г. Хабаровск |
|
19 октября 2021 г. |
А73-16213/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от ОАО "Российские железные дороги": Степановой Е.Б., представителя по доверенности от 02.09.2020;
от ООО "Техсервис-Хабаровск": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Техсервис-Хабаровск"
на решение от 27.04.2021
по делу N А73-16213/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Техсервис-Хабаровск"
о взыскании 91 445,68 руб.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Акционерному обществу "Техсервис-Хабаровск" (далее - ответчик, АО "Техсервис-Хабаровск") о взыскании платы за использование путей общего пользования на станции Гродеково ДВЖД и платы за вагоны в период с 30.09.2019 по 08.10.2019 в размере 91 265,52 руб., процентов в размере 180,16 руб. за период с 02.09.2020 по 18.09.2020, процентов, начиная с 19.09.2020 до момента фактического исполнения требований ответчиком в части уплаты основного долга.
Решением суда от 27.04.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, АО "Техсервис-Хабаровск" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта, просило его отменить.
В обоснование доводов апеллянт указывает, что таможенное оформление является обязанностью в силу норм действующего законодательства, в связи с чем период таможенного оформления не может быть признан периодом ожидания подачи вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя. При этом законодательно не установлены сроки для направления документов таможенному органу и направления перевозчику заявки для подачи груза под выгрузку после получения документов об окончании таможенного оформления. По мнению ответчика, в рассматриваемом случае он действовал разумно, не превышал обычные сроки для подачи документов в таможенный орган и направлял заявки для подачи вагонов под выгрузку; доказательств обратному истцом в материалы дела не представлено.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось.
В судебных заседаниях второй инстанции представители АО "Техсервис-Хабаровск" настаивали на отмене судебного решения.
Представители ОАО "РЖД" не признали позицию заявителя жалобы по основаниям, указанным в отзыве, сославшись на то, что документы для таможенного оформления получены представителем грузополучателя 30.09.2019, груз для таможенного досмотра из вагонов не выгружался, и после окончания таможенного оформления перевозчик не имеет возможности распорядиться грузом до получения заявки от грузополучателя на выгрузку с указанием конкретного пути подачи вагонов.
Также указывают, что в связи с нормативно определенным сроком таможенного оформления продолжительностью 24 часа, плата за использование железнодорожных путей общего пользования начислена за исключением суток таможенного оформления.
В судебном заседании от 12.10.2021 апеллянт участия не принимал; представитель ОАО "РЖД" настаивал на законности обжалуемого в апелляционном порядке решения первой инстанции в полном объеме.
Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы, с учетом письменных пояснений от 20.09.2021, отзывов от 20.07.2021, и 05.05.2021, заслушав пояснения представителя истца, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что между ОАО "РЖД" ( исполнитель) и ООО "Техсервис-Хабаровск" 01.01.2018 заключен договор N 92/18/п МЧ -3 оказания терминально-складских услуг.
Согласно пункту 1.1 этого договора исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг, указанных в Протоколе согласования договорных цен на услуги (приложение N 1), являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.
Заказчик направляет исполнителю перечень требуемых терминально- складских услуг (далее - заказ), составленный по форме приложения N 4 к настоящему договору. В Заказе заказчик указывает период оказания услуг, перечень (наименование) услуг, место оказания услуг, характеристики и объем груза, а также иную необходимую и полную для оказания услуг по настоящему Договору информацию (пункт 2.1).
30.09.2019 на станцию Гродекого ДВЖД в адрес ООО "Техносервис-Хабаровск" прибыли вагоны с грузом N N 5065862, 5072922, о чем грузополучатель в соответствии с пунктом 36 Приложения 1 к Соглашению о международном грузовом сообщении (далее - СМГС), статьей 34 УЖТ РФ уведомлен 30.09.2019 в 11 ч. 45 мин., о чем сделаны отметки в книге уведомлений о прибытии груза по форме ГУ-6.
Вагоны, прибывшие в адрес ответчика, являются вагонами,
принадлежащими железнодорожной администрации КНР.
В соответствии с параграфом 6 статьи 14 СМГС вагон для груза предоставляет перевозчик или отправитель.
Пунктом 21 Тарифного руководства N 2 определено, что данные Правила применяются и к вагонам, контейнерам, принадлежащим железнодорожной администрациям государств - участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам.
Перевозка грузов из КНР в РФ до входной пограничной станции РФ осуществляется поездами и вагонами китайских железных дорог.
Порядок приема и сдачи иностранных вагонов на пограничной станции установлен в Правилах пользования грузовыми вагонами.
Порядок расчетов за время нахождения вагонов ОАО "РЖД" и вагонов принадлежности КЖД на дорогах назначения КЖД и РЖД предусмотрен пунктом 8.5 Правил пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) и производится непосредственно между дорогой - пользовательницей и дорогой собственницей вагона по ставкам, рассчитанным в швейцарских франках, указанных в Приложении N 34 ПГВ.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" и статье 3 Федерального Закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства, России и в то же время имеют приоритет над нормами гражданского законодательства.
К правоотношениям между истцом и ответчиком наряду с нормами российского законодательства применяются нормы СМГС и Договор о Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) от 01.05.2008.
ОАО "РЖД" и Китайские железные дороги являются сторонами Договора о Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) от 01.05.2008, согласно которому парк грузовых вагонов, допущенных к обращению в международном сообщении по железнодорожным дорогам, находится в совместном пользовании дорог - участниц договора.
ОАО "РЖД" является дорогой - пользователем и согласно пункту 8.1 ПГВ должно уплачивать дороге - собственнику, плату за пользование вагонами за время нахождения на линиях дороги-пользователя. Все расчеты, вытекающие из ПГВ, производятся в порядке и сроки, установленные Правилами о расчетах в международном пассажирском и грузовом сообщениях (пункт 1.7 ПГВ). Таким образом, нормы международного соглашения предусматривают обязанность ОАО "РЖД" внести плату за пользование вагонами Китайским железным дорогам.
Следовательно, спорные вагоны в период их нахождения на станции Гродеково ДВЖД принадлежали перевозчику (ОАО "РЖД") на праве возмездного пользования.
Оформление выдачи грузов, находящихся под таможенным контролем, производится в соответствии с Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденным Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29.
Из пункта 1 приказа Федеральной таможенной службы от 21.05.2012 N 965 "О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации" следует, что таможенный пост Пограничный Уссурийской таможни, расположенный на станции Гродеково, не правомочен регистрировать таможенные декларации.
В связи с чем, выдача груза производится в соответствии с пунктом 20.2 указанных выше Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, согласно которого на станциях, на которых отсутствуют структурные подразделения таможенных органов, уполномоченное перевозчиком лицо, посредством имеющихся средств связи, наряду с уведомлением о прибытии груза представляет соответствующему таможенному органу в регионе деятельности, которого расположена станция назначения, следующую информацию: грузоотправитель и страна отправления, грузополучатель и его адрес, наименование груза, количество мест, вес брутто/нетто, номер транспортного средства, номер перевозочного документа (накладная), дата прибытия груза и транспортных средств.
Кроме того, оригинал накладной, дорожная ведомость и другие, необходимые для таможенного оформления документы уполномоченное перевозчиком лицо передает грузополучателю под расписку, в которой указывается перечень этих документов, их номера, дата и время получения документов, а также срок их возвращения грузополучателем. Форма расписки устанавливается перевозчиком. О такой передаче документов грузополучателю, перевозчик, посредством использования имеющихся средств связи,
информирует таможенный орган.
Должностные лица таможенного органа посредством имеющихся средств связи, информируют перевозчика о результатах таможенного оформления грузов, номерах проставленных штампов и личных номерных печатей.
После возврата грузополучателем перевозчику накладной и дорожной ведомости после таможенного оформления перевозчик обязан проверить наличие штампа таможенного органа "выпуск разрешен" и подписи должностного лица таможенного органа, заверенной личной номерной печатью в графе "отметки таможни", а при отсутствии такой графы в накладной - в графе "наименование груза" под наименованием груза. При приеме перевозочных документов со штампом таможенного органа перевозчик возвращает расписку грузополучателю.
Из материалов настоящего дела следует, что связи с необходимостью прохождения таможенного оформления прибывшего груза, представителю грузополучателя под расписку 30.09.2019 в 12-00 перевозчиком был выдан оригинал накладной, дорожная ведомость и другие, необходимые для таможенного оформления, документы.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования
железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования
железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем
(отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем
железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
При этом, согласно части 12 статьи 39 УЖТ РФ оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Пунктом 5.10 Правил исчисления сроков поставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245) предусмотрено, что срок для осуществления таможенного контроля составляет 1 сутки.
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено, как начисление платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов в течение всего времени нахождения под таможенными операциями, так и срок, по истечению которого данная плата начисляется.
Учитывая нормативно установленное время таможенного оформления 1 сутки, перевозчик установил дату начала начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования (за инфраструктуру) с 01.10.2019 в 13-45 (30.09.2019 в 13-45 + 1 сутки).
В соответствии со статьей 37 УЖТ РФ, прибывшие на железнодорожную станцию назначения в вагонах и контейнерах грузы, находящиеся под таможенным контролем, должны быть по согласованию с таможенным органом своевременно выгружены грузополучателем.
В случае нарушения грузополучателем установленных сроков выгрузки грузов перевозчик в целях освобождения транспортных средств обеспечивает по согласованию с таможенным органом выгрузку грузов на склад временного хранения и в зоны таможенного контроля с обеспечением условий, необходимых для сохранности таких грузов.
Согласно пункту 5 статьи 88 ТК ЕАЭС декларант в течение трех часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии, обязан совершить
одну из таможенных операций, связанных с помещением товаров на
временное хранение; перевозкой (транспортировкой) товаров из мест прибытия до места временного хранения в порядке, устанавливаемом законодательством государств-членов о таможенном регулировании; таможенным
декларированием товаров; помещением товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ; вывозом товаров с таможенной территории Союза.
В связи с тем, что в спорном случае декларантом (грузополучателем товара ООО "Техсервис-Хабаровск") груз в указанные сроки не был помещен под таможенную процедуру, связанную с таможенным
декларированием товара, и в нарушение статьи 37 УЖТ РФ и по согласованию с таможенным органом не был выгружен, перевозчик разместил товар в зоне таможенного контроля (пути общего пользования железнодорожной станции Гродеково) - 30.09.2019.
Данный факт также подтверждается пояснениями таможенного органа, из которых следует, что товары, прибывшие в железнодорожном вагоне N 5065862 в адрес ООО "Техсервис-Хабаровск" из КНР на таможенную территорию ЕАЭС по транспортной железнодорожной накладной от 30.09.2019 N 11573750, размещены в зоне таможенного контроля 30.09.2019 (регистрационный номер сообщения о прибытии 10716070/300919/0003282).
Товары, прибывшие в железнодорожном вагоне N 5072922 в адрес ООО "Техсервис-Хабаровск" из КНР на таможенную территорию ЕАЭС по транспортной железнодорожной накладной от 30.09.2019 N 11573733, размещены в зоне таможенного контроля также 30.09.2019 (регистрационный номер сообщения о прибытии
10716070/300919/0003282).
Перечень мест временного хранения товаров определен статьей 99 ТК ЕЭС и статьей 198 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, к числу которых, согласно пункту 8 части 1 относятся железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенным органом местах в пределах железнодорожных станций и предназначенных для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств.
Из вышеизложенного следует, что вагоны были помещены на железнодорожный путь общего пользования в зону таможенного контроля и простаивали под таможенным оформлением свыше срока, предусмотренного частью 12 статьи 39 УЖТ РФ, по причинам, зависящим от грузополучателя.
Из представленных в материалы настоящего дела пояснений Уссурийской таможней от 06.04.2021 N 07-12/06508, а также из уведомлений о выпуске товаров, грузополучателем таможенные декларации были представлены 03.10.2019, то есть только через 4 суток после получения документов от перевозчика; зарегистрированы таможенным органом путем присвоения номеров NN 10716050/031019/0031099, 10716050/031019/0031102.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенным органом у декларанта были запрошены документами, подтверждающие сведения, заявленные в таможенных декларациях.
Указанные документы обществом были представлены, и 04.10.2019 Уссурийским таможенным постом в пределах сроков, установленных статьей 119 ТК ЕАЭС, осуществлен выпуск товаров.
Перевозчиком оформлены акты общей формы N N 50/2910, 50/2909 от 04.10.2019 с указанием даты и времени окончания простоя с 04.10.2019 в 08-57 и 04.10.2019 в 10-00, что соответствует дате и времени получения перевозчиком от таможенного органа уведомлений о выпуске товара.
При этом только 08.10.2019 в 03-00 ч., то есть спустя 4 суток, грузополучатель обратился к перевозчику с заявкой о подаче вагонов под выгрузку. Все это время вагоны простаивали на путях общего пользования железнодорожной станции Гродеково ДВЖД в ожидании распоряжения грузополучателя о месте подачи и выгрузки вагонов.
Учитывая данные обстоятельства, а именно то, что в период с 04.10.2019 по 08.10.2019 вагоны простаивали по причине ожидания заявки от грузополучателя после окончания таможенного оформления и выпуска товара, перевозчиком оформлены акты общей формы N N 51/1229, 51/1230 от 04.10.2019, NN 51/1239, 51/1240 от 08.10.2019 на простой вагонов.
Поскольку материалами судебно-арбитражного дела подтверждается направление заявки грузополучателем 08.10.2019 в 03-00, без которой перевозчик не имеет возможности распорядиться вагонами, прибывшими в адрес грузополучателя, суд первой инстанции на основании статей 39 и 119 УЖТ РФ пришел к обоснованному выводу о правомерности начисления перевозчиком платы за пользование вагонами, а также за их нахождение на путях общего пользования в период ожидания подачи грузополучателем заявки.
Пунктом 1 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
С учетом сложившихся правоотношений спорящих сторон судебная коллегия отмечает, что после своевременного уведомления таможенного органа и грузополучателя о прибытии вагонов перевозчик вправе ожидать от добросовестного грузополучателя незамедлительных действий, связанных с таможенным оформлением товара.
Принимая во внимание выше изложенное, обоснованным признается вывод арбитражного суда, что спорные вагоны находились на путях общего пользования и использовались ответчиком ввиду нахождения в вагонах, прибывшего в его адрес груза по причинам, зависящим от грузополучателя, в связи с чем плата начислена правомерно.
Апелляционный довод о том, что действия ответчика при таможенном оформлении не отклонялись от разумной нормы, отклоняется второй инстанцией, поскольку заявленная ко взысканию плата не является мерой ответственности за виновные действия грузополучателя, а является платой за оказанные услуги.
Относительно заявленных процентов апелляционный суд приходит к следующему.
В силу статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Поскольку ООО "Техсервис-Хабаровск" плата не внесена, суд первой инстанции правомерно согласился с заявленными процентами за пользование чужими денежными средствами в размере 180,16 руб. за период с 02.09.2020 по 18.09.2020.
Также арбитражный суд обоснованно присудил ко взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами на основании пункта 3 статьи 395 ГК РФ.
Согласно пункту 48 Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", сумма процентов, подлежащих взысканию по правила статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требований истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом, день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты
задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве).
Размер процентов, начисленных за периоды просрочки, имевшие место с 01.06.2015 по 31.07.2016, включительно, определятся по средним ставкам банковского процента по вкладам физических лиц, а за периоды, имевшие место после 31.07.2016, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды вынесения решения.
Следовательно, вывод суда первой инстанции в данной части требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты основного долга соответствуют части 3 статьи 395 ГК РФ.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на сложившуюся, по его мнению, судебную практику во внимание не принимается, поскольку при рассмотрении дел, приведенных в апелляционной жалобе и устных пояснениях, суды исходили из обстоятельств, не тождественных обстоятельствам настоящего спора.
Таким образом, суд второй инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.04.2021 по делу N А73-16213/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16213/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице Дальневосточной железной дороги - филиала "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Техсервис-Хабаровск"
Третье лицо: Уссурийская таможня