г. Москва |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А40-10132/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционные жалобы Префектуры Восточного административного округа г.Москвы и Управы района Преображенское г.Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.07.2021 по делу N А40-10132/21 (120-61) судьи Блинниковой И.А.
по заявлению ГСК "Горка"
к 1) Префектуры Восточного административного округа г. Москвы;
2) Управе района Преображенское г.Москвы
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Филиппов С.И. по дов. от 28.01.2021; |
от соответчиков: |
1) Борисенкова Ю.В. по дов. от 06.10.2021; 2) Сергеев А.А. по дов. от 21.09.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ГСК "Горка" (далее кооператив) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Префектуре Восточного административного округа г.Москвы, Управе района Преображенское г.Москвы (далее ответчик), в котором просит признать незаконным Решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Восточного административного округа города Москвы от 09.12.2020.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, соответчики подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить как принятое с нарушением норм права, указывая на полное соответствии оспариваемого решения требованиям законодательства Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители соответчиков в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебное заседание третье лицо своего представителя не направило, суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав позицию сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.01.2021 из расклеенных объявлений на гаражах Гаражно-строительного кооператива "Горка" по адресу г. Москва, 107061 ул. 2-я Пугачевская, д.14 владельцам гаражных боксов стало известно, что 28.12.2020 Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории Восточного административного округа города Москвы принято решение о демонтаже гаражей ГСК "Горка" в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" (далее - Положение, постановление Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП).
Мероприятия по демонтажу гаражей назначены на 25 января 2021 г., в связи с чем владельцам было предложено добровольно демонтировать гаражи в срок до 24.01.2021.
ГСК "Горка" посчитав, что распоряжение является незаконным, поскольку не соответствуют нормативно-правовым актам, действовавшим в момент его вынесения и нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела судом установлена совокупность указанных обстоятельств.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта в связи с отсутствием правовых оснований для его вынесения.
Постановление Правительства Москвы N 614-ПП от 02.11.2012, на основании которого принято решение регламентирует организацию работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе, осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов.
Постановлением утвержден перечень объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках, собственником которых является город Москва или государственная собственность на которые не разграничена, подлежащих демонтажу и (или) перемещению (приложение N 2 к Постановлению).
В соответствии со статьей 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Материалами дела установлено, что согласно плану земельного участка и Технического паспорта на домовладение, по адресу г. Москва, 2-я Пугачевская ул., вл.14 с разрешенным использованием земельных участков для размещения гаражей и автостоянок, на указанном земельном участке расположены капитальные здания гаражей-боксов.
Таким образом, суд пришел к выводу, что решение вопроса о сносе капитального строения не регулируется нормами Постановления Правительства Москвы от 2 ноября 2012 г. N 614-ПП и не входит в компетенцию Окружной комиссии.
Кроме того, требование о добровольном демонтаже гаражей в срок до 24.01.2021 г. доведено до владельцев лишь 22.01.2021.
Согласно п.4. ст.222 ГК РФ срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
Тем самым не соблюден минимальны срок для сноса.
Объект подлежит сносу в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, в том числе, при наличии у него признаков самовольной постройки.
В частности п.4 ст.222 ГК установлено, что органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.
Однако, учитывая нормы права, действовавшие на момент возведения постройки (1984-1985 гг), гаражи на территории ГСК "Горка" к категории самовольно постройки не относятся.
Комиссия сделала ошибочный вывод о наличии у спорного объекта признаков самовольной постройки, так как они основаны на нарушении порядка размещения объекта, установленного законодательством, действующим на сегодняшний день.
Однако строительство гаражей началось в 1984 г., и к спорным правоотношениям в соответствии с переходными положениями к Гражданскому кодексу Российской Федерации, подлежат применению нормы права, действовавшие на момент возведения постройки, то есть в 1984 -1985 годах.
В соответствии с законодательством, действовавшим в 1984 году, разрешение на строительство выдавалось исполнительным органом власти, в данном случае - Исполнительным комитетом Московского городского совета народных депутатов N 3215 от 28 ноября 1984 г. принято решение: Отвести в виде исключения гаражно-строительному кооперативу "Горка", зарегистрированному решением исполкома Куйбышевского райсовета от 28 июля 1982 г. N33/11-1 земельный участок площадью около 0,3 га в микрорайоне 4а - о-a Черкизово во вл. N32 по Заваруевскому переулку, в границах согласно представленному плану, под строительство силами строительной организации Министерства геологии СССР (письмо от II марта 1982 г. Г3 ЮЭ-25/48-1362) гаража - стоянки боксового типа, емкостью на 58 машино-мест. Окончательное размещение гаража-стоянки на земельном участке определить проектом.
Обязать застройщика: оформить в Главном архитектурно-планировочном управлении г. Москвы отвод земельного участка и разрешение на строительство (п.1).; Представить на рассмотрение в ГлавАПУ г.Москвы проекты гаража-стоянки, застройки и благоустройства участка.; Осуществить в сроки по согласованию с исполкомом райсовета после ввода в эксплуатацию разрешаемого к строительству гаража-стоянки, снос всех временных гаражей, имеющихся у члене кооператива.
Кроме этого, у органов местного самоуправления Управы района Преображенское и Префектуры ВАО имеются сведения о том, что ГСК "Горка" в течение долгого времени предпринимало надлежащие меры к легализации земельных правоотношений, путем попытки заключения договора аренды земельного участка.
Так, согласно заключения Архитектурно-планировочном управлении ВАО г. Москвы для оформления земельных отношений N 233-04-323/4 от 22.03.2004, посчитало возможным использование земельного участка по адресу Москва, ул. 2-я Пугачевская, вл.14, под указанные цели на условиях долгосрочной аренды.
При этом согласно п.1.2. Заключения - Сведений об имеющихся градостроительных ограничениях и режимных зонах (красные лилии, технические зоны, охранные зоны): не имеется.
В п.1.3. указаны сведения о ранее разработанной планировочной документации (в т.ч. о ранее выпущенных распорядительных Документах Правительства и префектуры): регистрационное свидетельство N 001.202.490 от 15.01.97, декларация о факте использования земельного участка в г. Москве Московского земельного комитета от 9.06.97, решение Куйбышевского РИК от 28.07.82 N 33/11-1 "Об организации кооператива по строительству...", решение МГИК от 28.11.84 N 3215 "Об отводе гаражно-строительному кооперативу "Горка" земельного участка в микрорайоне 4а-6а Черкизово во вл.32 по Заваруевскому переулку", свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. N 1037739351044 от 31.01.2003.
Распоряжением Префекта ВАО г. Москвы от 25.10.2006 N 2028-В-РП гаражно-строительному кооперативу "Горка" предоставлен в аренду земельный участок.
Во исполнение п.2 Распоряжения договор аренды с необходимыми приложениями оформлен, подписан со стороны ГСК "Горка" и передан в Территориальной объединение регулирования землепользования г.Москвы. (ТОРЗ ВАО) в декабре 2006 г. Документы для государственной регистрации договора аренды переданы в ТОРЗ ВАО в феврале 2007 г.
Однако договор аренды со стороны ТОРЗ ВАО не был заключен, по причине несовпадение границ земельных участков ГСК "Горка" и соседнего Преображенского кладбища (граница кладбища частично накладывается на границу земельного участка ГСК "Горка").
По информации сотрудников ТОРЗ ВАО, это явилось следствием ошибки, допущенной при последнем оформлении плана земельного участка Преображенского кладбища для заключения с ним договора аренды. При этом по плану земельного участка ГСК "Горка" у ТОРЗ ВАО замечаний нет, что подтверждается ответами из Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 04.08.2008 г., 15.06.2009 г., 16.05.2011 г.
В 2010 году согласно Распоряжения Департамента земельных ресурсов г.Москвы N 2782 от 27.07.2010 об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру г.Москва, ул.2-я Пугачевская, вл.14 - утверждена схема расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, 2-я Пугачевская ул., вл.14 на кадастровой карте территории. Установлено разрешенное использование земельного участка (п.1) - земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок. Были проведены межевые работы, составлен межевой план и оформлен кадастровый паспорт ЗУ.
Полный комплект документов был представлен через ТОРЗ ВАО в Префектуру ВАО в апреле 2011 года, для вынесения Распоряжения Префекта о предоставлении участка в аренду ГСК "Горка" (ожидаемый срок - июнь 2011 г.).
07.07.2011, согласно письму N 33-2-ТЗ-1046/11(0)-3, Департамент земельных ресурсов г.Москвы отказал ГСК "Горка" в оформлении договора аренды, в связи с отсутствием документации на капитальные здания гаражей-боксов, находящихся на земельном участке.
Однако в связи с утерей проектной строительной документации на капитальные здания гаражей-боксов, их регистрация не представляется возможным.
Согласно Протоколу N 1 общего собрания членов ГСК "ГОРКА" от 09.02.1985 г. проект строительства автостоянки районной мастерской N 8 Управления "Моспроект-1".
14.12.2017 Председателем Правления ГСК "ГОРКА" был сделан запрос в АО Моспроект на поиск проектной документации в архиве, который остался без ответа.
В 2018 году ГСК "ГОРКА" были получены в БТИ План земельного участка с указанием капитальных строений и Технический паспорт на домовладение, по адресу г.Москва, 2-я Пугачевская ул., вл.14 с разрешенным использованием земельные участки для размещения гаражей и автостоянок, которые также направлены в ТОРЗ.
Таким образом, ГСК "Горка" предпринял все зависящие от него меры к легализации земельных правоотношений, путем попытки заключения договора аренды земельного участка.
Из представленных в государственные органов документов следует, что при возведении гаражей ГСК не допущены нарушения градостроительных норм, постройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Тем самым, учитывая позицию Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", утеря проектной строительной документации, к восстановлению которых ГСК "Горка" предпринимало все необходимые меры, а также ненадлежащее оформление органами власти разрешительной документации, не может само по себе, препятствовать праву пользования владельцев спорными гаражами.
Кроме того на момент возведения постройки (1984-1985 гг) достаточным основанием для разрешения на строительство являлся нормативный акт органа исполнительной власти - решение Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов N 3215 от 28 ноября 1984 г., в котором закреплялось волеизъявление указанного органа на выделение застройщику (ГСК) земельного участка, под строительство гаражей, то есть, в действующем на тот момент законодательстве, отсутствовала необходимость в наличии правоустанавливающих документов застройщика на земельный участок.
Таким образом, при строительстве гаражей в период, когда они возводились, ГСК -"Горка" не допущено нарушений закона.
Суд правомерно отмечено, что спорный объект является капитальным строением гаражей-боксов с бетонным фундаментом и их снос невозможен без нанесения ущерба или его полой гибели и основания, предусмотренные Постановлением Правительства Москвы от 2 ноября 2012 г. N 614-ПП, для демонтажа гаражей ГСК "Горка" - отсутствуют.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу, что решение Окружной комиссии от 28.12.2020 о сносе гаражей в ГСК "Горка" не соответствует требованиям положениям ст.222 ГК РФ, а также Постановления Правительства Москвы от 2 ноября 2012 г. N 614-ПП.
Учитывая изложенное в совокупности, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч.1 ст.71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Возражения ответчиков, изложенные в апелляционных жалобам, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
При этом доводы, изложенные в апелляционных жалобах, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.07.2021 по делу N А40-10132/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10132/2021
Истец: ГСК Горка
Ответчик: Префектура ВАО г. Москвы, Управа района Преображенское г. Москвы