г. Москва |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А40-26630/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2021 по делу N А40-26630/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) Малютина Т. Д., 2) Домашова Е. Л.,
3) Кадастр. Инженер Оганесов А. А., 4) Смирнова О. С.,
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Чернова А.Н. по дов. от 29.12.2020; |
от ответчика: |
Панин А.А. по дов. от 11.01.2021; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; 4) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ДГИ г. Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) к Управлению Росреестра по Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решения от 11.02.2021 г. N КУВД-001/2020-22463338/3.
Решением суда от 16.07.2021 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Управление в апелляционной жалобе ссылается, что не проведено согласование местоположения границ уточняемого земельного участка с правообладателями смежных земельных участков. Также указывает, что характеристики частей с кадастровыми номерами 50:27:0020454:756/1 и 50:27:0020454:756/2 не соответствуют сведениям ЕГРН.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.06.2018 в спец. выпуске N 29 в печатном издании "Вестник Мэра и правительства Москвы" было опубликовано сообщение о планируемом изъятии в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ.
В целях строительства Объекта городского заказа, на основании обращений Департамента развития новых территорий города Москвы к изъятию заявлены 10 земельных участков, в том числе, часть земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756.
Департаментом выпущено распоряжение от 11.06.2019 N 22173 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" предусматривающее изъятие для государственных нужд, в том числе земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020454:756 площадью 1295 кв.м по адресу: г.Москва, поселение Рязановское вблизи п.Знамя Октября, снт "Березки", уч-к 7/5 принадлежит на праве собственности Смирновой О.С. (запись N 50-50-27/030/2006-151 05.06.2006).
С целью реализации распоряжения Департамента от 11.06.2019 N 22173 требовалось уточнение и последующий раздел земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756.
В рамках реализации распоряжения об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества Департаментом выпущены распоряжение от 24.06.2019 N 23890Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756" и распоряжение от 24.06.2019 N 23893Б "Об утверждении схемы расположения земельных участков по адресу: г. Москва, пос. Рязановское, кв-л JY" 50, влд. 7/5 на кадастровом плане территории", предусматривающее раздел указанного земельного участка.
При этом уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756 необходимо для дальнейшего раздела с целью изъятия для государственных нужд.
Кадастровые работы в соответствии с данными распоряжениями выполняет подрядная организация ГБУ МосгорБТИ за счет средств бюджета города Москвы согласно государственному заданию.
Подрядной организацией в соответствии с распоряжением от 24.06.2019 N 23890Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756" подготовлен межевой план.
Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756 было определено с учетом сведений, содержащихся на схеме расположения земельного участка и кадастровом плане территории, утвержденной в установленном порядке распоряжением Департамента от 24.06.2019 N 23890Б.
Границы земельного участка соответствуют границам, сведения о которых содержаться в ЕГРН, а также закреплены на местности с помощью объектов искусственного происхождения (ограждение, металлические колышки).
В целях осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756 Департамент обратился в Управление.
По результатам рассмотрения представленных документов Управлением Росреестра по Москве принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 11.11.2020 N КУВД-001/2020-22463338/1 (далее - Решение о приостановлении) в связи с тем, что:
- нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным: не проведено согласование местоположения границ уточняемого земельного участка с правообладателями смежных земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020454:759 и 50:27:0020454:701.
Согласно представленному Акту согласования местоположения границ земельных участков в отношении согласования смежных границ с земельными участками с кадастровыми номерами 50:27:0020454:759 и 50:27:0020454:701 представлены возражения от 12.08.2020 г. и 10.10.2020 г. В данном случае граница не считается согласованной.
- характеристики частей с кадастровыми номерами 50:27:0020454:756/1 и 50:27:0020454:756/2 не соответствуют сведениям ЕГРН.
Уведомлением от 08.12.2020 N КУВД-001/2020-22463338/2 Управление сообщило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета.
Ввиду не устранения причин, послуживших основанием для принятия Управлением уведомления от 11.11.2020 о приостановлении кадастрового учета, Управлением Росреестра по Москве было принято решение от 11.02.2021 N КУВД-001/2020-22463338/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
С приведенным отказом Департамент не согласился, в связи с чем, обратился с соответствующим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Заявителем полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены в Управление документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
В силу п. 2 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
В соответствии с п. 4.2.14(1) Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" истец принимает решение об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях комплексного развития территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы, а также в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы, в том числе для размещения на присоединенных территориях объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях.
Постановлениями Правительства Москвы от 04.07.2017 N 402-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - магистральной улицы "Варшавское шоссе - деревня Андреевское -деревня Яковлево" с учетом прохождения линии трамвая", от 09.10.2018 N 1233-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2018-2021 годы" предусмотрены реконструкция и строительство автомобильной дороги Варшавское шоссе - деревня Андреевское - деревня Яковлево (далее - объект).
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее -государственный кадастровый yчет).
В силу п.7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ одним из оснований для государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона о регистрации).
Согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В силу ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Законом о государственной регистрации, за исключением случаев, указанных в п. 4 и 6 ст. 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Для образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов залогодержателей исходных земельных участков не требуется (подп. 3 и. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).
По правилам ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Статья 56.3 ЗК РФ также предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии со ч. 1 ст. 56.7 ЗК РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению.
Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в п. 1 ст. 56.7 ЗК РФ, не требуется (п. 2 ст. 56.7 ЗК РФ).
Особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд определены статьей 60 Закона N 218-ФЗ.
В силу названной нормы с заявлением о государственном кадастровом учете от имени лиц, права на недвижимое имущество которых подлежат прекращению в соответствии с решением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, вправе обратиться орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие данное решение, или организацию, на основании ходатайства которой принято данное решение.
Государственный кадастровый учет земельных участков, образованных на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании:
1) решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд;
2) правоустанавливающего документа на исходный земельный участок, если сведения о таком земельном участке отсутствуют в ЕГРН;
3) проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.
В соответствии с подготовленным межевым планом местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756 определено с учетом сведений, содержащихся на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной в установленном порядке распоряжением ДГИ г. Москвы от 24.06.2019 г. N 23890Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756" и представленной в Приложении.
Руководствуясь положением части 10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и п.70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, в качестве сведений, подтверждающих право на земельный участок, было использовано Свидетельство о государственной регистрации права от 05.06.2006 г. N 50-50-27/030/2006-151 (согласно п.70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, копия указанного документа в состав межевого плана не включена).
Площадь фактически используемого земельного участка не превышает площадь ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756.
В связи с этим, представляется возможным проведение кадастровых работ по уточнению местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756, а также устранение пересечений с земельными участками с кадастровыми номерами 50:27:0020454:759 (граница 10-8), 50:27:0020454:753 (граница 6-4).
Координаты точек 1, 10, 8, 7,6,4,3,2 определены с требуемой точностью, границы 8-6. 4-10 остались без изменений и соответствуют границам, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756 8-6 закреплены на местности с помощью объектов искусственного происхождения (ограждение), 6-8 закреплены на местности с помощью объектов искусственного происхождения (металлические колышки) позволяющих определить местоположение границ земельного участка, а также границы 1-1 существуют на местности более 15 лет. Раздел "Абрисы узловых точек границ земельных участков" на точки 6, 4, 3, 2, 1, 7 не составлен, так как в радиусе 40 метров от данных узловых точек нет трех долговременных, четко опознаваемых объектов местности.
В ходе выполнения кадастровых работ в связи с уточнением земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756. расположенного по адресу: город Москва, поселение Рязановское, вблизи п. Знамя Октября, снт "Березки", уч-к 7/5 правообладателями смежных земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020454:759 - Малютиной Т.Д. и 50:27:0020454:701 -Домашовой Е.Л. были представлены возражения относительно местоположения границ уточняемого земельного участка.
Вместе с тем, учитывая, что образование земельного участка осуществляется в связи с его изъятием для государственных нужд, согласие землепользователей исходных земельных участков не требуется.
Кроме того, границы земельного участка соответствуют границам, сведения о которых содержаться в ЕГРН, а также закреплены на местности с помощью объектов искусственного происхождения (ограждение, металлические колышки).
В связи с изложенным, судом сделан обоснованный вывод о том, что образуемый земельный участок соответствуют требованиям действующего законодательства.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены все необходимые документы для государственного кадастрового учета.
Учитывая изложенное, у Управления отсутствовали правовые основания для принятия решений об отказе для государственного кадастрового учета, в связи с чем, оспариваемое решение является незаконным и необоснованным.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имелись основания для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные ответчиком в суде первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции верно сделал вывод, что для образования земельных участков, в том числе раздел земельного участка, в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков не требуется (подп. 3 п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).
Согласие правообладателей изымаемых земельных участков на осуществление действий, указанных в п.1 ст. 56.7 ЗК РФ, не требуется (п. 2 ст. 56.7 ЗК РФ).
Кроме того, как следует из материалов дел и верно установлено судом первой инстанции, границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020454:756 соответствуют границам, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а также закреплены на местности с помощью объектов искусственного происхождения.
Таким образом, согласование границ формируемого для целей изъятия земельного участка с его собственником, а следовательно, и смежными собственниками, действующим законодательством не предусмотрено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2021 по делу N А40-26630/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26630/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Домашова Елена Львовна, Кадастровый инженер Оганесов Артем Арсенович, Малютина Татьяна Дмитриевна, Смирнова Ольга Сергеевна