г. Челябинск |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А07-4850/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БашРеконстрой" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.07.2021 по делу N А07-4850/2021.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "БашРеконстрой" - Исмагилова Г.Х. (паспорт, доверенность от 08.04.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "БашРеконстрой" (далее - заявитель, общество, ООО "БашРеконстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Башкортостан (далее - Инспекция, административный орган, МИФНС N1 по РБ) о признании незаконными и отмене постановлений N0278102100666200004 от 10.02.2021 и N02782102100657000004 от 10.02.2021 по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.07.2021 заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным и отменено постановление МИФНС N 1 по РБ N 02782102100657000004 от 10.02.2021 в части привлечения ООО "БашРеконстрой" к административной ответственности по части 1 ст.15.25 КоАП РФ на сумму 50 895 руб. В части заявленных требований по оспариванию постановления N 0278102100666200004 от 10.02.2021 производство по делу прекращено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "БашРеконстрой" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 14.07.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что в действиях общества отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку законодательно не запрещено выплачивать российским юридическим лицом иностранным гражданам наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве заработной платы.
По мнению подателя жалобы, налоговый орган не доказал факт осуществления заявителем незаконной валютной операции, в связи с этим у МИФНС N 1 по РБ отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 судебное заседание, назначенное на 28.09.2021, отложено на 12.10.2021.
До начала судебного заседания от МИФНС N 1 по РБ поступил отзыв на апелляционную жалобу, который в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. От МИФНС N 1 по РБ поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации ООО "БашРеконстрой", налоговым органом установлено, что ООО "БашРеконстрой" заключены трудовые договора со следующими иностранными гражданами:
- Аббасгулиев Рауф Разим оглы ИНН 024509755220 согласно приказу о приеме на работу N 5 от 06.05.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 11 от 06.05.2019. Паспорт иностранного гражданина С 02379129.
- Алиев Руслан Солтан оглы ИНН 027695985978 согласно приказ) о приеме на работу N 5 от 06.05.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 9 от 06.05.2019. Паспорт иностранного гражданина Р 4357116.
- Алиев Эльгюн Солтан оглы ИНН 027758536470 согласно приказу о приеме на работу N 4 от 23.04.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) н размере П000.00 руб. Оформлен трудовой договор N 4 от 23.04.2019. Паспорт иностранного гражданина С 02589152.
- Аллахвердиев Амил Нариман оглы ИНН 027696139368 согласно приказу о приеме на работу N 9-К от 18.07.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 15 от 18.07.2019. Паспорт иностранного гражданина С 02026427.
- Бабаев Самаддин Агабаба оглы ИНН 745312860213 согласно приказу о приеме на работу N 4 от 23.04.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 5 от 23.04.2019. Паспорт иностранного гражданина С 01631546.
- Велиев Афган Мурват оглы ИНН 027364263450 согласно приказу о приеме на работу N 12-К от 20.08.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 19 от 20.08.2019. Паспорт иностранного гражданина С 01750612.
- Гасанов Мехман Бахман оглы ИНН 027756790295 согласно приказу о приеме на работу N 4 от 23.04.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 8 от 23.04.2019. Паспорт иностранного гражданина Р 4938069.
- Гурбанов Закир Сафархан оглы ИНН 027364264012 согласно приказу о приеме на работу N 12-К от 20.08.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 20 от 20.08.2019. Паспорт иностранного гражданина С 01750610.
- Гурбанов Эльман Гасан оглы ИНН 027364393762 согласно приказу о приеме на работу N 4 от 23.04.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 7 от 23.04.2019. Паспорт иностранного гражданина С 00114845.
- Гурбанов Аловсат Агшин оглы ИНН 024509748409 согласно приказу о приеме на работу N 5 от 06.05.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 10 от 06.05.2019. Паспорт иностранного гражданина С 02726053.
- Гусейнов Фуад Алайдын оглы ИНН 027756790432 согласно приказу о приеме на работу N 5 от 06.05.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 13 от 06.05.2019. Паспорт иностранного гражданина С 01093874.
- Гусейнов Гусейн Афлатун оглы ИНН 024509623939 N 16 от 18.07.2019. Паспорт иностранного гражданина С 01698268.
- Джафаров Тарлан Алибала оглы ИНН 502747282804 N 22 от 01.11.2019. Паспорт иностранного гражданина Р 4562620.
- Иманов Асаф Вагиф оглы ИНН 027756789885 согласно приказ;/ о приеме на работу N 4 от 23.04.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 6 от 23.04.2019. Паспорт иностранного гражданина С 01125496.
- Иманова Нурана Али Кызы ИНН 027420114831 согласно приказу о приеме на работу N 2 от 09.01.2015 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 15000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 5 от 09.01.2015. Паспорт иностранного гражданина Р 3581474.
- Матякубов Ахмаджон Шарипович ИНН 027207793136 согласно приказу о приеме на работу N 10-К от 23.07.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000.0 руб. Оформлен трудовой договор N 17 от 23.07.2019. Паспорт иностранного гражданина АА 7755618.
- Меликов Хикмет Хафиз оглы ИНН 027891738284 согласно приказу о приеме на работу N 4 от 23.04.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 2 от 23.04.2019. Паспорт иностранного гражданина С 02775033.
- Назаров Балоглан Ханоглан оглы ИНН 27678291507 согласно приказу о приеме на работу N 16-К от 01.11.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 23 от 01.11.2019. Паспорт иностранного гражданина С 01208959.
- Рагимов Афган Мирхан оглы ИНН 027511741702 согласно приказу о приеме на работу N 6-К от 05.06.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 14 от 05.06.2019. Паспорт иностранного гражданина Р 5040117.
- Рзаев Ислам Аслан оглы ИНН 24509748575 согласно приказу о приеме на работу N 5 от 06.05.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 12 от 06.05.2019. Паспорт иностранного гражданина Р 4177345.
- Рзаев Фамил Мирсаяд оглы ИНН 027756792905 согласно приказу о приеме на работу N 4 от 23.04.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 3 от 23.04.2019. Паспорт иностранного гражданина Р 3806918.
- Силаев Рамил Юнсур оглы ИНН 024509596403 согласно приказу о приеме на работу N 12-К от 20.08.2019 в строительный участок с тарифной ставкой (окладом) в размере 13000,00 руб. Оформлен трудовой договор N 18 от 20.08.2019. Паспорт иностранного гражданина Р 5043051.
Согласно платежной ведомости N 2 от 29.02.2019 (расходный кассовый ордер N 6 от 29.02.2019) выплачена заработная плата наличными денежными средствами из кассы ООО "БашРеконстрой": Иманову Нурану Али Кызы в размере 13050,00 руб.
Согласно платежной ведомости N 4 от 30.04.2019 (расходный кассовый ордер N 9 от 30.04.2019) выплачена заработная плата наличными денежными средствами из кассы ООО "БашРеконстрой": Иманову Нурану Али Кызы в размере 1.3050,00 руб.
Согласно платежной ведомости N 5 от 31.05.2019 (расходные кассовые ордера N 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19 от 31.05.2019) выплачена заработная плата наличными денежными средствами из кассы ООО "БашРеконстрой": Алиеву Эльгюн Солтан оглы в размере 12900,00 руб.; Бабаеву Самаддин Агабаба оглы в размере 12900,00 руб.; - Гасанов Мехмак Бахман оглы в размере 12900,00 руб.; Турбанову Эльман Гасан оглы в размере 12900,00 руб.; Иманову Асафу Вагиф оглы в размере 12900,00 руб.; Имановой Нуране Али Кызы в размере 13050,00 руб.; Меликову Хикмету Хафиз оглы в размере 12900,00 руб.; Рзаеву Фамил Мирсаяд оглы в размере 12900,00 руб.
Согласно платежной ведомости N 6 от 30.06.2019 (расходные кассовые ордера N 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 33, 34 от 30.06.2019) выплачена заработная плата наличными денежными средствами из кассы ООО "БашРеконстрой": Аббасгулиеву Рауфу Разим оглы в размере 12300,00 руб.; Алиеву Руслану Солтан оглы в размере 12300,00 руб.; Алиеву Эльгюн Солтан оглы в размере 12900,00 руб.; Бабаеву Самаддину Агабаба оглы в размере 12900,00 руб.; Гасанову Мехману Бахман оглы в размере 12900,00 руб.; Турбанову Аловсату Агшин оглы в размере 12900,00 руб.; Турбанову Эльману Гасан оглы в размере 12300,00 руб.; - Иманову Асафу Вагиф оглы в размере 12900,00 руб.; Имановой Нуране Али Кызы в размере 13050,00 руб.; Меликову Хикмет Хафиз оглы в размере 12900,00 руб.; Рзаеву Исламу Аслан оглы в размере 12300,00 руб.; Рзаеву Фамилу Мирсаяд оглы в размере 12900,00 руб.
Согласно платежной ведомости N 7 от 31.07.2019 (расходные кассовые ордера N 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51 от 31.07.2019) выплачена заработная плата наличными денежными средствами из кассы ООО "БАШРЕКОНСТРОЙ": Аббасгулиеву Рауфу Разим оглы в размере 12900,00 руб.; Алиеву Руслану Солтан оглы в размере 12900,00 руб.; Алиеву Эльгюну Солтан оглы в размере 12900,00 руб.; Аллахвердиеву Амилу Нариман оглы в размере 11310,00 руб.; Бабаев Самаддин Агабаба оглы в размере 12900,00 руб.; Гасанову Мехману Бахман оглы в размере 12900,00 руб.; Турбанову Аловсату Агшин оглы в размере 12900,00 руб.; Турбанову Эльману Гасан оглы в размере 12900,00 руб.; Гусейнову Фуаду Алайдын оглы в размере 12900,00 руб.; Иманов Асаф Вагиф оглы в размере 12900,00 руб.; - Иманову Нурану Али Кызы в размере 13050,00 руб.; Меликову Хикмету Хафиз оглы в размере 12900,00 руб.; Рзаеву Исламу Аслан оглы в размере 12900,00 руб.; Рзаеву Фамилю Мирсаяд оглы в размере 12900,00 руб.
Согласно платежной ведомости N 8 от 02.08.2019 (расходные кассовые ордера N 53, 54 от 02.08.2019) выплачена заработная плата наличными денежными средствами из кассы ООО "БашРеконстрой": Аббасгулиеву Рауфу Разим оглы в размере 1000,00 руб.; Рзаеву Исламу Аслан оглы в размере 1000,00 руб.
Согласно платежной ведомости N 10 от 31.08.2019 (расходные кассовые ордера N 56, 57, 58, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 66, 67, 68 от 31.08.2019) выплачена заработная плата наличными денежными средствами из кассы ООО "БАШРЕКОНСТРОЙ": Алиеву Руслану Солтан оглы в размере 12900,00 руб.; - Алиеву Эльгюну Солтан оглы в размере 12900,00 руб.; Аллахвердиеву Амилу Нариман оглы в размере 11310,00 руб.; - Бабаеву Самаддину Агабаба оглы в размере 12900,00 руб.; Гасанов Мехман Бахман оглы в размере 12900,00 руб.; Турбанову Аловсату Агшин оглы в размере 12900,00 руб.; Турбанову Эльману Гасан оглы в размере 12900,00 руб.; Гусейнов Фуад Алайдын оглы в размере 12900,00 руб.; Иманову Асафу Вагиф оглы в размере 12900,00 руб.; Имановой Нуране Али Кызы в размере 13050,00 руб.; Меликову Хикмету Хафиз оглы в размере 12900,00 руб.; Рзаеву Фамилю Мирсаяд оглы в размере 12900,00 руб.
Согласно платежной ведомости N 11 от 30.09.2019 (расходные кассовые ордера N 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86 от 30.09.2019) выплачена заработная плата наличными денежными средствами из кассы ООО "БашРеконстрой": Алиеву Руслану Солтан оглы в размере 12900,00 руб.; Алиеву Эльгюну Солтан оглы в размере 12900,00 руб.; - Аллахвердиеву Амилу Нариман оглы в размере 11310,00 руб.; - Бабаеву Самаддину Агабаба оглы в размере 12900,00 руб.; - Велиеву Афгану Мурват оглы в размере 12900,00 руб.; - Гасанову Мехману Бахман оглы в размере 12900,00 руб.; - Турбанову Аловсату Агшин оглы в размере 12900,00 руб.; - Турбанову Закиру Сафархан оглы в размере 12900,00 руб.; - Турбанову Эльману Гасан оглы в размере 12900,00 руб.; - Гусейнову Гусейну Афлатун оглы в размере 12900,00 руб.; - Гусейнову Фуаду Алайдын оглы в размере 12900,00 руб.; - Иманову Асафу Вагиф оглы в размере 12900,00 руб.; - Имановой Нуране Али Кызы в размере 13050,00 руб.; - Матякубову Ахмаджону Шарипович 12900,00 руб.; - Меликову Хикмету Хафиз оглы в размере 12900,00 руб.; - Рагимову Афгану Мирхан оглы в размере 12900,00 руб.; - Рзаеву Фамилю Мирсаяд оглы в размере 12900,00 руб.; - Салаеву Рамилю Юнсур оглы в размере 12900,00 руб.
Согласно платежной ведомости N 12 от 03.10.2019 (расходные кассовые ордера N 89, 90 от 03.10.2019) выплачена заработная плата наличными денежными средствами из кассы ООО "БашРеконстрой": - Турбанову Аловсату Агшин оглы в размере 1700,00 руб.; - Матякубову Ахмаджону Шарипович 1700,00 руб.
Согласно платежной ведомости N 13 от 31.10.2019 (расходные кассовые ордера N 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 100, 101, 102, 103, 104, 106, 107 от 31.10.2019) выплачена заработная плата наличными денежными средствами из кассы ООО "БашРеконстрой": - Алиеву Руслану Солтан оглы в размере 12900,00 руб.; - Алиев Эльгюн Солтан оглы в размере 12900,00 руб.; - Аллахвердиеву Амилю Нариман оглы в размере 11310,00 руб.; - Бабаеву Самаддину Агабаба оглы в размере 12900,00 руб.; - Велиеву Афган уМурват оглы в размере 12900,00 руб-; - Гасанову Мехману Бахман оглы в размере 12900,00 руб.; - Гурбанову Закиру Сафархан оглы в размере 12900,00 руб.; - Гурбанову Эльману Гасан оглы в размере 12900,00 руб.; - Гусейнову Гусейну Афлатун оглы в размере 12900,00 руб.; - Гусейнов Фуад Алайдын оглы в размере 12900,00 руб.; - Иманову Асафу Вагиф оглы в размере 12900,00 руб.; - Имановой Нуране Али Кызы в размере 13050,00 руб.; - Меликову Хикмету Хафиз оглы в размере 12900,00 руб.; - Рагимову Афгану Мирхан оглы в размере 12900,00 руб.; - Рзаев Фамил Мирсаяд оглы в размере 12900,00 руб.; - Салаеву Рамилю Юнсур оглы в размере 12900,00 руб.
Согласно платежной ведомости N 14 от ЗОЛ 1.2019 (расходные кассовые ордера N 110, 111, 113, 114, 115 от 30.11.2019) выплачена заработная плата наличными денежными средствами из кассы ООО "БашРеконстрой": - Аллахвердиев Амил Нариман оглы в размере 11310,00 руб.; - Гусейнов Гусейн Афлатун оглы в размере 14000,00 руб.; - Джафаров Тарлан Алибала оглы в размере 15000,00 руб.; - Иманов Асаф Вагиф оглы в размере 13300,00 руб.; - Иманова Нурана Али Кызы в размере 15660,00 руб.; - Салаев Рамил Юнсур оглы в размере 14000,00 руб. 12.
Согласно платежной ведомости N 15 от 31.12.2019 (расходные кассовые ордера N 117, 118, 120, 121, 123 от 31.12.2019) выплачена заработная плата наличными денежными средствами из кассы ООО "БашРеконстрой": - Аллахвердиев Амил Нариман оглы в размере 11310,00 руб.; - Гусейнов Гусейн Афлатун оглы в размере 13000,00 руб.; - Джафаров Тарлан Алибала оглы в размере 13000,00 руб.; - Иманов Асаф Вагиф оглы в размере 13000,00 руб.; - Иманова Нурана Али Кызы в размере 15660,00 руб.; - Назаров Балоглан Ханоглап оглы 13000,00 руб.; - Салаев Рамил Юнсур оглы в размере 13000,00 руб.
Документы подтверждающие, что Аббасгуляев Р.Р., Алиев Р.С., Алиев Э.С., Аллахвердиев А.Н., Бабаев С.А., Велиев А.М., Гасанов М.Б., Гурбанов З.С., Гурбанов Э.Г., Гурбанов А.А., Гусейнов Ф.А., Гусейнов Г.А., Джафаров Т.А., Иманов А.В., Иманова И.А., Матякубов А.Ш., Меликов Х.Х., Назаров Б.Х., Рагимов А.М., Рзаев И.А., Рзаев Ф.М., Салаев Р.Ю. являются гражданами Российской Федерации либо подтверждающие постоянное проживание на основании вида на жительство, не представлены.
Следовательно, перечисленные иностранные граждане в соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N173-ФЗ) являются нерезидентами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Инспекции в отношении заявителя в присутствии его законного представителя - директора Иманова А.А. протокола об административном правонарушении N 02782102100657000002 от 02.02.2021 по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ), с указанием времени и месте вынесения постановления.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество было извещено уведомлением от 22.01.2021.
10.02.2021 ООО "БашРеконстрой" и руководитель ООО "БашРеконстрой" Иманов А.А. привлечены к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа по постановлению N 02782102100657000002 от 02.02.2021 в размере 461 580 рублей, по постановлению N 02782102100666200004 в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенными постановлениями Инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным постановления МИФНС N 1 по РБ N 02782102100657000004 от 10.02.2021 в части привлечения к ответственности общества на сумму 50 895 руб. В части заявленных требований по оспариванию постановления N 0278102100666200004 от 10.02.2021 производство по делу прекращено.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, в виде наложения административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Объективная сторона вменяемого правонарушения заключается в осуществлении валютных операций с нарушением установленного валютным законодательством порядка путем проведения расчетов по таким операциям, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 данной статьи.
Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной.
Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт "а" пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке (часть 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ).
Как следует из материалов дела, при проведении проверки соблюдения ООО "БашРеконстрой" валютного законодательства Российской Федерации, налоговым органом установлено, что обществом (резидент) заключены трудовые договора со следующими иностранными гражданами:
- Аббасгулиев Рауф Разим оглы ИНН 024509755220. Оформлен трудовой договор N 11 от 06.05.2019. Паспорт иностранного гражданина С 02379129.
- Алиев Руслан Солтан оглы ИНН 027695985978. Оформлен трудовой договор N 9 от 06.05.2019. Паспорт иностранного гражданина Р 4357116.
- Алиев Эльгюн Солтан оглы ИНН 027758536470. Оформлен трудовой договор N 4 от 23.04.2019. Паспорт иностранного гражданина С 02589152.
- Аллахвердиев Амил Нариман оглы ИНН 027696139368. Оформлен трудовой договор N 15 от 18.07.2019. Паспорт иностранного гражданина С 02026427.
- Бабаев Самаддин Агабаба оглы ИНН 745312860213. Оформлен трудовой договор N 5 от 23.04.2019. Паспорт иностранного гражданина С 01631546.
- Велиев Афган Мурват оглы ИНН 027364263450. Оформлен трудовой договор N 19 от 20.08.2019. Паспорт иностранного гражданина С 01750612.
- Гасанов Мехман Бахман оглы ИНН 027756790295. Оформлен трудовой договор N 8 от 23.04.2019. Паспорт иностранного гражданина Р 4938069.
- Гурбанов Закир Сафархан оглы ИНН 027364264012. Оформлен трудовой договор N 20 от 20.08.2019. Паспорт иностранного гражданина С 01750610.
- Гурбанов Эльман Гасан оглы ИНН 027364393762. Оформлен трудовой договор N 7 от 23.04.2019. Паспорт иностранного гражданина С 00114845.
- Гурбанов Аловсат Агшин оглы ИНН 024509748409. Оформлен трудовой договор N 10 от 06.05.2019. Паспорт иностранного гражданина С 02726053.
- Гусейнов Фуад Алайдын оглы ИНН 027756790432. Оформлен трудовой договор N 13 от 06.05.2019. Паспорт иностранного гражданина С 01093874.
- Гусейнов Гусейн Афлатун оглы ИНН 024509623939 N 16 от 18.07.2019. Паспорт иностранного гражданина С 01698268.
- Джафаров Тарлан Алибала оглы ИНН 502747282804 N 22 от 01.11.2019. Паспорт иностранного гражданина Р 4562620.
- Иманов Асаф Вагиф оглы ИНН 027756789885. Оформлен трудовой договор N 6 от 23.04.2019. Паспорт иностранного гражданина С 01125496.
- Матякубов Ахмаджон Шарипович ИНН 027207793136. Оформлен трудовой договор N 17 от 23.07.2019. Паспорт иностранного гражданина АА 7755618.
- Меликов Хикмет Хафиз оглы ИНН 027891738284. Оформлен трудовой договор N 2 от 23.04.2019. Паспорт иностранного гражданина С 02775033.
- Назаров Балоглан Ханоглан оглы ИНН 27678291507. Оформлен трудовой договор N 23 от 01.11.2019. Паспорт иностранного гражданина С 01208959.
- Рагимов Афган Мирхан оглы ИНН 027511741702. Оформлен трудовой договор N 14 от 05.06.2019. Паспорт иностранного гражданина Р 5040117.
- Рзаев Ислам Аслан оглы ИНН 24509748575. Оформлен трудовой договор N 12 от 06.05.2019. Паспорт иностранного гражданина Р 4177345.
- Рзаев Фамил Мирсаяд оглы ИНН 027756792905. Оформлен трудовой договор N 3 от 23.04.2019. Паспорт иностранного гражданина Р 3806918.
- Салаев Рамил Юнсур оглы ИНН 024509596403. Оформлен трудовой договор N 18 от 20.08.2019. Паспорт иностранного гражданина Р 5043051.
Согласно платежным ведомостям N 2 от 29.02.2019 (расходный кассовый ордер N 6 от 29.02.2019), N 4 от 30.04.2019 (расходный кассовый ордер N 9 от 30.04.2019), N 5 от 31.05.2019 (расходные кассовые ордера N 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19 от 31.05.2019), N 6 от 30.06.2019 (расходные кассовые ордера N 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 33, 34 от 30.06.2019), N 7 от 31.07.2019 (расходные кассовые ордера N 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51 от 31.07.2019), N 8 от 02.08.2019 (расходные кассовые ордера N 53, 54 от 02.08.2019), N 10 от 31.08.2019 (расходные кассовые ордера).
Таким образом, указанные работники ООО "БАШРЕКОНСТРОЙ" являются иностранными гражданами.
Доказательства наличия у данных лиц гражданства Российской Федерации или вида на жительства представлено не было.
Материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнуто, что общество, являющееся резидентом, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России.
Данными действиями, налогоплательщиком было нарушено требование части 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
Требование валютного законодательства о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации.
Как следует из статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, реализация норм трудового права должна осуществляться не только в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, но и в соответствии с другими нормативными правовыми актами, в том числе положениями Закона N 173-ФЗ.
В силу данных обстоятельств, ссылка подателя жалобы на нормы трудового законодательства не может быть признана апелляционной коллегией обоснованной. Выплата заработной платы, в данном случае, должна производиться через счет в уполномоченном банке в силу норм валютного законодательства в не зависимости от волеизъявления работника.
В этой связи инспекция пришла к правильному выводу о том, что общество совершило валютную операцию, так как под валютной операцией понимается, в частности, отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации (пункт 9 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ).
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица -резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами -нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществить такую валютную операцию, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что гражданка Азербайджана Иманова Нурана Али Кызы, имеет вид на жительство в Российской Федерации от 25.10.2017 со сроком действия по 25.10.2022, в подтверждение чего заявителем представлены копия вида на жительство, копия паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации (л.д. 54-58).
Согласно подпункту "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ резидентами признаются постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной.
Следовательно, гражданка Азербайджана Иманова Нурана Али Кызы является резидентом.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности постановления N 02782102100657000004 от 10.02.2021 по данному эпизоду вменяемого правонарушения.
Поскольку Аббасгуляев Р.Р., Алиев Р.С., Алиев Э.С., Аллахвердиев А.Н., Бабаев С.А., Велиев А.М., Гасанов М.Б., Гурбанов З.С., Гурбанов Э.Г., Гурбанов А.А., Гусейнов Ф.А., Гусейнов Г.А., Джафаров Т.А., Иманов А.В., Матякубов А.Ш., Меликов Х.Х., Назаров Б.Х., Рагимов А.М., Рзаев И.А., Рзаев Ф.М., Салаев Р.Ю. являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, то реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона N 173-ФЗ. Следовательно, при выдаче иностранному работнику заработной платы применению подлежали специальные нормы Федерального закона N 173-ФЗ.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно которой, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Установленные частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям.
С учетом изложенного, заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Поскольку осуществление выплаты заработной платы через кассу организации наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, а не через банковские счета в уполномоченном банке, установлен материалами рассматриваемого дела, таким образом, в действиях заявителя содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии у Инспекции правовых оснований в части привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ за осуществление выплаты заработной платы в наличной денежной форме гражданам - Аббасгуляев Р.Р., Алиев Р.С., Алиев Э.С., Аллахвердиев А.Н., Бабаев С.А., Велиев А.М., Гасанов М.Б., Гурбанов З.С., Гурбанов Э.Г., Гурбанов А.А., Гусейнов Ф.А., Гусейнов Г.А., Джафаров Т.А., Иманов А.В., Матякубов А.Ш., Меликов Х.Х., Назаров Б.Х., Рагимов А.М., Рзаев И.А., Рзаев Ф.М., Салаев Р.Ю.
Доказательств невозможности исполнения Обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вина привлекаемого лица в силу требований ч. 2 ст. 2.1 Кодекса и ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна быть установлена и доказана административным органом при вынесении постановления.
Поскольку доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения обществом возложенной на него обязанности, а также доказательств совершения обществом действий, направленных на надлежащее исполнение требования действующего законодательства, материалы дела не содержат, следует признать подтвержденной вину заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности Инспекцией не пропущен.
Согласно положению статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Судом не установлено оснований для замены назначенного обществу наказания на предупреждение.
Основания для признания правонарушения малозначительным также отсутствуют с учетом пренебрежительного отношения к исполнению публично-правовых обязанностей, Общество не признает вину в совершении вменяемого правонарушения.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вместе с тем, арбитражный суд, прекращая производство по делу, в части заявленных требований по оспариванию постановления N 0278102100666200004 от 10.02.2021, исходил из неподведомственности данного спора арбитражному суду.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление вынесено в отношении должностного лица - руководителя ООО "БашРеконстрой" Иманова А.А., который статуса индивидуального предпринимателя не имеет.
Частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных правоотношений и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом рассматриваются дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов.
Из смысла данных процессуальных норм следует, что определяющими моментами отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является субъектный состав и предмет спора (экономический характер требования). Гражданин может быть лицом, участвующим в арбитражном процессе в качестве ответчика в том случае, если на момент обращения в арбитражный суд он имеет государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, либо если участие гражданина без статуса индивидуального предпринимателя в арбитражном процессе предусмотрено процессуальным законодательством или иными федеральными законами.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 5 пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", дела с участием граждан, не имеющих статус индивидуального предпринимателя, или утративших его, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.
При этом, учитывая, что гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает в связи с занятием этой деятельностью статуса предпринимателя, споры с участием таких лиц, в том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации также подведомственны суду общей юрисдикции (абзац 3 пункта 13 указанного постановления).
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.1992 N 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" разъяснено, что гражданские дела подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Прекращая производство по заявлению ООО "БашРеконстрой" к МИФНС N 1 по РБ о признании постановления N 0278102100666200004 от 10.02.2021 по делу об административном правонарушении незаконным, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что лицо, в отношении которого вынесено постановление, Иманов А.А. является физическим лицом, не имеющим статус индивидуального предпринимателя, и, следовательно, рассмотрение указанного дела неподведомственно арбитражному суду. При этом представителем заявителя не были приведены доводы, опровергающие данный вывод суда, доказательств того что вменяемое административное правонарушение было совершено в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, также представлено не было.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.07.2021 по делу N А07-4850/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БашРеконстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-4850/2021
Истец: ООО "БАШРЕКОНСТРОЙ"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N 1 по РБ, Начальник МИФНС РФ N1 по РБ Валиева Т.А.