный (73321001724); отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (89000001724); тара из прочих полимерных материалов, загрязнённая лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (43819102514); тара полиэтиленовая, загрязнённая лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (43811102514); тара полиэтиленовая, загрязнённая неорганическими нерастворимыми минеральными веществами (43811201514); тара пропиленовая, загрязнённая средствами моющими, чистящими и полирующими (43812911514); смесь незагрязнённых строительных материалов на основе полимеров, содержащая поливинилхлорид (82799001724).
Кроме того, как справедливо указал суд, аналогичные сведения об обрабатываемых ответчиком отходах содержатся в отчётах ООО "АМПК" "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" по форме 2-ТП (отходы) за 2018, 2019 и 2020 годы.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы ответчика о том, что ООО "АМПК" занимается обработкой только раздельно накопленных отходов (раздельно собранных отходов). По этой же причине являются неубедительными доводы ответчика об отсутствии у ООО "АМПК" технической возможности принимать и сортировать твёрдые коммунальные отходы смешанного типа ("сырые" твёрдые коммунальные отходы).
Судом первой инстанции правомерно отклонены ссылки ответчика на заведомую невыгодность и экономическую нецелесообразность предлагаемого истцом договора, а также его доводы о том, что в тариф на услугу по обработке твёрдых коммунальных отходов не включена услуга по обработке смешанных ("сырых") твёрдых коммунальных отходов, как не подтверждённые доказательствами. При этом суд верно отметил, что оценка законности нормативного правового акта, которым установлен тариф, не входит в предмет рассматриваемого спора о заключении договора между истцом и ответчиком.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения первоначального иска и возложения на ООО "АМПК" обязанности заключить с ООО "Экоинтегратор" договор на оказание услуг по обработке твёрдых коммунальных отходов IV - V классов опасности на условиях, предложенных ООО "Экоинтегратор" в ходатайстве об уточнении исковых требований от 31.05.2021.
При этом законных оснований для удовлетворения встречного иска ООО "АМПК" о возложении на ООО "Экоинтегратор" обязанности заключить с ООО "АМПК" договор на оказание услуги по переработке раздельно накопленных отходов, суд не усмотрел в силу следующего.
Судом установлено, что Территориальной схемой обращения с отходами предусмотрена обработка на объекте ООО "АМПК" твёрдых коммунальных отходов, при этом каких-либо указаний на то, что твёрдые коммунальные отходы, передаваемые на обработку на объект ООО "АМПК", должны быть раздельно накопленными, Территориальная схема обращения с отходами не содержит.
Из материалов дела видно, что ответчик в своём встречном иске включил в договор условие об оказании им Региональному оператору не только услуг по обработке (сортировке) отходов, но и по их сбору из контейнеров, транспортированию до объекта обработки и объекта захоронения, размещению (захоронению) отходов, хранению и реализации вторичных материально-сырьевых ресурсов. Вместе с тем, как верно отметил истец со ссылкой на статью 1 Закона N 89-ФЗ, предлагаемые ответчиком услуги не входят в услугу по обработке отходов, при этом ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон N 89-ФЗ, ни Правила N 1156, ни Территориальная схема обращения с отходами не предусматривают наличие у Регионального оператора обязанности заключать с ответчиком договор на оказание этих услуг, являющихся самостоятельными по отношению к услуге по обработке отдельных от обработки услуг. Кроме того, возложение на ООО "Экоинтегратор" обязанности заключения договора, предусматривающего оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов, противоречило бы Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 "Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов для регионального оператора".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречных требований ООО "АМПК".
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июня 2021 года по делу N А05-13991/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13991/2020
Истец: ООО "Экоинтегратор"
Ответчик: ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Агентство по тарифам и ценам, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования