г. Владивосток |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А24-1514/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Горбачевой,
судей Д.А. Глебова, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-6069/2021
на решение от 27.07.2021
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-1514/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по иску (заявлению) публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
третьи лица: арбитражный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" Чернеев Вадим Игоревич
о взыскании 1 212 755 рублей 03 копеек,
при участии: стороны не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - истец, адрес: 683001, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, д. 10) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищнокоммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее - ответчик, адрес: 683024, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, д. 29) о взыскании 1 212 755 рублей 03 копеек, в том числе: 1 182 294 рублей 25 копеек долг; 30 460 рублей 78 копеек пени за период с 26.02.2021 по 24.06.2021, со взысканием пеней на сумму долга по день фактического исполнения обязательства (с учетом уточнений принятых судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением суда от 07.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен арбитражный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" Чернеев Вадим Игоревич.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 27.07.2021, требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 484 055 рублей 62 копейки долга, 21 491 рубль 19 копеек пеней, а также пени на сумму долга в размере 484 055 рублей 62 копейки, начиная с 22.07.2021 по день фактической оплаты долга из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки, действующей на день фактической оплаты. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь в обоснование жалобы на незаконный отказ суда в иске в части суммы 673 547 рублей 96 копеек в отношении многоквартирных домов, в которых горячее водоснабжение потребителей осуществляется путем водозабора ими теплоносителя из тепловой сети. Указывает на то, что акты осмотра, представленные ответчиком, не могут являться достоверным доказательством по делу, поскольку осмотр проведен без уведомления истца и в его отсутствие, без учета порядка отбора горячей воды населением. При этом указание в актах на возможность осуществления отбора горячей воды в жилых помещениях из радиаторов отопления или стояков носит предположительный характер, из актов не следует доказанность невозможности отбора ресурса в виде горячей воды из открытой системы теплоснабжения с учетом конструктивных особенностей спорных жилых домов. Полагает, что ведомости учета параметров теплопотребления подтверждают, что кроме потребленной тепловой энергии в Гкал прибор учета фиксирует разницу показаний поданного в жилой дом и возвращенного теплоносителя в кубометрах, в результате чего установлен между показаниями ОДПУ и сведениями о начисленных объемов гражданам невозврат части теплоносителя в тепловую сеть. Апеллянт отметил, что им производится перерасчет населению спорного жилого фонда по некачественно предоставленной услуге ГВС на основании заявления при установлении данного факта. Указывает, наличие утечки в доме 10 по ул. Ленинская и ее объем, подтверждаются актами фиксации сверхнормативного расхода теплоносителя, расчетами, телефонограммами об уведомлении ответчика и журналом об их приеме, температурными графиками по температуре на обратном трубопроводе, считает методику, примененную при расчете утечки арифметически верной и нормативно обоснованной.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит отказать в ее удовлетворении ввиду необоснованности.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
ПАО "Камчатскэнерго" в исковой период осуществляло поставку тепловой энергии в находящиеся в управлении ООО "УЖКХ" спорные МКД, в целях содержания общего имущества.
На оплату поставленной в январе 2021 года тепловой энергии истец выставил ответчику счета-фактуры на сумму 1 158 792 рублей 53 копеек, которые ответчиком не оплачены.
Расчет размера платы за коммунальные ресурсы произведен как по показаниям приборов учета (разница данных общедомовых приборов учета и индивидуального потребления граждан (по индивидуальным приборам учета и индивидуальным расходам по нормативу потребления), так и по нормативу в отношении тех домов, которые не оборудованы средствами измерения.
Неурегулированными между истцом и ответчиком остались разногласия относительно взыскания задолженности за поставленный ресурс в спорные дома, в которых централизованная система горячего водоснабжения отсутствует, что исключает обязанность управляющей компании оплачивать данные услуги.
Ссылаясь на отсутствие оплаты ответчиком потребленного в спорном периоде коммунального ресурса, а также на наличие вышеуказанных разногласий, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Судом установлено, что определением Арбитражного суда Камчатского края от 10.10.2019 по делу N А24-7511/2019 к производству принято заявление о признании ответчика несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о банкротстве. Определением Арбитражного суда Камчатского края от 30.09.2020 в отношении ответчика введена процедура финансового оздоровления сроком на два года. Определением Арбитражного суда Камчатского края от 30.09.2020 административным управляющим должника утвержден Чернеев В.И. Предметом настоящих требований является задолженность по оплате тепловой энергии за период, который истек после возбуждения в отношении ответчика дела о банкротстве. Данные требования являются текущими, в связи с чем, подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Отношения по поставке горячей воды в целях содержания МКД регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах, а также жилищным законодательством (Жилищный кодекс Российской Федерации).
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, произвольное изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и произвольный отказ от исполнения обязательств, не допускаются.
Частью 1 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Исходя из положений статьи 539 ГК РФ, во взаимосвязи со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и пунктов 21, 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) ответчик обладает статусом как исполнителя коммунальных услуг (теплоснабжение), потребляемого на ОДН, так и абонента (потребителя) в отношениях по теплоснабжению на ОДН.
Таким образом, ответчик как лицо, выступающее исполнителем коммунальных услуг, является обязанным лицом по оплате тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества спорных МКД.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ и пунктом 42 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из формул расчета, приведенных в приложении N 2 к данным Правилам.
Рассматривая разногласия сторон относительно поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирных домов: N 7 ул. Батарейная; N 7 Ботанический переулок; N 18 ул. Заводская; N 52, 56 ул. Зеркальная; N 19 ул. Индустриальная; N 2, 3, 11 ул. Капитана Беляева; N 10 ул. Капитана Драбкина; N 11 ул. Кирдищева Г.Ф.; N 5, 20, 23, 23а, 25, 37, 44 ул. Ключевская; N 18 ул. Красноармейская; N 20 ул. Курильская; N 12б ул. Кутузова; N 65, 72, 74 ул. Ленинградская; N 32 ул. Ленинская; N 10а, 18 ул. Лермонтова; N 18, 38а ул. Максутова; N 21, 25, 27 ул. Морская; N 20 ул. Набережная; N 7 ул. Николаевой-Терешковой В.В.; 65/4 ул. Океанская; N 10/2 ул. Олега Кошевого; N 18, 26, 95, 97 ул. Пограничная; N 37, 57а, 60, 81/1, 81/4, 91, 97 ул. Рябиковская; N 16 ул. Советская; N 1/1, 23 ул. Солнечная; N 2б ул. Тельмана; N 14 ул. Тургенева; N 8 ул. Школьная; N 13 ул. Штурмана Елагина; N 5/2, 9/1, 9/2, 9/3, 9/5, 9/6, 9/7, 15/2 пр-кт 50 лет Октября; N 21 ул. Абеля; N 10, 15, 45/2 ул. Автомобилистов; N 4а ул. Арсеньева; N 7 ул. Бийская; N 15 ул. Горького; N 2 ул. Дзержинского; N 26 Елизовское шоссе; N 55 ул. Космонавтов; N 3 ул. Крылова; N 30 ул. Фестивальная в г. Петропавловске-Камчатском, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
В силу пунктов 21, 21 (1) Правил N 124 управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличия заключенных договоров между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества многоквартирного дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, определяющий виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) установлено, что централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Согласно пункту 12 статьи 2 Закона N 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Как следует из пункта "л" пункта 11 Правил N 491, приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме осуществляется при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 Правил N 354).
Из буквального толкования пункта 2 Правил N 354 следует, что потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг.
Из приведенных норм следует, что возможность взимания платы за потребляемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме коммунальные ресурсы поставлена в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного дома, а отсутствие конструктивной и технической возможности потребления определенного вида коммунальных ресурсов в многоквартирном доме исключает взимание платы за такую услугу (ресурс).
Горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Снабжение потребителей горячей водой осуществляется двумя способами, один из которых предполагает подачу горячей воды в дом по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным сетям, а второй (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) осуществляется путем производства и предоставления услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых систем, включающих в себя оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
К последнему способу относится и горячее водоснабжение путем отбора теплоносителя из внутридомовой системы теплоснабжения (отопления).
В силу пункта 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Система горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения должна иметь отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводам, такое подключение должно быть отражено в технической документации (техническом паспорте) жилого дома. Отсутствие отдельной системы горячего водоснабжения и отбор горячей воды из системы отопления (из радиаторов отопления) не может быть признан в качестве доказательства предоставления и потребления коммунального ресурса "горячая вода" при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В этой связи доводы апеллянта об обратном являются ошибочными, поскольку фактический отбор населением теплоносителя из системы отопления непосредственно в жилых помещениях (из радиаторов) не подпадает под понятие санкционированного горячего водоснабжения с позиции норм Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил N 354 и N 124 и исключает возможность признания такой коммунальной услуги оказанной и подлежащей оплате. Данный вывод согласуется с правовой позицией, приведенной в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.10.2020 N Ф03-3776/2020.
Как установлено судом из представленных ответчиком в материалы дела актов обследования от 27.05.2021, 28.05.2021, 01.06.2021, 02.06.2021, 03.06.2021, 04.06.2021, 07.06.2021, 08.06.2021, 09.06.2021, 15.06.2021, 17.06.2021, 18.06.2021 водоразбор ГВС осуществляется из системы отопления непосредственно в жилых помещениях из радиаторов системы отопления, в том числе в многоквартирных домах: N 7 ул. Батарейная; N 7 Ботанический переулок; N 18 ул. Заводская; N 52, 56 ул. Зеркальная; N 19 ул. Индустриальная; N 2, 3, 11 ул. Капитана Беляева; N 10 ул. Капитана Драбкина; N 11 ул. Кирдищева Г.Ф.; N 5, 20, 23, 23а, 25, 37, 44 ул. Ключевская; N 18 ул. Красноармейская; N 20 ул. Курильская; N 12б ул. Кутузова; N 65, 72, 74 ул. Ленинградская; N 32 ул. Ленинская; N 10а, 18 ул. Лермонтова; N 18, 38а ул. Максутова; N 21, 25, 27 ул. Морская; N 20 ул. Набережная; N 7 ул. Николаевой-Терешковой В.В.; 65/4 ул. Океанская; N 10/2 ул. Олега Кошевого; N 18, 26, 95, 97 ул. Пограничная; N 37, 57а, 60, 81/1, 81/4, 91, 97 ул. Рябиковская; N 16 ул. Советская; N 1/1 ул. Солнечная; N 2б ул. Тельмана; N 14 ул. Тургенева; N 8 ул. Школьная; N 13 ул. Штурмана Елагина; N 5/2, 9/1, 9/2, 9/3, 9/5, 9/6, 9/7, 15/2 пр-кт 50 лет Октября; N 21 ул. Абеля; N 10, 15, 45/2 ул. Автомобилистов; N 4а ул. Арсеньева; N 7 ул. Бийская; N 15 ул. Горького; N 2 ул. Дзержинского; N 26 Елизовское шоссе; N 55 ул. Космонавтов; N 3 ул. Крылова; N 30 ул. Фестивальная в г. Петропавловске-Камчатском. Подача коммунального ресурса отопление осуществляется в названных многоквартирных домах по открытой системе централизованного теплоснабжения (двухтрубная система), дома к системе ГВС не подключены. Водоразбор ГВС осуществляется из радиаторов отопления в жилых помещениях собственников. Централизованный водоразбор теплоносителя из сетей ГВС не осуществляется.
В свою очередь истец не представил вопреки статье 65 АПК РФ доказательств, опровергающих обстоятельства, указанные в актах ответчика, и не подтвердил документально, что конструктивные особенности спорных многоквартирных домов имеют отдельную систему горячего водоснабжения, подключенную к подающему и обратному трубопроводу системы отопления, которая предусматривает возможность отбора горячей воды из открытой системы горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества данных многоквартирных домов.
В то же время отсутствие в материалах дела акта обследования дом а N 23 ул. Солнечная в г. Петропавловске-Камчатском, не свидетельствует о доказанности истцом факта наличия конструктивной и технической возможности потребления названным многоквартирным домом тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение и (или) горячей воды в целях содержания общего имущества
Кроме того, из представленных в материалы дела истцом копий технических паспортов с открытой системой горячего водоснабжения не следует наличие конструктивной и технической возможности потребления названным многоквартирными домами тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение и (или) горячей воды в целях содержания общего имущества.
Отклоняя довод истца о возможности в домах N 55 ул. Космонавтов и N 30 ул. Фестивальная в г. Петропавловске-Камчатском переключения на систему ЦГВС, суд первой инстанции правомерно отметил, что система горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения должна иметь отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводам, позволяющим регулировать и выдерживать температуру горячей воды, соответствующей установленным температурным параметрам. По указанным домам таких доказательств не представлено.
Таким образом, наличие в спорных домах централизованной системы горячего водоснабжения судом из материалов дела не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что доказательств наличия у ответчика технической возможности отбора носителя из системы отопления для оказания услуги ГВС в спорных домах в соответствии с проектно-технической документацией истцом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлены, равно как и иные доказательства конструктивной возможности такого отбора для целей содержания общего имущества соответствующих МКД. В этой связи взыскание долга за поставку ГВС на ОДН по данным домам неправомерно.
Оценивая довод апеллянта относительно квартиры N 59 д. 14 ул. Горького в г. Петропавловске-Камчатском, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как верно установлено судом первой инстанции из представленного в материалы дела расчета следует и представителем истца не оспаривалось, что сумма по жилым помещениям, по которым не предъявлялся объем коммунального ресурса (выставлялся нулевой показатель), в том числе с применением утвержденных нормативов за спорный период, составила 1 188 рублей 95 копеек. Данная квартира имеет законного владельца и не оборудована индивидуальными приборами учета.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (пункт 42 Правил N 354).
Подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
В силу подпункта "а" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) названных Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) названных Правил случаях.
В случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими правилами (начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода включительно, за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не позднее 6 расчетных периодов подряд), плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее шести месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше шести месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее трех месяцев (подпункт "б" пункта 59 Правил N 354).
Таким образом, как верно заключил суд первой инстанции, неиспользование собственниками (законными владельцами) помещений не освобождает их от обязанности по оплате коммунальных услуг. При отсутствии индивидуального прибора учета объем потребляемых коммунальных услуг определяется по нормативу, а при непредставлении потребителем показаний индивидуального прибора учета расчетным способом. В этой связи аргумент ответчика о занижении истцом объема потребления по квартире N 59 д. 14 ул. Горького в г. Петропавловске-Камчатском, что привело к увеличению приходящихся на управляющую компанию объемов коммунальных ресурсов на СОИ (ОДН), правомерно признан арбитражным судом обоснованным.
При этом правомерно отклоняя довод истца о том, что потребление тепловой энергии на ГВС в пустующем жилом помещении (N 59 д. 14 ул. Горького в г. Петропавловске-Камчатском) отсутствует, суд учитывает, что в силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 названного Кодекса при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Обязанность собственника жилого помещения оборудовать принадлежащее ему жилое помещение прибором учета определена пунктом 9 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ). Доказательств в подтверждение того, что у собственника N 59 д. 14 ул. Горького в г. Петропавловске-Камчатском отсутствовала техническая возможность установки индивидуального прибора учета, материалы дела не содержат, истцом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
Кроме того, согласно пункту 86 Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном названными Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 указанных Правил.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке, либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) названных Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Анализ вышеприведенных положений позволяет сделать вывод о том, что перерасчет осуществляется исключительно в случае временного отсутствия потребителя в жилом помещении, плата за которое рассчитывается исходя из нормативов потребления в случаях, когда жилое помещение не оборудовано приборами учета по причине отсутствия технической возможности их установки. Соответствие пункта 80 Правил N 354 нормам ЖК РФ подтверждено решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2018 N АКПИ18-603, а также апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 N АПЛ18-519.
Делая вывод о недоказанности истцом объема сверхнормативного расхода теплоносителя (утечки) в многоквартирном доме N 10 ул. Ленинская в г. Петропавловске-Камчатском и отказывая в удовлетворении требования о взыскании суммы 23 501 рубля 72 копеек, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По доводам истца, в спорном периоде в подвале многоквартирного жилого дома N 10 по ул. Ленинская происходила утечка теплоносителя из системы отопления, о чем ресурсоснабжающей организацией составлен акт от 21.01.2021, произведен расчет сверхнормативного расхода теплоносителя на сумму 23 501 рубля 72 копеек.
Выражая несогласие с данным доводом истца, ответчик указал на то, что акт от 21.01.2021 составлен в отсутствие его представителя и не подтверждает факт утечки, начавшейся именно 14.02.2016.
Под утечкой теплоносителя в пункте 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) понимаются потери воды (пара) через неплотности технологического оборудования, трубопроводов и теплопотребляющих установок.
Расход теплоносителя - масса (объем) теплоносителя, прошедшего через поперечное сечение трубопровода за единицу времени.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Пунктом 110 Правил N 1034 предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставленных источником тепловой энергии, в целях их коммерческого учета определяется как сумма количеств тепловой энергии, теплоносителя по каждому трубопроводу (подающему, обратному, подпиточному).
Количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период (пункт 111 Правил N 1034).
В силу пунктов 125, 126 Правил N 1034 количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой, рассчитывается в следующих случаях: а) утечка, включая утечку на сетях потребителя до узла учета, выявлена и оформлена совместными документами (двусторонними актами); б) величина утечки, зафиксированная водосчетчиком при подпитке независимых систем, превышает нормативную.
Соответственно величина потерь теплоносителя внутри зоны балансовой принадлежности ответчика должна определяется либо приборами учета, либо на основании совместно составленных истцом и ответчиком документов, в остальных случаях учитывается величина утечки теплоносителя, определенная в договоре теплоснабжения.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции из пояснений сторон, в многоквартирном доме N 10 по ул. Ленинская в г. Петропавловске-Камчатском приборы учета и узел учета потребителя отсутствуют.
Также из материалов дела усматривается, что в подтверждение утечки истец представил акт сверхнормативного расхода теплоносителя от 21.01.2021, согласно которому на сетях многоквартирного жилого дома N 10 по ул. Ленинская произошел аварийный сброс теплоносителя из системы отопления, в результате порыва трубопровода сверхнормативный расход по расходомеру, установленному в источнике теплоты, составил 113 куб. м. Данный акт составлен истцом в одностороннем порядке без надлежащего уведомления ответчика (телефонограмма от 17.01.2021 N 61 не свидетельствует об уведомлении ответчика о составлении акта именно 21.01.2021).
Кроме того, договор на оплату невозвращенного теплоносителя не заключен, величина утечки теплоносителя не согласована.
Расчет сверхнормативного расхода теплоносителя произведен истцом по формуле в соответствии с частью 5 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр. (далее - Методика N 99/пр), который составил 6,2 Гкал, что составляет 23 501 рублей 72 копейки, количество тепловой энергии определено истцом математическим путем, вычислив количество калорий, получаемых с горячей водой, по расходу горячей воды и ее температуре.
Однако истцом не учтено, что величина утечки теплоносителя в открытой системе теплоснабжения (МУ) рассчитывается в соответствии с пунктом 88 Методика N 99/пр, по формуле: Му = М1 - М2 - Мгв, т, (10.1), где М1 - масса теплоносителя, полученная потребителем по подающему трубопроводу, т; М2 - масса теплоносителя, возвращенного потребителем по обратному трубопроводу, т, Мгв - масса израсходованной горячей воды, т.
Согласно пункту 89 названной Методики масса израсходованной горячей воды (*) при наличии циркуляции рассчитывается по формуле:
*, т, (10.2)
где:
* - масса теплоносителя, полученного потребителем по подающему трубопроводу, т;
* - масса теплоносителя, возвращенного потребителем по циркуляционному трубопроводу, т.
Рассчитывая количество теплоносителя, истец переводит количество горячей воды в метрах кубических в гигакалории, что не предусмотрено действующим законодательством и противоречит указанным выше Правилам и Методике.
При этом, суд указал, что объем 266,5 куб. м математически не подтвержден, отсутствуют цифровые показания массы теплоносителя, полученного потребителем по подающему трубопроводу, отсутствуют цифровые показания массы теплоносителя, возвращенного потребителем по обратному трубопроводу, а также отсутствуют цифровые показания массы израсходованной горячей воды.
Кроме того, в расчете отсутствуют цифровые показания расчетной массы утечки теплоносителя (в соответствии с разделом X названной Методики), цифровые показания средневзвешенной энтальпии теплоносителя в обратном трубопроводе потребителя и цифровые показания средней энтальпии холодной воды на источнике тепловой энергии.
Суд учел, что в акте сверхнормативного расхода теплоносителя с утечкой от 21.01.2021 содержится указание на то, что сверхнормативный расход теплоносителя выразился в аварийном сбросе теплоносителя из системы отопления. В рассматриваемом случае ответчик не является исполнителем коммунальных услуг в части отопления жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме N 10 ул. Ленинская в г. Петропавловске-Камчатском, поскольку исполнителем названных услуг отопления является сам истец. При этом участвующими в деле лицами не оспаривался тот факт, что ответчик приобретает коммунальный ресурс только в целях содержания общего имущества МКД.
Таким образом, принимая во внимание недоказанность истцом факта наличия в части спорных МКД горячего водоснабжения (подключение к обратному и подающему трубопроводам системы горячего водоснабжения для целей осуществления ответчиком забора теплоносителя и оказания услуг по содержанию общедомового имущества), а также факта сверхнормативного расхода теплоносителя (утечки) на объекте ответчика, обоснованности произведенных истцом расчетов, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что требования ПАО "Камчатскэнерго" о взыскании с ООО "УЖКХ" 698 238 рублей 63 копеек долга за потребленные коммунальные ресурсы в виде тепловой энергии и горячей воды на общедомовые нужды, а также сверхнормативный расход теплоносителя, не подлежат удовлетворению.
Требования о взыскании задолженности в размере 484 055 рублей 62 копеек по жилым домам, имеющим подключение к системе горячего водоснабжения, удовлетворены обосновано. Апелляционная жалоба доводов относительно указанной части решения не содержит.
Рассматривая требование истца о взыскании с ответчика 30 460 рублей 78 копеек пени за период с 26.02.2021 по 24.06.2021, а также пени, начисленные на сумму основного долга, со взысканием пеней на сумму долга по день фактического исполнения обязательства, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться в том числе, неустойкой и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору неустойку (штраф, пени) - определенную законом или договором денежную сумму.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (статья 332 ГК РФ).
В соответствии с частью 9.3. статьи 15 Закона N 190-ФЗ управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку требования истца удовлетворены частично в сумме 484 055 рублей 62 копеек, судом правомерно произведен самостоятельный расчет пеней с применением ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вынесения решения в размере 5,5 %, в результате чего, требование истца о взыскании пеней за период с 26.02.2021 по 21.07.2021 удовлетворено в размере 21 491 рублей 19 копеек, в остальной части взыскания пеней в размере 8 969 рублей 59 копеек обоснованно отказано.
Расчет пени с учетом произведенной судом корректировки, проверен апелляционным судом и признан верным арифметически и по праву, произведенным с применением надлежащей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Правомерность взыскания пени, начисленной на сумму основного долга, начиная с 22.07.2021 по день его фактической оплаты, подтверждается разъяснениями, изложенными в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Доказательства отсутствия вины ответчика в допущенной просрочке, либо наличия оснований к уменьшению размера ответственности в соответствии со статьями 404, 405, 406 ГК РФ не представлены. Ходатайства о применении положений статьи 333 ГК РФ не заявлено.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 27.07.2021 по делу N А24-1514/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Н. Горбачева |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1514/2021
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
Третье лицо: Чернеев Вадим Игоревич - арбитражный управляющий