г. Саратов |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А12-13678/2021 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Пузиной Е.В., рассмотрев, без вызова сторон, апелляционную жалобу акционерного общества "Каустик" (400097, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 57, ОГРН 1023404355666, ИНН 3448003962)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июля 2021 года по делу N А12-13678/2021, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
по заявлению акционерного общества "Каустик" (400097, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 57, ОГРН 1023404355666, ИНН 3448003962)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской, д. 12, ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210)
заинтересованное лицо: акционерное общество "Системный оператор единой энергетической системы" (филиал АО "СО ЕЭС" Волгоградское РДУ)
об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном
правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Каустик" (далее - АО "Каустик", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - административный орган, антимонопольная служба) по делу N 034/04/9.15-164/2021 об административном правонарушении от 07.04.2021 о привлечении АО ""Каустик" к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; прекращении производства по делу N 034/04/9.15-164/2021.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, АО "Каустик" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в действиях общества отсутствует событие вменяемого административного правонарушения. Обязанность по раскрытию информации, предусмотренной Стандартами, исключительно путем опубликования информации на официальном сайте у Общества отсутствует. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей. Информация о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения (пп. "ж" п. 19 Стандартов раскрытия информации) предназначается только системному оператору в целях обеспечения им оперативно-диспетчерского управления, и не требует обеспечения к ней доступа неограниченного круга лиц путем ее размещения на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети "Интернет". Как полагает апеллянт, системный оператор сам определяет необходимость предоставления информации о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения, её параметры, сроки замеров, а также формат предоставляемой информации. Спорная информация, по мнению Общества, в соответствии с локальными актами АО "СО ЕЭС" отнесена к информации, составляющей коммерческую тайну.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Из материалов дела следует, 19.10.2020 в антимонопольный орган поступило сообщение филиала ПАО "Россети Юг" - "Волгоградэнерго" вх. N 10246 (т. 1 л.д. 82-83), что АО "Каустик" не обеспечило соблюдение пп. "ж" п. 19 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 (Стандарты раскрытия информации, Стандарты), поскольку предусмотренная данным подпунктом информация, не размещена АО "Каустик" в установленном порядке.
Антимонопольный орган, установив в действия АО "Каустик" признаки административного правонарушения 26.02.2021 в отношении Общества составлен протокол N 034/04/9.15-164/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
07.04.2021 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области вынесено постановление по делу N 034/04/9.15-164/2021 об административном правонарушении о привлечении АО "КАУСТИК" к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании частей 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
За нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.
Объективной стороной правонарушения является нарушение порядка, способов или сроков опубликования информации либо представление заведомо ложной информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
На основании пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 данного закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии, а также субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
В силу статьи 3 названного закона территориальная сетевая организация -коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с пунктом 1 Стандартов под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
В пункте 2 Стандартов сказано, что субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.
Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем ее: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания); опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 настоящего документа; опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий (пункт 3 Стандартов).
Как следует из пункта 5 Стандартов, фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода, прогнозная информация - до начала отчетного периода.
Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии с настоящим документом, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более 1 календарного года.
Пункт 10 Стандартов определено, что субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании подпункта "ж" пункта 19 Стандартов сетевая организация в соответствии со Стандартами обязана раскрывать, в том числе, информацию о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения.
В соответствии с п. 22 Стандартов, информация, указанная в пп. "ж" п. 19 Стандартов, предоставляется системному оператору (субъектам оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) 2 раза в год в конце каждого полугодия текущего года.
АО "Каустик" является субъектом естественной монополии на рынке передачи электрической энергии, сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии, включая технологическое присоединение к электрическим сетям.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
При указанных обстоятельствах, АО "Каустик", являясь территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, на основании пункта 2 Стандартов, обязано раскрывать информацию в соответствии с пунктами 3, 5, 10 - 12 и 19 Стандартов.
Согласно пункту 6.2.8 Правил технической эксплуатации электрических сетей и станций контрольные измерения потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения в электрических сетях энергосистем, объединенных и единой энергосистем должны производиться 2 раза в год - в третью среду июня и декабря. Режимный день первого полугодия 2020 года АО "ВОЭ" проводился 17.06.2020.
Фактически замер потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения произведен АО "КАУСТИК" 17.06.2020 и 16.12.2020
В соответствии с требованиями п. 5 Стандартов информация о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения должна быть опубликована АО "КАУСТИК" не позднее 01.07.2020 и 01.01.2021 соответственно.
На официальном сайте АО "КАУСТИК" (https:// kaustik.ru) предусмотренная подпунктом "ж" пункта 19 Стандартов информация раскрыта позднее окончания отчетного периода, 01.04.2021, в момент рассмотрения дела об административном правонарушении, т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 5 Стандартов.
При указанных обстоятельствах, факт нарушения АО "Каустик" вышеприведенных требований Стандартов подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, ввиду чего административным органом правомерно указано на наличие в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения предприятия от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения требований действующего законодательства в сфере защиты конкуренции.
Между тем доказательств наличия указанных обстоятельств предприятие в материалы дела не представило, равно как доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, административный орган и суд первой инстанции пришли к верному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.
Заявитель жалобы считает, что информация о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения, не подлежит раскрытию сетевой организацией путем опубликования на сайте. Исчерпывающий перечень видов информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий содержится в абз. 3 п. 5 ст. 8 Закона N 147-ФЗ, в котором информация, предусмотренная пп. "ж" п. 19 Стандартов раскрытия информации, не названа. Пунктом 22 Стандартов закреплен специальный порядок раскрытия информации о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения, и не требует раскрытия данной информации на официальном сайте в сети Интернет. Данная информация предназначается только системному оператору в целях обеспечения им оперативно-диспетчерского управления, направленного на реализацию мер, необходимых для осуществления планирования и управления энергетическим режимом энергосистемы и не требует к ней доступа неограниченного круга лиц.
Судом апелляционной инстанции доводы заявителя отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
Раскрытие информации служит для целей обеспечения прозрачности деятельности субъектов рынков электрической энергии, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
Согласно разъяснениям ФАС России от 17.06.2013 N ЦА/23366/13 "О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)" раскрытие информации, в случае ее отсутствия, подразумевает размещение сведений об отсутствии и причинах отсутствия такой информации.
Спорная информация была раскрыта АО "КАУСТИК" 01.04.2021 на своем официальном сайте (https:// kaustik.ru) с нарушением срока.
При рассмотрении дела N 034/04/9.15-164/2021 в письме от 07.04.2021 Общество также указало, что пп. "ж" п. 19 Стандартов установлена обязанность сетевой организации раскрытия информацию о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения на официальном сайте.
Доводы Общества об определении системным оператором необходимости представления информации, сроках и форматах её представления, об отнесении информации к информации составляющей коммерческую тайну, подлежат отклонению.
Вопреки доводам жалобы, раскрытие информации в адрес системного оператора не исключает исполнения обязанности по раскрытию информации на официальном сайте и само по себе не обеспечивает выполнение пп. "ж" п. 19 Стандартов раскрытия информации.
Требованиями ч. 5 ст. 8 Закона N 147-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с Законом N 147-ФЗ (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со Стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Аналогичное положение содержится в ст. 20 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), согласно которому основным принципом государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничного рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики. Требования к составу информации, раскрываемой субъектами электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия установлены Постановлением об утверждении стандартов раскрытия информации.
Согласно пункту 10 Стандартов субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 3 в совокупности с п. 5. пп. "ж" п. 19 Стандартов, не свидетельствует, что информация о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства является специальным способом раскрытия информации и предназначается только системному оператору.
В результате не размещения АО "КАУСТИК" информации о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, нарушено право неопределенного круга потребителей на свободный доступ к информации о деятельности данного субъекта.
Таким образом, доводы Общества основаны на неверном толковании норм права.
Позиция системного оператора в письме от 05.03.2021 N 077/133, не имеет правового применения, поскольку системный оператор не является лицом, уполномоченным давать разъяснения действующего законодательства.
АО "Каустик", являясь территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, на основании пункта 2 Стандартов, обязано раскрывать информацию в соответствии с пунктами 3, 5, 10 - 12 и 19 Стандартов.
Судом первой инстанции не установлено возможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Административное наказание Обществу назначено в размере 100 000 рублей, то есть в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Снижение размера штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является правом административного органа и суда, которое реализуется ими в случае установления исключительных обстоятельств совершения правонарушения.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания, административный орган, с учетом характера совершенного правонарушения, степени вины лица, привлекаемого к ответственности, с учетом добровольного устранения нарушения, отсутствия неблагоприятных последствий, конституционный принцип соразмерности административного наказания, руководствуясь указанными выше положениями КоАП РФ, разъяснениями, данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, правомерно счел возможным снизить размер штрафа до 100 000 руб.
Все обстоятельства по делу учтены судом первой инстанции при проверке постановления в части назначения административного наказания, в связи с чем, суд первой инстанции посчитал правомерным снижение размера штрафа до 100 000 руб.
Суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное заявителю наказание, с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июля 2021 года по делу N А12-13678/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13678/2021
Истец: АО "КАУСТИК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Системный оператор единой энергетической системы" Филиал "СО ЕЭС" Волгоградское РДУ