г. Челябинск |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А76-10125/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.07.2021 по делу N А76-10125/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания-Челябинск" - Невзорова Я.В. (доверенность N ИА-390 от 13.09.2021, диплом);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Чикунова А.М. (доверенность N 7 от 11.01.2021, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Уральская Энергосбытовая Компания" - Невзорова Я.В. (доверенность N ИА-389 от 13.09.2021, диплом).
Акционерное общество "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск" (далее - заявитель, АО "УСТЭК-Челябинск") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлениями к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ "ГЖИ Челябинской области", управление) о признании недействительными предписаний от 05.12.2019 N 19-6101 6175 и от 29.01.2020 N 20-5551-2 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Паритет", общество с ограниченной ответственностью "Городской центр начисления коммунальных платежей" и общество с ограниченной ответственностью "Уральская Энергосбытовая Компания".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.07.2021 (резолютивная часть решения объявлена 20.07.2021) требования заявителя удовлетворены, оспоренные предписания признаны недействительными, с управления в пользу заявителя взыскано 6000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, ГУ "ГЖИ Челябинской области" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на законность и обоснованность оспоренных предписаний. Полагает, что в силу пункта 6.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) при выявлении разницы в показаниях прибора учета перерасчет платы ха отопление должен быть произведен в том периоде, когда выявлена такая разница, то есть - в июле 2019 года, тогда как заявителем произведен перерасчет платы за май 2019 года. Указывает на то обстоятельство, что материалами дела не подтверждено, что несвоевременно переданные потребителями показания индивидуальных приборов учета относятся к расчетному периоду - май 2019 года; представленный заявителем реестр содержит сведения о показаниях, датированные 01.06.2019 и 01.07.2019, и такие показания должны быть учтены соответственно в июне и июле 2019 года.
В судебном заседании представитель управления на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель заявителя в судебном заедании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Уральская Энергосбытовая Компания" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы управления также возражал.
Представители иных третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, АО "УСТЭК-Челябинск" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1187456012886 и осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии). Заявитель осуществляет поставку теплоэнергии в отношении многоквартирного дома N 22 по ул. ш. Металлургов в г. Челябинске, оборудованным общедомовым прибором учета тепловой энергии, учитывающим теплоэнергию без разбивки на отопление и на горячее водоснабжение.
В связи с поступлением в ГУ "ГЖИ Челябинской области" обращения жителя указанного дома от 07.11.2019 распоряжением заместителя начальника управления от 15.11.2019 N 9-6101 6175 (т.1 л.д.12-13) в отношении заявителя назначено проведение внеплановой документарной проверки.
Проверка проведена в период с 29.11.2019 по 05.12.2019, результаты проверки оформлены актом от 05.12.2019 N 19-6101 6175 (т.1 л.д.17-18), которым зафиксировано нарушение обществом требований пункта 61 Правил N 354 ввиду осуществления в июле 2019 года перерасчета платы за отопление за май 2019 года (в объеме перерасчета тепловой энергии на горячее водоснабжение) по причине перерасчета платы за горячее водоснабжение (в связи с разницей показаний индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения).
По итогам проверки обществу выдано предписание от 05.12.2019 N 19-6101 6175 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства, которым предписано в срок до 15.01.2020 произвести сторнирование начисленного в июле 2019 года перерасчета платы за отопление за май 2019 года (т.1 л.д.14).
На основании распоряжения от 22.01.2020 N 20-5551 305 (т.1 л.д.21-22) в период с 24.01.2020 по 29.01.2020 управлением проведена внеплановая документарная проверка АО "УСТЭК-Челябинск" на предмет проверки исполнения предписания от 05.12.2019 N 19-6101 6175. Результаты этой проверки отражены в акте проверки от 29.01.2020 N 20-5551-1 (т.1 л.д.19-20), которым зафиксирован факт неисполнения указанного предписания.
В этой связи управлением заявителю выдано новое предписание от 29.01.2020 N 20-5551-2, которым предписано в срок до 16.03.2020 произвести сторнирование начисленного в июле 2019 года перерасчета платы за отопление за май 2019 года (т.1 л.д.16).
Считая указанные предписания управления незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспоренные предписания выданы управлением в порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора.
Согласно пункту 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
ГУ "ГЖИ Челябинской области" является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (подпункт 2 пункта 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 этого же Положения, управление для осуществления возложенных на него функций имеет право в том числе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Таким образом, оспоренные предписания выданы управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Из содержания актов проверок и оспоренных предписаний следует, что основанием для выдачи предписаний послужил вывод инспекции о нарушении обществом порядка перерасчета платы за оказываемую им коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений многоквартирного дома N 22 по ул. ш. Металлургов в г. Челябинске (в связи с несвоевременно переданными отдельными потребителями указанного дома в июле 2019 года измененных показаний индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения, изменяющих учитываемый общедомовым прибором учета объем теплоэнергии, осуществляющим единый учет тепловой энергии без разбивки платы за отопление и горячее водоснабжение, потребленной на отопление, заявителем произведен перерасчет платы за отопление за май 2019 года).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354, под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Пунктом 36 Правил N 354 предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном данными Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Согласно пункту 37 Правил N 354, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В силу пункта 42 Правил N 354 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 Приложения N 2 к названным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354, в многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии по формуле 3 приложения N 2 к Правилам N 354.
В рассматриваемой ситуации система отопления многоквартирного дома оборудована общедомовым прибором учета тепловой энергии. При этом учет тепловой энергии осуществляется как на отопление помещений дома, так и на подогрев горячей воды. Часть жилых помещений многоквартирного дома оборудованы индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения. Индивидуальными приборами учета теплоснабжения помещения многоквартирного дома не оборудованы.
Начисление платы за тепловую энергию за отчетный период - май 2019 года произведено заявителем исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, которые составили 77,8770 Гкал, из которых 17,6085 Гкал первоначально отнесены заявителем на объем тепловой энергии, затраченный на подогрев воды, а 60,2685Гкал - на объем тепловой энергии, затраченный на отопление (из расчета: 77,8770Гкал - 17,6085Гкал).
После того, как собственники жилых помещений представили уточненные показания индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения (передача показаний осуществлена несвоевременно - в июле 2019 года), объем тепловой энергии, затраченный на подогрев воды, определен в размере 10,4853Гкал. Уменьшение объема тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, привело к увеличению заявителем объема тепловой энергии, затраченной на отопление в том же периоде (мае 2019 года) до 67,3917Гкал. (77,8770Гкал - 10,4853Гкал). В этой связи заявитель произвел перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за май 2019 г. Разница между ранее предъявленной к оплате тепловой энергии, потребленной на ГВС и скорректированной после передачи показаний ИПУ ГВС, составила 7,1232 Гкал, ввиду чего, после проведения перерасчета потребителям предъявлено к оплате дополнительно по услуге "отопление" 7,1232Гкал.
Управление полагает такой перерасчет платы противоречащим положениям пункта 61 Правил N 354
Пунктом 61 Правил N 354 предусмотрено, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Руководствуясь этими положениями, управление полагает, что в настоящем случае перерасчет платы должен быть произведен в том отчетном периоде, в котором была проведена проверка и выявлен факт уточнения собственниками показаний приборов учета, то есть - в июле 2019 года.
Между тем, как обоснованно отметил суд первой инстанции, дополнительно предъявленные заявителем к оплате потребителям 7,1232 Гкал составляют разницу между фактически потребленным объемом тепловой энергии, определенным на основании показаний индивидуальных приборов учета горячей воды за май 2019 года (относящийся к отопительному периоду), и объемом тепловой энергии, предъявленным ранее к оплате потребителям за этот же расчетный период на основании показаний общедомового прибора учета. В результате несвоевременного представления потребителями сведений индивидуальных приборов учета (сведения представлены за пределами отопительного период - в июле 2019 года) произошло уменьшение ранее исчисленного и предъявленного к оплате количества тепловой энергии по горячему водоснабжению и, соответственно, увеличился объем тепловой энергии для предоставления коммунальной услуги по отоплению за май 2019 года.
То есть, в рассматриваемой ситуации подтверждено, что объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях приборов учета касается коммунального ресурса, потребленного считается потребленным потребителями в течение расчетного периода - май 2019 года. Приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.
Случаев задвоенного начисления платы за тепловую на отопление за расчетный период - май 2019 года управлением не выявлено.
В этой связи при осуществлении перерасчета платы за отопление заявителем не было допущено нарушения требований пункта 61 Правил N 354.
Как верно отмечено судом первой инстанции, перерасчет платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги возможен как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Ошибка в одну или в другую сторону без возможности ее исправления означает получение неосновательного обогащения одной из сторон правоотношения за счет другой, что противоречит общеправовому принципу добросовестности и недопустимости злоупотребления своими правами каждым из контрагентов. При этом, факт несвоевременной передачи потребителями показаний индивидуальных приборов учета за расчетный период не является основанием для их освобождения от обязанности осуществлять оплату оказанных им услуг и не может лишать ресурсоснабжающую организацию права на получение соответствующей платы.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о несоответствии оспоренного ненормативного правового акта закону.
Поскольку таким актом необоснованно ограничено право заявителя на получение оплаты за фактически предоставленную им коммунальную услугу, суд полагает подтвержденным факт нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие совокупности обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспоренных предписаний управления недействительными.
Предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.07.2021 по делу N А76-10125/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-10125/2020
Истец: АО "УРАЛО-СИБИРСКАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ-ЧЕЛЯБИНСК"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ООО "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР НАЧИСЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ", ООО "УРАЛЬСКАЯЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ", ООО "Уралэнергосбыт", ООО УК "Паритет"