г. Москва |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А40-19121/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.07.2021 по делу N А40-19121/21
по заявлению ООО "ВСМ"
к 1. Управлению Росреестра по Москве; 2. ДГИ г. Москвы
третье лицо: Госинспекция по недвижимости
о признании незаконным отказа
в присутствии:
от заявителя: |
Семенов С.В. по дов. от 02.03.2021; |
от заинтересованных лиц: |
1. Мацота Н.Э. по дов. от 11.01.2021; 2. не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВСМ" (далее- заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к Управлению Росреестра по Москве (далее- ответчик, Управление) о признании незаконным отказа от 02.10.2020 г. в государственном кадастровом учете земельного участка по адресу: город Москва, город Москва, ул. Малая Бронная, владение 17А, строение 2, обязании сформировать и присвоить кадастровый номер земельному участку по адресу: город Москва, ул. Малая Бронная, владение 17А, строение 2.
Решением от 26.07.2021 Арбитражный суд г.Москвы принял отказ ООО "ВСМ" от требований к ответчику ДГИ г.Москвы, производство по делу в данной части прекращено, в остальной части заявленные требования удовлетворил в полном объеме, признав их обоснованными и документально подтвержденными.
Управление не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От заявителя поступили письменные возражения на апелляционную жалобу.
Представители ДГИ г.Москвы и третьего лиц в судебное заседание не явились, в связи с чем, спор рассмотрен в их отсутствие в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений к ней, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество с 10 августа 2018 г. является собственником нежилого здания 1941 года постройки, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Малая Бронная, д.17-19А, стр.7, кадастровый номер 77:01:0001068:1036 (далее- Здание), что подтверждается Выпиской из ЕГРН.
21 ноября 2019 г. Обществом получено предварительное распоряжение ДГИ города Москвы за N 46415 о предварительном согласовании предоставления земельного участка под Зданием на правах аренды.
Срок действия данного распоряжения - до 21 ноября 2021 г.
Согласно указанному Распоряжению ДГИ города Москвы проектная площадь земельного участка составляет 33 кв.м. (подлежит уточнению при проведении кадастровых работ). Участку присвоен адрес: г. Москва, ул. Малая Бронная, влд. 17, стр.2.
25 июня 2020 г. кадастровым инженером, действующим от имени ООО "ВСМ", в ДГИ города Москвы поданы документы для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка по адресу: Москва, ул. Малая Бронная, влд.17, стр.2 (обращение N 77-0-1-71/3121/2020-2774).
02 июля 2020 г. Росреестром города Москвы вынесено решение (Уведомление N 77/20-64611) о приостановлении государственного кадастрового учета указанного земельного участка, по следующим причинам:
- в нарушение п.п. 42 ч.1 ст. 26 Закона о регистрации, площадь образуемого участка составляет 33 кв.м., что на 17 кв.м. меньше площади указанной в Проекте межевания территории квартала (более 10%).
- в нарушение п.55 Требований утвержденных Министерством экономического развития РФ Приказом от 18 декабря 2015 года N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее Требования), ДГИ города Москвы, как собственнику вновь образуемого земельного участка, необходимо предоставить полученное согласие о проходе к образуемому участку от собственников участка с кадастровым номером 77:01:0001068:2115
- в нарушение п.49 Требований, отсутствуют в ФИАС сведения об адресе земельного участка, вносятся в реквизит "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" в структурированном виде.
- в нарушение п.32 Требований, некорректно приведены сведения о дате выполненного при проведении кадастровых работ обследования состояния наружного пункта (согласно реквизиту "4" раздела "Сведение о кадастровом инженере договор на выполнение кадастровых работ от 23.04.2020 г.).
02.10.2020 г. Росрестром подготовлено Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете.
Не согласившись с указанным уведомлением, заявитель обратился в суд.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч. 1).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5).
Исходя из правового смысла п. 50 Требований раздел "Заключение кадастрового инженера" может быть включен в состав Технического плана по мнению кадастрового инженера, когда необходимо дополнительное обоснование результатов кадастровых работ, для этого в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводятся обоснование значения площади здания, помещения, площади застройки сооружения, иной характеристики объекта недвижимости, определение которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии), иная информация, документы, подтверждающие изменение проектной документации включаются в состав Приложения.
В предоставленном в материалы дела межевом плане в разделе Заключение кадастрового инженера указывается, что Межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ, в связи с образованием одного земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: г. Москва, ул. Малая Бронная, влд. 17, стр. 2.
Межевой план сформирован на основании следующих документов:
- кадастрового плана территории N 77/ИСХ/20-762696 от 30.03.2020 г., распоряжения Департамента городского имущества города Москвы N 46415 от 21.11.2019 г.;
-Проекта межевания территории квартала, утвержденного распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 21 сентября 2016 г. N 26958 "Об утверждении проекта межевания территории квартала" (участок по проекту межевания N25).
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона о кадастре, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, согласованию подлежит местоположение границ земельных участков (а не земель).
Согласно Выписке ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001068:2115, кадастровый номер был ему присвоен 27.11.2017 г., а здание в собственности Истца с кадастровым номером 7:01:0001068:1036 построено в 1941 году.
Согласно Проекту межевания территории квартала, утвержденного распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 21 сентября 2016 г. N 26958 "Об утверждении проекта межевания территории квартала" указана площадь земельного участка по проекту межевания N15 (площадь 0,292 га).
Впоследствии этот земельный участок был сформирован и ему присвоен кадастровый номер 77:01:0001068:2115, его площадь составляет 3085 +/- 19 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 15.05.2020 г. - более 0,3085 га.
Земельный участок под зданием Истца по вышеуказанному проекту межевания указан, как N 25, общей площадью 0,005 га, а проектная площадь земельного участка (п. 1) составляет 33 кв.м. (подлежит уточнению при проведении кадастровых работ) по Распоряжению Департамента городского имущества города Москвы N 46415 от 21.11.2019 г.
Площадь формируемого земельного участка, указанная в межевом плане составляет 33кв.м. и отличается от площади указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории более чем на 10 процентов, но полностью совпадает со значениями установленными схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории по Распоряжению Департамента городского имущества города Москвы N 46415 от 21.11.2019.
Подп.4 части 3 ст.11.3 ЗК РФ устанавливает исключения из Правила формирования земельного участка только на основании утвержденною проекта межевания территории- образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Учитывая приведенные данные и нормы права, ответчиком не приведено надлежащих доказательств наличия расхождений предоставленного на регистрацию межевого плана и утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Обществом надлежащим образом подтверждено соответствие указанных документов действующему законодательству РФ, при наличии исключения по формированию земельного участка только на основании утвержденного проекта межевания для предоставления собственникам находящихся на нем зданий и сооружений, в данном случае, Здания трансформаторной подстанции с кадастровым номером 77:01:0001068:1036.
Управлением не предоставлены доказательства нарушения п.55 Требований, представленный суду межевой план вновь образуемого земельного участка не содержит нарушений указанного Ответчиком пункта.
В разделе Заключение кадастрового инженера указывается, что согласно п.52 приказа Минэкономразвития РФ N 412, сведения о виде разрешенного использования земельного участка, образуемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, указывается при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка.
Образуемый участок находится в территориальной зоне сохраняемого землепользования (фактическое использование- индекс "Ф"). Доступ к образуемому земельному участку осуществляется через участок улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:01:0001068:36 и земель общего пользования, а также через участок с кадастровым номером 77:01:0001068:2115.
Согласно Проекту межевания территории квартала, который прилагался межевому плану, в отношении земельного участка по проекту межевания N 15, а с 21.11.2017 г. с кадастровым номером 77:01:0001068:2115 указывается, что необходимо обеспечить беспрепятственный доступ к зданию трансформаторной подстанции, расположенной на участке N 25.
В отношении земельного участка N 25 указывается, что доступ на участок осуществляется на территории участка жилого дома N 15.
Согласно выписки ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001068:2115 не указан беспрепятственный доступ к земельному участку N 25, что не является препятствием к формированию и постановке земельного участка, поскольку он был сформирован 27.11.2017 г., до приобретения заявителем здания и формированию земельного участка, а право беспрепятственного доступа указывается в утвержденном проекте межевания, при этом, ограничение прав собственников земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001068:2115, не происходит.
Довод Апелляционной жалобы, о том, что в реквизите "4 Сведения о кадастровом инженере" в нарушении пп.8 п. 30 Требований не указан договор на выполнение кадастровых работ, не указывался в оспариваемом Уведомлении (решении) о приостановлении.
Таким образом, решение Заинтересованного лица об отказе в государственной регистрации не основано на нормах права и нарушает права Заявителя.
Принимая во внимание фактические обстоятельства спора и нормы материального права, его регулирующие, коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции, не имеется.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем в данном случае не пропущен, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2021 по делу N А40-19121/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-19121/2021
Истец: ООО "ВСМ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ