г. Москва |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А40-136460/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - МОСКОВСКОМУ РЕГИОНАЛЬНОМУ ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.08.2021 по делу N А40-136460/21
по заявлению ООО "УРАЛМАШ-ТЕХСЕРВИС" (ИНН: 7743791789)
к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - МОСКОВСКОМУ РЕГИОНАЛЬНОМУ ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
о признании
при участии:
от заявителя: |
Григорян Г.С. по доверенности от 01.01.2021; |
от заинтересованного лица: |
Ромашков О.О. по доверенности от 25.05.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Уралмаш-Техсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании недействительным уведомления от 22.04.2021 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с которым основным видом экономической деятельности является "аренда и лизинг горного и нефтепромыслового оборудования" по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) 77.39.22, относящийся к 22 классу страхования профессионального риска с соответствующим данному виду деятельности размеру страхового тарифа 3,4%.
Решением суда от 06.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционного суда представитель фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель общества поддержал решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей фонда и общества, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, фондом 22.04.2021 в отношении общества было выставлено уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (рег.N 7701048047) в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ).
В данном уведомлении указано, что обществу установлен размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2021 в размере 3,40 процента, исходя из наиболее высокого класса профессионального риска (22 класс), соответствующего виду экономической деятельности, указанному в ЕГРЮЛ "Аренда и лизинг горного и нефтепромыслового оборудования" (код ОКВЭД 77.39.22)".
Как установлено судом, общество 01.06.2021 направило в фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложенными к нему документами.
Согласно заявлению общества и справке-подтверждению, основным видом деятельности общества в 2020 была деятельность по предоставлению услуг по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек (код ОКВЭД 09.10.2).
Кроме того, 01.06.2021 общество направило обращение в фонд, в котором перечислило обстоятельства (болезнь работников новой коронавирусной инфекцией COVID-2019 и последующие профилактические меры в офисе общества), ввиду которых подтверждение не было своевременно предоставлено и просило применять и далее тариф по ставке 0,4 процента. Однако обращение общества было оставлено без удовлетворения.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 3 утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55) для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N1 к настоящему Порядку; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N2 к настоящему Порядку; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ N 239) установлены нерабочие дни в период с 04.04.2020 по 30.04.2020.
Так же, Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 294 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ N 294) установлены нерабочие дни в период с 06.04.2020 по 08.05.2020.
Вместе с тем, страхователь, для которого согласно законодательству Российской Федерации в период с 15.04.2020 по 08.05.2020 установлены нерабочие дни, срок представления документов для подтверждения основного вида экономической деятельности переносится на 12.05.2020 (с учетом выходных дней в период с 09.05.2020 по 11.05.2020), согласно разъяснениям (информации) фонда социального страхования о продлении срока представления страхователями документов для подтверждения основного вида экономической деятельности в период действия ограничительных мер, применяемых для борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции.
Как установлено судом, в нарушение Правил и Порядка в установленный срок общество не представило документы, подтверждающие основной вид деятельности на 2020, данные документы были представлены в июне 2021.
Согласно материалам дела, общество осуществляло в 2020 вид деятельности: "предоставление услуг по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек".
К заявлению обществом были приложены документы, а именно: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справке подтверждении основного вида экономической деятельности и копии бухгалтерского баланса.
Таким образом, общество подтвердило перед фондом, что основным видом деятельности общества была деятельность по коду ОКВЭД 09.10.2.
Согласно классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска (утв. Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н) вид деятельности по коду ОКВЭД 09.10.2 "предоставление услуг по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек"" относится к 3 классу профессионального риска.
С учетом представленных фонду документов на 2020 обществу должен был быть установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,4 %.
В соответствии с данными из ЕГРЮЛ, общество также вправе осуществлять следующую деятельность: "аренда и лизинг горного и нефтепромыслового оборудования" (код ОКВЭД 77.39.22)".
Указанный вид деятельности общества, относящийся к наиболее высокому классу профессионального риска (22) был взят фондом за основу при определении размера страхового тарифа.
Фонд пояснил, что не получив от общества в срок до 15.04.2021 заявление о подтверждении вида экономической деятельности и подтверждающие его документы, в соответствии с п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 01.12.2005 N 713, и п. 5 указанного Порядка, направил заявителю Уведомление от 22.04.2021, которым за основный вид его деятельности принял указанный в ЕГРЮЛ вид деятельности с самым высоким классом профессионального риска "аренда и лизинг горного и нефтепромыслового оборудования" с кодом ОКВЭД2 77.39.22, определил 22 класс профессионального риска и установил страховой тариф в размере 3,4%.
Между тем, как было установлено судом и фондом не оспаривается, общество в июне 2021 направило в фонд пакет документов с необходимыми исправлениями для подтверждения основного вида экономической деятельности с нарушением установленного Порядком срока.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); а фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Документы общества в подтверждение основного вида экономической деятельности подлежат обязательной оценке фондом и их учету при принятии фондом решения об определении размера страхового тарифа. Более того, документы, поступившие после принятия фондом решения, также подлежат обязательной оценке, так как право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности не является санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов.
Согласно п.2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с п. 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713).
Как правомерно посчитал суд, фонд безосновательно определил вид деятельности общества по наиболее высокому классу профессионального риска.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии, с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившейся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пункт 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска от 01.12.2005 N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил от 01.12.2005 N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил от 01.12.2005 N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок подтверждения от 31.01.2006 N 55.
В силу п. 2 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил от 01.12.2005 N 713.
Пунктом 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
В соответствии с п. 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка, территориальный орган фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 01 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил от 01.12.2005 N 713, согласно которому, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил от 01.12.2005 N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации.
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Отсутствие в нормативных правовых актах утверждённой процедуры порядка пересмотра размера страхового тарифа, на основе представленных страхователем сведений для подтверждения основного вида деятельности не является основанием для возложения на страхователя обязанности по уплате страховых взносов в повышенном размере.
Сам факт представления документов о подтверждении основного вида деятельности за пределами установленного срока (но в пределах расчетного периода, и более того - в пределах срока камеральной проверки расчета за первый отчетный период) не может не учитываться фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности, ставки страховых взносов (согласно подп. 7 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
При этом фактически при получении указанных сведений фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным.
В пункте 13 Правил использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности....", вместо формулировки "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок".
Тем самым, содержащееся в п. 13 Положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", то есть исходя из установленного ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
Как правомерно установлено судом, подтверждение основного вида экономической деятельности было представлено страхователем позже срока.
Основным видом деятельности общества по итогам 2020 является деятельность по оптовой торговле металлами и металлическими рудами с кодом ОКВЭД 9.10.2, относящимся к 3 классу профессионального риска и ставкой страхового тарифа 0,4 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что решение фонда не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает установленное законом право общества на установление с января 2020 тарифа страховых взносов в соответствии с основным видом экономической деятельности "аренда и лизинг горного и нефтепромыслового оборудования" (ОКВЭД 77.39.22) и определения 22 класса профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, в связи с чем, требования общества подлежат удовлетворению.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, являлись предметом тщательной проверки судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Доводы, изложенные в жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.08.2021 по делу N А40-136460/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-136460/2021
Истец: ООО "УРАЛМАШ-ТЕХСЕРВИС"
Ответчик: ГУ МОСКОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ