г. Хабаровск |
|
19 октября 2021 г. |
А73-2567/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Федерального агентства лесного хозяйства: Мироненков Павел Анатольевич, представитель по доверенности от 07.07.2021 N 17
от иных лиц: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства
на решение от 08.07.2021
по делу N А73-2567/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН: 1047796366298; ИНН: 7705598840, место нахождения: 113184, г. Москва, ул. Пятницкая, 59/19)
к администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края (ОГРН: 1022700812628; ИНН: 2714001317, место нахождения: 682350, Хабаровский край, Нанайский район, с. Троицкое, ул. Калинина, 102)
о признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка, об исключений сведений о земельном участке из ЕГРН
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю", Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, администрация Верхненергенского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация, ответчик) с исковыми требованиями, уточненным при рассмотрении дела в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
1. Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером (КН) 27:09:0000301:466, расположенный по адресу: Хабаровский край, р-н Нанайский, с. Верхний Нерген.
2. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) сведения о земельном участке с КН 27:09:0000301:466.
3. Указать, что решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в ЕГРН.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 04.03.3021 к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю", Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, администрация Верхненергенского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.07.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Рослесхоз обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Приводит доводы о том, что право распоряжения землями лесного фонда находятся в исключительной компетенции Российской Федерации, поэтому орган местного самоуправления муниципального района не уполномочен и не вправе распоряжаться расположенными в пределах границ соответствующего муниципального района земельными участками, относящимися к землям лесного фонда. Доказательств проведения процедур спорного земельного участка в земли населенных пунктов ответчиком не представлено. Вывод об отсутствии сведений о пресечении границ является ошибочным, срок исковой давности не пропущен, поскольку о нарушении своих прав стало известно с принятием решения по административному делу Хабаровским краевым судом (решение от 30.11.2018 дело N 3а-172/2018).
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2021 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к рассмотрению в судебном заседании на 14.10.2021 в 10 часов 40 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Администрацией в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, в обоснование которых огласил жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проводилось в отсутствии ответчика и третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановления Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края N 433 от 06.04.2017 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на публичной кадастровой карте, расположенного по адрес: Хабаровский край, р-н Нанайский, с. Верхний Нерген" внесены сведения о земельном участке КН 27:09:0000301:466 категория земель: земли населенных пунктов; данные о правообладателе отсутствуют; тип разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Письмом N 09-07/3711 от 13.07.2020 истец обратился к федеральному государственному бюджетному учреждению "Рослесинфорг" (далее - ФГБУ "Рослесинфорг") сверить графические данные путем привязки границ земельного участка с КН 27:09:0000301:466 к картографическим материалам лесоустройства.
В результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка КН 27:09:0000301:466, установленных по координатам из ЕГРН филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Дальлеспроект" установлено, что границы земельного участка с КН 27:09:0000301:466 пересекаются с землями лесного фонда Иннокентьевского лесничества Иннокентьевского участкового лесничества Нанайского района Хабаровского края квартал N 57 часть выдела 49. Площадь пересечения - 2 762 кв. м.;
Ссылаясь на то, что спорный земельный участок КН 27:09:0000301:466 частично расположен на землях лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером 27:00:0000000:13, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя истца и изучив материалы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) устанавливает, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22), оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится земельный участок КН 27:00:0000000:13 площадью 3 445 274 026 кв.м., категории - земля лесного фонда, статус "ранее учтенный", граница которого не установлена, что подтверждается выпиской из ЕГРН).
Лесной участок расположен в Хабаровском крае, Нанайском районе, Иннокентьевском лесничестве.
Спорный земельный участок КН 27:09:0000301:466 расположен в границах сельского поселения "Село Верхний Нерген" Нанайского муниципального района Хабаровского края, утвержденных Законом Хабаровского края от 28.07.2004 N 208 (ред. от 30.06.2020) "О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ".
В отношении границ сельского поселения в 2012 году проведены землеустроительные работы, границы сельского поселения поставлены на государственный кадастровый учет. Спорный земельный участок имеет установленные границы, внесенные в ЕГРН.
По утверждению истца (на основании информации филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Дальлеспроект", информации из государственного лесного реестра), спорный земельный участок КН 27:09:0000301:466 расположен на землях лесного фонда Иннокентьевского лесничества Иннокентьеского участкового лесничества Хабаровского края, квартал 57, площадь пересечения составляет 2 673 кв. м.
Между тем, представленные истцом в материалы дела доказательства без проведения экспертиз и применения специальных познаний не позволяют дать однозначный ответ о наличии пересечения земельного участка с землями лесного фонда. Материалы лесоустройства, на которые ссылается истец, не содержат сведений об установлении границ земель лесного фонда в порядке, установленном земельным законодательством, описание местоположения земельного участка в ЕГРН отсутствует.
Кроме того, лесной участок кадастровым номером 27:00:0000000:13 является ранее учтенным (дата постановки на учет 01.08.2006), имеет декларативную площадь 3 445 274 026 кв. м, границы лесного участка не установлены.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), действующей на момент постановки на кадастровый учет и внесения записи, описание местоположения границ земельного участка является сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносится в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции на момент внесения записи), местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках подтверждает существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждает прекращение его существования.
По смыслу приведенных выше норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет внесением в государственный кадастр недвижимости подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации по спорам с лесными участками, изложенной в постановлении Президиума от 24.06.2014 N 4890/14 поскольку все лесные участки в составе земель лесного фонда, со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, количество пересечений и спорных вопросов по границам и площади каждого такого участка может быть множество.
Лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью, расходы по их надлежащей постановке на государственный кадастровый учет (с проведением кадастровых работ по описанию площади и границ) несет государство за счет федерального бюджета.
Подавляющее большинство лесных участков, получивших статус ранее учтенных, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, представляют собой лесничества, занимающие площади до нескольких миллионов гектар, с многоконтурными границами, наличием внутри населенных пунктов, дорог, водных объектов, садоводческих и дачных товариществ. Поэтому ранее учтенные лесные участки необходимо ставить на государственный кадастровый учет по мере проведения государственных кадастровых работ, отсекая все спорные площади для целей отдельных судебных и внесудебных разбирательств.
Государство как собственник всех земель лесного фонда проводит кадастровые работы, необходимые для установления границ земельных участков в соответствии с требованиями земельного и кадастрового законодательства.
В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Именно Рослесхоз, в силу полномочий установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (далее - постановление N 736) был уполномочен индивидуализировать земельный участок, провести государственный учет лесного участка.
Законодательство, действовавшее до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года предусматривало возможность перевода лесных площадей в нелестные и включение их в состав населенных пунктов.
В частности, изъятие земельных участков у колхозов, совхозов, других предприятий, учреждений, организаций и включение их в состав земель сельских населенных пунктов производилось на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.04.1990 "О некоторых вопросах предоставления и изъятия земель" с целью последующего предоставления во владение, пользование и аренду в соответствии со статьей 28 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле.
Пунктом 3 статьи 23 Земельного кодекса РСФСР полномочиями по изъятию земель в границах района наделялись районные (городские, в административном подчинении которых находится район) Советы народных депутатов.
На основании вышеприведенных норм Нанайским районным советом депутатов принято решение N 21-МС от 13.12.1991, согласно которому в ведение Верхненергенского сельского Совета народных депутатов передан участок общей площадью 765 га, в том числе из земель колхоза им. Максима Пассара 341 га, Иннокентьевского лесничества 97 га, промышленности и транспорта 13 га, гозземзапаса 173 га, занимаемых сельскими населенными пунктами 139 га.
Данный земельный участок передан сельскому поселению с изъятием земель из состава соответствующих угодий прежних землепользователей. Этим же решением сельским Советам народных депутатов предписано обеспечить установление в натуре границ земель, передаваемых в их ведение.
Применительно к сельскому поселению "Село Верхний Нерген", границы определены законом Хабаровского края от 28.07.2004 N 208 "О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ".
В границы сельского поселения вошел, в том числе спорный земельный участок.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Аналогичным образом за органами местного самоуправления закреплены полномочия в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", который вступил в силу с 01.03.2015).
Таким образом, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет на законных основаниях.
Кроме того, в суде первой инстанции заявлено о пропуске Рослесхозом срока исковой давности.
В соответствии со статьями 195 и 196 Гражданского кодекса исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление Пленума N 43) срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
Границы сельского поселения "Село Верхний Нерген" утверждены Законом Хабаровского края в 2004 году, землеустроительные работы в отношении границ села проведены 2012 году, постановка на государственный кадастровый спорного земельного участка произведена в 2013 году.
На истца в силу Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, возложены полномочия собственника в отношении федерального имущества и которое для надлежащего осуществления этих полномочий наделено различными контрольными функциями, поэтому имеет возможность получать сведения о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на спорный земельный участок.
Росолесхоз, являясь органом публично-правового образования и обладая необходимыми полномочиями, установленными постановлением N 736, действуя добросовестно, мог и должен был своевременно узнать о нарушении права.
Поскольку пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований (пункт 15 постановления Пленума N 43), отказ в удовлетворении иска правомерен.
Указанное истцом решение Хабаровского краевого суда от 30.11.2018 по делу N 3а-172/201, которым признано не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Собрания депутатов Нанайского муниципального района Хабаровского края от 17.05.2017 N 204 "Об утверждении генерального плана Верхненергенского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края" в части включения в границы населенных пунктов, входящих в Верхненергенское сельское поселение лесных участков, а именно: части 31 выдела 56 квартала, части 45, 46, 48, 49, 50, 53 выделов 57 квартала, общей площадью 35,10 га, включенных в границы с. Верхний Нерген; части 18 выдела 56 квартала площадью 0,3 га, включенного в границы с.Малмыж", обоснованно не принято судом.
Данный судебный акт не влияет на течение срока исковой давности, поскольку касается генерального плана, утвержденного в 2017 году, в то время как спорный участок поставлен на кадастровый учет в 2013 году и на момент утверждения генерального плана уже существовал как объект гражданских правоотношений.
Доводы заявителя жалобы были подробно рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, что исключает удовлетворение апелляционной жалобы.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.07.2021 по делу N А73-2567/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2567/2021
Истец: Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, Федеральное Агенство лесного хозяйства
Ответчик: Администрация Нанайского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: Администрация Верхненергенского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края, ФБУ "Кадастровая палата", Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю