г. Красноярск |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А33-5819/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Дамбарова С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "СК-Приоритет": Горовенко А.Н., представителя по доверенности от 25.04.2021;
от ответчика - министерства лесного хозяйства Красноярского края: Свежаковой В.И., представителя по доверенности от 24.12.2020 N 86-015871,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СК-Приоритет" (ИНН 2443044603, ОГРН 1142443001480)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 23 июня 2021 года по делу N А33-5819/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СК-Приоритет" (ИНН 2443044603, ОГРН 1142443001480, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - ответчик) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесных участков от 21.11.2016 N 729-з в редакции, предложенной истцом в исковом заявлении с приложениями 1 -3 дополнительного соглашения к исковым требованиям.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 июня 2021 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- по мнению истца, судом в решении использована судебная практика, которая по существу предмета и основания заявленных исковых требований не может быть применена к рассмотрению настоящего гражданского дела;
- при расчете арендных платежей по дополнительным соглашениям, имеющих срочный характер, к договорам аренды, начиная с 18.01.2020 коэффициент степени повреждения лесных насаждений не может быть учтен ввиду его отсутствия в действующем лесном законодательстве;
- расчет истца не содержит указание на применение к ставкам арендной платы конкурсного коэффициента;
- договор аренды лесных участков от 21.11.2016 N 729-3 не отнесен к переоформленным договорам, приводимым в соответствие с Лесным кодексом РФ 2006 года;
- после размещения на официальном сайте Акт ЛПО, не получивший отрицательных замечаний, является основанием для изменения условий договора аренды на срочный период, - срок действия акта ЛПО, - в порядке, определенном ст. 74.1 ЛК РФ.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.07.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
В материалы дела ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому требования истца обоснованным за исключением неприменения конкурсного коэффициента.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.11.2016 между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "СК-Приоритет" (арендатор) заключен договор аренды лесных участков N 729-з, согласно пункту 1 которого арендодатель на основании протокола о результатах аукциона на заключение договора аренды лесных участков от 01.11.2016 N 7 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, определенные в пункте 2 настоящего договора.
В соответствии с пунктом 2 договора, лесные участки имеют следующие характеристики общая площадь: 4905 га защитных и эксплуатационных лесов; местоположение: Красноярский край, Козульский район, Козульское лесничество, Чернореченское участковое лесничество, кварталы N N 65, 73, 74, Козульское участковое лесничество, кварталы NN 19-22 в том числе: лесной участок площадью 25,6455 га (уточненная площадь по результатам проведенного межевания 256455 кв. м), расположенный: Красноярский край, Козульский район, Козульское лесничество, Козульское участковое лесничество в квартале N 21 (части выделов 1 - 6), с кадастровым номером 24:21:4702002:989, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-03488-2016-01-3326-1; лесной участок площадью 599,3545 га (уточненная площадь по результатам проведенного межевания 5993545 кв. м), расположенный: Красноярский край, Козульский район, Козульское лесничество, Козульское участковое лесничество в квартале N 2 (выделы 7-21, части выделов 1 -6), с кадастровым номером 24:21:4702002:988, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-03489-2016-01-3326-1; лесной участок площадью 1230,0000 га (1 230 000 кв. м), эксплуатационных лесов, расположенный: Красноярский край, Козульский район, Козульское лесничество, Чернореченское участковое лесничество, в квартале N 74, Козульское участковое лесничество, в квартале N 19, являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:21:0000000:1758, учетный номер части 1, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-034912016-01-3326-1; лесной участок площадью 3050,0000 га (30 500 000 кв. м), эксплуатационных лесов, расположенный: Красноярский край, Козульский район, Козульское лесничество, Чернореченское. участковое лесничество, в кварталах NN 65, 73, Козульское участковое лесничество, в кварталах N 20, 22, являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:21:0000000:1759, учетный номер части 1, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-03490-2016-01-3326-1.
Границы лесных участков определены в кадастровом паспорте, а также указаны в схеме расположения лесных участков, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Договору. Характеристики лесных участков на день заключения настоящего Договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении N 2 к настоящему Договору (пункт 3 договора). Согласно пункту 4 договора, арендатору передаются лесные участки в целях использования лесов для заготовки древесины.
Арендная плата по договору составляет 2 101 998 руб., в том числе вносимая в федеральный бюджет - 437 916 руб. в год. Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы. Расчет арендной платы для видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, приводится в приложении N 4 к договору. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 6 договора). Арендатор вносит арендную плату в порядке, предусмотренном приложением N 5 к договору (пункт 8 договора). Согласно пункту 17 договора, все изменения, вносимые в договор, оформляются в письменной форме и подписываются сторонами. Внесение изменений в договор, заключенный по результатам аукциона, на основании соглашения сторон или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 18 договора).
Согласно пункту 19 договора, настоящий договор, заключенный в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Решением суда от 31 августа 2020 года по делу А33-13686/2020 в договор аренды внесены изменения. "Стороны согласовали приложения к договору: - N 1 "Схема расположения лесного участка"; - N 2 "Характеристики лесного участка на 21.11.2016"; - N 3 "Ежегодный объем заготовки древесины"; -N 5 "Порядок внесения арендной платы"; -N 6 "Акт приема-передачи лесного участка, переданного в аренду для заготовки древесины". Согласно справке о количественных и качественных характеристиках лесов по итогам таксации лесов 2018 года на лесных участках, переданных в аренду истцу для заготовки древесины в Чернореченском и Козульском участковых лесничествах Козульского лесничества изменились количественные и качественные характеристики лесных участков, предоставленного по договору аренды. Протоколом второго лесоустроительного совещания от 18.10.2019 года утверждены итоги таксации лесов в 2018 году, актом N 7 от 14.11.2019 изменена информация в государственном лесном реестре на части лесного фонда Чернореченского и Козульского участковых лесничеств Козульского лесничества Красноярского края в границах лесных участков, переданных ООО "СК-Приоритет" в аренду для заготовки древесины по договору аренды от 21.11.2016N 729-з."
На основании договора аренды лесного участка от 21.11.2016 года N /2У-з (далее -договор аренды N 729-з) истец осуществляет заготовку древесины на лесных участках, площадью 4905 га, расположенных: Красноярский край, Козульском районы, КГБУ "Козульское лесничество" Чернореченском участковом лесничестве, в кварталах N 65, 73, 74, Козульском участкового лесничества, в кварталах N 19-22. Договор прошел процедуру государственной регистрации.
19.02.2021 арендатор направил в адрес ответчика предложение о внесении изменений в договор аренды N 729-з ввиду необходимости проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке.
В соответствии с указанным проектом дополнительного соглашения к договору аренды N 729-з арендодателю предлагается:
1.1. Дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:
"6.1. Арендная плата по санитарным рубкам на 2021-2023 г. составляет 7 037 075,00 (семь миллионов тридцать семь тысяч семьдесят пять) рублей 00 копеек".
1.2. Дополнить приложением N 3.1 на 2021 -2023 г. в редакции, согласно приложению N 1 к Соглашению.
1.3. Дополнить приложением N 4.1 на 2021-2023 г. в редакции согласно приложению N 2 к Соглашению.
1.4. Дополнить приложением N 5.1 на 2021 -2023 г. в редакции согласно приложению N 3 к Соглашению.".
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг (далее - ЛПО), в соответствии с пп. "в" п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 г. N 607 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 11 Правил граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, в случае обнаружения признаков появления вредителей, болезней, неблагополучного состояния, значительного или массового повреждения или поражения обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения проинформировать об этом лесничества или уполномоченные органы. Согласно разделу 1 Порядка проведения лесопатологических обследований, утвержденному приказом Минприроды России от 16.09.2016 г. N 480 (далее -Порядок по ЛПО), информация направляется в письменном или электронном виде с указанием места выявления повреждения, причины повреждения (с описанием признаков повреждения), поврежденной породы деревьев, примерной площади повреждения и контактных данных заявителя: фамилия, имя, отчество (при наличии) и телефон). Проверка информации проводится уполномоченными органами в 30-дневный срок с момента ее получения. ЛПО проводятся с использованием наземных и (или) дистанционных методов, визуальными и (или) инструментальными способами, обеспечивающими необходимую точность оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов.
Арендатором с целью выполнения обязанности как лица, использующего леса, информация об обнаружении неблагополучного состояния лесов направлена в КГБУ "Козульское лесничество". На основании поступившей информации было проведено лесопатологическое обследование на лесных участках, переданных истцу в аренду.
Актами лесопатологического обследования от 29.12.2020 N 356, от 25.12.2020 N 347 установлено повреждение лесных насаждений на площади 1490 га, и с объемом подлежащей сплошной рубке этих насаждений 233 388 куб.м.
Согласно пункту 9 Порядка по ЛПО, объемы ЛПО определяются ежегодно, в том числе с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга и иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
Результаты проведенного ЛПО должны ежегодно учитываться ответчиком в лесохозяйственном регламенте Пировского лесничества. Изменение условий договора аренды на основании изменения объемов санитарно-оздоровительных мероприятий, является основанием изменения и проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду.
Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно-оздоровительные мероприятия за счет собственных средств на основании проекта освоения лесов и результатов ЛПО.
Истец заявляет о необходимости изменения условий договора аренды N 729-з в части выполнения арендатором на лесном участке санитарно-оздоровительных мероприятий в форме сплошных санитарных рубок, а также изменений проекта освоения лесов, и включения объемов таких мероприятий в лесную декларацию.
Ответчиком предложение арендатора об изменении условий договора аренды N 729-3 не принято, дополнительное соглашение в указанной выше части не заключено, что препятствует составлению изменений к проекту освоения лесов, проведение государственной экспертизы этих изменений, и, как следствие, отсутствие правовых оснований для проведения санитарных мероприятий на лесном участке, то есть вырубки поврежденных лесных насаждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены, в том числе, ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы), которые применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности.
Объем изъятия лесных ресурсов определяется договором аренды лесного участка отдельно для каждого вида рубок (сплошных и выборочных), по каждой категории целевого назначения лесов (эксплуатационных и защитных), и отражен в приложении N 3 к договору N 729-3.
Предложение об изменении условий договора аренды в этой части посредством заключения дополнительного соглашения было направлено арендодателю в порядке требований ст.ст. 435-440 Гражданского кодекса РФ 19.02.2021 г.
Согласно договору аренды лесного участка от 21.11.2016 г. N 729-з, после проведения лесоустройства в 2019 году, установлены ежегодные объемы использования лесного участка в 9100 куб.м.
Согласно Актам ЛПО, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий определено в объеме 233 387 куб.м. на территории лесного участка. Как заявляет истец ввиду наличия на территории Козульского лесничества, включая часть лесного участка, переданного в аренду ООО "СК - Приоритет" повреждений насекомыми-вредителями, требуется ежегодное обследование с последующим назначением санитарно-оздоровительных мероприятий (выборочная либо сплошная рубка). Территория, обследованная специалистами-лесопатологами ЦЗЛ в 2020 году составила 1305 га. Согласно актам ЛПО на этой площади требуется проведение сплошной санитарной рубки поврежденных лесных насаждений в объеме 233 387 куб.м., при этом, согласно расчету арендной платы (Приложение N 3 к дополнительному соглашению) из объема 233 387 куб.м., дрова (то есть неликвидная древесина) составляет 86194,6 куб.м. (по хвойному хозяйству) и 53837,4 куб.м. (по мягколиственному хоязйству). Итого объем дровяной древесины из объема 233 387 куб.м. оставляет 140 032 куб.м. Объемы по остальной древесине: мелкая (общий объем по хозяйственным секциям - хвойное и мягколиственное) - 26284,8 куб.м.; средняя (общий объем по хозяйственным секциям) - 40620,4 куб.м.; крупная (общий объем по хозяйственным секциям) - 26449,8 куб.м.
По расчетам истца при наличии такого показателя неликвидной и мелкой древесины в 140 032 куб.м. и 26 284,81/' куб.м. соответственно выход деловой древесины может составить лишь 67 070,2 куб.м. (около 27% от общего объема санитарной рубки, без учета вершинника, комлевой части и иных показателей), проведение санитарной рубки в лесных насаждениях.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судом первой инстанции сделан вывод о том, что условия договора аренды лесного участка существенно меняются в части рубок и арендатору предоставляется преимущество к доступу к лесным ресурсам, вносимые в договор аренды лесного участка изменения противоречат статье 74 Лесного кодекса РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 -84 Кодекса.
Из части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса. Из части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование участками лесного фонда на территории Красноярского края, является Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства Красноярского края (далее - положение). Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц 03.08.2016 внесена запись о создании юридического лица - министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952).
Согласно пункту 1.1 положения, министерство лесного хозяйства Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим, в том числе, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области лесных отношений, в сфере образования (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края). Согласно пункту 3.3 положения к компетенции министерства лесного хозяйства Красноярского края относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края.
Отношения сторон возникли из договора аренды лесных участков от 21.11.2016 N 729-з (далее - договор), отношения по нему регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наниматель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Согласно частям 1 и 2 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками (часть 5 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 60.3 ЛК РФ Правительством Российской Федерации устанавливаются Правила санитарной безопасности в лесах.
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 14 Правил граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения таких насаждений проинформировать об этом указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил органы государственной власти или органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов (далее - заинтересованные органы).
Арендатором с целью выполнения обязанности как лица, использующего леса, информация об обнаружении неблагополучного состояния лесов направлена в Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены, в том числе, ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы), которые применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности.
Объем изъятия лесных ресурсов определяется договором аренды лесного участка отдельно для каждого вида рубок (сплошных и выборочных), по каждой категории целевого назначения лесов (эксплуатационных и защитных) и отражен в договоре аренды лесного участка от 21.11.2016 N 729-з.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В связи с изменением качественных характеристик лесных участков, являющихся предметом договора аренды от 21.11.2016 N 729-з, истец обратился в министерство с просьбой заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 21.11.2016 N 729-з.
Как следует из материалов дела, объемы санитарных рубок не являлись предметом торгов и не были включены в условия договора аренды, соответственно, оплата за них не может быть квалифицирована как арендная плата, подлежащая исчислению исходя из условий торгов и заключенного по их результатам договора.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2018 N 302-ЭС18-8415 по делу N А33-11778/2017, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.03.2018 по указанному делу.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, анализируя приведенные нормы права, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судом апелляционной инстанции не установлено наличие признаков предоставления истцу преимущественных условий на осуществление сплошных рубок лесных насаждений на спорном участке, поскольку вносимые изменения в договор от 21.11.2016 N 729-з обусловлены наличием повреждений лесных ресурсов вредными организмами, осуществление рубок необходимо в целях профилактики распространения повреждений леса. Факт наличия повреждений леса вредными организмами подтвержден представленными в материалы дела актами лесопатологического обследования.
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о том, что истцом подтвержден факт изменения санитарного и лесопатологического состояния арендованных истцом лесных участков, которое требует проведения выборочной санитарной рубки в эксплуатационных лесах. В этой связи спор о внесении изменений в договор аренды лесных участков подлежит урегулированию судом.
Довод ответчика о том, что в отношении санитарных рубок подлежит применению коэффициент конкурсного повышения в размере 4.8, основан на неверном толковании норм материального права и отклонен апелляционным судом на основании следующего.
Как следует из материалов дела, объемы санитарных рубок не являлись предметом торгов и не были включены в условия договора аренды, соответственно, оплата за них не может быть квалифицирована как арендная плата, подлежащая исчислению исходя из условий торгов и заключенного по их результатам договора.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в редакции Постановления Правительства РФ от 06.01.2020 N 3 "О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", изменился алгоритм расчета арендных платежей при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке.
Принимая во внимание, что объемы санитарных рубок не являлись предметом торгов и не были включены в условия договора аренды, оплата за них не может быть квалифицирована как арендная плата, подлежащая исчислению исходя из условий торгов и заключенного по их результатам договора, в связи с чем, исчисление платы за дополнительный к ежегодной расчетной лесосеке объем санитарных рубок должен быть произведен исходя из минимального размера платы, определяемого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", с учетом степени повреждения лесных насаждений.
С учетом положений части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
На основании пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 4 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд относит на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением. С учетом изложенного расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца на основании его ходатайства.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 июня 2021 года по делу N А33-5819/2021 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Иск удовлетворить.
Внести изменения в договор аренды лесных участков от 21.11.2016 N 729-з, заключенному с ООО "СК-Приоритет", обязав министерство лесного хозяйства Красноярского края в течение 30-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить дополнительное соглашение к договору, изложив его условия в следующей редакции:
"внести изменения в договор аренды лесного участка от 21.11.2016 г. N 729-3. заключенному с ООО "СК-Приоритет", обязав министерство лесного хозяйства Красноярского края заключить дополнительное соглашение к договору, изложив его условия в следующей редакции:
" Дополнительное соглашение N _
к договору аренды лесных участков от 21.11.2016 N 729-3
г. Красноярск "_"_2021 г.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края в лице, действующего на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п, именуемое в дальнейшем "Арендодатель", с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью "СК-Приоритет" в лице генерального директора Апешиной Ольги Алексеевны, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, а вместе именуемые "Стороны", заключили настоящее дополнительное соглашение (далее - Соглашение) о нижеследующем.
1. Внести следующие изменения в договор аренды лесных участков от 21.11.2016 N 729-3 (далее - Договор):
1.1. Дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:
"6.1. Арендная плата по санитарным рубкам на 2021 - 2022 г. составляет 14 074 020.00 (четырнадцать миллионов семьдесят четыре тысячи двадцать) рублей 00 копеек".
1.2. Дополнить приложением N 3.1 на 2021 - 2022 г. в редакции, согласно приложению N 1 к Соглашению.
1.3. Дополнить приложением N 4.1 на 2021 -2022 г. в редакции согласно приложению N 2 к Соглашению.
1.4. Дополнить приложением N 5.1 на 2021 -2022 г. в редакции согласно приложению N 3 к Соглашению.
2. Соглашение является неотъемлемой частью Договора и вступает в силу с даты его государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", и действует до 31.12.2022 года.
3. Соглашение составлено в трех подлинных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон, третий экземпляр в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
4. Во всем остальном, что не предусмотрено Соглашением, действуют условия Договора.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Юридический адрес:
660036 г. Красноярск.
Академгородок, 50 "а"
Фактический адрес: 660036,
г. Красноярск, Академгородок. 50 "а"
ИНН 2463102814
КПП 246301001
БИК 040407001
р/с 40101810600000010001
в Отделении Красноярск
Общество с ограниченной ответственностью "СК-Приоритет"
Юридический адрес: 662150. Красноярский край. г. Ачинск, ул. 8-й микрорайон. 2Г ИНН 2443044603. ОГРН 1142443001480. р/с 4070281003000097027 к/с 30101810450040000627 в Восточно-Сибирском банке Сбербанка России г. Красноярск
Приложение N 1
к дополнительному соглашению
от N
Приложение N 3.1
к договору аренды лесных участков
от 21.11.2016 N 729-з
Объем использования лесов для заготовки древесины на лесном участке на 2021- до 31.12.2022 год
Ежегодный объем заготовки древесины (тыс. куб. м)
Хозяйство
в том числе
всего
сплошные рубки
выборочные рубки
I. Защитные леса
1. При рубке спелых и перестойных лесных насаждений
Хвойное
-
-
-
Твердолиственное
-
-
-
Мягколиственное
-
-
-
Итого
-
-
-
2. При уходе за лесами
Хвойное
-
-
-
Твердолиственное
-
-
-
Мягколиственное
-
-
-
Итого
-
-
-
3. При вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений
Хвойное
-
-
-
Твердолиственное
-
-
-
Мягколиственное
-
-
-
Итого
-
-
-
Всего по разделу 1
-
-
-
П. Эксплуатационные леса
1. При рубке спелых и перестойных лесных насаждений
Хвойное
-
-
-
Твердолиственное
-
-
-
Мягколиственное
-
-
-
Итого
-
-
-
2. При уходе за лесами
Хвойное
-
-
-
Твердолиственное
-
-
-
Мягколиственное
-
-
-
Итого
-
-
-
3. При вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений
Хвойное
233.387
233.387
-
Твердолиственное
Мягколиственное
Итого
233,387
233,387
-
Всего по разделу II
233,387
233,387
-
Хозяйство
Ежегодный объем заготовки древесины (тыс. куб. м)
всего
в том числе
сплошные рубки
выборочные рубки
III. Всего в защитных и эксплуатационных лесах
1. При рубке спелых и перестойных лесных насаждений
Хвойное
-
-
Твердолиственное
-
Мягколиственное
-
Итого
-
-
2. При уходе за лесами
Хвойное
-
-
-
Твердолиственное
-
-
Мягколиственное
-
-
-
Итого
-
-
-
3. При вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений
Хвойное
233.387
233.387
-
Твердолиственное
-
Мягколиственное
-
Итого
233.387
233.387
-
Всего по разделу Ш
233.387
233.387
-
Примечания:
* объемы использования лесов, в том числе при рубках, связанных с созданием лесной инфраструктуры в целях охраны, защиты, воспроизводства лесов (разрубка, расчистка квартальных, граничных просек, визиров, строительство, ремонт, эксплуатация лесных дорог, устройство противопожарных разрывов и т. п.) определяются при разработке проекта освоения лесов (изменения).
Генеральный директор ООО "СК-Приоритет"
/ О.А. Алешина /
Приложение N 2
к дополнительному соглашению
от N
Приложение N 4.1
к договору аренды лесных участков
от 21.11.2016 N 729-з
СРОКИ
внесения арендной платы на 2021 - 2022 годы
_______________________________(рублей)
N п/п
Календарный план
Арендная плата, установленная по договору аренды лесного участка
В том числе
в местный бюджет
в бюджет субъекта РФ
в федеральный бюджет
1
2
3
4
5
6
1
15.01 (01.01-31.01)
1195327,73
1195327,73
2
15.02 (01.02-28.02)
1079650,84
1079650,84
3
15.03 (01.03-31.03)
1195327,73
1195327,73
4
15.04 (01.04-30.04)
1156768,77
1156768,77
5
15.05 (01.05-31.05)
1195327,73
1195327,73
6
15.06 (01.06-30.06)
1156768.77
1156768.77
7
15.07 (01.07-31.07)
1195327.73
1195327,73
8
15.08 (01.08-31.08)
1195327.73
1195327.73
9
15.09 (01.09-30.09)
1156768.77
1156768,77
10
15.10 (01.10-31.12)
3547424.20
3547424,20
Итого (за год)
14074020,00
14074020.00
Генеральный директор ООО "СК-Приоритет"
/ О.А. Алешина /
Приложение N 3
к дополнительному соглашению
от N
Приложение N 5.1
к договору аренды лесных участков
от 21.11.2016 N 729-з
РАСЧЕТ
арендной платы по договору аренды лесных участков, заключенного в целях использования лесов для заготовки древесины
Лесопользователь: ООО "СК-Приоритет" Лесничество: Козульское лесничество
Лесотаксовыи район: Четвертый Восточно-Сибирский лесотаксовыи район
Порода
Форма рубки Способ рубки
Разряд такс
Товарная структура ежегодной расчетной лесосеки
Объем всего, м.куб.
Арендная плата по минимальной ставке, руб.
Крупная
Средняя
Мелкая
Дрова
Объем
Ставка
Объем
Ставка
Объем
Ставка
Объем
Ставка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Хвойное
Сплошная рубка
17844,0
26248,3
21949,5
86194,6
152236,4
4110903,00
ЕЛЬ
Сплошная рубка
2
5138,3
84,60
7741,0
60,48
7307,0
30,06
19008,3
2,70
39194,6
1173847,00
ПИХТА
Сплошная рубка
2
10539,7
84,60
15967,5
60,48
13982,3
30,06
64163,9
2,70
104653,4
2450923,00 486133,00
КЕДР
Сплошная рубка
2
2166,0
112,86
2539.8
80,82
660,2
40,32
3022,4
3,24
8388,4
Мягколиственное
Сплошная рубка
8605,8
14372,1
4335,3
53837,4
81150,6
816975,00
БЕРЕЗА
Сплошная рубка
о
6306,1
47,16
8947,6
33,66
1488.9
16,56
36788.7
3.24
53531,3
742424.00
ОСИНА
(.'плотная рубка
2
2299.7
9.18
5424,5
7,02
2846.4
3.24
17048,7
0.36
27619,3
74551.00
26449.8
40620.4
26284.8
140032,0
233387
4927878.00
Арендная плата по видам рубок (тыс.
руб)
арендная плата
величина повышающего коэффициента
сумма увеличения арендной платы (руб)
Всего арендной платы
(руб.)
Выборочная рубка:
Минимальные ставки
с учетом корректирующего коэффициента ликвидного запаса древесины на корню
4 927 878
1,05
246 394
5 174272,00
с учетом коэффициента индексации устанавливаемый Правительством Российской Федерации ежегодно
5 174 272
2,72
8 899 748
14 074 020,00
Сверхминимальные ставки
Арендная плата в части превышения мин. ставки согласно протокола конкурса
Итого:
Минимальные ставки
14 074 020,00
Сверхминимальные ставки
Всего арендной платы
14 074 020,00
Генеральный директор ООО "СК-приоритет"
/ О.А. Алешина /
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5819/2021
Истец: ООО "СК-ПРИОРИТЕТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ