г. Москва |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А41-1039/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Управления земельных отношений Раменского городского округа Московской области: Куприченкова А.И., представитель по доверенности от 11.01.2021;
от ТУ ФАУГИ в МО: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от АО "Российские ипподромы": Григорьева О.А., представитель по доверенности от 31.12.2020;
от ООО "ТОТАЛ ХОРС": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Российские ипподромы" на решение Арбитражного суда Московской области от 05.07.2021 года по делу N А41-1039/21, принятое по исковому заявлению Управления земельных отношений Раменского городского округа Московской области к ТУ ФАУГИ в МО, третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, АО "Российские ипподромы", ООО "ТОТАЛ ХОРС" об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110480:1, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: ориентир дом. Почтовый адрес ориентира: г. Раменское, ул. Гражданская, д. 47, участок N 1, в соответствии с фактическим использованием в площади равной 278625 кв.м и по следующим координатам, указанным в заключении, составленным кадастровым инженером Чаплыгиным М.Н., от 15.05.2021 (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.07.2021 года по делу N А41-1039/21 требования Управления земельных отношений Раменского городского округа Московской области удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, АО "Российские ипподромы" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель АО "Российские ипподромы" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Управления земельных отношений Раменского городского округа Московской области в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ТУ ФАУГИ в МО, Управление Росреестра по Московской области, ООО "ТОТАЛ ХОРС", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписке из ЕГРН в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110480:1, площадью 313500 кв.м, вид разрешенного использования земельного участка - для ипподрома.
Истцом при проведении мониторинга земель г. Раменское выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:23:0110480:1 огорожен забором, свободный доступ отсутствует.
На земельном участке расположены объекты капитального строительства и хозяйственные постройки.
Фактически используемая площадь земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110480:1 составляет 278625 кв.м, в то время как, согласно сведениям о координатах границ содержащихся в ЕГРН составляет 197404 кв.м, при этом согласно сведениям ЕГРН площадь участка составляет 313500 кв.м (акт обследования от 11.11.2020).
Поскольку кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110480:1 не соответствуют фактическим границам и площади земельного участка и накладываются на земли, государственная собственность на которые не разграничена, Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия в сведениях о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110480:1 реестровой ошибки.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Как следует из ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Тем самым, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
По смыслу разъяснений, данных в пунктах 2, 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество. Требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка (иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения), должно рассматриваться в исковом порядке.
При этом иск об установлении границ земельного участка представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границ земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Результатом разрешения судом требования об установлении границ земельного участка является установление границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
В силу части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2017, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Исходя из анализа положений части 1 статьи 43, пункта 31 части 1 статьи 26, частей 8, 10 статьи 22, части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка; по решению суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Необходимым для кадастрового учета земельного участка (в связи с уточнением местоположения его границ) документом является межевой план, представляющий собой результат кадастровых работ (статья 22 Закона N 218-ФЗ).
В силу пунктов 8, 9, 10, 11 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Из выписки из ЕГРН от 14.09.2020 N КУВИ-002/2020-20160596 следует, что граница земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110480:1 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, о чем в раздел "Особые отметки" внесена соответствующая запись.
Материалами кадастрового дела подтверждается, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:23:0110480:1 внесены как о ранее учтенном объекте недвижимости по заявлению ФГУ ГЗК "Московская" с Раменским республиканским ипподромом, на основании свидетельства от 21.12.2000 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок площадью 313500 кв.м.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок предоставлен ФГУ ГЗК "Московская" с Раменским республиканским ипподромом на основании постановления Главы Раменского района Московской области от 18.12.2000 N 2381, которым утвержден план земельного участка площадью 31,35 га.
Вместе с тем, план земельного участка не содержит определения координат характерных точек таких границ, приложений, описания смежных земельный участков и иных привязок к системе координат или местности.
На момент рассмотрения настоящего спора ФГУ ГЗК "Московская" с Раменским республиканским ипподромом прекратило деятельность в качестве юридического лица, правопреемником является АО "Российские ипподромы".
Согласно заключению кадастрового инженера от 15.05.2021, составленному кадастровым инженером Чаплыгиным М.Н., сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110480:1 внесены в ЕГРН на основании материалов инвентаризации земель, кадастровые работы по координированию фактических границ не проводились, т.е. границы требуют уточнения. Значение площади, указанной в ЕГРН составляет 313500 кв.м, согласно сведениям о координатах границ содержащихся в ЕГРН площадь участка составляет 197404 кв.м, а фактическая (по существующему землепользованию) площадь составляет 278625 кв.м.
В апелляционной жалобе указано, что в результате процессуальных нарушений со стороны истца, АО "Росипподромы" было лишено возможности представлять свои возражения и доказательства относительно заявленных истцом требований. В связи с чем, заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г N 35-р; копии Передаточного акта ТУ Росреестра в Московской области от 30.09.2015 г.; копии Отчета об оценке N 3-917-20-М от 01.10.2020 г., подтверждающих принятие АО "Росипподромы" подлежащего приватизации оставшегося после ликвидации ФГУ ГЗК "Московская" с Раменским республиканским ипподромом федерального имущества во исполнение Указа Президента РФ от 08.08.2011 N 1058 и Прогнозного плана, Распоряжений ТУ ФАУГИ в МО от 17.09.2013 N 422, от 22.01.2015 N 13 путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций АО "Росипподромы" в качестве вклада в уставной капитал Общества посредством дополнительной эмиссии акций Общества единственному акционеру в лице Росимущества в связи с увеличением уставного капитала.
Однако, указанные дополнительны доказательства не подлежат приобщению к материалам дела, так как Обществом не представлено доказательств невозможности их представления в суд первой инстанции (ч. 2 ст. 268 АПК РФ), с учетом следующих обстоятельств.
Общество было заблаговременно извещено о рассмотрении дела, определение о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора от 18.05.21 (л.д. 82), получено им 27.05.2021 (л.д. 90).
При этом, заключение кадастрового инженера приложено к ходатайству о приобщении к материалам дела, поступившему в электронном виде 17.05.2021, зарегистрированному 27.05.2021.
Кроме того, согласно сведениям с сайта суда http://kad.arbitr.ru, 02.06.2021 года АО "Росипподромы" обращалось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об ознакомлении с материалами дела.
Однако, в судебное заседание 16.06.2021 года АО "Росипподромы" явку полномочного представителя не обеспечило, ходатайств об отложении дела так же не поступало.
Кроме того, государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций Общества произведена после принятия обжалуемого решения - 15.07.2021, тогда как законность судебного акта проверяется на момент его принятия.
Заключение кадастрового инженера от 15.05.2021 правомерно признано судом первой инстанции надлежащим доказательством по делу, поскольку отвечает критериям относимости, допустимости и достаточности доказательств.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, поскольку фактическая площадь, занимаемая имущественным комплексом ипподрома, используется в границах, координаты которых не соответствуют сведениями ЕГРН о площади и границах такого участка. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы АО "Росипподромы" о том, что ТУ Росимущества в Московской области является ненадлежащим ответчиком по делу по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1. Положения о Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 г. N 66, ТУ Росимущества в Московской области осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно п. 4 Положения Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Соответственно именно ТУ Росимущества в Московской области осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05.07.2021 года по делу N А41-1039/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1039/2021
Истец: АО "РОССИЙСКИЕ ИППОДРОМЫ", УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РАМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ТОТАЛ ХОРС", управление росреестра по московской области